Ритуалы и их воздействие




Наука до сих пор не в состоянии объяснить эффективность ритуалов. Тот, кто возвышается до ритуального воздействия, покидает трон научной объективности. Ритуальным изгнанием из племени шаман может приговорить человека, нарушившего табу, к смерти. Несмотря на отменное здоровье, изгнанный умирает в течение нескольких часов. То же самое можно сказать о ритуалах вуду и подобных им. С другой стороны, существует множество документов, свидетельствующих о том, что во все времена с помощью ритуалов человека можно было вылечить. Опровергнуть подобные факты наука не в состоянии, как не может она объяснить и многочисленные в истории христианства случаи чудесных исцелений.

Биолог Руперт Шелдрейк в своих опытах постоянно сталкивался с необъяснимыми явлениями, многие из которых образовывали некую цельность. Он проводил эксперименты, чтобы выяснить, передаются ли по наследству приобретенные знания. Ученые тренировали крыс, чтобы те смогли как можно быстрее выйти из лабиринта. Этих крыс скрещивали друг с другом. Потомство находило выход из лабиринта с той же скоростью, что и родители. Казалось, данный факт доказывает наследование умений. Но другие ученые в другой части света так не думали и провели собственный эксперимент. Размеры и форма лабиринта были теми же самыми, но их крысы находили выход за такое же время, как и подопечные Шелдрейка. Когда первой группе ученых удалось натаскать крыс на еще большую скорость, эксперимент повторила и вторая группа. Результат оказался ошеломляющим: их крысы обладали теми же способностями, хотя у них не было никакой возможности общаться. Получается, что они находятся в какой-то связи, им доступна коммуникация (от лат. communis — вместе), не поддающаяся никакой логике. Взаимосвязь крыс нельзя было не заметить. Шелдрак собрал большое количество таких же удивительных результатов и сформулировал теорию формообразующих полей, которые осуществляют связь через какие угодно расстояния, не опираясь на материальные структуры. Они не подвластны законам времени.

Российские ученые военно-промышленного комплекса получили ошеломляющие результаты, проведя другой, довольно жестокий эксперимент. У крольчихи забрали недавно родившихся крольчат, поместили в подводную лодку и увезли на противоположный конец света. В определенное время крольчат по очереди убивали, при этом у матери измеряли многочисленные физиологические параметры. Данные проведенного исследования однозначно доказывали, что крольчиха моментально ощущала смерть каждого своего детеныша. Здесь тоже следует говорить о связи, которая не зависит от материи и не нуждается во времени для передачи информации. До сих пор естественнонаучная картина мира подобную связь не предусматривала.

Похожий феномен существует и у людей. Речь идет о так называемой кинестетической связи между матерью и новорожденным ребенком. Мамы даже во сне реагируют на мельчайшие акустические сигналы своих малышей, хотя не слышат посторонних, гораздо более громких звуков. Американцу Кондену с помощью снимков, сделанных высокочастотной кинокамерой, удалось доказать, что общающиеся люди связаны между собой так называемыми микродвижениями, которые сами люди не воспринимают. Речь при этом идет не о реакции на услышанное, а о равномерном колебании.

Представление о том, что некие поля или картины структурируют действительность, помогает классифицировать ряд феноменов, до сих пор не имевших объяснения. Многое становится понятным, например, в эмбриологии. Почему в искусственных культурах клетки непрерывно и с огромной скоростью размножаются, а в соответствующих тканях и органах этого не происходит? Оказывается, в искусственных культурах у них нет образца, плана готовой структуры. Часто бывает так, что насыщенные химические растворы не могут кристаллизоваться, но как только в качестве образца появляется один-единственный кристалл, процесс начинается и протекает очень быстро. Информационные поля объясняют эффективность гомеопатических средств и прививок, хотя до сих пор не обнаружены некоторые антитела. В случае с прививками, как и в гомеопатии, достаточно одной защитной молекулы, которая служит образцом или информацией. Однажды попавшие в мир образцы могут действовать даже на материальном уровне — способом, который до сих пор не поддается логическому осмыслению, в обход времени, имея возможность действовать везде одновременно. Видимо, тайна связана с ин-)орма-цией. Она транспортирует со-держание через пространственную форму. В качестве аналогии можно использовать архитектурный план для строительства дома, который иногда существует только в голове архитектора. Строить без него невозможно, в нем нет ничего материального, и он не является строительным элементом. Он существует с начала до конца и действует на любом участке стройки одновременно.

С помощью своей теории Шелдрейк сделал в биологии тот шаг, который в начале этого столетия сделали ученые-физики, отказавшиеся от причинно-следственных отношений в пользу синхронности. В тот момент физики выяснили, что крошечные, так называемые фазозапираемые частицы — это частицы, которые возникают из одного и того же события и из одного источника, они появляются всегда парами и находятся в зеркальном отношении друг к другу. Если оказать воздействие на свойства одной из них, вторая в то же мгновение изменится, хотя с ней никто ничего не делал. Обе частицы сделали все возможное, чтобы сохранить свою зеркальность. Это явление было достаточно непонятным. К тому же выяснилось, что эти изменения не были разделены временным промежутком. До сих пор физика воспринимала абсолютно все явления во времени. В данном случае она не могла объяснить подобное явление как процесс передачи информации. Многие физики перестали сопротивляться очевидному и признали новую картину мира. Они согласились, что синхронность является определяющим принципом, стоящим гораздо выше причинности. Англичанин Джон Белл доказал, что это распространяется не только на субатомарную область, но и на весь мир. Если этот мир, как утверждают астрофизики, образовался в результате взрыва, то все его частицы должны находиться во взаимосвязи. Таким образом, мы вернулись к индуистским «Ведам» и буддистским сутрам, в которых говорится, что все в этом мире связано.

Получается, что ритуалы создают поля, которые обладают воздействием и существуют без посредства материи и вне времени. Ясно, что поле создается за счет точного повторения ритуального образца. Важную роль при этом наверняка играет энергетический заряд, возникающий за счет сознания, которое каждый раз заново создает ритуал в заданных рамках. При этом любое осознанное восприятие оказывает воздействие на то, что воспринимается. Это подтверждает и современная физика. Здесь и находится объяснение тому, что ритуалы, заимствованные из чужой культурной среды, часто не имеют на нас никакого влияния. Мы их не воспринимаем, потому что они для нас ничего не значат. Зачастую нам с самого начала недостает способности точного воспроизведения, ключ не подходит к замку, поэтому дверь, ведущая на эффективный уровень, не открывается. Фактор усиления при постоянном повторении оказывается недееспособным. В конце концов создать осознаваемый заряд часто оказывается невозможным, потому что ритуальные символы не находят резонанса у участников. Естественный доступ мы имеем только к основным символам нашей родной культуры.

Первый шаг при создании нового поля всегда самый трудный, это известно каждому. Если же поле создано, то оно обладает стабильностью. Научившись плавать, вы будете уметь это всегда. Допустим, десять лет вы не плавали. За это время не осталось ни одной старой клетки, организм полностью обновился, с помощью обмена веществ произошла даже замена всех нервных клеток. Но образец «плавание» сохранился, не имея материальной базы и вне зависимости от прошедшего времени. Конечно, определенную роль временной фактор играет, но эта роль подчиненная, не основная. Если не плавать несколько десятков лет, то образец, безусловно, помутнеет. Примерно такое же помутнение бывает и у ритуалов, если их долго не выполнять или выполнять, не подключая сознание.

Сознание — это энергия для ритуального мотора, что соответствует и повседневному опыту. Сознательно совершаемое действие запоминается гораздо быстрее, чем то, которое мы производим, механически копируя. Но даже при простом подражании надежные образцы возникают не только у маленьких обезьян. Своими действиями мы явно оказываем влияние на внутреннюю и внешнюю действительность. Влияние на собственный внутренний мир хорошо видно на примере приобретенных способностей, а на внешний мир — на множестве других явлений.

Поле, возникающее в соборе или храме, в котором в течение долгого времени люди медитируют и молятся, ощущает даже неопытный или неверующий человек.

Чем более координированными и похожими являются наши действия, тем лучше они откладываются, и тем более четкое поле образуется. Сохраняющиеся поля появляются, как видно из примера с плаванием, сначала при определенном уровне сознания, а затем при определенном количестве повторений. Нам трудно говорить об этом моменте, потому что об этой душевной и энергетической области мы знаем меньше, чем любой «примитивный» медик. Но очевидно, что точка сохранения стабильности достигается в том случае, когда образец, как образно принято говорить, вошел в нашу плоть и кровь. Поля становятся постоянными, если нам больше не приходится задумываться. Это «само по себе» не имеет пространственных границ. Поля находятся в нас, так же как мы находимся в них. Поскольку они не могут быть определены ни во времени, ни в пространстве, то они везде и одновременно нигде. Но, тем не менее, в них можно войти, как в помещение. Они обладают воздействием там, где возникает родство, контакт, если же поле никого не интересует, оно остается незамеченным. Наивно утверждать, что «следовательно, поле не существует». Это похоже на человека, который отрицает существование радиопрограмм только на том основании, что у него нет радио. Правильнее было бы сказать: они не существуют для него, потому что у него нет радиоантенны.

Таким образом, получается, что каждый из нас живет в реальности своих собственных полей. Для аборигена, который считает, что выжить можно только в племени, изгнание оказывается смертельным. Может быть, в конце нашей жизни мы тоже умрем именно потому, что это относится к полю нашей действительности.

После нечестного поступка мы чувствуем себя плохо, так как вступили в конфликт со своими полями. Совесть просыпается и начинает действовать, если мы поступаем вопреки образцу нашего поля.

Мы совершенно сознательно создаем поля, воспитывая собственных детей. Если в профессорской семье молодому человеку постоянно задают вопрос, что он хочет изучать, но никому не приходит в голову поинтересоваться, а хочет ли он вообще учиться, то для него через какое-то время будет существовать только поле «учеба».

В психологии известно выражение «самореализация предсказания», которое подразумевает, что некоторые люди ведут себя так, что предсказания в их жизни сбываются. Это тоже может быть связано с воздействием поля, которое сильная личность с помощью внушения навязывает чужому сознанию.

Воздействие, влияние — тема, которая часто вызывает страх. Но ведь любая эффективная форма психотерапии есть не что иное, как оказание воздействия, причем это воздействие является двусторонним. Собственно говоря, это соединение энергий. При терапии создается поле, в котором в идеальном случае становится возможным сделать шаг по направлению к выздоровлению. Опыт показывает, что правильное «колебание» имеет при этом большое значение. Гораздо проще работать в помещении, где удалось провести множество удачных сеансов. Важную роль играет и правильный выбор времени, и самые мелкие детали, такие как запах и расслабляющая музыка. Создав подходящие рамки, проще найти доступ к самым глубоким уровням души, откуда можно сделать новый шаг на пути развития.

 

Интактные* ритуальные миры

В ритуалах архаичных культур существовал хороший подготовительный процесс. То, что мы называем словом «торжественность», находило свое естественное выражение во внешних действиях и внутренних установках. Длительные танцы и пение приводили всех собравшихся в состояние транса. Разрисовывая лицо и тело, надевая маски и специальную одежду, священники и участники ритуального процесса создавали внешнее обрамление для особенного момента и настраивались на происходящее. Все это делалось во имя ритуала — того образца, которому следовало придать живое выражение.

 

* Интактный — неповрежденный; такой, к которому не применялось воздействие.

 

Так называемые примитивные народы совсем не стремятся создать что-то новое или уникальное с точки зрения искусства. Их единственная цель — воссоздание уже существующих полей и воспроизведение живых, хотя и невидимых структур. На самом глубоком уровне они переживают повторение первоначальной ситуации в момент ее сотворения, чувствуя себя не творцами, но свидетелями творения. Для них самое важное — не записать некое уникальное историческое событие, а придать вечному колебанию живое выражение. Ритуалы дают возможность выделить особые временныПе точки и облегчить происходящие в этот момент процессы (например, переход с одного уровня на следующий). Как в повседневной жизни, так и при наиболее важных событиях ритуал — это создание соответствующих событию рамок и его интеграция в мир первообразов.

Огромное преимущество любого члена племени состоит в том, что сложности перехода с уровня на уровень он воспринимает не как свои личные проблемы, а как необходимые шаги, которые обязан совершить каждый. Ритуал помогает придать общий вид индивидуальному процессу, вводя его, таким образом, в космический порядок.

Еще одно преимущество осознанного отношения к ритуалам заключается в том, что они, имея конкретную цель, снимают часть груза с родителей и племени. Молодые люди в цивилизованных странах, переживающие пубертатный период, вынуждены сами придумывать себе монстров, с которыми им придется сражаться. Нередко такими монстрами они «назначают» родителей. У примитивных народов подходящих монстров буквально «приносят на блюдечке» и подают в передаваемой из поколения в поколение форме.

Современный человек переживает важные перемены в своей жизни без поддержки племени, в одиночестве, которое зачастую оказывается невыносимым.

 

Исцелительные ритуалы

Члену племени, выпавшему из привычного порядка вещей и ставшему жертвой болезни или несчастного случая, необходим исцелительный ритуал. Это ни что иное, как попытка ликвидировать открывшуюся пропасть между человеком и существующим порядком. Если края раны соединить, она закроется. Точно так же закрывается разверзшаяся пропасть, если в переносном смысле соединить ее края. Разумеется, местная колдунья или шаман не полагаются исключительно на собственный опыт, они просят более высокие уровни о помощи в деле воссоединения или возвращения порядка. В той же степени, в которой знахарь способен чувствовать и воспринимать наиболее важные для своего племени поля, он может сыграть и регулирующую роль. Хорошие знахари сами чувствуют, в какой степени они могут вмешаться. Решение они оставляют за богами; мы бы сказали, что это решение связано с интуицией и вдохновением. Ведь иногда бывает опасно закрыть рану просто так: может начаться воспаление. Зашить можно только абсолютно чистую рану. Точно так же и с проблемами: некоторые можно решить мгновенно, другие требуют внимания и терпения.

Трудно себе представить, что какое-то важное событие воспринимается архаичным человеком как ни о чем не говорящее. Архаичный человек всегда чувствует себя подвластным фетишам Великого Духа или другой божественной инстанции, поэтому для него не существует слепого случая. Спонтанно он начинает воспринимать судьбу как то, что ниспослано ему свыше и направлено на его развитие.

Для архаичного общества иерархия богов соответствует иерархии племени, но только на более высоком уровне. Вождь представляет собой высшую инстанцию в светских делах племени, шаман — в религиозных. Верховное божество обладает всеобъемлющей компетенцией. Иерархия в этом обществе понимается как господство святых. Если на земле что-то выпало из привычного порядка, шаман вступает в контакт с максимально высокой инстанцией божественной иерархии, потому что на том уровне все в порядке. Ориентируясь на эту предпосылку, он должен попытаться снова упорядочить верх и низ. Точка зрения, что верх соответствует низу, не чужда и христианству, ведь в «Отче наш» мы произносим: «Да будет воля Твоя как на небесах, так и на земле». Это соответствует не только взглядам, сознательно основанным на ритуалах древних культур, но и эзотерическому принципу «как наверху, так и внизу». В последнее время подобные представления о мире принимаются во внимание даже строгими представителями естественнонаучной мысли. Физика, как наиболее прогрессивная дисциплина, выяснила, что высшими из всех доступных нам на сегодняшний день законов являются законы симметрии. А симметрично отражающиеся уровни (и наверху, и внизу) являются базой как архаичной, так и религиозной картины мира.

Для исцелительных ритуалов необходимо, чтобы целитель хорошо разбирался в сущности болезни, даже если понимает он ее не так, как это представляем себе мы. Мы с вами исходим из того, что современные медики теоретически должны знать все обо всех заболеваниях. Архаические же культуры решающим считают тот факт, что целитель лично вошел в мир болезни и тщательно ее изучил. То, что кажется нам непривычным, на самом деле подчинено логике. Если мы захотим поехать в Египет, то отдадим предпочтение гиду, который уже там побывал и может показать страну, исходя из собственного опыта, а не тому, кто рвется продемонстрировать свои книжные знания в поездке по чужой для него стране.

Отношение к болезни как к полю человеческого сознания имеет смысл не только с точки зрения архаической культуры. Неужели кто-то из нас может сомневаться в том, что болезнь обладает свойством трансформировать сознание человека и его отношение к жизни?! Многие пациенты чувствуют, что их изменившиеся взгляды связаны именно с перенесенной болезнью. Стоит ли удивляться тому, что будущие шаманы с нетерпением ждут посвятительной болезни, открывающей доступ к соответствующему полю и приносящей необходимые знания.

Если признать, что болезнь есть не только выражение бессознательного, но и посвящение в новые жизненные задачи (как принято во многих древних культурах), то изменится не только личное, но и общественное отношение к этой теме. Этот принцип лежит в основе выражения «болезнь как язык души». В таком случае больных не будут изолировать и отодвигать на самый край общества, наоборот, к ним будут относиться со вниманием и почтением, ведь это те люди, в контакт с которыми вступает сама судьба, обратившаяся к ним именно таким способом. Этим объясняется и благоговение, с которым в некоторых культурах относятся к эпилептикам, душевнобольным и недоразвитым.

 

Посвятительные ритуалы

 

Основное различие между исцелительными и посвятительными ритуалами заключается в том, что во втором случае указание судьбы поступает не сверху, а от племени или от самого лекаря. Ответственность за повреждения и заболевания при посвятительных ритуалах находится в руках шамана. Конечно, судьба тоже играет роль, ведь она подает телесные и душевные знаки, чтобы дать понять о предстоящих изменениях.

При посвящении в жизнь взрослых жестокость, которая ожидает молодого человека в этом поле сознания, предварительно снимается ритуальными мероприятиями, в ходе которых иногда наносятся физические увечья. Но, к примеру, обрезание играет роль и в близких нам культурах — в частности, иудаизме. Сюда же относятся испытания мужества и отваги, от которых дыбом встают волосы (человека приковывают рядом с муравейником, закапывают в землю по шею, заставляют жить на деревьях или в пещерах, нагоняют на него страх, симулируя ночное нападение духов и т. д.).

Увечья выводят человека на новый, уже подготовленный физическим созреванием, уровень сознания. И всегда на помощь спешит шаман, который примиряет молодых людей с этим новым для них уровнем, используя активную или пассивную символику. Разрыв последовательности происходит не за счет судьбы, а с помощью шамана, ритуал для примирения с новым уровнем соответствует ритуалу исцеления. Возникающая за счет процессов созревания и роста пропасть между старым детским и новым сознанием взрослого человека считается отныне закрытой. Нанесенные увечья символизируют нецельность, полярность, которые необходимо познать. Цельный детский мир, рай следует покинуть. Боль и страх считаются при этом абсолютно нормальными, они занимают строго отведенные им место и время.

Огромное влияние общеплеменных полей сознания становится явным после совершенного ритуала. Приняв участие в посвящении, молодые люди становятся частью мира взрослых. При этом им не нужно учить новые правила и нормы поведения, не требуются никакие тренировки. Процесс проходит по другую сторону интеллектуального уровня, за рамками нашего понимания. Морфогенетическое поле включает в себя взрослого человека и с этого момента откладывает на нем свой отпечаток. Устанавливаются новые границы и новая система ценностей. Для человека, прошедшего ритуал посвящения, немыслимо снова впасть в детство.

Мы почти не понимаем эффективности обряда инициации, а аборигены не смогли бы разобраться в наших проблемах, связанных с переходным возрастом. В принципе, их жизнь легче, в ней мало стрессов. В любой кризисной ситуации решение принимает племя, стрелки переводятся на нужные рельсы без подключения сознания.

Все члены племени происходят от одного корня, как ветки от одного дерева, жизнь каждого члена племени зависит от жизни племени в целом. На уровне полей племя заботится обо всех соплеменниках. Здесь немыслимы кризисы (трудные решения, принимаемые лично), но так же невозможно самостоятельное развитие. Иными словами, индивидуальный путь невозможен, потому что отдельный человек не способен выжить вне племени.

Любое нововведение — это нарушение традиций, оно направлено против племени и жизни. Первобытный человек целенаправленно развивается в кругу заданного поля, хотя с нашей точки зрения, здесь не может идти речь ни о развитии, ни о прогрессе. В этом смысле они не могут служить нам примером.

Но мы можем научиться у них снова стать детьми. Однако между выражениями «снова стать детьми» и «остаться детьми» огромная разница. Наивность и чувство групповой взаимосвязанности архаичных культур могут стать для нас моделью только на более высокой ступени развития. После того как мы сделали все возможное, чтобы опуститься в глубины полярности, невинность оказалась потерянной. Теперь мы можем только вернуться назад к единству, как блудные сыновья и дочери. Но нельзя терять из виду тех, кто всегда оставался дома, иначе не будет возможности отыскать дорогу.

Качество времени для ритуалов и праздников

 

Наша трудность в понимании ритуалов архаических народов в значительной мере связана с различием в восприятии времени. Для нас время — понятие количественное, а для примитивных народов — качественное. В античности качество и количество времени считались противоположными понятиями, их обозначали разными словами. Хронос с его песочными часами ассоциировался с количеством, а Хариос — с качеством времени. Говоря, что время — деньги, мы выдвигаем на первый план количественные параметры. Фактически, большая часть населения современных промышленных стран через свое время продает себя работодателю. Их производительность определяется временем. Но люди творческих профессий все еще понимают, что качество играет, по крайней мере, не менее важную роль. Гениальное озарение, испытываемое в течение доли секунды, иногда оказывается более продуктивным, нежели многочасовые напряженные раздумья.

Записывая свою историю — что для архаичного человека представляется непонятным, и более того, избыточным, — мы идем на компромисс. На количественном уровне мы подсчитываем годы, как будто все они одинаковы, а при изучении конкретных исторических событий рассматриваем лишь те из них, которые связаны с выдающимися историческими событиями.

Архаичных же людей интересует только качество времени. Они находятся в одном временноом круге со своими историями и легендами. Мифические события они считают не историческими, а существующими вне времени. В любом событии их интересует только его вневременная сущность. Их праздники — отнюдь не воспоминания о старых временах, они происходят в данный конкретный момент. Их истории могут быть или живы, или забыты. Если шаман рассказывает миф предков, то он использует образец настоящего, сущного для тех, кто живет сейчас.

То же самое происходит на уроке истории, когда хороший учитель оживляет давно свершившиеся события перед внутренним взглядом учеников. Урок истории начинает доставлять удовольствие, надолго остается в памяти, с его помощью становится возможным понять суть целого.

Из религиозной истории нам известно, что легенды живут за счет того, что к ним прикасаются. Ведь и христианские праздники — это не воспоминание об историческом факте, а участие в ожившем мифе. Когда Ангелиус Силезский говорит: «Если Христос родился в Вифлееме, а не в тебе самом, то тебе никогда не испытать спасения», он имеет в виду живую связь с настоящим временем.

Качество времени нам известно на уровне отдельной личности. Некоторые события мы переживаем снова и снова. Нам из собственного опыта известны особенные для нас лично моменты. Мы суеверно относимся к разным приметам, источником которых были события, произошедшие когда-то раньше. Нам кажется, что некоторые события являются знаками, предваряющими другие события.

 

4. ГОД И ЕГО ВАЖНЕЙШИЕ ТОЧКИ

 

Внимательно рассмотрев год, мы поймем, что он представляет собой круг. В нем есть фиксированные, постоянные точки. Годовой круг разделен на четыре части четырьмя фиксированными точками — двумя точками равноденствия и двумя точками солнцестояния. В этих четырех точках есть нечто подкупающе-объективное. Удивительно то, что древние люди тоже умели их измерять, о чем сохранилось множество каменных документов эпохи мегалита и свидетельством чему являются пирамиды египтян и ацтеков.

 

Рис. 2

• точки равноденствия

• точки солнцестояния

 

Четыре фиксированные точки высчитываются через астрономические явления. Земля вращается вокруг своей оси, что особенно ясно видно на экваторе, где движение оказывается наиболее быстрым. Если через него провести воображаемую плоскость, то она под углом 23° разрежет плоскость эклиптики, то есть ту плоскость, в которой все планеты, и Земля в том числе, движутся вокруг Солнца. Точки пересечения обеих плоскостей — это точки равноденствия, точки наибольшего удаления — точки солнцестояния. Летнее солнцестояние — самый длинный день в году, а зимнее солнцестояние — самый короткий.

Поле этих точек настолько сильное, что более поздние религии, в том числе и христианство, после недолгого сопротивления начали ориентироваться именно на них. Поколебавшись, в христианское Рождество верующие начали праздновать то, что праздновалось в более ранних культурах, — наступление ночи, когда свет бывает наиболее слабым, а надежда — наиболее сильной.

 

ТЕЧЕНИЕ ГОДА И ТЕЧЕНИЕ ЖИЗНИ В ОТРАЖЕНИИ СОЛНЦА

 

В понимании архаических и настроенных на общение с потусторонним людей течение года отражает течение жизни, поскольку в части всегда заключено целое. В этой связи в эзотерике принято говорить о принципе «часть как целое». На сегодняшний день этот закон является научно доказанным, ведь даже генетики теперь исходят из того, что в одной клетке заключена информация о человеке в целом. Таким образом, в любой отдельной структуре можно найти целое. Нетрадиционной медицине этот принцип известен очень давно. Не случайно, воздействуя на рефлекторные зоны стопы или уха, мы пытаемся воздействовать на организм в целом. В качестве технического аналога можно привести трехмерную лазерную голограмму, где по любой части можно реконструировать изображение целиком.

В соответствии с этим законом, любая, даже самая маленькая единица содержит в себе целое: день содержит в себе неделю, месяц, год, жизнь и сумму многих жизней, существующих до момента выхода из круговорота возрождений. Следовательно, во всех этих структурах можно обнаружить мандалу. По тому, как человек начинает утро, можно сделать вывод о том, как он проживает свою жизнь. Мы часто говорим о закате жизни, подразумевая тем самым, что воспринимаем жизнь как один день. В течение дня мы уменьшаемся на один-два сантиметра из-за давления тела на межпозвоночные хрящи, но ведь точно так же в течение жизни мы становимся ниже под действием собственной тяжести. Ночью межпозвоночные хрящи восстанавливаются, и наутро мы вновь приобретаем привычные размеры. В течение жизни мы «усыхаем», чтобы восстановиться в фазе покоя.

Начальной точкой года в большей части земного шара считается 1 января, что практически соответствует зимнему солнцестоянию. Рождество — основной поворотный пункт года. Смена направления движения происходит задолго до того, как человек начинает ее ощущать, точно так же человек чаще всего не в состоянии сразу заметить, что произошло зачатие. Рождественская ночь — самая длинная ночь в году. На эту святую (цельную, совершенную) ночь, самую длинную и темную ночь в году, приходится зарождение света, что соответствует зачатию, при котором душа появляется в темноте тела, хотя родители об этом еще не подозревают.

С этого момента количество света начинает незаметно прибавляться. Дни постепенно становятся длиннее, на момент весеннего солнцестояния, соответствующего рождению и восходу солнца, приходится день весеннего равноденствия. Победное шествие света теперь уже видно всем. Через пубертатный период (раннее утро жизни) взлет сил света распространяется на юность (позднее утро) и достигает высшей точки дня и года. На полдень и летнее солнцестояние приходится самое высокое положение Солнца и самый интенсивный свет. Это самый длинный день, климакс года и климакс жизни. Это поворотный пункт, соответствующий основополагающей перемене.

Смена направления необратима, хотя середину жизни можно превратить в кризис в его отрицательном значении. Мы достигли периферии мандалы. Может быть, нашему современнику покажется, что говорить об этом еще очень и очень рано, но, с другой стороны, речь идет о годах, а не о днях. В мандале мы получаем достаточно времени, чтобы выработать адекватное отношение к смене направления. Если Рождество является самой низкой точкой, то летнее солнцестояние — это самая высокая точка года.

Наступает время сбора урожая, сила Солнца отражается в ароматных, сочных плодах, подаренных нам природой. Климактерический период, который все так ненавидят, это на самом деле вершина жизни, время сбора урожая и наслаждения плодами жизни. Если бы мы не пытались обогнать время, не спешили неизвестно куда, то могли бы получить настоящее удовольствие от этой фазы. Только осенью можно наслаждаться жизнью, то есть делать то, к чему, может быть, стремились всю жизнь. Можно остановиться и пребывать в состоянии покоя вплоть до осеннего равноденствия.

Но наслаждение — это только одна сторона, ведь сбор урожая — это еще и время умирания колоса. Он засыхает на поле, или же его молотят, чтобы отделить зерна от плевел. В Библии этот образ соответствует подведению итогов. Отдавая свои семена на зерна для будущих растений или на питание для других существ, стебель пшеницы отдает лучшую свою часть и достигает бессмертия в круговороте жизни. Ставший ненужным колос попадает в почву, чтобы стать основой для новой жизни. С момента осеннего равноденствия свет начинает уступать темноте, день становится короче, чем ночь. Приближается вечер жизни, но ведь закат и вечерние сумерки — это прекрасное время. Уменьшение происходит не только на материальном уровне, но и на духовном. Балласт хочет оказаться за бортом — речь идет о прощании. Поздней осенью главная тема в природе — прощание, отпускание, угасание. Свет становится все более слабым, часто это касается и света в глазах. Внешние чувства притупляются. Осенью краски еще раз ненадолго расцветают, но только затем, чтобы сразу же отступить. Сначала на передний план выступает серый цвет, заполняя все грустью. Потом серый цвет вытесняется белым, это самый совершенный цвет, в котором заключены все другие цвета. Итак, на сцене царит белый цвет, закрывающий все. Уменьшение количества внешнего цвета контрастно увеличению внутреннего. Если с момента зачатия до кризиса середины жизни основной темой был рост, а затем на передний план вышло уменьшение размеров, то в конце остается только самое значительное, главное. Конец и вместе с тем начало снова приходится на темную центральную ночь, ночь зимнего солнцестояния. Это и смерть, и зачатие, в зависимости от того, с какой стороны мы подошли к двери.

 

ЛУННЫЙ ЦИКЛ КАК МАНДАЛА РАЗВИТИЯ

 

В нашем патриархальном обществе мы привыкли ориентироваться по Солнцу, которое является символом мужского, дающего начала. Но ведь точно так же мы могли бы взять за основу Луну, символ женского, получающего и отражающего начала. Месяц так же, как и год, содержит в себе целое. Новолуние — точка самой глубокой темноты — соответствует менструации в месяце жизни женщины, в годе — зиме, а в жизни — старости и смерти. Символически новолуние можно представить в виде старой, мудрой женщины, бабушки. Новолуние ответственно за зачатие, появление зародыша света. Возвращение лунного света несет в себе рождение. Увеличивающийся лунный серп соответствует росту ребенка, весне, молодой женщине. Половина серпа — это пубертатный период. Три четверти — юная невеста. Такая Луна соответствует пробуждению сил, которые полностью проявляются к полнолунию. С точки зрения года этот апогей соответствует лету, с точки зрения жизни — символизирует материнство. Полнолуние — это еще и поворотная точка, середина жизни. Перейдя ее, человек неминуемо начинает приближаться к климактерическому периоду, рост с этого момента приобретает негативный, отрицательный характер. Затем Луна становится ущербной. Это период сбора урожая, время интеграции, начало отторжения собственного Эго, но не в спиритическом смысле, а с точки зрения детей. Половина серпа при ущербной Луне символизирует осень, пожилую, мудрую женщину. К моменту новолуния мы достигаем старости, периода прощания. Новолуние замыкает круг, и все начинается сначала.

 

Рис. 3. Спираль года и составляющие ее месяцы.

 

Культуры, ориентированные на круг, вращаются вместе со временем вне всякого развития. Те общества, которые стремятся к линейному прогрессу, оказываются вне порядка, подвергая опасности и себя, и мир. Попытка соединить круг и стрелу дает в результате спираль, древнейший символ жизни. Ведь на самом деле спираль есть не что иное, как круг, движущийся в определенном направлении. Начертив спираль, сужающуюся кверху и заканчивающуюся одной точкой, мы получим великолепный символ развития.

Каждый виток обозначает год, а совокупность годовых витков образует спираль. Этому образу соответствует и наш собственный опыт, согласно которому с возрастом годы становятся все короче. Размахи при колебании маятника, который снова ввергает нас в полярность, становятся меньше и меньше, потому что все приближается к средней точке, то есть к единству.

 

ЧАСТЬ 2

1. ЗАЧАТИЕ И БЕРЕМЕННОСТЬ

 

Как и в день, введший тебя в этот мир,

Солнце встало, приветствуя планеты,

Как быс<



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-07-17 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: