Логика развития смены.
Подготовительный период – период перед сменой. Этот период характеризуется изучением ЕПТ (единых педагогических требований), знакомством с напарниками, эмоциональной подготовкой ребенка к смене, сбором документов, прохождением медосмотра и обучением.
Периоды лагерной смены:
Организационный → Основной → Заключительный
Организационный | Основной | Заключительный | |
Длительность | 3 дня (если смена 21 день); 2 дня (если смена 14 дней) | С 4 по 18 день Или С 3 по 11 день | С 19 по 21 день Или С 12 по 14 день |
Характеристика | 1. Адаптация детей к новым условиям, людям, правилам 2. Высокое эмоциональное напряжение. Нестабильное настроение. 3. Слабые межличностные связи. | 1. Укрепление межличностных связей. 2. Наполнение смены общелагерными мероприятиями. 3. Активная деятельность детей. | 1. Завершение всех дел. Последние прощальные мероприятия. 2. Возможен спад дисциплины. |
Задачи вожатого | 1. Уделить время каждому ребенку. Личная беседа с каждым ребенком отдельно. 2. Познакомиться с детьми, познакомить детей друг с другом, запомнить имена детей, поиграть в игры на знакомства 3. Познакомиться с территорией лагеря. 4. Формирование ценностей, режима, законов и правил вашего отряда и принятие правил лагеря (на первом собрании провести орг. сбор). 5. Построить авторитет. 6. Организация активной деятельности. Высокий темп. Для того, чтобы сплотить коллектив, чтобы дети не заскучали. 7. Следить за соблюдением правил и дисциплиной | 1. Создание условий для реализации способностей детей, проявления талантов. 2. Дальнейшее сплочение отряда. 3. Формирование временного детского коллектива. 4. Делать номера, участвовать в них. 5. Выполнить общий план на смене | 1. Подготовка детей к отъезду. Помочь собрать вещи, чтобы никто ничего не забыл. 2. Настроить детей на оптимистичный лад. 3. Подвести итоги смены с детьми – рефлексия с детьми. Вспомнить как провели время, какие достижения и активности выполнили, что больше всего детям понравилось и запомнилось. Поделиться эмоциями и впечатлениями. |
Актуальная отрядная деятельность | 1. Игры: - на знакомство - на выявление лидера - на сплочение - на знакомство с территорией (квест, экскурсия, …). 2. Свечки (огонек) на знакомство. 3. Совместная деятельность (отрядный уголок, номер на открытие) | 1. Игры на сплочение. 2. Отрядные мероприятия. 3. Отрядные игры. 4. Свечки. 5. Спортивные мероприятия. 6. Создание групповой активности. | 1. Прощальная свечка. 2. «Заборчики» 3. Чаепития. 4. Награждение детей. |
|
Послелагерный период – период после смены. Этот период характеризуется самоанализом. Вожатому можно создать специально отдельный дневник, где будет расписываться каждый день смены. В конце смены нужно подвести итоги. Выявить свои сильные стороны и слабые стороны. Найти ошибки и продолжать работать над собой.
Задачи вожатого в течение смены:
· Мотивировать детей на активное участие в играх, соревнаваниях и конкурсах
· Дать возможность каждому ребенку реализовать себя. Попытаться найти скрытые таланты ребенка
· Сплотить отряд и создать дружный коллектив
· Приучить детей к режиму, соблюдению личной гигиены
· Следить за самочувствием и питанием детей.
|
«Особые дни» смены:
Родительский день – в середине смены 11-12 день.
Банный день – ~ 2 раза в неделю.
Дежурство
Период после смены – подведение итогов с напарниками.
Кризисы
Кризис – момент, когда желания не совпадают с реальной действительностью (пики трудностей):
1. 3 день – неоправданные ожидания
2. 13 день – пик привыкания
3. 17 день – пик усталости
4. 19 день – страх расставания (страх уехать)
Во всякий кризис нужно понимать ребенка, найти к каждому индивидуальный подход.
Отрядный уголок.
Делается детьми. Дети должны принимать участие в процессе создания отрядного уголка.
Уголок должен быть интерактивным и объемным, чтобы привлекать детей и мотивировать их
Элементы отрядного уголка:
1. Название отряда.
2. Девиз.
3. Режим дня (план-сетка смены)
4. Список отряда.
Список отряда можно совместить с:
· Экран настроения (отражает настроение детей)
· Экран активности и достижений (отражает активность детей)
· Экран чистоты (отражает как чисто в отряде/в палате)
Экран настроения и активности также можно сделать анонимными, чтобы дети не стеснялись выражать свои реальные эмоции и чувства
5. Законы лагеря.
Необязательные элементы:
· Дни Рождения детей на смене
· Почта (коробка с прорезью)
· Грамоты, рисунки
· Список кружков
· Даты банных дней
· Стена гласности