Проведения образовательной деятельности поразвитию речи




Конструкты по обучению детей 5-7 лет составлениютворческих

Рассказов по сюжетной картине методами ТРИЗ

Конструкты по составлению творческого рассказа по сюжетной картине методами ТРИЗ предназначены для обучения детей 5-7лет.

В основе предлагаемых конструктов лежат адаптированные методы теории решения изобретательских задач.

Основная дидактическая задача конструктов – не обучение составлению конкретного рассказа по картине, а усвоение ребёнком обобщённых способов умственной деятельности при создании собственного речевого продукта. Реализация этой задачи позволит ребёнку успешно составлять творческий рассказ по любойкартине.

Содержание каждого конструкта построено на основе возрастных особенностей детей 5-7 лет.

В конце каждого конструкта прописаны важные советы педагогам по организации этапов занятия.

Конструкты по обучению детей 5-7 лет составлению творческих рассказов по сюжетной картинеметодами ТРИЗ адресованы воспитателям детских садов и студентам педагогического колледжа.

В Приложении представлена фотография картины «Дети кормят птиц», эмблемы этапов работы с картиной, даны схематические изображения этапов игр.

Общая характеристика этапов подготовительной работы.

Освоение обобщённых способов составления творческих рассказов по картине происходит во время подготовительной работы и до планируемого занятия.

Картина приходит в гости в группу и находится в ней на уровне глаз детей в специально отведенном месте на протяжении двух недель.

Подготовительная работа проводится по этапам и выглядит как система игровых тренингов со всей группой или с подгруппами детей

5 – 7 лет в течение двух недель. По окончании каждого этапа рядом с картиной вывешивается эмблема совершенного мыслительного действия и проговаривается совместно с детьми его правило.

Содержание этапов:

Этап 1. Определение объектов на картине.

Этап 2. Установление взаимосвязей между объектами на картине.

Этап 3. Составление сравнений, загадок и метафор по картине.

Этап 4. Представление возможных ощущений с помощью разных органов чувств.

Этап 5. Составление рифмованных текстов по мотивам содержания картины.

Этап 6. Определение местонахождения объектов на картине.

Этап 7. Составление речевых зарисовок с использованием разных точек зрения.

Этап 8. Описание объекта с изменением его характеристики во времени.

Этап 9. Понятие о смысловых характеристиках картины

На протяжении 8 занятий воспитатель охватывает все 9 этапов работы с картиной. Обязательные этапы на каждом занятии: этап 1 «Определение объектов на картине» и этап 2 «Установление взаимосвязей между объектами на картине». Третий этап занятия - на выбор воспитателя.

К концу второй недели, когда все занятия по этапам пройдены, рекомендуется проведение итогового занятия со всей группой детей.

Итоговое занятие по составлению творческихрассказов по картине организуется как праздничное действие – создание речевых подарков картине.Приглашаются взрослые (родители, педагоги, обслуживающий персонал) для фиксирования на бумаге рассказов детей. Число взрослых должно соответствовать числу детей. Каждый ребёнок рассказывает собственный рассказ взрослому, а взрослый записывает рассказ, составленный ребёнком.

КОНСТРУКТ 1

проведения образовательной деятельности поразвитию речи

ДОО: МБДОУ «Детский сад № 95».

Группа: старшая

Образовательная технология: ТРИЗ.Обучение дошкольников составлению творческих рассказов по картине методами ТРИЗ

Тема: Составление детьми творческих рассказов по сюжетной картине «Дети кормят птиц».

Образовательная область: «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие».

Форма проведения НОД: фронтальная, индивидуальная.

Виды деятельности: игровая, коммуникативная, продуктивная, двигательная.

Цель: Усвоение обобщённых способов составления рассказа по сюжетной картине методами ТРИЗ.

Планируемый результат:

· Дети проявляют заинтересованность, инициативность, любознательность, охотно общаются с воспитателем;

· Дети проявляют умение вести диалог между воспитателем и ребёнком, между детьми.

· Дети проявляют желание использовать средства интонационной выразительности в процессе общения со сверстниками и взрослыми;

· Дети умеют ориентироваться на картине;

· Дети умеют определять объекты, изображённые на картине и схематизировать их;

· Дети помнят эмблему этапа и самостоятельно озвучивают правило этапа;

· У детей пополняется словарный запас, посредствам выполнения заданий;

· Дети умеют находить взаимосвязь объектов, изображённых на картине;

· Дети умеют объяснять связь между объектами;

· Дети с помощью вопросов, сужающих поле поиска в пространстве, умеют устанавливатьместонахождениеобъекта;

· Дети умеют на основе восприятия объекта представлять возможные ощущения через разные органы чувств;

· Дети оценивают результат своей деятельности; проявляют умения производить рефлексию своей деятельности;

· Дети проявляют желание использовать раскраски в самостоятельной деятельности;

· В процессе раскрашивания у детей проявляется чувство цвета;

· Дети демонстрируют умение самостоятельно придумывать название картины

Задачи образовательной деятельности Задачи с учётом особенностей воспитанников группы
Воспитательные: - Воспитывать желание использовать средства интонационной выразительности в процессе общения со сверстниками и взрослыми. - Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, привычку сообща играть. Развивающие: - Развивать интерес детей проводить самоанализ собственной деятельности. - Развивать связную речь (диалогическую, монологическую формы). - Формировать умение вести диалог между воспитателем и ребёнком, между детьми. - Развивать чувство цвета Обучающие: - Учить детей определять объекты, изображенные на картине, и схематизировать их; -Учить детей запоминать эмблемы этапов и озвучивать их правило. -Активизировать словарь дошкольников в соответствии с сюжетом картины (называние объектов и их частей). -Учить детей находить взаимосвязи объектов, изображенных на картине; объяснять связи между объектами; -Учить детей пространственной ориентировке на картине, определению размера и цвета. -Учить детей на основе восприятия объекта представлять возможные ощущения через разные органы чувств. -Активизировать в речи слова, характеризующие звуки, запахи и тактильные ощущения. -Учить детей самостоятельно придумывать название картины. Андрей– развивать силу голоса.   Соня- учить ориентировке на картине.   Лука- учить слушать рассказы, не перебивая других.    

Принципы дошкольного образования (ФГОС ДО):

1) построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования;

2) содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;

3) поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;

4) формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности;

5) возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития).

Принципы воспитания и обучения:

Принципы воспитания:

формирование личностного стиля взаимоотношений со сверстниками и педагогом, создание положительного эмоционального фона и атмосферы эмоционального подъёма, воспитание через взаимодействие.

Принципы обучения:

Принцип свободы и самостоятельности; принцип активности, принцип систематичности и последовательности.

Принципы развития речи:

-принцип взаимосвязи работы над различными сторонами речи;

-принцип активной речевой практики;

-принцип обогащения мотивации речевой деятельности;

Методы воспитания: игра, беседа, демонстрация, эмоциональное стимулирование, поощрение.

Методы обучения: игра, беседа, демонстрация, показ, объяснение.

Методы ТРИЗ: метод мозгового штурма, метод синектики, метод системного оператора.

Средства воспитания и обучения:

· Наглядные: коробка, сюжетная картина «Дети кормят птиц», эмблемы, объекты картины, магнитная доска, скотч, лист ватмана.

Учебно-методический комплект:

1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования./ Министерство образования и науки российской федерации приказ от 17 октября 2013 г. N 1155.

2. Программа «Детство»: Основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Т.И. Бабаева, А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцева и др. – СПб.: ООО «Издательство «Детство-Пресс», Издательство РГПУ им. А.И. Герцена, 2014. – 321 с.

3. Т.А. Сидорчук., С.В. Лелюх. Составление детьми творческих рассказов по сюжетной картине: Методическое пособие для воспитателей детских садов и родителей.-4-е изд., испр. и доп. – М.:АРКТИ, 2014.-40с.:ил.(Растем умными(Технология ТРИЗ)

4. Картина «Дети кормят птиц».

 

Последовательность деятельности Методы Содержание деятельности педагога Деятельность детей Планируемый результат
1.Мотива-ционный этап. Задача: 1.Организо-вать детей и смотивиро-вать их внимание для проведения следующей деятельности.   2.Формиро- вать умение вести диалог между воспитателем и ребёнком, между детьми.   беседа демонстрация   Здравствуйте, ребята. Ребята, посмотрите, пока вы были на зарядке, почтальон нам принёс посылку в коробке. (Воспитатель показывает детям почтовую коробку с картиной внутри)   Как вы думаете, что там может быть? Давайте мы с вами её откроем и посмотрим, что же в ней. Ребята, посмотрите, здесь картина. Как вы думаете, для чего она нам нужна?     Дети подходят к воспитателю, слушают, сосредотачивают внимание, ведут диалог, высказывают свои предположения.     Дети смотивированы, проявляют заинтересованность, любознательность, охотно общаются с воспитателем, принимают внутреннюю позицию к предстоящей деятельности, проявляют умение вести диалог между воспитателем и ребёнком, между детьми.    
2.Этап организации системы игр и творческих заданий. Задачи: Воспитывать желание использовать средства интонацион-ной выразительности в процессе общения со сверстниками и взрослыми. беседа демонстрация игра поощрение метод ТРИЗ мозговой штурм метод ТРИЗ системного оператора     Ребята, я предлагаю вам, внимательно рассмотреть картину. (Воспитатель вывешивает картину на доску)   Дети участвуют в диалоге, рассматривают картину, отвечают на вопросы, включаются в игру.   Дети проявляют желание использовать средства интонационной выразительности в процессе общения со сверстниками и взрослыми.  
2.1. Определение объектов на картине. Задачи: 1.Учить детей определять объекты, изображенные на картине, и схематизировать их;   2.Уучить детей запоминать эмблему этапа и озвучивать правило: «Смотрю на картину и называю объекты изображённые на ней»; 3.Активизировать словарь дошкольников в соответствии с сюжетом картины (называние объектов и их частей). беседа демонстрация игра поощрение метод ТРИЗ мозговой штурм метод ТРИЗ системного оператора   Я предлагаю вам поиграть в игру «Кто больше назовёт объектов». Правила игры: нужно взять подзорную трубу и перечислить, объекты которые мы, смотря в неё, видим на картине. Посмотрим, кто самый внимательный, кто больше всех увидит и назовёт разных объектов. (Воспитатель по мере называния объектов обозначает их схемами) Молодцы, ребята, у вас очень хорошо, получается, играть в эту игру. Ребята, что мы сейчас с вами делали? (Играли в игру «Кто больше назовёт объектов, изображённых на картине».) Вот эмблема этой игры (Воспитатель показывает эмблему, вешает её на доску) и её правило «Смотрю на картину и называю объекты, изображённые на ней ».   Дети называют предметы, которые они видят на картине.   Дети произносят правила игры.   Дети умеют определять объекты изображённые на картине и схематизировать их; помнят эмблему этапа и самостоятельно озвучивают правило этапа; у детей пополняется словарный запас, посредствам выполнения заданий.  
2.2. Установле- ние взаимосвязей между объектами на картине. Задачи: • 1.Учить детей находить взаимосвязи объектов, изображенных на картине; • • 2.Учить объяснять связи между объектами; • • 3.Учить запоминать эмблему этапа и озвучивать правило: «Один объект связан с другим»; • • 4.Активизировать словарь дошкольников в соответствии с сюжетом картины (называние действий и взаимодействий объектов).   игра поощрение метод ТРИЗ мозговой штурм   Ребята, а вы знали, что у каждой картины есть своя тайна? Я предлагаю вам поиграть в сыщиков и раскрыть тайну картины: все изображённые объекты между собой связаны. Нужно выбрать объекты, связанные между собой, и объяснить, как они связаны. Давайте найдём эти связи. (Воспитатель соединяет стрелками связи названные детьми) Молодцы, ребята, у вас все правильно получилось. Ребята, что мы сейчас делали? (играли в игру «Сыщики», искали как предметы на картине связаны между собой) Вот эмблема этой игры (Воспитатель показывает эмблему №2, вешает её на доску.) и её правило: «Один объект связан с другим, потому что…»     Дети участвуют в диалоге, рассматривают картину, включаются в игру     Дети называют связанные между собой предметы.   Дети произносят правило игры.     Дети умеют находить взаимосвязь объектов, изображённых на картине; умеют объяснять связь между объектами; помнят эмблему этапа и самостоятельно озвучивают правило этапа; у детей пополняется словарный запас, посредствам выполнения заданий.    
Физминутка. Задача: 1.Снять мышечное напряжение.   упражнение Ребята, вы наверное устали? Я предлагаю вам немного отдохнуть. (Воспитатель зачитывает физминутку, показывая движения) Чтоб головка не болела, Ей вращаем вправо-влево. (Вращение головой.) А теперь руками крутим — И для них разминка будет. (Вращение прямых рук вперёд и назад.) Тянем наши ручки к небу, В стороны разводим. (Потягивания — руки вверх и в стороны.) Повороты вправо-влево, Плавно производим. (Повороты туловища влево и вправо.) Наклоняемся легко, Достаём руками пол. (Наклоны вперёд.) Потянули плечи, спинки. А теперь конец разминке. (Дети садятся.)   Дети повторяя за воспитателем, проводят физминутку.   Дети расслабились и отдохнули, готовы к дальнейшей деятельности.  
2.3. Игра «Да - нет» на плоскости. Задачи: 1.Учить детей пространственной ориентировке на картине, определению размера и цвета.   2.Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, привычку сообща играть.   беседа игра поощрение метод ТРИЗ мозговой штурм     Ребята, я предлагаю вам, немного поиграть. Игра называется «Да-нет». Правила игры: я буду загадывать объект на этой картине, а вы с помощью вопросов, где этот объект находится, какого он цвета, размера, определите предмет, который я загадала. Отвечать на вопросы я смогу только «Да-Нет».   Ребята, кто бы хотел сам попробовать загадать объект на картине, для того, что бы мы его отгадали?   Молодцы, ребята, вы замечательно играете в эту игру.   Дети участвуют в диалоге, рассматривают картину, включаются в игру; загадывают и отгадывают объекты изображённые на картине.     Дети с помощью вопросов, сужающих поле поиска в пространстве, умеют устанавливать его местонахождение. Дети проявляют дружеские взаимоотношения, привычку сообща играть.  
2.4. Представление возможных ощущений с помощью разных органов чувств. Задачи: 1.Учить детей на основе восприятия объекта представлять возможные ощущения через разные органы чувств.   2.Учить детей находить эмблему этапа и озвучивать правило: «Я смотрю на предмет и представляю, чем он может пахнуть, какие издаёт звуки и какой он на ощупь».   3.Активизировать в речи слова, характеризующие звуки, запахи и тактильные ощущения.   беседа игра поощрение метод ТРИЗ синектики Ребята, я предлагаю вам внимательно посмотреть на картину и «войти в неё». А помогут нам в этом волшебники. Первого волшебника, пришедшего к нам сегодня в гости, зовут его «Я слышу». Волшебник предлагает нам рассказать, что мы слышим на картине. Начинать предложение нужно со слов: «Я слышу, как (что)…» Молодцы ребята, у вас всё очень хорошо получается. А второго волшебника зовут «Я чувствую, как пахнет…», и он предлагает нам описать ощущения, полученные через органы обоняния. Начинать предложение нужно со слов: «Я чувствую, как пахнет (запах)…». А третьего волшебника зовут «Я ощущаю на ощупь…». Волшебник предлагает нам рассказать, что мы чувствуем, когда прикасаемся к какому либо объекту. Начинать предложение нужно со слов: «Я чувствую на ощупь…».   Молодцы, ребята, у вас получилось очень хорошо.   Ребята, а теперь я предлагаю вам, произнести правило этой игры: «Я смотрю на предмет и представляю, чем он может пахнуть, какие издаёт звуки и какой он на ощупь». А вот и эмблемы этой игры (Воспитатель показывает эмблему, вешает её на доску)   Дети участвуют в диалоге, рассматривают картину, включаются в игру, составляют рассказ о том, что они слышат, нюхают и ощущают на ощупь.     Дети произносят правило игры. Дети умеют на основе восприятия объекта представлять возможные ощущения через разные органы чувств, находят эмблему этапа и озвучивают правило этапа; у детей пополняется словарный запас, посредствам выполнения заданий.  
3.Этап рефлексии. Задача: 1.Развивать интерес детей проводить самоанализ собственной деятельности.   2.Учить детей самостоятельно придумывать название картины. беседа формирование понимания личностной значимости умения Воспитатель стимулирует детей к самоанализу собственной деятельности.   Ребята, что мы сегодня с вами делали? Как мы это делали? Объясните секреты эмблем. Зачем мы это делали? Что вам показалось самым трудным? Вам понравилось играть с картиной? У любой картины есть своё название, я предлагаю вам, каждому, придумать название этой картины. В названии картины может быть названо место действия,где происходит событие, изображённое на картине, время года и суток, когда происходит действие, изображённое на картине, её герои и что они делают. Ребята, а вы хотели бы узнать как эту картину назвал художник, который её нарисовал? Эта картина называется «Дети кормят птиц».   Ребята, вы такие молодцы, вы очень дружно играли сегодня. У вас получились интересные рассказы и замечательные названия картины.   Дети слушают, вступают в диалог с воспитателем, высказывают своё мнение.   Дети оценивают результат своей деятельности; проявляют умения производить рефлексию своей деятельности, демонстрируют умение самостоятельно придумывать название картины.
4.Открыто-сть. Задача: 1.Ориентировать детей на самостоятельную деятельность в режимных моментах.   2.Развивать чувство цвета. эмоциональное стимулирование Ребята, я хотела бы сегодня вам на память о нашей игре подарить вот такие замечательные раскраски. Я предлагаю вам выбрать ту раскраску, которая вам понравилась больше всего. А оставшиеся раскраски, я предлагаю вам, взять и подарить своим друзьям, рассказав о нашей сегодняшней игре. Дети слушают воспитателя, принимают его подарок. Дети проявляют желание использовать раскраски в самостоятельной деятельности; В процессе раскрашивания у детей проявляется чувство цвета.

Советы педагогу:

Этап 1. Определение объектов на картине.

ü Воспитатель должен проявлять живой интерес и эмоционально реагировать на ответы детей.

ü Темп работы должен быть достаточно быстрым, воспитатель должен энергично и оперативно производить моделирование названных детьми объектов.

ü Последовательность называния объектов может быть любая.

ü Обязательным условием является обозначение «земля-небо» («пол - потолок»). Данные ориентировки впоследствии помогут детям найти связи между объектами: «Такой – то объект лежит на полу, а этот – летает в небе.

ü По окончанию определения состава картины необходимо подвести итог (быстроперечислить все названное, начиная с главного (главных)). Обращение идет не только к памяти ребенка, но и к считыванию модельных обозначений.

Этап 2. Установление взаимосвязей между объектами на картине.

ü Вести детей к кратким рассказам-рассуждениям, состоящим из трех предложений. Они должны быть расположены в следующем порядке: сначала говорится, что с чем связано, затем почему, в конце – подтверждение (вывод).

ü Последовательность объединения между объектами может быть любая и зависит от выбора детей, с которым следует согласиться.

ü Если ребенок затрудняется найти взаимосвязи между объектами можно провести сдетьми «Мозговой штурм».

ü Педагог должен проявлять толерантность (терпимость к самым неожиданнымобъяснениям связей ребенком).

ü Необходимо осознание мыслительной операции и вывод правила: «Объекты на картинесвязаны, важно доказать это».

Этап 3. Представление возможных ощущений с помощью разных органов чувств.

ü Предварительно уточните знания детей о возможных ощущениях каждого анализатора.

ü Работая с картиной, начинайте речевую зарисовку с фразы: «Я слышу, как…», «Ячувствую запах…», «Когда я трогаю руками …».

ü Добивайтесь передачи отношенияребенка к воспринимаемому на картине.

ü Побуждайте детей описывать не единичные ощущения, а их комплекс.

ü Передача ощущений может идти как от лица постороннего наблюдателя, так и одногоиз персонажей картины.

ü Активизируйте в речи ребенка слова, характеризующие вкусы, звуки, запахи,тактильные ощущения.

 

 

КОНСТРУКТ 2



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-29 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: