Организация эффективной деятельности с родителями по формированию позитивной социализации учащихся




Роль семьи в обществе и жизни человека несравнима по своему значению с другими социальными институтами.

Семья играет значимую роль в жизни человека, для ребенка огромную роль играет в обеспечении его успешной социализации и удовлетворении индивидуальных потребностей.

Родители решают следующие задачи семейного воспитания:

• обеспечение гармоническое развитие ребенка;

• забота о здоровье детей;

• оказывают помощь в обучении;

• реализуют трудовое воспитание и помогают в выборе профессии;

• формируют опыт гуманных, эмоционально-нравственных отношений;

• заботятся об общекультурном и интеллектуальном развитии;

• осуществляют подготовку к самовоспитанию и саморазвитию подрастающего ребенка;

• помогают в социализации личности ребенка.

 

Первыми агентами социализации, как правило, являются родители. Ребенку нужно не только подарить жизнь, но и подготовить его к жизни в обществе. В процессе взросления ребенка механизм социализации состоит из имитации и идентификации.

Имитация проявляется в стремлении ребенка подражать поведению родителей, родственников, сверстников, друзей, знакомых и др. Имитация позволяет усваивать элементы культуры, навыки, традиции, обряды. Ведь культура не наследуется генетически, а передается в процессе социализации ребенка, из поколения в поколение.

Идентификация — способ усвоения ребенком социальных установок как своих собственных. По мере развития личности растет число агентов социализации. Последовательно меняются программы и содержание социального воздействия в сторону их усложнения.

Социализирующая роль семьи усиливается влиянием воспитательных учреждений, огромное влияние оказывают средства массовой информации, образовательные организации. Образовательная организация является социальным институтом, который обеспечивает воспитательный процесс и реальное взаимодействие ребенка, родителей и социума. Задача педагога – эффективно организовать это взаимодействие, организовать так, что бы ни произошло отчуждения семьи от образовательного учреждения, педагогических работников - от семьи, а семьи - от интересов творческого и свободного развития личности, что непосредственно влияет на формирование успешной социализации ребенка.

Деятельность родителей и педагогов в интересах ребенка должна быть эффективной, а возможно это только в том случае, если они станут участниками эффективного союза, который будет направлен на развитие способностей ребенка, формирование ценностных жизненных ориентиров. Педагогам важно создать атмосферу взаимоподдержки и общности интересов, а так же установить партнерские отношения с семьей каждого учащегося. При реализации таких отношений будет формироваться позитивная социализация ребенка.

Семейная социализация должна готовить для общества социально компетентную, зрелую, здоровую личность, овладевшую знаниями о будущих семейных ролях.

Семейная социализация является первичной и базовой, ее главная цель — формирование социальной ответственности и умения подчинить индивидуальное общему. Семья должна выработать у ребенка потребности социального уровня в образовании, труде, творчестве, а также в браке и семье.

На современном этапе развития нашего общества семья вынуждена самостоятельно регулировать семейные отношения и нести огромную ответственность за собственное выживание и воспитание полноценных граждан. В настоящее время не редко, когда и сама семья самоустраняется от воспитательного процесса. Многие родители, будучи заняты проблемами выживания, нередко неспособны помочь своим детям. Перед обществом в целом и образовательной организацией стоит актуальная задача полноценно включить семью в воспитание детей, повысить педагогическую грамотность родителей в вопросах воспитания и повысить ответственность за жизнедеятельность ребенка.

Для реализации вышеуказанного необходимо грамотно планировать и реализовывать сотрудничество с родителями, используя следующие принципы работы с семьей:

1. Доброжелательный стиль общения педагогов с родителями заключается в позитивном настрое на общение. Такой настрой является тем самым прочным фундаментом, на котором строится вся работа педагогов с родителями. Недопустимы категоричность и требовательный тон при общении с родителями.

2. Преемственность согласованных действий предполагает взаимопонимание семьи и образовательной организации при реализации воспитательных, обучающих и развивающих задач.

3. Гуманный подход к выстраиванию взаимоотношений семьи и образовательного учреждения заключается в проявлении во взаимоотношениях гуманности, толерантности, т.е. признание достоинства, свободы личности, терпимости к мнению другого.

4. Открытость предполагает доступность всем участникам образовательного процесса социальный, интеллектуальный, культурный опыт всех, живущих в едином педагогическом пространстве.

5. Индивидуальный подход к каждой семье предполагает учет многих факторов, которыми отличаются все современные семьи:

· уровень родительской и человеческой культуры

· семейные традиции

· социальное положение

· особенности здоровья членов семьи

· уровень образованности и компетентности родителей

· внутрисемейные отношения.

Эффективность работы с семьёй зависит от того, в какой мере педагог учитывает индивидуальные особенности семьи каждого учащегося.

6. Сотрудничество, а не наставничество. Очень важно педагогам учитывать, чтосовременные родители в большинстве своем люди грамотные, осведомленные и, конечно, хорошо знающие, как им надо воспитывать своих собственных детей. Пропаганда педагогических знаний не принесет положительных результатов, если будет реализовываться в виде наставлений. Эффективнее будут создание атмосферы взаимопомощи и поддержки семьи в сложных педагогических ситуациях, демонстрация заинтересованности педагога разобраться в проблемах семьи и искреннее желание помочь.

Основные задачи совместной работы образовательной организации и родителей:

1) повышение психолого-педагогических знаний родителей (лекции, семинары, индивидуальные консультации, практикумы, организация «школы для родителей»);

2) вовлечение родительской общественности в учебно-воспитательный процесс образовательной организации через разнообразные формы: родительские собрания, семейные проекты, тематические семейные досуговые мероприятия и др.;

3) участие родителей в управлении учреждением.

 

Направления содержательной деятельности педагога с родителями:

1. Изучение семей обучающихся (оформление социального паспорта, диагностика педагогических потребностей родителей и др.)

2. Психолого-педагогическое просвещение родителей (организация «школы для родителей», родительский лекторий, родительские собрания с приглашением специалистов и органов системы профилактики, консультации, и др.)

3. Организация массовых мероприятий с участием родителей, организация совместной общественно значимой деятельности и досуга родителей и учащихся (экскурсии, семейные досуговые мероприятия, совместные социально-значимые дела и др.)

4. Привлечение родителей к управлению образовательным учреждением, образовательным процессом(организация деятельности Родительского комитета; разработка системы договоров между родителями и образовательным учреждением).

Главная задача образовательного учреждения и педагога состоит в организации эффективной модели сотрудничества, основанной на личностно-ориентированной модели взаимодействия, а так же повышение грамотности родителей в вопросах семейного воспитания, в том числе формировании родительских установок и эффективных стилей воспитания, а так же благоприятного психологического климата.

Родительские установки определяют суть детско-родительских отношений. Восприятие ребенка родителем и способы поведения с ним определяют родительские установки

В педагогической литературе выделяют следующие стили родительского воспитания:

· демократический

· контролирующий.

Демократический стиль характеризуется высоким уровнем общения между членами семьи, родителя позволяют детям участвовать в обсуждении семейных проблем, учитывают их мнения. Данный стиль определяется готовностью родителей прийти на помощь, если это потребуется, формируют самостоятельную деятельность ребенка. Контролирующий стиль определяет значительные ограничения поведения детей: четкое и ясное разъяснение ребенку смысла ограничений, отсутствие разногласий между родителями и детьми по поводу дисциплинарных мер.

В отечественной литературе предложена широкая классификация стилей семейного воспитания (А. Е. Личко, 1979; Э. Г. Эйдемиллер, 1980).

1. Гипопротекция характеризуется недостатком опеки и контроля за поведением, что в большинстве случаев доходит до безнадзорности детей. Недостаточное внимание и забота к физическому и духовному благополучию ребенка, делам, интересам, тревогам. В основе этого типа психопатического развития ребенка может лежать потребность в любви и принадлежности, эмоциональное отвержение ребенка, невключение его в семейную общность.

2. Доминирующая гиперпротекция предполагает обостренное внимание и заботу о ребенке. Для данного стиля семейного воспитание характерен мелочный контроль, сопровождающийся обилием ограничений и запретов, что непосредственно усиливает несамостоятельность, безынициативность, нерешительность, неумение постоять за себя. При данном стиле воспитания успешная социализация ребенка невозможна.

3. Потворствующая гиперпротекция. При данном стиле воспитание происходит по типу "кумир семьи". Ребенку происходит потакание всем его желаниям, реализуется чрезмерное покровительство и обожание, результирующие непомерно высокий уровень притязаний ребенка, безудержное стремление к лидерству и превосходствy, сочетающееся с недостаточным упорством и опорой на собственные ресурсы.

4. Эмоциональное отвержение прослеживается в игнорирование потребностей ребенка, нередко жестокое обращение с ним. При таком стиле присутствуют ощущения родителей, что о рбенок не "тот", не "такой". Иногда оно маскируется преувеличенной заботой и вниманием, но выдает себя раздражением, недостатком искренности в общении, бессознательным стремлением избежать тесных контактов, а при случае освободиться как-нибудь от обузы. Эмоциональное отвержение одинаково пагубно для всех детей.

5. Повышенная моральная ответственность характеризуется возложением на ребенка ответственности за жизнь и благополучие близких, настойчивые ожидания больших успехов в жизни — все это естественно сочетается с игнорированием реальных потребностей ребенка, его собственных интересов, недостаточным вниманием к его психофизическим особенностям.

Позиция ребенка в семье зависит от возраста. Родители в любой период являются для ребенка примером для подражания.

Психологический климат в семье определяет устойчивость внутрисемейных отношений, оказывает решительное влияние на развитие, как детей, так и взрослых.

Для благоприятного психологического климата характерны следующие признаки:

· сплочённость всех членов семьи;

· возможность всестороннего развития личности каждого её члена, высокая доброжелательная требовательность членов семьи друг к другу;

· чувство защищённости и эмоциональной удовлетворённости;

· гордость за принадлежность к своей семье;

· ответственность.

В семье с благоприятным психологическим климатом каждый её член относится к остальным с любовью, уважением и доверием, к родителям — ещё и с почитанием, к более слабому — с готовностью помочь в любую минуту. Важными показателями благоприятного психологического климата семьи являются стремление её членов проводить свободное время в домашнем кругу, беседовать на интересующие всех темы, вместе выполнять домашнюю работу, подчёркивать достоинства и добрые дела каждого.

Когда члены семьи испытывают тревожность, эмоциональный дискомфорт, отчуждение, в этом случае говорят о неблагоприятном психологическом климате в семье. Всё это препятствует выполнению семьёй одной из главных своих функций — психотерапевтической, снятия стресса и усталости, а также ведёт к депрессиям, ссорам, психической напряжённости, дефициту в положительных эмоциях. Если члены семьи не стремятся изменить такое положение к лучшему, то само существование семьи становится проблематичным.

Важным фактором, влияющим на психологический климат семьи, является её состав, так в неполных семьях с детьми, чаще всего формируется неблагоприятный психологический климат.

Психологический климат можно определить как характерный для той или иной семьи более или менее устойчивый эмоциональный настрой, который является следствием семейной коммуникации, то есть возникает в результате совокупности настроения членов семьи, их душевных переживаний и волнений, отношения друг к другу, к другим людям, к работе, к окружающим событиям.

Психологическое здоровье — это состояние душевного психологического благополучия семьи, обеспечивающее адекватную их жизненным условиям регуляцию поведения и деятельности всех членов семьи.

Психологическое здоровье семьи, оказывая значимое влияние на формирование здоровья ребенка, складывается из психологической компетентности членов семьи и качества их взаимоотношений.

Последние исследования экспертов Всемирной организации здравоохранения, проведенные в различных странах, убедительно показали, что нарушения психического здоровья гораздо чаще отмечаются у детей, которые страдают от недостаточного общения и враждебного отношения со стороны родителей, а также у детей, которые растут в условиях семейного разлада.

Нравственно-психологический климат семьи оказывают большое влияние на становление личности ребенка. Усваивая нормы поведения и отношений родителей, дети начинают в соответствии с ними строить свои отношения с близкими людьми, а затем переносят навыки этих отношений и на окружающих людей, товарищей, учителей. Если в семье нет единства в воспитании ребенка, если нарушаются важные педагогические принципы уважения к ребенку и требовательности к нему, то создается почва для неправильного становления характера человека.

Самые страшные последствия неблагополучной семейной атмосферы появляются в нарушениях психо-эмоциональной сферы или ребенка, что привести к детской преступности и даже самоубийствам. У ребенка могут возникнуть беспричинные страхи, нарушения сна, нарушения, связанные с приемами пищи и пр. Обычно эти нарушения носят временный характер. У некоторых же детей они проявляются часто, упорно и приводят к социальной дезадаптации. Такие состояния могут быть определены как психические расстройства.

Именно семья выполняет главную функцию, которая заключается в передаче детям системы ценностей и норм, включении их в социальную среду, в разнообразные социальные связи. Семья является мощным фактором психологического здоровья детей и ни один социальный институт не в состоянии заменить её ребенку.

Одной из функций семья является досугово-творческая, которая заключается в эффективной организации семейного досуга., что непосредственно влияет на социализацию личности ебенка.

Семейный досуг — это свободное времяпрепровождение, которое предполагает совместное участие всех членов семьи в различных видах активной и пассивной деятельности.

Существует несколько уровней организации досуга в семье:

· Допустимый (подразумевает знания о досуге и возможности его проведения – путешествия, спортивные мероприятия, рыбалка, походы, посещение кинотеатров, музеев и т.д.)

· Низкий (неполное осознание важности совместного проведения семейного досуга - чтение развлекательной литературы, сидение у телевизора или компьютера, приём гостей и т.д.)

· Нулевой (девиантное и делинквентное проведение досуга).

Приобщение к культурной организации свободного времени детей — основная функция для семьи. Проводя свободное время с детьми, родители должны учитывать, что для детей необходимо разнообразие форм досуга. Выбор форм проведения свободного времени происходит в каждой семье с учетом ее интересов, склонностей, возможностей. Правильно организованный семейный досуг выполняет восстановительную функцию семьи, т.е. имеет своей целью восстановление и поддержание здоровья, удовлетворение различных духовных потребностей. Содержание семейного досуга определяется интересами каждого члена семьи. Семейный досуг должен доставлять удовольствие каждому члену семьи. Только тогда он будет оказывать развивающее воздействие на детей и взрослых, повышать их культурный уровень.

В основе организации досуга лежат следующие методы:

1) сочетание отдыха с различными просветительными и воспитательными задачами (игры, конкурсы, викторины и др.);

2) многообразие форм и методов организации и добровольность в их выборе (кружки, любительские объединения, клубы по интересам, вечера отдыха, массовые праздники и др.).

Задача родителей — суметь методически грамотно использовать ту или иную форму организации семейного досуга.

Организация семейного досуга должна состоять в том, чтобы помочь родителям обрести истинные ценности, имеющие важное значение в воспитательном процессе.

 

Используемая литература:

Источник: Электронно-библиотечная система «КнигаФонд» https://www.knigafund.ru/.

1. Семейное воспитание и социальная работа: Учебное пособие / Е. И. Холостова, Е. М. Черняк, Н. Н. Стрельникова — М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2015. — 292 с.

2. Социально-психологические и духовно-нравственные аспекты семьи и семейного воспитания в современном мире. Институт психологии РАН 2013 год. 960 страниц.

3. Семейное воспитание детей с различными нарушениями в развитии: учебник для студентов вузов. Московкина А. Г.
Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС 2015 год 263 страницы

4. Родители и дети: Психология взаимоотношений. Когито-Центр 2003 год. 230 страниц.

5. Взрослые проблемы взрослых людей. Психология для всех. Целуйко В. М. Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС. 2012 год. 320 страниц



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-02-10 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: