ДЕТЯМ МЛАДШЕГО ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА, ИМЕЮЩИМ ПРОБЛЕМЫ В ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЕ, В ПОВЕДЕНИИ И В ОБЩЕНИИ




ПРОГРАММА ПСИХОКОРРЕКЦИОННОЙ ПОМОЩИ

Общение является ведущим видом деятельности в подростковом возрасте, и от того, как оно протекает в этот возрастной период, зависит во многом будущее ребенка.

С ранней возрастной ступени, с момента начальной стадии познания окружающего мира и себя как субъекта в нем, при наличии неблагоприятных факторов на личность ребенка (неполноценное и поверхностное его воспитание, неблагоприятная среда, неверные образцы ролевого поведения в период идентификации ребенка с окружающими его значимыми для него людьми и т.д.) возникают неверные представления у ребенка о себе, о своих возможностях, формируются неверные ценностные ориентации.

В данном возрасте центральным психологическим процессом является развитие самосознания. Это проявляется в новообразованиях данного возрастного периода: “чувство взрослости”, “чувство принадлежности к группе”, в появлении новых вопросов о себе, новых точек зрения, что опять таки зависит от среды, в которой ребенок воспитывается, и от особенностей его интеллектуального развития. Если среда неблагоприятна, а интеллектуальный уровень низок, то проблема самопознания и адекватной идентификации себя по отношению к окружающим людям встает наиболее остро.

Актуальность данной проблемы состоит еще и в том, что основными психологическими задачами данного возраста является самоопределение в сексуальной, психологической и социальной сферах, т.е. удовлетворение физиологической потребности, запускающей физическую и сексуальную активность подростка; потребности в безопасности, которую подросток находит в принадлежности к группе; потребности в независимости от семьи; потребности в привязанности (в доверительных и глубоких отношениях); потребности в успехе, в проверке своих возможностей; потребности в самореализации и развитии собственного “Я”.

Подростки очень часто в погоне за успехом, склонны преувеличивать свои возможности, склонны к риску и не в состоянии оценивать эту степень, чувство ценности собственной жизни еще недостаточно сформировано, и если среда плюс к этому недостаточно благоприятна, часто подросток отвергает себя как значимого для близких, а неуверенность в себе часто приводит к гиперкомпенсированному, аддиктивному, патохарактерологическому или делинквентному поведению, что не способствует прогнозированию и анализу собственных поступков.

Один из психологических принципов гласит: “Измени ситуацию, а если не можешь, то измени свое отношение к ней”. Именно этот принцип лежит в основе задач, преследуемых мною в работе с данным контингентом детей. Но ребенок, формирующийся в негативной обстановке с неверными ценностными представлениями, не в состоянии оценивать ту или иную ситуацию адекватно, поэтому, на мой взгляд, важно помочь ему в этом. Подобные перемены возможно осуществить двумя способами:

  • психологическим воздействием на семью, т.е. на саму ситуацию;
  • извлечением ребенка из прежней среды и помещением его в новые благоприятные социальные условия, т.е. изменением ситуации.

Но и в первом, и во втором случае начинать работу необходимо с самого ребенка, т.е. со стабилизации его эмоционального фона, с осознания наличия собственной проблемы и с создания установки на желание ее преодолеть.

Основные направления Программы:

  • осуществление коррекции понимания своего положения и формирование позитивной установки на будущее;
  • коррекция самооценки и восприятия себя как субъекта социальных контактов;
  • коррекция отношения к окружающим как субъекта межличностных отношений, столь необходимых для личности в период ее становления.

На мой взгляд очень важно уделить внимание в коррекционной работе с детьми, имеющими задержку психического развития и с педагогически запущенными детьми именно деятельности мимической, вербальной, эстетической и физической направленности. Считаю, что эффективность коррекционно – развивающих занятий возможна, как психоэмоциональная и поведенческая коррекция, именно через социальное взаимодействие и сотрудничество взрослого и ребенка, именно при наличии деятельностного подхода в данном коррекционном процессе.

Цель: содействие личностному росту и самоопределению личности ребенка, а именно, преодолению ребенком эмоциональных, поведенческих и коммуникативных проблем.

Задачи:

  • создать условия для самопознания и личностного роста ребенка, для формирования “Я– концепции” посредством психологических тренингов, проигрывания ситуаций, обсуждений и коммуникативных игр;
  • сформировать установку на успех и желание самостоятельно сделать шаг в данном направлении;
  • дать возможность ребенку увидеть, а частично и реализовать, способы удовлетворения потребностей, определенных возрастным этапом развития, получить новый опыт, используя метод контраста между позитивным способом реализации своих потребностей и негативным, подводя осторожно к выбору в собственную пользу, не идущему в разрез с общепринятыми нормами;
  • подготовить ребенка к инициации, своего рода проверке, испытанию, создавая при этом комфортные условия для работы, т.е. создавая атмосферу доверия и творчества;
  • помочь ребенку в преодолении эмоциональных, поведенческих и коммуникативных проблем, влияя на рост позитивной самооценке и позитивного принятия окружающих его людей;
  • оказать помощь росту познавательной активности подростка, привлекая его к решению различных когнитивных и творческих задач.

Этапы работы:

1. Более глубокое самопознание и установка на успех в решении собственных проблем.

2. Коррекция самовосприятия и самооценки, устранение коммуникативных проблем.

3. Стимулирование познавательной активности и желания использовать приобретенные навыки в реальной обстановке.

Участники группы: младшие подростки (10–12 лет).

Количество участников группы: 5–8 человек.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-29 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: