Образовательно-оздоровительная программа
Профильной смены «Поколение Z»
(научно-техническое творчество)
Авторы программы:
Богданова Н.В., директор МАУ СОЦ «Солнечный»;
Иконникова Н.И., заместитель директора МАУ СОЦ «Солнечный» по воспитательной работе;
Красных А.О., педагог дополнительного образования МАОУ ДОД ДЮЦ «Ровесник;
Денисов А.С., учитель информатики МАОУ СОШ №6;
Данилова Л.Е., учитель математики МАОУ СОШ №8;
Кондакова Н.М., учитель географии МАОУ СОШ №8;
Трукан Г.Н, учитель технологии МАОУ СОШ №8;
Захарова Е.А, учитель физики МАОУ СОШ № 22, Верхняя Пышма.
г. Красноуральск, 2018г.
Пояснительная записка
Современный стандарт образования направлен на обеспечение условий для развития обучающихся, их социальную самоидентификацию посредством социально и личностно значимой деятельности. Системно-деятельностный подход подразумевает формирование готовности обучающихся к саморазвитию и непрерывному образованию, их активную учебно-познавательную деятельность. Важно, чтобы самообразование стало для ребенка интересным, занимательным, а главное-осознанным. Необходимо создать такие условия, чтобы сама среда пребывания ребенка стала импульсом для познавательного творчества.
Современная цивилизация в основе своей динамики имеет научно-технический и научно-технологический прогресс, который, прежде всего, связан с ростом научныхзнаний. Техническое и научное творчество преобразовывают мир, способствуя развитию человечества.
Наше время – это время перемен. Стране нужны люди, способные принимать нестандартные решения, умеющие самостоятельно и творчески мыслить, обладающие богатым воображением и логическим мышлением, ответственные, предприимчивые, стремящиеся к постоянному самообразованию. Именно такое сочетание актуальных на сегодняшний день качеств личности позволяет использовать сферу научно-технического творчества в качестве особой педагогической, воспитательной и образовательной среды, которая отвечает одному из важнейших условий современного образовательного стандарта – формирование личностных, метапредметных и предметных требований к результатам образования. В логике развития данного направления появилась идея проведения на базе МАУ СОЦ «Солнечный» оздоровительно-образовательной смены, целью которой является создание развивающего образовательного пространства в условиях летней профильной смены, способствующего оздоровлению, отдыху, развитию творческого и интеллектуального потенциала в сфере технического и естественно-научного творчества. В этой связи каникулярный период, а именно середина лета, и нахождение в летнем оздоровительном учреждении, представляется наиболее перспективной средой развития в данном направлении, так как образовательная деятельность сочетается с оздоровлением и разнообразными досуговыми мероприятиями, отражающими тематику смены.
|
Организация смены предполагает разработку программы смены и привлечение к ее реализации социальных партнеров, а также разработку и реализацию плана мероприятий в рамках данной программы и освещение деятельности в СМИ города и в Интернет-пространстве.Комплексная оздоровительно-образовательная программа профильной смены «Поколение Z» - это педагогическая система, направленная на решение в рамках летней оздоровительной кампании основных задач комплексной программы «Уральская инженерная школа», а именно: пробуждение в ребенке интереса к техническому образованию, инженерным дисциплинам, математике и предметам естественно-научного цикла, определение его склонностей и способностей к изучению данных дисциплин, а так же формирование у учащихся навыков практической деятельности, необходимых для ведения исследовательских, лабораторных и конструкторских работ, для овладения рабочими и инженерными специальностями по выбранному профилю деятельности (Комплексная программа «Уральская инженерная школа на 2015-2034 годы). Программа профильной смены «Поколение Z» предлагает широкий комплекс мероприятий, включает детей в различные виды деятельности, отвечающие современным требованиям:
|
- учебно-познавательная деятельность по шести направлениям;
- организация досуга;
- оздоровление.
Особенность и новизна оздоровительно-образовательной программы профильной смены заключается в создании единого культурно-образовательного пространства летней смены, интеграции оздоровления, погружения в техническое и естественно-научное творчество, а также культурно-досуговой событийности.
Организация и проведение смены регламентируется:
- Конституцией российской Федерации;
- Конвенцией ООН о правах ребенка;
- Законом РФ «Об образовании» (Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ);
- Федеральным законом №124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»;
|
- Распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015г. № 996-р г. Москва «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года»;
- Федеральным законом №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения
- СанПиН 2.2.2.3155-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации отдыха и оздоровления детей»
- Национальным стандартом РФ ГОСТ Р 52887-2007 «Услуги детям в учреждениях отдыха и оздоровления»;
- Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 13 июля 2017г. №656 «Об утверждении примерных положений об организации отдыха детей и их оздоровления»;
- Приказом Минобрнауки России от 29.08.2013 №1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным образовательным программам»;
- Комплексная программа «Уральская инженерная школа» на 2015-2034 годы;
- Уставом МАУ СОЦ «Солнечный»;
- Коллективным договор МАУ СОЦ «Солнечный»
- Положением об учреждении отдыха и оздоровления детей МАУ СОЦ «Солнечный»
- кодексом этики МАУ СОЦ «Солнечный»;
- Правилами внутреннего трудового распорядка МАУ СОЦ «Солнечный»
- Оздоровительно-образовательной программой Муниципального автономного учреждения Социально-оздоровительный центр «Солнечный».
Цели и задачи
Цель смены – создание развивающего образовательного пространства в условиях летней профильной смены, способствующего оздоровлению, отдыху, развитию творческого и интеллектуального потенциала в сфере технического и естественно-научного творчества, а также рациональному использованию каникулярного времени обучающихся.
Задачи:
- познакомить обучающихся с актуальными проблемами науки и техники и развить интерес обучающихся к техническому и естественно-научному творчеству с целью обеспечения возможности заблаговременного выбора ими профессии в данных направлениях;
- обеспечить опыт социальных практик, направленных на развитие ребенка и способствующих формированию качеств и умений, необходимых для жизни в современном обществе (критического и творческого мышления, самостоятельности в принятии решений, коммуникативных навыков, навыков работы в команде и т.д.);
- вовлечь детей в научно-исследовательскую деятельность, повысить мотивацию к изучению предметов в рамках выбранных ими направлений; развивать практические навыки выполнения научно-исследовательских и опытных работ в рамках реализации проектов;
- укрепить здоровье детей и сформировать стремление к здоровому и безопасному образу жизни.
Принципы, лежащие в основе программы:
1. Принцип научности – материал, изучаемый в рамках учебно-практических занятий выходит за рамки школьной программы.
2. Принцип системности – предполагает структурированный, обоснованный с точки зрения уровней сложности знаний, процесс обучения детей.
3. Принцип формирования базовых знаний – каждый проект для успешного выполнения требует определенного наличия базовых знаний.
4. Принцип вариативности – предполагает различные формы деятельности и организации досуга детей, различные формы подачи информации – лекционные занятия, практическая работа в проектных мастерских, интеллектуальные игры и другие формы работы.
5. Принцип доступности – ребенок вправе выбрать то направление деятельности, которое отвечает его интересам и способностям.
6. Принцип самореализации – в рамках смены активно поддерживаются творческие проявления участников, проводятся различные мероприятия с целью активизации творческой деятельности, обучение успешному и эффективному представлению результатов своей деятельности.
Предлагаемая профильная смена строится на индивидуальном подходе – организации небольших проектных групп, в которых каждый обучающийся получает должное внимание, и предлагаемый объем знаний постоянно закрепляется на практике.
Ожидаемые результаты:
- самореализация детей в различных сферах жизнедеятельности, развитие инициативы и активности детей;
- развитие мотивации к овладению обучающимися знаниями в выбранной ими области науки; приобретение коммуникативных навыков, навыков эффективного сотрудничества между детьми и педагогами;
- реализация знаний и умений, приобретенных за время работы в проектных мастерских, в реальной жизни;
- увеличение числа детей, ориентированных на получение профессиональных знаний в научно-технической и естественнонаучной сфере; формирование потребности в дальнейшем повышении уровня знаний в области технического творчества и других видах интеллектуальной деятельности;
- оценка эффективности оздоровления не ниже 94%, проявление потребности и навыков ведения здорового образа жизни.
При активном участии детей и взрослых в реализации программы предполагается, что у каждого возникнет чувство сопричастности к большому коллективу единомышленников. Успешность детей в различных мероприятиях повысит социальную активность, даст уверенность в своих силах и талантах, каждый ребенок станет участником творческого проекта в соответствии с выбранным направлением.
Ресурсное обеспечение достижения результатов
Одной из основных задач организационного и методического обеспечения деятельности программы является профессиональная подготовка специалистов. Педагогический коллектив представлен не только штатными педагогами, педагогами школ и учреждений дополнительного образования г. Красноуральска, прошедшими профессиональную подготовку, но и студентами педагогических ВУЗов, прошедшими профессиональную подготовку по программе вожатый.
Кадровое обеспечение программы:
- Директор МАУ СОЦ «Солнечный»;
- заместитель директора по воспитательной работе;
- старший воспитатель;
- воспитатели;
- вожатые;
- инструктор по физической культуре;
- руководители научных мастерских (педагоги образовательных учреждений города);
- медицинский персонал;
- механик по обслуживанию звуковой техники;
- социальные партнеры смены.
Методическое сопровождение:
- Нормативные документы, обеспечивающие безопасность пребывания детей и взрослых в лагере (должностные инструкции и инструкции по охране труда, инструкции при проведении различных мероприятий, приказы об ответственности, журналы инструктажей и т.д.);
- методические разработки сценариев мероприятий в соответствии с программой;
- программа работы кружков, научных мастерских;
- методическая литература по организации досуга детей;
- библиотечный фонд.
Материально-техническое обеспечение программы:
- аудио- и видеотека;
- дидактические пособия;
- спортивный инвентарь;
- настольные игры, конструкторы ЛЕГО;
- комплекты MindstormsEV3;
- комплект «гигантский набор DUPLO»;
- материалы для творчества;
- музыкальное оборудование;
- оборудование для работы научных мастерских (ноутбуки с необходимым ПО, МФУ, мультимедийное оборудование, лабораторное оборудование для практических занятий);
- элементы символики смены (баннеры с логотипом смены, флаг с логотипом смены, футболки участников смены с логотипом, галстуки с логотипами научных мастерских.
Социальные партнеры:
- Администрация городского округа Красноуральск и Дума городского округа Красноуральск
- МКУ «Управление культуры и молодежной политики» г. Красноуральска
- ОДН ОМВД по г. Красноуральску и по г. Кушва
- ОГИБДД ОМВД по г. Красноуральск и по г. Кушва
- ОНД Кушвинского городского округа, городского округа Красноуральск УНДиПР ГУ МЧС России
- МБУ «Централизованная библиотечная система» г. Красноуральска
- МАУ Дворец культуры «Металлург»
- ОАО «Святогор»
- Образовательные учреждения города, учреждение дополнительного образования ДЮЦ «Ровесник»
- ФПСО
- НТГСПИ
- эксперт в системе профессионального развития Богданова Юлия (г. Москва)
- Фонд поддержки одаренности «Достойным лучшее»