ДОО: МБДОУ «Детский сад № 95».
Группа: старшая
Образовательная технология: ТРИЗ.Обучение дошкольников составлению творческих рассказов по картине методами ТРИЗ
Тема: Составление детьми творческих рассказов по сюжетной картине «Дети кормят птиц».
Образовательная область: «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие».
Форма проведения НОД: фронтальная, индивидуальная.
Виды деятельности: игровая, коммуникативная, продуктивная, двигательная.
Цель: Усвоение обобщённых способов составления рассказа по сюжетной картине методами ТРИЗ.
Планируемый результат:
· Дети проявляют заинтересованность, инициативность, любознательность, охотно общаются с воспитателем;
· Дети проявляют умение вести диалог между воспитателем и ребёнком, между детьми.
· Дети проявляют желание использовать средства интонационной выразительности в процессе общения со сверстниками и взрослыми; дружеские взаимоотношения, привычку сообща играть.
· Дети умеют ориентироваться на картине;
· Дети умеют определять объекты, изображённые на картине и схематизировать их;
· Дети помнят эмблему этапа и самостоятельно озвучивают правило этапа;
· У детей пополняется словарный запас, посредствам выполнения заданий;
· Дети умеют находить взаимосвязь объектов, изображённых на картине;
· Дети умеют объяснять связь между объектами;
· Дети с помощью вопросов, сужающих поле поиска в пространстве, умеют устанавливать его местонахождение;
· Дети оценивают результат своей деятельности; проявляют умения производить рефлексию своей деятельности;
· Дети проявляют желание использовать раскраски в самостоятельной деятельности.
· В процессе раскрашивания у детей проявляется чувство цвета
Задачи образовательной деятельности | Задачи с учётом особенностей воспитанников группы |
Воспитательные: - Воспитывать желание использовать средства интонационной выразительности в процессе общения со сверстниками и взрослыми. - Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, привычку сообща играть. Развивающие: - Развивать интерес детей проводить самоанализ собственной деятельности. - Формировать умение вести диалог между воспитателем и ребёнком, между детьми. - Развивать чувство цвета Обучающие: - Учить детей определять объекты, изображенные на картине, и схематизировать их; -Учить детей запоминать эмблемы этапов и озвучивать их правило. -Активизировать словарь дошкольников в соответствии с сюжетом картины (называние объектов и их частей). -Учить детей находить взаимосвязи объектов, изображенных на картине; объяснять связи между объектами; -Учить детей пространственной ориентировке на картине; -Активизировать в речи слова, обозначающие пространственные понятия; | Максим– развивать силу голоса. Маша- учить ориентировке на картине. Лука- учить слушать рассказы, не перебивая других. |
Принципы дошкольного образования (ФГОС ДО):
1) построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования;
2) содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;
3) поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;
4) формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности;
5) возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития).
Принципы воспитания и обучения:
Принципы воспитания:
формирование личностного стиля взаимоотношений со сверстниками и педагогом, создание положительного эмоционального фона и атмосферы эмоционального подъёма, воспитание через взаимодействие.
Принципы обучения:
Принцип свободы и самостоятельности; принцип активности, принцип систематичности и последовательности.
Принципы развития речи:
-принцип взаимосвязи работы над различными сторонами речи;
-принцип активной речевой практики;
-принцип обогащения мотивации речевой деятельности;
Методы воспитания: игра, беседа, демонстрация, эмоциональное стимулирование, поощрение.
Методы обучения: игра, беседа, демонстрация, показ, объяснение.
Методы ТРИЗ: метод мозгового штурма, метод синектики, метод системного оператора.
Средства воспитания и обучения:
· Наглядные: коробка, сюжетная картина «Дети кормят птиц», эмблемы, объекты картины, магнитная доска, скотч, лист ватмана.
Учебно-методический комплект:
1) Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования./ Министерство образования и науки российской федерации приказ от 17 октября 2013 г. N 1155.
2) Программа «Детство»: Основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Т.И. Бабаева, А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцева и др. – СПб.: ООО «Издательство «Детство-Пресс», Издательство РГПУ им. А.И.
Герцена, 2014. – 321 с.
3) Т.А. Сидорчук., С.В. Лелюх. Составление детьми творческих рассказов по сюжетной картине: Методическое пособие для воспитателей детских садов и родителей.-4-е изд., испр. и доп. – М.:АРКТИ, 2014.-40с.:ил.(Растем умными(Технология ТРИЗ)
4) Картина «Дети кормят птиц».
Последовательность деятельности | Методы | Содержание деятельности педагога | Деятельность детей | Планируемый результат |
1.Мотива-ционный этап. Задача: 1.Организовать детей и смотивировать их внимание для проведения следующей деятельности. 2.Формировать умение вести диалог между воспитателем и ребёнком, между детьми. | беседа демонстрация | Здравствуйте, ребята. Ребята, сегодня к нам в гости опять что-то пришло. Как вы думаете, что же это может быть? Ребята, это уже знакомая нам картина «Дети кормят птиц». Мы с вами один раз уже играли с этой картиной, и сегодня картина хотела бы поиграть с вами в новые игры. Вы согласны? | Дети подходят к воспитателю, слушают, сосредотачивают внимание, ведут диалог, высказывают свои предположения. | Дети смотивированы, проявляют заинтересованность, любознательность, охотно общаются с воспитателем, принимают внутреннюю позицию к предстоящей деятельности, проявляют умение вести диалог между воспитателем и ребёнком, между детьми. |
2.Этап организации системы игр и творческих заданий. Задачи: 1.Воспитывать желание использовать средства интонационной выразительности в процессе общения со сверстниками и взрослыми. 2.Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, привычку сообща играть. | беседа демонстрация игра поощрение метод ТРИЗ мозговой штурм метод ТРИЗ системного оператора | Ребята, я предлагаю вам, внимательно рассмотреть картину. (Воспитатель вывешивает картину на доску) | Дети участвуют в диалоге, рассматривают картину, отвечают на вопросы, включаются в игру. | Дети проявляют желание использовать средства интонационной выразительности в процессе общения со сверстниками и взрослым; дружеские взаимоотношения, привычку сообща играть. |
2.1. Определение объектов на картине Задачи: 1.Учить детей определять объекты, изображенные на картине, и схематизировать их; 2.Учить детей запоминать эмблему этапа и озвучивать правило: «Смотрю на картину и называю объекты изображённые на ней»; 3.Активизировать словарь дошкольников в соответствии с сюжетом картины (называние объектов и их частей). | беседа демонстрация игра поощрение метод ТРИЗ мозговой штурм метод ТРИЗ системного оператора | Я предлагаю вам поиграть в игру «Кто больше назовёт объектов».
Правила игры: нужно взять подзорную трубу и перечислить, объекты которые мы, смотря в неё, видим на картине.
Посмотрим, кто самый внимательный, кто больше всех увидит и назовёт разных объектов.
(Воспитатель по мере называния объектов обозначает их схемами)
Молодцы, ребята, у вас очень хорошо, получается, играть в эту игру.
Ребята, что мы сейчас с вами делали?
(Играли в игру «Кто больше назовёт объектов, изображённых на картине».)
Вот эмблема этой игры (Воспитатель показывает эмблему, вешает её на доску) и её правило «Смотрю на картину и называю объекты, изображённые на ней ».
![]() | Дети называют предметы, которые они видят на картине. Дети произносят правила игры. | Дети умеют определять объекты изображённые на картине и схематизировать их; помнят эмблему этапа и самостоятельно озвучивают правило этапа; у детей пополняется словарный запас, посредствам выполнения заданий. |
2.2.Установ-ление взаимосвязей между объектами на картине Задачи: 1.Учить детей находить взаимосвязи объектов, изображенных на картине; 2.Учить объяснять связи между объектами; 3.Учить запоминать эмблему этапа и озвучивать правило: «Один объект связан с другим»; 4.Активизировать словарь дошкольников в соответствии с сюжетом картины (называние действий и взаимодействий объектов). | беседа демонстрация игра поощрение метод ТРИЗ мозговой штурм | Ребята, а вы знали, что у каждой картины есть своя тайна?
Я предлагаю вам поиграть в сыщиков и раскрыть тайну картины: все изображённые объекты между собой связаны. Нужно выбрать объекты, связанные между собой, и объяснить, как они связаны. Давайте найдём эти связи.
(Воспитатель соединяет стрелками связи названные детьми)
Молодцы, ребята, у вас все правильно получилось.
Ребята, что мы сейчас делали? (играли в игру «Сыщики», искали как предметы на картине связаны между собой)
Вот эмблема этой игры (Воспитатель показывает эмблему №2, вешает её на доску.) и её правило: «Один объект связан с другим, потому что…»
![]() | Дети участвуют в диалоге, рассматривают картину, включаются в игру Дети называют связанные между собой предметы. Дети произносят правило игры. | Дети умеют находить взаимосвязь объектов, изображённых на картине; умеют объяснять связь между объектами; помнят эмблему этапа и самостоятельно озвучивают правило этапа; у детей пополняется словарный запас, посредствам выполнения заданий. |
Физминутка. Задача: 1.Снять мышечное напряжение. | упражнение | Ребята, вы наверное устали? Я предлагаю вам немного отдохнуть. (Воспитатель зачитывает физминутку, показывая движения) Отдых наш – физкультминутка. Занимай свои места: Шаг на месте левой, правой, (шагаем на месте) Раз и два, раз и два! Прямо спину все держите, Раз и два, раз и два! И под ноги не смотрите, (движения руками: в стороны) Раз и два, раз и два! (вверх, в стороны, вниз) | Дети повторяя за воспитателем, проводят физминутку. | Дети расслабились и отдохнули, готовы к дальнейшей деятельности. |
2.3.Определение местонахождения объектов на картине Задачи: 1.Учить детей пространственной ориентировке на картине; 2.Учить детей находить эмблему этапа и озвучивать правило: «У каждого объекта есть свое место на картине» 3.Активизировать в речи слова, обозначающие пространственные понятия. | беседа игра демонстрация поощрение метод ТРИЗ синектики | Ребята, а вы бы хотели представить себя кем-нибудь на этой картине.
Я предлагаю вам, выбрать предмет, определить где он находится и описать как расположены другие предметы по соотношению к предмету, который вы выбрали.
Ваш рассказ может быть составлен как с позиции выбранного предмета, так и с позиции того, кто рассматривает картину.
Ребята, что мы сейчас с вами делали?
А теперь, я предлагаю вам, произнести правило этой игры: «У каждого объекта есть своё место на картине».
А вот и эмблемы этой игры (Воспитатель показывает эмблему, вешает её на доску)
![]() | Дети участвуют в диалоге, рассматривают картину, включаются в игру, сравнивают, устанавливают соотношение частей, обсуждают объекты и их свойства с реалистической и фантастической точки зрения, составляют рассказ. Дети произносят правила игры. | Дети умеют ориентироваться на картине, помнят эмблему этапа и самостоятельно озвучивают правило этапа; у детей пополняется словарный запас, посредствам выполнения задания |
3.Этап рефлексии. Задача: 1.Развивать интерес детей проводить самоанализ собственной деятельности. | беседа формирование понимания личностной значимости умения | Воспитатель стимулирует детей к самоанализу собственной деятельности. Ребята, что мы сегодня с вами делали? Как мы это делали? Объясните секреты эмблем. Зачем мы это делали? Что вам показалось самым трудным? Вам понравилось играть с картиной? Ребята, вы такие молодцы, вы очень дружно играли сегодня. У вас получились интересные рассказы. | Дети слушают, вступают в диалог с воспитателем, высказывают своё мнение. | Дети оценивают результат своей деятельности; проявляют умения производить рефлексию своей деятельности. |
4.Открытость. Задача: 1.Ориентировать детей на самостоятельную деятельность в режимных моментах. 2.Развивать чувство цвета. | эмоциональное стимулирование. | Ребята, я хотела бы сегодня вам на память о нашей игре подарить вот такие замечательные раскраски. Я предлагаю вам выбрать ту раскраску, которая вам понравилась больше всего. А оставшиеся раскраски, я предлагаю вам подарить вашим друзьям. | Дети слушают воспитателя, принимают его подарок. | Дети проявляют желание использовать раскраски в самостоятельной деятельности; В процессе раскрашивания у детей проявляется чувство цвета. |
Советы педагогу:
Этап 1. Определение объектов на картине.
ü Воспитатель должен проявлять живой интерес и эмоционально реагировать на ответы детей.
ü Темп работы должен быть достаточно быстрым, воспитатель должен энергично и оперативно производить моделирование названных детьми объектов.
ü Последовательность называния объектов может быть любая.
ü Обязательным условием является обозначение «земля-небо» («пол - потолок»). Данные ориентировки впоследствии помогут детям найти связи между объектами: «Такой – то объект лежит на полу, а этот – летает в небе.
ü По окончанию определения состава картины необходимо подвести итог (быстроперечислить все названное, начиная с главного (главных)). Обращение идет не только к памяти ребенка, но и к считыванию модельных обозначений.
Этап 2. Установление взаимосвязей между объектами на картине.
ü Вести детей к кратким рассказам-рассуждениям, состоящим из трех предложений. Они должны быть расположены в следующем порядке: сначала говорится, что с чем связано, затем почему, в конце – подтверждение (вывод).
ü Последовательность объединения между объектами может быть любая и зависит от выбора детей, с которым следует согласиться.
ü Если ребенок затрудняется найти взаимосвязи между объектами можно провести сдетьми «Мозговой штурм».
ü Педагог должен проявлять толерантность (терпимость к самым неожиданнымобъяснениям связей ребенком).
ü Необходимо осознание мыслительной операции и вывод правила: «Объекты на картинесвязаны, важно доказать это».
Этап 6. Определение местонахождения объектов на картине.
ü Каждый объект на картине может быть описан через ориентиры двухмерного и трёхмерного пространства. Для этого необходимо активизировать соответствующий словарный запас детей, определяющий двухмерное (центральная часть, левая- правая часть, нижняя – верхняя часть, правый – левый угол картины, верхний – нижний угол картины) и трехмерное (ближе – дальше, впереди – сзади, около, между, за, перед) пространство.
ПриложениеА