Исследование процессов анализа и синтеза мышления
Выполнил: студент 1 курса, группа ПВ3-12
Белокаменский Александр
Проверила: кандидат психолог. наук, стар.
преподаватель кафедры возрастной и
педагогической психологии Никитина А. А.
Мышление - процесс моделирования систематических отношений окружающего мира на основе безусловных положений. Однако в психологии существует множество других определений.
Например - высший этап обработки информации человеком, процесс установления связей между объектами или явлениями окружающего мира; или процесс отражения существенных свойств объектов, а также связей между ними, что приводит к появлению представлений об объективной реальности. Споры по поводу определения продолжаются по сей день.
В патопсихологии и нейропсихологии мышление относят к одной из высших психических функций. Оно рассматривается как деятельность, имеющая мотив, цель, систему действий и операций, результат и контроль..
Мышление является функцией головного мозга. Существует несколько теорий физиологии мышления. Следуя работам И. П. Павлова мысль - следствие рефлекторной связи между человеком и реальностью. Для его осуществления требуется работа нескольких систем мозга. Первая из них - подкорковая область. Её активизируют безусловные стимулы внешнего или внутреннего мира. Вторая система - полушария головного мозга без лобных долей и отделов речи.
Принцип её работы: стимулы временной (условной) связью «подключаются» к безусловной реакции. Это - первая сигнальная система.
Принцип 3 системы: отвлечение от конкретных качеств воспринятых объектов и обобщение сигналов из первых двух инстанций. Это - вторая сигнальная система. На её уровне воспринимаются слова и приходящие сюда сигналы заменяются речью. Поэтому в её состав входят лобные доли и 3 анализатора: речедвигательный, речеслуховой и речезрительный. Кроме того, вторая сигнальная система регулирует первую. Её условные связи могут формироваться без раздражителя и отражать не только прошлое и настоящее, но и будущее. Физиологическая основа мышления - работа коры больших полушарий. Ей характерны процессы, общие для нервной системы, в основном сочетание доминирующего возбуждения с окружающим его торможением.
|
Исследование процессов анализа и синтеза мышления по методике:
“Сравнения понятий”
Цель: исследование мышления студентов любого возраста.
Материал и оборудование: листочки со словами для работы
Процедура исследования:
Данное исследование можно проводить с одним человеком и с группой, но все испытуемые должны быть удобно рассажены, а условия – обеспечивающими строгую самостоятельность их работы. Перед началом исследования каждый участник получает листок с напечатанными на нем парами слов. Бланки можно раздать в конвертах или положить на стол обратной стороной, чтобы до получения инструкции нельзя было прочесть напечатанные на них слова. При тестировании группы каждому даются одинаковые бланки для возможного последующего анализа и сравнения. В процессе исследования испытуемому предлагают в течение 12 минут записать ответы относительно каждой пары на вопрос: «Чем они похожи?», а затем на вопрос: «Чем они отличаются?». Все его ответы полностью записываются в протокол.
|
Исследователь на первых примерах может разъяснить испытуемому непонятные ему моменты, а также должен настаивать на соблюдении испытуемым последовательности выполнения задания: вначале описание сходства, а потом – различий.
Инструкция: «Перед вами бланк с перечисленными парами слов, в течение 12 минут запишите относительно каждой пары ответы, на вопрос: «Чем они похожи?», а затем на вопрос: «Чем они отличаются?». Все его ответы полностью записываются на бланке со словами.
Слова для работы:
Утро – вечер.
Яблоко – вишня.
Корова – лошадь.
Лев – собака.
Летчик – танкист.
Ворона – воробей.
Лыжи- коньки.
Молоко – вода.
Трамвай – автобус.
Золото – серебро.
Река – озеро.
Сани – телега.
Велосипед – мотоцикл.
Воробей – курица.
Собака – кошка.
Дуб – береза.
Ворона – рыба.
Студент – бездельник.
Лев – тигр.
Картина – портрет.
Испытуемая Александра в течение заданного времени успела дать ответы на Н количество пар слов.
Слова для работы:
Утро – вечер. (оба время суток, различия: утро, время когда солнце всходит, а вечер, когда заходит)
Яблоко – вишня. (оба растут в теплое время, различия: яблоко больше размером чем вишня, цвет другой)
Корова – лошадь. (виды домашнего скота, дают молоко различия: вес, внешний вид)
Лев – собака. (питаются сырым мясом, различия: размер, лев дикий зверь, собака одомашненная)
Летчик – танкист. (род деятельности, различия: разная рабочая техника)