Диагностическая работа по читательской грамотности




Фамилия, имяученик(ца) 5 класса

в именительном падеже

школы (гимназии, лицея) №__

 

города (села, посёлка)

 

Вопросы к тексту «Рождение облака»

 

1. Вставь в предложение пропущенные слова:


1. Водяной пар стремится _воздуха.

, потому что он

 

2. От чего зависит, тёмным или белым будет облако?

 

От.

 

3. Почему облака непрозрачные? Обведи номер верного ответа.

1) потому что облако – это одна-единственная капля

2) потому что облако состоит из множества капель

3) потому что выхлопы заводов и машин загрязняют облака

4) потому что самолёты распыляют в небе различные вещества

 

4. Саша вскипятил воду и налил её в большую стеклянную банку. Из банки стал подниматься пар. Саша достал из морозильной камеры контейнер с кубиками льда и стал держать его на небольшом расстоянии над горлышком банки. Как ты думаешь, получится ли у Саши облачко? Отметь ответ «Да» или «Нет» и объясни, почему ты так считаешь.

 

· Да

· Нет

 


.

Вопросы к тексту «Облака и их причёски»

 

5. Напиши, чем похожи слоистые и кучевые облака и в чём их отличие?

 

Сходство: _________

 

Отличие:_

 

6. Какое облако называют «царь облаков»?

 

7. Как по-другому называется гора Эверест?.


8. Какие облака обычно приносят град? Выпиши их названия.

 

9. На какой из фотографий изображено «облако с наковальней»?


 

10. Объясни значение слова на основе текста:

 

Метеоролог -.

 

11. Почему облака необходимы планете? Приведите два примера:

 

1)

 

2)

 

12. Как работают вещества, которые распыляют над облаками? Обведи номер верного ответа.

1. они превращают водяные капли в пар

 

2. они превращают капли в лёд

 

3. они делают капли тяжёлыми


они усиливают ветер

 

Вопросы к тексту «Из дневника пилота»

 

13. Почему диспетчер решил, что скоро будет гроза?_.

 

Вопросы ко всем текстам

 

14. Опираясь на информацию из текста, определи, верны или неверны утверждения в таблице.

Обведи в каждой строке ответ «Верно» или «Неверно».

 

Все кучевые облака пухлые. Верно Неверно
Кучево-дождевые облака различаются своими «причёсками». Верно Неверно
Все виды облаков располагаются на своих этажах. Верно Неверно
Люди научились управлять некоторыми дождевыми облаками. Верно Неверно

 


15. На какие вопросы в тексте нет ответа? Обведи их номера.

 

1) Как образуются облака?

2) Сколько весит «лысое» облако?

3) Какие вещества распыляют над облаками?

4) Какие облака обитают на втором этаже атмосферы?

 

16. Почему над большими городами чаще бывают осадки, чем вдали от них?

.

 

 

Приложение 2

 

№ п/п Группа умений Описание группы умений Проверяемые умения Тип ответа Уровень трудности Балл
    Общее понимание текста, ориентация в тексте Находить в тексте несколько единиц явной информации КО Б  
    Глубокое и детальное понимание содержания и формы текста Формулировать вывод на основе явной информации РО П  
    Глубокое и детальное понимание содержания и формы текста Делать несложный вывод на основе явной информации ВО Б  
    Использование информации из текста для различных целей Использовать информацию из текста для прогнозирования результатов опыта РО П  
    Глубокое и детальное понимание содержания и формы текста Выделять сходство и различие описанных в тексте объектов (явлений) РО Б  

 

    Общее понимание текста, ориентация в тексте Объяснять значение неизвестного выражения на основе контекста РО Б  
    Общее понимание текста, ориентация в тексте Находить явную информацию, данную в сноске КО Б  
    Глубокое и детальное понимание содержания и формы текста Находить в тексте несколько единиц информации, данных в разных частях текста, делать выводы КО П  
    Глубокое и детальное понимание содержания и формы текста Соотносить словесную и графическую информацию, делать вывод ВО Б  
    Общее понимание текста, ориентация в тексте Объяснять значение малоизвестного слова основе контекста РО Б  
    Общее понимание текста, ориентация в тексте Находить в тексте несколько единиц информации, данных в одном фрагменте текста ВО Б  
12   Глубокое и детальное понимание содержания и формы текста Делать вывод на основе явной информации РО П  
    Использование информации из текста для различных целей Использовать информацию из текста для решения новой учебно- познавательной задачи ВО П  
    Глубокое и детальное понимание содержания и формы текста Оценивать соответствие утверждений содержанию текста РО Б  
    Общее понимание текста, ориентация в тексте Определять, присутствует или отсутствует запрашиваема информация в тексте РО Б  
    Использование информации из текста для различных целей Использовать информацию из текста для решения новой учебно- познавательной задачи   П  

 


  1 – 6 2 – 7 3 – 3     ВО – 5 КО – 3 РО – 8 Б – 10 П – 6  

 

Условные обозначения: Б – базовая трудность, П – повышенная трудность; ВО – выбор ответа, КО – краткий ответ, РО – развернутый ответ.

 

 

Приложение 3

Время бежит и течёт

 

Мы всегда можем узнать, который час. А как люди измеряли время, когда у них не было часов ни на руке, ни в телефоне?

Проще всего узнать время, глядя на солнце или на тень, скользящую по земле. Можно не сомневаться в том, что самые древние часы – именно солнечные.

Солнечные часы, на первый взгляд, просты: это шест или столб, отбрасывающий тень, и шкала с разметкой под ним (рисунок 1). Долгое время солнечные часы вообще не имели конкурентов — кто же поспорит с точностью солнца? Однако и недостатки их всегда были очевидны: они сильно зависели от погоды (например, от облаков) и были бесполезны ночью. Поэтому люди придумали множество других приспособлений для измерения времени.

Одно из них – клепси́дра, знаменитые водяные часы древности. Простейшие водяные часы – это чаша с дырочкой, из которой вода по капельке вытекает. Клепсидра же представляла собой два сосуда. Вода перетекала из верхнего в нижний, а по меткам на сосудах определяли время. Если сосуды были большие, то такие часы могли работать всю ночь и даже дольше. Но, к сожалению, чем больше была клепсидра, тем сильнее она ошибалась, показывая время. Ведь скорость вытекания воды зависит от давления, напора воды. Чем больше воды в верхней ёмкости, тем быстрее она вытекает.

Очень похожи на водяные часы песочные (рисунок 2). Это два прозрачных сосуда, наполовину заполненные сухим песком и соединённые узким горлышком. Когда весь песок высыпается из верхней части в нижнюю, часы переворачивают.

Песочные часы оказались незаменимыми на флоте! На кораблях российского флота в старину время измеряли с помощью получасовых песочных часов, которые назывались скля́нки. Когда ва́хтенный (дежурный) переворачивал такие часы, то бил в колокол, отсюда на флоте и пошло выражение «бить склянки».

Часовые механизмы

 

Около тысячи лет назад люди научились делать механические часы с тяжёлыми гирями. Точность их была невысокой, они то спешили, то отставали на 15-20 минут в сутки. Поэтому их приходилось регулярно поправлять – конечно, по солнечным часам! К тому же они были очень громоздкими, поэтому устанавливались на башнях.

В Московском Кремле самые первые механические часы установили в 1404 году, и вы бы очень удивились, если бы их увидели. У этих часов вращался циферблат, а стрелка была неподвижна.

Мастера не переставали трудиться над тем, чтобы уменьшить механизм часов и сделать его более точным. В 1470 году была изобретена часовая пружина — и уже через десять лет в Германии впервые изготовили часы, которые легко умещались в кармане.

Но механические часы — сложное изделие. Поэтому, даже когда их стали делать на заводах, они всё равно оставались дорогими. Только в конце XX века появились новые виды часов – кварцевые и электронные, более дешёвые и высокоточные, которые есть сегодня практически у каждого. По книге Н. Сапунковой «Воплощение времени»

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-12-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: