Для всех типов посадок допуск посадки численно равен сумме допусков отверстия и вала.




При выборе посадки в системе отверстия или в системе вала при номинальных размерах от 1 до 500 мм, как в наиболее употребительном диапазоне размеров, следует выбирать посадки, образованные наиболее рациональным сочетанием полей допусков отверстия и вала.

Рис. 7

Характер соединения деталей определяется посадкой, зависящей от величины получающихся в ней зазоров S или натягов N (рис. 7).

Различают следующие типы посадок, т.е. характер сопряжения – посадки с зазором, с натягом или переходные посадки.

1. Посадка с зазором S (рис. 7,а)), когда размер отверстия D больше размера вала d и величина зазора .

Наибольший , наименьший и средний зазоры посадки будут равны:

;

;

.

Допуск посадки (поле допуска посадки) с зазором TS, т.е ширина возможных действительных значений зазора S равно:

.

2. Посадки с натягом N (рис. 7,б)), при которых размер вала d больше размера отверстия D, в результате чего образуется натяг: .

Наибольший , наименьший и средний натяг рассчитываются:

;

;

.

Допуск посадки (поле допуска посадки) с натягом TN, т.е. ширина возможных действительных значений натяга N, равен:

.

Посадки с натягом N применяют преимущественно в неподвижных соединений деталей, например, при посадке на цапфы валов подшипников качения.

3. Переходные посадки– соединения, в которых поля допусков вала Td и поля допусков отверстия TD накладываются и при сопряжении деталей возможно получение как зазора S,так и натяга N (рис. 7,в)). Поле допуска переходной посадки представляет сумму наибольшего зазора и наибольшего натяга :

.

Эта посадка характеризуется средними значениями:

или .

В переходной посадкеS =0 и N =0.

Переходные посадки применяют в неподвижных и плотных подвижных соединениях, подлежащих частой разборке и требующих точной установки деталей.

 

Выбор системы посадок

Различные посадки деталей должны осуществляться в системе отверстия, или в системе вала.

Для образования той или иной посадки ( S, N или ) ЕСДП предусматривает систему отверстия (основное отверстие обозначают буквой Н, например, Ø ) или систему вала (основной вал обозначают буквой h, например, Ø ).

Применение системы отверстия предпочтительно ввиду технологических соображений.

Систему вала следует применять только в тех случаях, когда это оправдано конструктивными или экономическими условиями, например, если необходимо получить разные посадки нескольких деталей с отверстиями на одном гладком валу.

Система отверстия – совокупность посадок, характер которых для одного квалитета точности и заданного номинального размера изменяется за счет изменения предельных размеров вала, т.е. в системе отверстия нужная посадка формируется за счет обработки только вала, но не отверстия!

Отверстие в этом случае называют основным (т.е. неприкасаемым), принимая для него нижнее отклонение размера EI =0. Основное отверстие в технической документации обозначается буквой Н: например, Ø100 Н основное отверстие по седьмому квалитету с предельными отклонениями ES =35 мкм; EI= 0.

На рабочих чертежах номинальные размеры и их допускаемые отклонения проставляются в миллиметрах; в таблицах ЕСДП допуски размеров или их предельные отклонения представлены в микрометрах (микронах), 1 мкм= мм.

Посадки на сборочных чертежах в системе отверстия обозначаются в виде дроби: Ø100 ; Ø100 ; Ø100 , где Н... в числителе дроби указывает на то, что это посадки в системе отверстия.

Посадки в системе отверстия – посадки, в которых требуемые зазоры и натяги получаются соединением различных полей допусков валов с полем допуска основного отверстия (рис. 8), т.е. необходимая посадка подбирается за счет обработки только вала.

Основное отверстие – отверстие, нижнее отклонение которого равно нулю (EI=0).

Рис. 8

Система вала – совокупность посадок, характер которых для одного квалитета точности и заданного номинального размера изменяется за счет изменения предельных размеров отверстия, т.е. в системе вала нужная посадка формируется за счет обработки только отверстия, но не вала! (рис. 8).

Вал в этом случае называют основным валом, принимая для него верхнее отклонение размера es =0. Основной вал в технической документации обозначают буквой h: например, Ø250 h есть основной вал выполненный по восьмому квалитету с предельными отклонениями es =0; ei = –72 мкм.

Посадки на сборочных чертежах в системе вала обозначают дробью Ø ;

Ø 20 , где h в знаменателе указывает, что посадка выполнена в системе вала по восьмому квалитету.

Посадки в системе вала – посадки, в которых требуемые зазоры и натяги получаются соединением различных полей допусков отверстий с полем допуска основного вала (рис. 9), т.е. необходимая посадка подбирается за счет обработки только отверстия, что технологически сложно.

Основной вал – вал, верхнее отклонение которого равно нулю (es=0), (рис. 9).

Рис. 9

Для всех посадок в системе отверстия нижнее отклонение отверстия EI=0 (рис. 8), т.е. нижняя граница поля допуска основного отверстия всегда совпадает с нулевой линией (рис. 9).

Для всех посадок в системе вала верхнее отклонение основного вала es=0, т.е. верхняя граница поля допуска вала всегда совпадает с нулевой линией.

Поле допуска основного отверстия откладывают вверх, а поле допуска основного вала – вниз от нулевой линии, т.е в материал детали.

Обозначение посадки указывают после номинального размера, например, Ø . Сама посадка обозначается дробью, в числителе которой указывают обозначение поля допуска отверстия – Н7, а в знаменателе обозначение поля допуска вала – k6.

Определим для этой посадки Ø предельные размеры, допуски и натяги в соединении (рис. 10).

Рис. 10 (1 – корпус, 2 – цилиндрический штифт)

Решение

1. Заданная посадка Ø в системе отверстия; номинальный размер отверстия и вала 40 мм; отверстие выполнено по 7-му квалитету точности; вал – по 6-му квалитету.

2. Из таблицы ЕСДП: ES=25 мкм=0,025 мм; EI=0 (рис. 10а); es=18 мкм=0,018мм;

ei = 2 мкм=0,002мм (рис. 10б).

Рис. 10а Рис. 10б

3. Вычисляем предельные размеры и допуски в этом сопряжении:

а) отверстие – мм;

мм (или TD=ES-EI).

б) вал – мм;

мм;

мм (или Td=es-ei).

4. Изображаем графически схемы расположения полей допусков для отверстия и вала (рис. 11).

 

Рис. 11

5. Так как посадка переходная, вычисляем предельные значения зазора и натяга:

наибольший зазор – мм (или ES-ei);

наибольший натяг – мм (или EI-es).

6. Вычисляем допуск посадки: мм.

7. Если заданная посадка с натягом (N), то рассчитываются и , а если с зазором (S)



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: