Игры - эксперименты | Опыты и эксперименты | Необходимое оборудование |
Игры с водой, снегом, льдом. | «Очистим воду» (очистка воды от разных примесей с помощью различных фильтров). | Ёмкости для воды, фильтры из бумаги, марли, сетки |
«Игра цвета» (делать цветную воду и получать новый цвет путем смешивания разных цветов в разных пропорциях). | Ёмкости для смешивания воды, краски | |
«Вырастим кристаллы» (делать насыщенный солевой раствор и путем испарения воды получать кристаллы соли). | Солевой раствор, ёмкости (миски, стаканчики и т.п.) | |
«Волшебная соль» (выращивание кристаллов соли на веточках, опущенных в солевой раствор). | Солевой раствор, веточки | |
«Царство цветных льдинок» (заливать цветную воду в разные формочки и замораживать). | Цветная вода, формочки для замораживания | |
«Брызгалки» (залить воду во флаконы и брызгаться, устраивать соревнования: чья «брызгалка» дальше брызнет и пр.). | Мягкие флаконы из-под шампуня с дырочками | |
«Соревнование мыльных пузырей» (выдувание мыльных пузырей с помощью разных средств, соревнование на самый большой пузырь, самый «летучий», самый веселый). | Раствор для мыльных пузырей, предметы для вдувания (соломинки, самодельные колечки из проволоки и др.) | |
«Наливаем — выливаем» (наполнять водой разные сосуды с помощью разных средств). | Сосуды с узким и широким горлом, воронки, пипетки, трубочки, мензурки, шприцы | |
«Делаем фонтан» (с помощью трубочки наливая воду, наблюдать, когда фонтан бьет выше, когда ниже). | резиновая трубка, на одном конце которой воронка, а на другом наконечник | |
«Испытание кораблей» (делать разные корабли, испытывать их плавучесть на спокойной воде, во время ветра, нагоняя ветер разными способами, делая «бури»). | Тазы с водой, корабли из бумаги, ореховой скорлупы, коробочек | |
Игры со светом. | «Пускаем солнечные зайчики», «Солнечные зайчики догоняют друг друга» (пытаться на стене поймать своим зайчиком солнечный зайчик другого ребенка). | Зеркала |
«Подаем сигналы фонариками», «Поиск» (в темной комнате с помощью фонарика разыскивать спрятанную вещь). | Фонарик, игрушки | |
«Цветные сигналы» (придумать, с помощью каких средств можно изменить цвет сигнала фонарика). | Фонарик, цветные стёкла, плёнки и др. предметы | |
«Теневой театр» (на стене с помощью рук показывать тени разных зверей и птиц). | Лампа или фонарик | |
«Рисование свечой» (вместе с воспитателем накапать воск на поверхность бумаги, затем покрыть краской — проступит восковой узор). | Плотная бумага, свечи, краски | |
Игры с магнитами, стеклом, резиной. | «Испытание магнита» (экспериментирование с магнитом: притягивание разных предметов, какие притягиваются, какие — нет; проверка подъемной силы магнита; какие предметы магнит поднимает, какие — нет; через какие преграды может действовать магнит — через бумагу, картон, ткань, фанеру, воду и т. п.) | Магниты, предметы из разного материала, разные ткани, бумага, фанера и пр. |
«Таинственные фигурки» (с помощью магнита заставлять двигаться на листе бумаги или экране различные металлические фигурки, предметы: булавки, шпильки, проволочных человечков). | Магниты, металлические предметы | |
«Попрыгунчики» (привязывать к длинной резинке разные предметы — колечки, мячики, фигурки — и, дергая за резинку, заставлять их подпрыгивать). | Резинка, игрушки, разные предметы | |
Игры с увеличительными стеклами или микроскопом: рассматривание разных предметов, материалов, поиск оставленных «следов» (игра «Сыщики»). | Увеличительные стёкла или микроскоп, мелкие предметы (камушки, пуговицы, семена и др.) | |
«Мир в цветном стекле» (рассматривать окружающее через стекла разного цвета, узнавать, какие цвета «похищает» то или иное цветное стекло; специально рисовать «волшебные» картинки, накладывать одно цветное изображение на другое, а затем «находить» их, рассматривая в цветное стекло и пр.). | Стёкла разного цвета (очки) или плотные плёнки, разноцветные картинки | |
Игры с бумагой. | Изготовление фигурок и предметов по типу оригами. | Бумага цветная, белая, схемы |
«Вертушки» (изготовление разных бумажных вертушек и испытание их). | Бумага, палочки | |
«Гармошка» (с помощью тонкой бумаги и расчески гудеть, играть, как на губной гармошке). | Тонкая бумага, расчёстки | |
«Отпечатки» (делать отпечатки на бумаге с помощью самодельных печаток). | Бумага, самодельные печатки из картофеля, моркови, пробок и т. п. | |
«Таинственные письмена» (рисовать или писать на бумаге молоком, лимонным или луковым соком, затем вместе с воспитателем нагревать бумагу и узнавать, что написано в таинственном письме). | Бумага, молоко или лимонный сок | |
«Цветные брызги» (брызгать на положенные на бумагу силуэты цветной краской, затем убирать силуэты и получать изображение на цветном фоне). | Бумага, силуэты (трафареты), краска, щётки, кисточки | |
Экспериментирование с копировальной бумагой разного цвета (рисовать, делать несколько копий и пр.). | Копировальная бумага | |
«Борьба с наводнением» (на пластиковой или деревянной поверхности располагаются капли воды, небольшие лужицы; дети ищут способ осушить их, используя разную бумагу, марлю, ткань и пр.). | Подносы или дощечки, пипетки, бумага, ткани, поролон и др. материалы |
[1] Детство: Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования /Т. И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцева и др., 2014 г.