Мозговой штурм «Ресурсы преодоления стрессов»




Упражнение «Инвентаризация стрессов»

Цель: осознание актуальных стрессов в профессиональной деятельности.

Содержание. Работа проводится в парах. Один участник выступает в роли консультанта, а другой рассказывает о своей стрессовой ситуации на работе (возможно, вымышленной). Консультант дает рекомендации, рассказывает, как ему представляется данная ситуация и пути выхода из нее.

Рефлексия.

С какими трудностями столкнулись участники, работая над своими стрессорами и помогая другим решать их проблемы.

Упражнение «Новый начальник»

Цель. Научить слушателей анализировать различные виды адап­тивного и дезадаптивного поведения; акцен­тировать внимание группы на последствиях дезадаптивного поведения.

Содержание. Сотрудник (46 лет), зам. начальника отдела, узна­ет, что его начальник, уходя на повышение, пригласил на свое место новичка — молодого мужчину (28 лет), только что приехавшего со стажировки в Гар­вардской школе бизнеса. Ранее была договоренность, что это место займет его заместитель. Заместитель и начальник были друзьями, работали вместе давно, со времени образования компании.

Задание для выполнения в подгруппах. Ведущий разбивает группу на две подгруппы: первая подгруппа должна обсудить и перечислить все возможные адаптивные формы поведения заместителя в этой ситуации, а вторая подгруппа — дезадаптивные.

Рекомендации. При обсуждении темы психологу важно подвести участников группы к пониманию того, что наиболее легко адаптируются люди, которые умеют спокойно анализи­ровать ситуацию и видеть как можно больше способов выхода из нее.

Упражнение «Вредные советы»

Цель: осознание собственных стереотипных деструктивных способов провокации стрессовых ситуаций.

Инструкция. Участники делятся на две команды и сообща готовят «советы» команде соперников на тему: «Преодоление стресса наоборот».

Анализ

• Какие из предложенных «советов» вы переживали в своей жизни?

• Каковы были последствия?

Примеры «советов»

1. Жить только работой.

2. Ни на минуту не расслабляться. Делать все с предельным напряжением.

3. Отгонять любую мысль о чем-нибудь приятном. Выражение лица должно быть постоянно печальным, скорбным или угрюмым, как можно реже поднимать голову; направление взгляда — только в землю.

Обсуждение.

Упражнение «Метафора проблемы».

Ведущий предлагает нарисовать всем участникам свою профессиональную проблему. Все участники садятся в круг и показывают свои метафоры проблем. Каждый участник, проходя по кругу, должен увидеть в картинах своих товарищей их проблемы, понять смысл предлагаемой метафоры и выбрать ту картинку, метафора которой покажется ему наиболее близкой к собственному образу проблемы. После этого участник, молча, садится на свое место. На следующем этапе участники берут свои рисунки и кладу их рядом с теми, чьи метафоры показались наиболее совпадающими с их виденьем собственной проблемы, В результате выявляются группы родственных по духу метафор. Последним заданием является создание метафоры победы над своей проблемой, в которой может быть скрыт способ разрешения педагогической проблемы.

После выполнения этого упражнения участники обсуждают ход упражнения. Обобщают названные и существующие профессиональные трудности.

Мозговой штурм «Ресурсы преодоления стрессов»

Оборудование: мольберт, ватман, фломастеры.

Как вы справляетесь с негативными эмоциями? В процессе обсуждения составляется список способов борьбы с негативными эмоциями. Полученный список дополняется и корректируется.

Упражнение «Я и стресс»

Цель. Помощь участникам в осознании своих представлений о стрессе, определении своего отношения к данно­му феномену. Выявление личных трудностей, переживаемых членами группы в настоящий момент, и личных ресурсов противо­стояния стрессовым ситуациям.

Участники располагаются комфортно. Психолог предупреждает о том, что данное упражне­ние носит конфиденциальный характер, поэтому в ходе проведения упражнения не стоит задавать друг другу никаких вопросов.

Инструкция группе. «Нарисуйте, пожалуйста, рисунок „Я и стресс". Он может быть выполнен в любой форме - реалисти­ческой, абстрактной, символической, художественной. Большее зна­чение имеет ваша степень искренности, желание изобразить свои мысли, чувства, образы, которые пришли вам в голову сразу по­сле того, как вы услышали тему. Этот рисунок сможет стать тем клю­чом, который будет помогать вам осо­знавать трудности, находить уже имеющиеся ресурсы, вырабатывать новые успешные стратегии управления стрессом. Вы имеете полное право не показывать ваш рисунок в группе, если вы этого захотите».

Участники рисуют в течение 5-7 минут. Затем психолог начинает задавать вопросы, на которые участники отвечают самостоятельно (мысленно), не записывая ответы на бумаге, не произнося их вслух. После каждого вопроса ведущий дает участникам от 15 до 40 секунд для внесения изменений и дополнений в рисунок.

Вопросы:

Посмотрите внимательно на свой рисунок.

Использован ли в вашем рисунке цвет? Посмотрите, какие цвета (или какой цвет) преобладает в рисунке. Что для вас значит именно этот цвет?

Где вы изобразили себя? Пометьте себя буквой «Я» на ри­сунке.

Как вы изобразили стресс? В виде живого существа, абстракт­ной фигуры, конкретного человека?

Посмотрите, сколько места занимает на листе ваше изобра­жение и сколько — стресс. Почему?

При изображении себя и стресса использовали ли вы похо­жие цвета? Какие?

Мысленно разделите лист пополам горизонтальной и верти­кальной чертами. Где оказалась ваша фигура?

Есть ли на рисунке какой-либо барьер между вами и стрес­сом? Может быть, вы держите в руках саблю, зонт или что-то еще? Если вы почувствовали необходимость, нарисуйте еще что-либо, что может защитить вас от стресса.

Есть ли у вас почва под ногами, на что вы опираетесь? Или вы висите в воздухе? А в жизни на кого вы можете опереться? Если такие люди существуют в вашей реальной жизни, но их почему-то нет на рисунке — дорисуйте их.

Какие свои сильные стороны во взаимодействии со стрессо­вой ситуацией вы могли бы отметить? Постарайтесь найти не менее трех позиций, по которым вы чувствуете себя уверенно. Какие лич­ностные качества помогают вам добиваться успеха?

Что бы вам хотелось изменить или как бы вам хотелось улучшить свое состояние в стрессовой ситуации? Какие личностные качества другие факторы мешают вам улучшить его?

Какие еще ваши ресурсы вы видите в этом рисунке или хо­тите добавить в него? Нарисуйте их, пожалуйста.

Обсуждение. После того как участники ответят на последний во­прос, ведущий просит их объединиться в подгруппы по 4-5 человек. В каждой сформированной группе желающие могут высказаться по поводу своих ощущений, мыслей и т. д., возникших в процессе рисования. При этом остальные слу­шают, дополняют, высказывают свою точку зрения, задают вопросы, но не критикуют. Говоря о том, что помогает и что мешает эффек­тивно действовать в ситуации стресса, можно высказываться как по поводу своего личного опыта, так и основываясь на наблюдениях за поведением людей, умеющих преодолевать стрессы. Затем каждая подгруппа формулирует несколько основных позиций, по которым они хотели бы что-то изменить в своих реакциях на стрессоры.

Все участники возвращаются в круг. Предлагается желаю­щим высказаться по поводу проделанной работы или сво­их ощущений. Представители от подгрупп зачитывают свои списки.

Упражнение «Стресс в моей жизни»

Цель. Обнаружение ситуаций, являющихся для участников стрессогенными и на сколько.

Содержание. Психолог заранее готовит карточки, на которых зафик­сированы различные жизненные ситуации, являющиеся стрессорами: увольнение с работы, полученная ребенком двойки, неожиданное известие об измене, несправедливая критика начальства и др.).

Из стресс-шкалы Холмса и Рея

В полной тишине и, не показывая карточки друг другу, участ­ники должны выстроиться в шеренгу. Каждый занимает то место, которое, на его взгляд, соответствует силе воздействия указанного в карточке стрессора. Таким образом, первым в шеренге должен ока­заться самый сильный стрессор.

После того как все участники найдут свое место в строю, тре­нер просит обменяться информацией и, уже сообща, снова выстроиться в шеренгу.

Обсуждение. Группа обсуждает, с чем может быть связано изме­нение порядка расстановки участников, почему одну и ту же ситуа­цию одни участники причисляют к наиболее стрессогенным, а дру­гие — к нейтральным или вовсе не травмирующим событиям.

Упражнение «Вредные советы»

Цель: осознание собственных стереотипных деструктивных способов провокации стрессовых ситуаций.

Инструкция. Участники делятся на две команды и сообща готовят «советы» команде соперников на тему: «Преодоление стресса наоборот».

Анализ

• Какие из предложенных «советов» вы переживали в своей жизни?

• Каковы были последствия?

Примеры «советов»

1. Жить только работой.

2. Ни на минуту не расслабляться. Делать все с предельным напряжением.

3. Отгонять любую мысль о чем-нибудь приятном. Выражение лица должно быть постоянно печальным, скорбным или угрюмым, как можно реже поднимать голову; направление взгляда — только в землю.

Обсуждение.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-08-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: