Номинация «Теория музыки»




Программа

Городской музыкально-теоретической олимпиады по сольфеджио

среди обучающихся детских музыкальных школ

и музыкальных отделений детских школ искусств

«Веселые нотки»

 

Номинация «Сольфеджио»

Класс

Необходимые теоретические знания:

тональности 1-2 знака, мажор натуральный, минор 3х видов, простые интервалы в ладу и вне лада, обращение интервалов.

Трезвучия: Б, М, Ум, Ув, главные трезвучия лада.

Ритм: пунктир долгий, группы с шестнадцатыми

 

Конкурсные задания:

Теоретическая работа: 8-10 вопросов с предложенными ответами, участник должен найти правильный.

Ритмические задания: простучать заданный ритм с музыкальным сопровождением.

Слуховой анализ интервалов, ладов и аккордов: 8-10 элементов, три проигрывания каждого элемента. Письменно в форме игры соединить уже данные элементы. Проигрывать в гармоническом и мелодическом виде.

Пение двухголосия: исполнение конкурсного двухголосного упражнения, приготовленного заранее, один голос сольфеджировать, другой – играть.

 

Двухголосие.:

1. р.н.п. «Сад» №45;

2. «Солнышко» №54;

3. р.н.п. «На речушке, на Дунаю» №56;

4. р.н.п. «Вдоль да по речке» (без репризы);

5. р.н.п. «А мы землю наняли».

 

Класс

Необходимые теоретические знания:

тональности 1-3 знака. Лады минор 3-х видов, мажор натуральный. Интервалы: диатонические, тритоны (натуральный мажор и гармонический минор), ув2 в гармоническом миноре. Аккорды: T, S, D с обращением, D7 в основном виде. От звука: простые интервалы, М, Б, Ум, Ув трезвучия, обращения М5/3, Б5/3, МБ7 в основном виде. Ритм 2/4, 3/4, 4/4, долгий и короткий пунктир, группы с шестнадцатыми. Паузы восьмые, четвертные. Деление четвертной доли. Правила группировки.

 

Конкурсные задания:

Теоретическая работа: определить лады, виды, поставить верные знаки, построить и определить интервалы и аккорды в ладу и вне лада, разрешить тритоны и ув2 в заданную тональность. Аккордовая последовательность (не более 5 аккордов) в тональности – дан неполный аккорд 2 голоса, подписана структура, нужно определить функцию и дописать недостающий голос. Найти в мелодии интервалы и аккорды.

Ритмические задания: простучать заданный ритм с музыкальным сопровождением.

Слуховой анализ: 5 интервалов и 5 аккордов вне лада: простые интервалы, тритоны (проигрываются с разрешением), разрешение указать, MБ7 в основном виде.

Пение двухголосия: исполнение конкурсного двухголосного упражнения, приготовленного заранее, один голос сольфеджировать, другой – играть (выбирает жюри).

Пение с листа: участники поют с листа 8-тактовую однотональную мелодию.

 

Двухголосие:

1. р.н.п. «То не ветер ветку клонит» №77;

2. р.н.п. «В сыром бору тропина» №78;

3. М. Мусоргский «Борис Годунов» №80;

4. р.н.п. «Ах, по морю» №88;

5. р.н.п. «Посажу ль я калинушку» №91.

 

 

Класс

Необходимые теоретические знания:

тональности до 4 знаков (в латинских буквенных обозначениях). Лады: минор 3-х видов, мажор гармонический. Интервалы: диатонические, тритоны натурального и гармонического мажора и минора, ув2, ум7 с разрешением. Аккорды: T, S, D с обращением, D7 с обращениями, К6/4. От звука: простые интервалы – М, Б, Ум, Ув трезвучия, обращения М5/3, Б5/3, МБ7. Ритм в диктанте: 3/4, 4/4, 3/8, долгий и короткий пунктир, простые внутритактовые синкопы, группы с шестнадцатыми. Паузы восьмые, четвертные. Правила группировки.

 

Конкурсные задания:

Теоретическая работа: определить лады, виды, поставить верные знаки; построить и определить интервалы, аккорды в ладу и вне лада; разрешить тритоны и характерные интервалы (ув2, ум7) в указанные тональности. Аккордовая последовательность в тональности. Дан бас и структура аккорда, участники должны достроить аккорды. Ритм: задания на деление четвертной доли, заполнение тактов.

Ритмические задания: простучать заданный ритм с музыкальным сопровождением.

Слуховой анализ: 10 интервалов и аккордов вне лада (см. теоретический материал), тритоны и характерные интервалы проигрываются с разрешением, разрешение указать.

Пение двухголосия: исполнение конкурсного двухголосного упражнения, приготовленного заранее, один голос сольфеджировать, другой – играть.

Пение с листа: спеть с листа мелодию (8 тактов, однотональный период).

 

Двухголоие:

1. р.н.п. «Выходили красны девицы» №102;

2. р.н.п. «Ходила младёшенька» №105;

3. р.н.п. «Земелюшка чернозем» №113;

4. М. Глинка «Ты, соловушко, умолкни» №121;

5. р.н.п. «Степь да степь кругом» №122.

 

 

Класс

Необходимые теоретические знания:

тональности до 5 знаков (в латинских буквенных обозначениях). Лады: минор 3-х видов, мажор натуральный и гармонический. Интервалы: диатонические, тритоны натуральных и гармонических ладов, характерные интервалы в гармоническом мажоре и миноре. Аккорды: T, S, D с обращением, D7 с обращениями, К6/4, УмVII7, ВвVII7 (в основном виде с разрешением). От звука: простые интервалы, М, Б, Ум, Ув трезвучия, обращения М5/3, Б5/3, МБ7, УмVII7, ВвVII7 (в основном виде). Ритм в диктанте: 3/4, 4/4, 3/8, долгий и короткий пунктир, простые внутритактовые и междутактовые синкопы, группы с шестнадцатыми. Паузы восьмые, четвертные. Правила группировки.

 

Конкурсные задания:

Теоретическая работа: определить лады, виды, поставить верные знаки, построить и определить интервалы и аккорды в ладу и вне лада, разрешить тритоны, характерные интервалы и аккорды в указанные тональности. Ритм: задания на деление четвертной доли, заполнение тактов.

Ритмические задания: простучать заданный ритм с музыкальным сопровождением.

Слуховой анализ: 10 интервалов и аккордов вне лада (см. теоретический материал), тритоны и характерные интервалы проигрываются с разрешением, разрешение указать.

Пение двухголосия: исполнение конкурсного двухголосного упражнения, приготовленного заранее, один голос сольфеджировать, другой играть.

Пение с листа: спеть с листа мелодию (8 тактов, однотональный период).

 

Двухголосие:

1. А. Даргомыжский «Русалка» №164;

2. Г.Ф. Гендель «Фугетта» №181;

3. р.н.п. «Дуня-тонкопряха» №182;

4. р.н.п. «Я пойду ли, молоденька» №190;

5. р.н.п. «Уж ты, поле мое» №191.

 

И 8 класс

Необходимые теоретические знания:

тональности до 6 знаков (в латинских буквенных обозначениях), мажор 2-х видов, минор 3-х видов, пентатоника, энгармонизм, интервалы в ладу диатонические, тритоны натуральных и гармонических ладов, характерные интервалы (ув2 и ум7) гармонических ладов. От звука: простые интервалы, тритоны, ув2 и ум7, главные трезвучия лада (включая Sг) с обращениями, D7 с обращениями, К6/4, УмVII5/3, УмII5/3, УмVII7, МVII7, от звука Б5/3 и М5/3 с обращениями, Ум5/3, Ув5/3, МБ7 с обращениями, УмVII7, МVII7. Пунктир долгий (четверть с точкой и восьмая, четверть с точкой и 2 шестнадцатых), короткий; группы с шестнадцатыми (4 шестнадцатых, 1 восьмая и 2 шестнадцатых, 2 шестнадцатых и 1 восьмая), пауза восьмая, четвертная, затакт восьмая, 2 восьмые, 3 восьмые, размеры 2/4, 3/4, 4/4, 3/8, 6/8, переменный размер, синкопа, залигованные ноты, триоль восьмых, триоль шестнадцатых; деление четвертной доли, правила группировки.

 

Конкурсные задания:

Теоретическая работа: определить лады, виды, поставить верные знаки, построить и определить интервалы и аккорды в ладу и вне лада, разрешить тритоны, характерные интервалы и аккорды в указанные тональности. Ритм: задания на деление четвертной доли, заполнение тактов.

Ритмические задания: простучать заданный ритм с музыкальным сопровождением.

Слуховой анализ: 10 интервалов и аккордов вне лада (см. теоретический материал), тритоны и характерные интервалы проигрываются с разрешением, разрешение указать.

Пение двухголосия: исполнение конкурсного двухголосного упражнения, приготовленного заранее, один голос сольфеджировать, другой – играть.

Пение с листа: спеть с листа мелодию (8-тактовый модулирующий период) в параллельную тональность, тональность доминанты. Мелодия включает хроматизмы (#IV), интонации тритонов, движение по звукам главных трезвучий и обращений, D7 и обращений, УмVII5/3.

 

Двухголосие:

1. р.н.п. «Уж ты степь, моя степь» №203;

2. А. Аренский «Детская сюита для двух ф-но» №220;

3. Н. Римский-Корсаков «Сказание о граде Китеже» №221;

4. И.-С. Бах «Фугетта» №229;

5. Н. Мясковский «В старинном стиле» №237.

 

Все конкурсные упражнения из сборника – Б. Калмыков и Г. Фридкин «Сольфеджио» ч2.Двухголосие

 

Номинация «Теория музыки»

Форма конкурсного состязания: письменная теоретическая работа. Работа включает задания:

1. подбор аккомпанемента (подписать функции к данной мелодии, без последующего исполнения);

2. построение и определение в нотном тексте ладов, интервалов, аккордов;

3. задания по аккордам;

4. деление длительностей, четвертной доли изучаемых размерах, заполнение тактов, понимание группировки

 

Объем теоретических знаний соответствуют классам участников по программам обучения (см. номинацию сольфеджио).


Приложение №4

 

ФОРМА ЗАЯВКИ

(на бланке образовательного учреждения)

 

 

ЗАЯВКА

на участие в Городской музыкально-теоретической олимпиаде по сольфеджио среди обучающихся детских музыкальных школ и

музыкальных отделений детских школ искусств

«Веселые нотки»

 

 

Фамилия, имя участников (полностью)­­­­­­­­­­­­­­­­­­_______________________________

Год, месяц, день рождения

Место учебы: школа_класс

Номинация

Фамилия, имя, отчество преподавателя (полностью)

 
 

 

ФИО руководителя учреждения ______________________

подпись руководителя

М.П.

 

Дата заполнения «»20__г.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-10-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: