При выборе посадки в системе отверстия или в системе вала при номинальных размерах от 1 до 500 мм, как в наиболее употребительном диапазоне размеров, следует выбирать посадки, образованные наиболее рациональным сочетанием полей допусков отверстия и вала.
Рис. 7
Характер соединения деталей определяется посадкой, зависящей от величины получающихся в ней зазоров S или натягов N (рис. 7).
Различают следующие типы посадок, т.е. характер сопряжения – посадки с зазором, с натягом или переходные посадки.
1. Посадка с зазором S (рис. 7,а)), когда размер отверстия D больше размера вала d и величина зазора .
Наибольший , наименьший и средний зазоры посадки будут равны:
;
;
.
Допуск посадки (поле допуска посадки) с зазором TS, т.е ширина возможных действительных значений зазора S равно:
.
2. Посадки с натягом N (рис. 7,б)), при которых размер вала d больше размера отверстия D, в результате чего образуется натяг: .
Наибольший , наименьший и средний натяг рассчитываются:
;
;
.
Допуск посадки (поле допуска посадки) с натягом TN, т.е. ширина возможных действительных значений натяга N, равен:
.
Посадки с натягом N применяют преимущественно в неподвижных соединений деталей, например, при посадке на цапфы валов подшипников качения.
3. Переходные посадки– соединения, в которых поля допусков вала Td и поля допусков отверстия TD накладываются и при сопряжении деталей возможно получение как зазора S,так и натяга N (рис. 7,в)). Поле допуска переходной посадки представляет сумму наибольшего зазора и наибольшего натяга :
.
Эта посадка характеризуется средними значениями:
или .
В переходной посадкеS =0 и N =0.
Переходные посадки применяют в неподвижных и плотных подвижных соединениях, подлежащих частой разборке и требующих точной установки деталей.
|
Выбор системы посадок
Различные посадки деталей должны осуществляться в системе отверстия, или в системе вала.
Для образования той или иной посадки ( S, N или ) ЕСДП предусматривает систему отверстия (основное отверстие обозначают буквой Н, например, Ø ) или систему вала (основной вал обозначают буквой h, например, Ø ).
Применение системы отверстия предпочтительно ввиду технологических соображений.
Систему вала следует применять только в тех случаях, когда это оправдано конструктивными или экономическими условиями, например, если необходимо получить разные посадки нескольких деталей с отверстиями на одном гладком валу.
Система отверстия – совокупность посадок, характер которых для одного квалитета точности и заданного номинального размера изменяется за счет изменения предельных размеров вала, т.е. в системе отверстия нужная посадка формируется за счет обработки только вала, но не отверстия!
Отверстие в этом случае называют основным (т.е. неприкасаемым), принимая для него нижнее отклонение размера EI =0. Основное отверстие в технической документации обозначается буквой Н: например, Ø100 Н – основное отверстие по седьмому квалитету с предельными отклонениями ES =35 мкм; EI= 0.
На рабочих чертежах номинальные размеры и их допускаемые отклонения проставляются в миллиметрах; в таблицах ЕСДП допуски размеров или их предельные отклонения представлены в микрометрах (микронах), 1 мкм= мм.
Посадки на сборочных чертежах в системе отверстия обозначаются в виде дроби: Ø100 ; Ø100 ; Ø100 , где Н... в числителе дроби указывает на то, что это посадки в системе отверстия.
|
Посадки в системе отверстия – посадки, в которых требуемые зазоры и натяги получаются соединением различных полей допусков валов с полем допуска основного отверстия (рис. 8), т.е. необходимая посадка подбирается за счет обработки только вала.
Основное отверстие – отверстие, нижнее отклонение которого равно нулю (EI=0).
Рис. 8
Система вала – совокупность посадок, характер которых для одного квалитета точности и заданного номинального размера изменяется за счет изменения предельных размеров отверстия, т.е. в системе вала нужная посадка формируется за счет обработки только отверстия, но не вала! (рис. 8).
Вал в этом случае называют основным валом, принимая для него верхнее отклонение размера es =0. Основной вал в технической документации обозначают буквой h: например, Ø250 h есть основной вал выполненный по восьмому квалитету с предельными отклонениями es =0; ei = –72 мкм.
Посадки на сборочных чертежах в системе вала обозначают дробью Ø ;
Ø 20 , где h в знаменателе указывает, что посадка выполнена в системе вала по восьмому квалитету.
Посадки в системе вала – посадки, в которых требуемые зазоры и натяги получаются соединением различных полей допусков отверстий с полем допуска основного вала (рис. 9), т.е. необходимая посадка подбирается за счет обработки только отверстия, что технологически сложно.
Основной вал – вал, верхнее отклонение которого равно нулю (es=0), (рис. 9).
|
Рис. 9
Для всех посадок в системе отверстия нижнее отклонение отверстия EI=0 (рис. 8), т.е. нижняя граница поля допуска основного отверстия всегда совпадает с нулевой линией (рис. 9).
Для всех посадок в системе вала верхнее отклонение основного вала es=0, т.е. верхняя граница поля допуска вала всегда совпадает с нулевой линией.
Поле допуска основного отверстия откладывают вверх, а поле допуска основного вала – вниз от нулевой линии, т.е в материал детали.
Обозначение посадки указывают после номинального размера, например, Ø . Сама посадка обозначается дробью, в числителе которой указывают обозначение поля допуска отверстия – Н7, а в знаменателе обозначение поля допуска вала – k6.
Определим для этой посадки Ø предельные размеры, допуски и натяги в соединении (рис. 10).
Рис. 10 (1 – корпус, 2 – цилиндрический штифт)
Решение
1. Заданная посадка Ø в системе отверстия; номинальный размер отверстия и вала 40 мм; отверстие выполнено по 7-му квалитету точности; вал – по 6-му квалитету.
2. Из таблицы ЕСДП: ES=25 мкм=0,025 мм; EI=0 (рис. 10а); es=18 мкм=0,018мм;
ei = 2 мкм=0,002мм (рис. 10б).
Рис. 10а Рис. 10б
3. Вычисляем предельные размеры и допуски в этом сопряжении:
а) отверстие – мм;
мм (или TD=ES-EI).
б) вал – мм;
мм;
мм (или Td=es-ei).
4. Изображаем графически схемы расположения полей допусков для отверстия и вала (рис. 11).
Рис. 11
5. Так как посадка переходная, вычисляем предельные значения зазора и натяга:
наибольший зазор – мм (или ES-ei);
наибольший натяг – мм (или EI-es).
6. Вычисляем допуск посадки: мм.
7. Если заданная посадка с натягом (N), то рассчитываются и , а если с зазором (S)