Конспект урока по теме: «Решение задач»
Глава 3. Многогранники.
§2. Пирамида.
П.33. Правильная пирамида
Учебная задача урока: в совместной деятельности с учащимися закрепить понятие правильной пирамиды и научиться решать задачи на правильную пирамиду.
Диагностируемые цели:
В результате урока ученик:
- Знает
- определение правильной пирамиды
- определение апофемы правильной пирамиды
- Умеет
- строить правильную пирамиду
- использовать понятия правильной пирамиды и апофемы для решения задач
- Понимает
- что все боковые ребра правильной пирамиды равны, а боковые грани являются равными равнобедренными треугольниками
- что площадь боковой поверхности правильной пирамиды равна половине произведения периметра основания на апофему
Ход урока
- Мотивационно - ориентировочная часть.
Актуализация
-Какие из представленных пирамид являются правильными? Почему?
1.
2.
3.
4.
5.
(4,5 т.к. в основании правильные многоугольники и высота падает в центр основания)
-Почему остальные пирамиды не являются правильными?( в основании не правильные многоугольники)
-Сформулируйте определение правильной пирамиды (пирамида называется правильной, если ее основание – правильный многоугольник, а отрезок, соединяющий вершину пирамиды с центром основания, является ее высотой)
-Что называют апофемой? (высота боковой грани правильной пирамиды, проведенная из ее вершины)
- Чему равна площадь боковой поверхности пирамиды? (площадь боковой поверхности правильной пирамиды равна половине произведения периметра основания на апофему)
Тема урока «Решение задач»
2. Операционно-познавательная часть
№ 260
|
Вопросы:
-Куда упадет высота пирамиды? (на точку пересечения медиан)
-Чем будет являться сечение? (треугольником)
-Если мы мысленно продлим сечение CDO, то что оно пересечет? (грань ADB, получится отрезок DM)
-Давайте определим чем является отрезок DM. Вспомним признак перпендикулярности прямой и плоскости. (прямая перпендикулярна плоскости, если она перпендикулярна любой прямой, лежащей в плоскости)
-Рассмотрим сначала прямую DO. Какой плоскости она перпендикулярна? (ACB)
-Тогда какой вывод мы можем сделать относительно прямой АВ? ( DO перпендикулярна ACB, следовательно перпендикулярна и AB)
-Вернемся к отрезку DM. Перпендикулярен ли отрезок DM к АВ? Почему? (да, DO перпендикулярна АВ, следовательно вся плоскость CDO перпендикулярна АВ, а прямая DM принадлежит плоскости, значит и она перпендикулярна АВ)
-Чем тогда является прямая DM в грани ADB? (апофемой)
-Переходим к решению. Пирамида нам дана правильная, значит что лежит в основании? (правильный треугольник)
-Чем тогда является отрезок CM? (медианой и высотой)
-Что из этого следует? (СМ перпендикулярна АВ)
-Когда прямая перпендикулярна плоскости? ( когда она перпендикулярна двум пересекающимся прямым, лежащим в плоскости)
-Какая прямая в плоскости сечения пересекается с СМ и тоже перпендикулярна АВ? (DO)
-Какой вывод мы тогда можем сделать? (АВ перпендикулярна CDO, следовательно перпендикулярна α)
-Нам дано что CH перпендикулярна DM. В какой плоскости лежит CH?( в плоскости α)
-А что мы доказали в предыдущем пункте? (АВ перпендикулярна α)
-Свяжем все три вывода вместе. Запишем решение. (CH перпендикулярна DM, АВ перпендикулярна α, CH принадлежит плоскости α, из этого следует что AB перпендикулярна CH.)
-Мы уже повторяли, когда прямая перпендикулярна плоскости. Найдем две пересекающиеся прямые, лежащие в плоскости, которые перпендикулярны прямой СH. (DM и AB)
- Какой можем сделать вывод? (CH перпендикулярна ADB, ч.т.д.)
|
№ 258
№ 255
№ 265
Рефлексивно-оценочная часть.
- какова была цель урока? (решить задачи на тему «правильная пирамида», закрепить материал)
- - достигли мы ее? (да)
- - как достигли? (повторили теорию, решили задачи)