МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ТУЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Институт Права и Управления
Кафедра ФиМ
Утверждаю: Зав. кафедрой (ФиМ) _________________ А.Л.Сабинина «30»08 2016 г. |
ПРОГРАММА
Учебной практики
Практика по получению первичных профессиональных умений и навыков, в том числе первичных умений и навыков научно-исследовательской деятельности
Уровень профессионального образования: (высшее образование – бакалавриат)
Уровень профессионального образования: высшее образование – бакалавриат
Направление подготовки: 38.03.01 «Экономика»
Профили подготовки: «Бухгалтерский учет, анализ и аудит», «Финансы и кредит», «Налоги и налогообложение»
Квалификация выпускника: 62 – бакалавр
Форма обучения:очная, заочная
Тула 2016
ЛИСТ
Согласования программы (название) практики
Программа учебной практики разработана доцентом Т.И. Калачёвой и обсуждена на заседании кафедры «Финансы и менеджмент» института права и управления(протокол заседания кафедры № 1 от «30» 08 2016 г.)
Разработчик(и) программы учебнойпрактики____________________________.
личная подпись(и)
СОДЕРЖАНИЕ
1 Цели и задачи прохождения практики. 4
2 Место практики в структуре образовательной программы.. 4
3 Перечень планируемых результатов при прохождении практики. 4
4 Форма и способы проведения практики. 5
5 Содержание и структура учебной практики. 5
5.1 Содержание разделов учебной практики. 5
5.2 Распределение часов по семестрам и видам работ на практике. 6
6 Образовательные технологии, научно-исследовательские и научно-производственные технологии 6
7 Материально-техническое и информационное обеспечение практики. 6
8 Порядок проведения текущего контроля успеваемости и промежуточных аттестаций. Шкалы оценок 7
8.1 Шкала академических оценок прохождения учебнойпрактики. 7
8.2 Система оценки достижений при прохождении учебной практики. 7
8.3 Система оценки компетенций или их элементов, сформированных у обучающихся в ходе прохождения учебной практики. 8
9 Оценочные средства для промежуточной аттестации обучающихся. 8
10 Учебно-методическое обеспечение учебнойпрактики. 9
10.1 Основная литература. 9
10.2 Дополнительная литература. 9
10.3 Периодические издания. 9
10.4 Интернет-ресурсы.. 9
10.5 Методические указания к прохождению учебнойпрактики. 9
1 Цели и задачи прохождения практики
Целью прохождения учебной практики является: сбор информации, а также углубленное знакомство с историей создания, развития и организацией деятельности реальных предприятий, а также отраслей народного хозяйства, в которых функционируют рассмотренные организации.
Задачами прохождения учебной практики является:
закрепление и углубление знаний, полученных студентами при изучении базовых дисциплин социально-экономического, гуманитарного и профессионального циклов;
выполнение анализа деятельности для реальных предприятий, работающих на рынке данного региона.
выявление и анализ проблем, стоящих перед организацией.
2 Место практики в структуре образовательной программы
Дисциплина относится к вариативной части Блока 2 Практики.
Для освоения данной дисциплины необходимо обладать знаниями, полученными в результате изучения следующих дисциплин: психология социального взаимодействия, микроэкономика, информатика, история экономических учений, экономика природопользования.
Знания, полученные в результате освоения дисциплины необходимы для изучения следующих дисциплин: менеджмент, маркетинг, макроэкономика, экономика организаций.
3 Перечень планируемых результатов при прохождении практики
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование элементов следующих компетенций в соответствии с ФГОС ВПО и ООП ВПО по данному направлению подготовки:
· способностью использовать основы экономических знаний в различных сферах деятельности (ОК-3);
· способностью работать в коллективе, толерантно воспринимая социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия (ОК-5 способностью к самоорганизации и самообразованию (ОК-7) способность использовать приемы первой помощи, методы защиты в условиях чрезвычайных ситуаций (ОК-9).
· способность решать стандартные задачи профессиональной деятельности на основе информационной и библиографической культуры с применением информационно-коммуникационных технологий и с учетом основных требований информационной безопасности (ОПК-1); способность находить организационно-управленческие решения в профессиональной деятельности и готовность нести за них ответственность (ОПК-4).
· способность собрать и проанализировать исходные данные, необходимые для расчета экономических и социально-экономических показателей характеризующих деятельность хозяйствующих субъектов (ПК-1);
· способность на основе типовых методик и действующей нормативно- правовой базы рассчитать экономические и социально-экономические показатели, характеризующие деятельность хозяйствующих субъектов (ПК-2);
· способность анализировать и интерпретировать финансовую и бухгалтерскую отчетность и иную информацию, содержащуюся в отчетности предприятий различных форм собственности, организаций, ведомств и т.д. и использовать полученные сведения для принятия управленческих решений (ПК-5);
· способностью анализировать и интерпретировать данные отечественной и зарубежной статистики о социально-экономических процессах и явлениях, выявлять тенденции изменения социально-экономических показателей (ПК-6);
В результате прохождения практики студент должен:
Знать:
1. сущность и значение информации в развитии современного информационного общества, нормативно-правовой основы деятельности организации; внутренней и внешней среды функционирования организации (ОК-5,ОК 3, ПК-6),
Уметь:
1. осуществлять сбор, анализ и обработку данных, необходимых для решения поставленных экономических задач (ОК-7, ОК-3, ПК-1, ПК-5),
2. работать с людьми в коллективе, применять теоретические знания в практической учетной и аналитической деятельности, обобщать полученную информацию, составлять отчет о проделанной работе (ОПК-1, ПК-1, ОК –9, ОПК-4, ПК-2)
Владеть:
1. основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации, навыками работы с компьютером как средством управления информацией (ОПК-1, ПК-6,),
2. способен работать с информацией в глобальных компьютерных сетях, навыками анализа исходных данных, необходимые для расчета экономических и социально-экономических показателей, характеризующих деятельность хозяйствующих субъектов, навыками работы с научной и справочной экономической литературой, навыками общей оценки финансово-экономического состояния и перспектив деятельности организации, составления аналитических таблиц, графиков и диаграмм (ПК-5, ПК-6)
4 Форма и способы проведения практики
Форма учебной практики: практика по получению первичных профессиональных знаний, умений и владений.
Способы проведения практики: стационарная, выездная.
5 Содержание и структура учебной практики
Содержание разделов учебной практики
1. Прохождение инструктажа по ОТ и ТБ.
2. Экскурсии по основным организациям, которые являются базами практик.
3. Сбор материалов для написания отчета.
4. Подготовка отчета по практике.
5. В течение практики студент обязан изучить организационную структуру предприятия и осуществить сбор, систематизацию, обработку и анализ первичной финансово-экономической и организационно-управленческой информации.
5.1 Описание деятельности каждого предприятия, историю создания и развития каждого предприятия, определение отрасли народного хозяйства, к которой принадлежит каждое предприятие,
5.2. Описание отрасли народного хозяйства, к которой относится одно (на выбор студента) из посещённых предприятий с подбором статистических данных
5.3 Определить характеристики выбранной отрасли производства (технических характеристик, экономических результатов, юридических аспектов), указать примеры (большинство) предприятий в г. Туле, относящихся к выбранной отрасли, краткий экскурс в историю этой отрасли, предпосылки ее создания в г. Туле или расширения в г. Тулу из других городов и стран.
Распределение часов по семестрам и видам работ на практике
Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетных единиц (108 часов), в том числе:
Объём часов, отводимых учебным планом на освоение учебно-программного материала дисциплины, в том числе:
Семестр | Занятия с преподавателем | Выполнение курсовых заданий | Др. сам. вне- ауд. раб. | Виды отчет- ности | |||||
аудиторные | инди виду- альные | ||||||||
Лек- ции | Практ. занят. | Лабор. занят. | Итого | ККР | КП (КР) | ||||
– | – | – | – | – | – | – | Диф. зачет | ||
Итого | – | – | – | – | – | – | – | зачет |
6 Образовательные технологии, научно-исследовательские и научно-производственные технологии [1]
Для наиболее эффективной реализации компетентностного подхода в рамках учебной дисциплины «Учебная практика- Практика по получению первичных профессиональных умений и навыков, в том числе первичных умений и навыков научно-исследовательской деятельности» целесообразно предусматривать широкое использование в процессе прохождения практики активных и интерактивных форм проведения занятий (компьютерных симуляций, деловых и ролевых игр, разбор конкретных ситуаций, тренинги) с целью формирования и развития профессиональных навыков обучающихся.
Мастер-класс - это интерактивный краткосрочный курс «высшего мастерства» в какой-либо сфере деятельности, как правило, профессиональной, проводимый выдающимся мастером в своей области.
7 Материально-техническое и информационное обеспечение практики
Для проведения учебной практики используется материально-техническая база ФиМ, ее аудиторный фонд, соответствующий действующим санитарным, противопожарным нормам и требованиям к технике безопасности.
Базами практики являются предприятия и организации различных отраслей экономики и исполнительных органов государственной власти. Предприятие ОАО Банк «Экспресс-Тула», относится к банковской отрасли, ОАО «ИПО «Лев Толстой» относится к полиграфической промышленности. Рабочее место для прохождения практики оборудовано компьютером с выходом в Интернет, необходимым для приобретения учащимися компетенций, заявленных рабочей программой производственной практики по реализуемому кафедрой направлению 38.03.01 Экономика.
8 Порядок проведения текущего контроля успеваемости и промежуточных аттестаций. Шкалы оценок
8.1 Шкала академических оценок прохождения учебнойпрактики
Зачет по практике принимается руководителем практики. Результаты зачета оцениваются по стобалльной системе на основании защиты студентом отчета и заключения руководителя практики от предприятия и университета.
Успеваемость слушателя оцениваетсяпо 100-бальнои системе обследующими диапазонами баллов, соответствующими традиционным оценкам.
№ п/п | Зачет | Не зачтено | Зачтено | ||
Академическая оценка (по 4-х бальной системе) | Неудовлетворително | Удовлетворительно | Хорошо | Отлично | |
Бальная оценка (по 100-бальной системе) | От 0 до 39 | от 40 до 60 | от 61 до 80 | от 81 до 100 |
Допуск к зачёту производится после выполнения всех предусмотренных учебным планом и настоящей программой работ.
При оценке результатов практики учитываются результаты работы студента по изучению производства, выполнению индивидуальных заданий, а также приобретенный опыт и практические навыки. Зачет проставляется в ведомость и зачетную книжку преподавателем университета.
8.2 Система оценки достижений при прохождении учебнойпрактики
№ п/п | Виды оценок | Наименование учебного мероприятия | Максимальное кол-во баллов за мероприятие |
2 семестр | |||
Отзыв руководителя практики о работе обучающегося вовремя учебной практики | экскурсии, консультации | 0 | |
Качество подготовленного отчета по учебнойпрактике (количество, качество, анализ и систематизация собранного материала) | Консультации | 70 | |
Качество доклада при защите отчета по практике (результаты собеседования) | Защита отчета по учебной практике перед комиссией (собеседование) | 30 | |
Промежуточная аттестация | Дифференцированный зачет (зачет) |