Программа
Городской музыкально-теоретической олимпиады по сольфеджио
среди обучающихся детских музыкальных школ
и музыкальных отделений детских школ искусств
«Веселые нотки»
Номинация «Сольфеджио»
Класс
Необходимые теоретические знания:
тональности 1-2 знака, мажор натуральный, минор 3х видов, простые интервалы в ладу и вне лада, обращение интервалов.
Трезвучия: Б, М, Ум, Ув, главные трезвучия лада.
Ритм: пунктир долгий, группы с шестнадцатыми
Конкурсные задания:
Теоретическая работа: 8-10 вопросов с предложенными ответами, участник должен найти правильный.
Ритмические задания: простучать заданный ритм с музыкальным сопровождением.
Слуховой анализ интервалов, ладов и аккордов: 8-10 элементов, три проигрывания каждого элемента. Письменно в форме игры соединить уже данные элементы. Проигрывать в гармоническом и мелодическом виде.
Пение двухголосия: исполнение конкурсного двухголосного упражнения, приготовленного заранее, один голос сольфеджировать, другой – играть.
Двухголосие.:
1. р.н.п. «Сад» №45;
2. «Солнышко» №54;
3. р.н.п. «На речушке, на Дунаю» №56;
4. р.н.п. «Вдоль да по речке» (без репризы);
5. р.н.п. «А мы землю наняли».
Класс
Необходимые теоретические знания:
тональности 1-3 знака. Лады минор 3-х видов, мажор натуральный. Интервалы: диатонические, тритоны (натуральный мажор и гармонический минор), ув2 в гармоническом миноре. Аккорды: T, S, D с обращением, D7 в основном виде. От звука: простые интервалы, М, Б, Ум, Ув трезвучия, обращения М5/3, Б5/3, МБ7 в основном виде. Ритм 2/4, 3/4, 4/4, долгий и короткий пунктир, группы с шестнадцатыми. Паузы восьмые, четвертные. Деление четвертной доли. Правила группировки.
Конкурсные задания:
Теоретическая работа: определить лады, виды, поставить верные знаки, построить и определить интервалы и аккорды в ладу и вне лада, разрешить тритоны и ув2 в заданную тональность. Аккордовая последовательность (не более 5 аккордов) в тональности – дан неполный аккорд 2 голоса, подписана структура, нужно определить функцию и дописать недостающий голос. Найти в мелодии интервалы и аккорды.
Ритмические задания: простучать заданный ритм с музыкальным сопровождением.
Слуховой анализ: 5 интервалов и 5 аккордов вне лада: простые интервалы, тритоны (проигрываются с разрешением), разрешение указать, MБ7 в основном виде.
Пение двухголосия: исполнение конкурсного двухголосного упражнения, приготовленного заранее, один голос сольфеджировать, другой – играть (выбирает жюри).
Пение с листа: участники поют с листа 8-тактовую однотональную мелодию.
Двухголосие:
1. р.н.п. «То не ветер ветку клонит» №77;
2. р.н.п. «В сыром бору тропина» №78;
3. М. Мусоргский «Борис Годунов» №80;
4. р.н.п. «Ах, по морю» №88;
5. р.н.п. «Посажу ль я калинушку» №91.
Класс
Необходимые теоретические знания:
тональности до 4 знаков (в латинских буквенных обозначениях). Лады: минор 3-х видов, мажор гармонический. Интервалы: диатонические, тритоны натурального и гармонического мажора и минора, ув2, ум7 с разрешением. Аккорды: T, S, D с обращением, D7 с обращениями, К6/4. От звука: простые интервалы – М, Б, Ум, Ув трезвучия, обращения М5/3, Б5/3, МБ7. Ритм в диктанте: 3/4, 4/4, 3/8, долгий и короткий пунктир, простые внутритактовые синкопы, группы с шестнадцатыми. Паузы восьмые, четвертные. Правила группировки.
Конкурсные задания:
Теоретическая работа: определить лады, виды, поставить верные знаки; построить и определить интервалы, аккорды в ладу и вне лада; разрешить тритоны и характерные интервалы (ув2, ум7) в указанные тональности. Аккордовая последовательность в тональности. Дан бас и структура аккорда, участники должны достроить аккорды. Ритм: задания на деление четвертной доли, заполнение тактов.
Ритмические задания: простучать заданный ритм с музыкальным сопровождением.
Слуховой анализ: 10 интервалов и аккордов вне лада (см. теоретический материал), тритоны и характерные интервалы проигрываются с разрешением, разрешение указать.
Пение двухголосия: исполнение конкурсного двухголосного упражнения, приготовленного заранее, один голос сольфеджировать, другой – играть.
Пение с листа: спеть с листа мелодию (8 тактов, однотональный период).
Двухголоие:
1. р.н.п. «Выходили красны девицы» №102;
2. р.н.п. «Ходила младёшенька» №105;
3. р.н.п. «Земелюшка чернозем» №113;
4. М. Глинка «Ты, соловушко, умолкни» №121;
5. р.н.п. «Степь да степь кругом» №122.
Класс
Необходимые теоретические знания:
тональности до 5 знаков (в латинских буквенных обозначениях). Лады: минор 3-х видов, мажор натуральный и гармонический. Интервалы: диатонические, тритоны натуральных и гармонических ладов, характерные интервалы в гармоническом мажоре и миноре. Аккорды: T, S, D с обращением, D7 с обращениями, К6/4, УмVII7, ВвVII7 (в основном виде с разрешением). От звука: простые интервалы, М, Б, Ум, Ув трезвучия, обращения М5/3, Б5/3, МБ7, УмVII7, ВвVII7 (в основном виде). Ритм в диктанте: 3/4, 4/4, 3/8, долгий и короткий пунктир, простые внутритактовые и междутактовые синкопы, группы с шестнадцатыми. Паузы восьмые, четвертные. Правила группировки.
Конкурсные задания:
Теоретическая работа: определить лады, виды, поставить верные знаки, построить и определить интервалы и аккорды в ладу и вне лада, разрешить тритоны, характерные интервалы и аккорды в указанные тональности. Ритм: задания на деление четвертной доли, заполнение тактов.
Ритмические задания: простучать заданный ритм с музыкальным сопровождением.
Слуховой анализ: 10 интервалов и аккордов вне лада (см. теоретический материал), тритоны и характерные интервалы проигрываются с разрешением, разрешение указать.
Пение двухголосия: исполнение конкурсного двухголосного упражнения, приготовленного заранее, один голос сольфеджировать, другой играть.
Пение с листа: спеть с листа мелодию (8 тактов, однотональный период).
Двухголосие:
1. А. Даргомыжский «Русалка» №164;
2. Г.Ф. Гендель «Фугетта» №181;
3. р.н.п. «Дуня-тонкопряха» №182;
4. р.н.п. «Я пойду ли, молоденька» №190;
5. р.н.п. «Уж ты, поле мое» №191.
И 8 класс
Необходимые теоретические знания:
тональности до 6 знаков (в латинских буквенных обозначениях), мажор 2-х видов, минор 3-х видов, пентатоника, энгармонизм, интервалы в ладу диатонические, тритоны натуральных и гармонических ладов, характерные интервалы (ув2 и ум7) гармонических ладов. От звука: простые интервалы, тритоны, ув2 и ум7, главные трезвучия лада (включая Sг) с обращениями, D7 с обращениями, К6/4, УмVII5/3, УмII5/3, УмVII7, МVII7, от звука Б5/3 и М5/3 с обращениями, Ум5/3, Ув5/3, МБ7 с обращениями, УмVII7, МVII7. Пунктир долгий (четверть с точкой и восьмая, четверть с точкой и 2 шестнадцатых), короткий; группы с шестнадцатыми (4 шестнадцатых, 1 восьмая и 2 шестнадцатых, 2 шестнадцатых и 1 восьмая), пауза восьмая, четвертная, затакт восьмая, 2 восьмые, 3 восьмые, размеры 2/4, 3/4, 4/4, 3/8, 6/8, переменный размер, синкопа, залигованные ноты, триоль восьмых, триоль шестнадцатых; деление четвертной доли, правила группировки.
Конкурсные задания:
Теоретическая работа: определить лады, виды, поставить верные знаки, построить и определить интервалы и аккорды в ладу и вне лада, разрешить тритоны, характерные интервалы и аккорды в указанные тональности. Ритм: задания на деление четвертной доли, заполнение тактов.
Ритмические задания: простучать заданный ритм с музыкальным сопровождением.
Слуховой анализ: 10 интервалов и аккордов вне лада (см. теоретический материал), тритоны и характерные интервалы проигрываются с разрешением, разрешение указать.
Пение двухголосия: исполнение конкурсного двухголосного упражнения, приготовленного заранее, один голос сольфеджировать, другой – играть.
Пение с листа: спеть с листа мелодию (8-тактовый модулирующий период) в параллельную тональность, тональность доминанты. Мелодия включает хроматизмы (#IV), интонации тритонов, движение по звукам главных трезвучий и обращений, D7 и обращений, УмVII5/3.
Двухголосие:
1. р.н.п. «Уж ты степь, моя степь» №203;
2. А. Аренский «Детская сюита для двух ф-но» №220;
3. Н. Римский-Корсаков «Сказание о граде Китеже» №221;
4. И.-С. Бах «Фугетта» №229;
5. Н. Мясковский «В старинном стиле» №237.
Все конкурсные упражнения из сборника – Б. Калмыков и Г. Фридкин «Сольфеджио» ч2.Двухголосие
Номинация «Теория музыки»
Форма конкурсного состязания: письменная теоретическая работа. Работа включает задания:
1. подбор аккомпанемента (подписать функции к данной мелодии, без последующего исполнения);
2. построение и определение в нотном тексте ладов, интервалов, аккордов;
3. задания по аккордам;
4. деление длительностей, четвертной доли изучаемых размерах, заполнение тактов, понимание группировки
Объем теоретических знаний соответствуют классам участников по программам обучения (см. номинацию сольфеджио).
Приложение №4
ФОРМА ЗАЯВКИ
(на бланке образовательного учреждения)
ЗАЯВКА
на участие в Городской музыкально-теоретической олимпиаде по сольфеджио среди обучающихся детских музыкальных школ и
музыкальных отделений детских школ искусств
«Веселые нотки»
Фамилия, имя участников (полностью)_______________________________
Год, месяц, день рождения
Место учебы: школа_класс
Номинация
Фамилия, имя, отчество преподавателя (полностью)
ФИО руководителя учреждения ______________________
подпись руководителя
М.П.
Дата заполнения «»20__г.