Должностная инструкция
Заместителя директора по воспитательной работе
Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы № 82
Новосибирск, 2020
Общие положения
1.1. Настоящая должностная инструкция разработана с учетом требований ФГОС начального и основного образования, утвержденных соответственно Приказами Министерства образования и науки РФ №373 от 06.10.2009г и №1897 от 17.12.2010г (в ред. на 31.12.2015); на основе Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования», утвержденного Приказом Минздравсоцразвития № 761н от 26 августа 2010г. в редакции от 31.05.2011г.; в соответствии с ФЗ №273 от 29.12.2012г «Об образовании в Российской Федерации» в редакции от 19 июля 2020 года, Приказа Министерства труда и социальной защиты РФ от 10 января 2017 г. № 10н «Об утверждении профессионального стандарта «Специалист в области воспитания», Трудовым кодексом Российской федерации и другими нормативными актами регулирующими трудовые отношения между работником и работодателем.
1.2. Заместитель директора по воспитательной работе должен иметь высшее профессиональное и дополнительное профессиональное образование по направлениям подготовки в области государственного и муниципального управления, менеджмента и стаж работы на педагогических или руководящих должностях не менее 5 лет.
1.3. Дополнительные требования:
· Отсутствие ограничений на занятие педагогической деятельностью, установленных законодательством Российской Федерации
· Прохождение обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических медицинских осмотров (обследований), а также внеочередных медицинских осмотров (обследований) в порядке, установленном законодательством Российской Федерации
|
1.4. Заместитель директора по воспитательной работе назначается и освобождается от должности директором образовательной организации. На период отпуска и временной нетрудоспособности заместителя директора школы по воспитательной работе его должностные обязанности могут быть возложены на других заместителей директора образовательной организации, педагога-организатора или классного руководителя из числа наиболее опытных сотрудников. Временное исполнение обязанностей в таких случаях осуществляется на основании приказа директора образовательной организации, который должен соответствовать всем требованиям законодательства о труде.
1.5. Заместитель директора школы по воспитательной работе подчиняется непосредственно директору образовательной организации, знакомится с должностной инструкцией заместителя директора школы по воспитательной работе, проходит соответствующую аттестацию и профессиональную подготовку (переподготовку)
1.6 Заместитель директора по воспитательной работе должен знать:
· Приоритеты развития воспитания, отраженные в государственных нормативных правовых документах, программах, стратегиях. Методические основы педагогической диагностики, методы выявления особенностей, интересов и потребностей обучающихся
· Механизмы организационно-педагогического обеспечения участия обучающихся в создании программ воспитания. Возрастные особенности обучающихся и соответствующие формы и методы воспитательной деятельности с детьми разного возраста
|
· Методические основы воспитания патриотизма, гражданской позиции у обучающихся разного возраста. Формы и методы нравственного воспитания обучающихся, формирования у них этической культуры
· Методические основы воспитания у детей экологической культуры, организации экологически ориентированной деятельности. Технологии воспитательной деятельности, обеспечивающие развитие у обучающихся интеллектуальной сферы личности.
· Формы и методы формирования у детей эстетической культуры. Методические основы трудового воспитания обучающихся. Формы и методы физического воспитания обучающихся, формирования у них ценностного отношения к здоровью
· Игровые технологии организации воспитательного процесса. Методические основы организации проектной деятельности детей с целью расширения у них социокультурного опыта. Формы и методы воспитания у детей информационной культуры, организации их информационной деятельности
· Технологии педагогического стимулирования обучающихся к самореализации, поддержки социальных инициатив обучающихся. Механизмы реализации организационно-педагогического сопровождения социально и личностно значимой деятельности обучающихся.
· Методические основы, формы и методы развития и педагогической поддержки детского самоуправления. Методы анализа результатов воспитательной деятельности педагогов, реализации программ воспитания. Способы организации оценочной деятельности обучающихся. Теоретические и практические знания по учебной дисциплине «Первая помощь».
|
· Требования ФГОС ОО к организации внеурочной деятельности обучающихся. Примерное содержание внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному, социальному, духовно-нравственному, общеинтеллектуальному, общекультурному направлениям. Подходы к разработке локальных актов об организации внеурочной деятельности в образовательной организации
· Теоретические и методические подходы к организации воспитательного процесса во внеурочное время. Подходы к проектированию и реализации программ внеурочной деятельности. Диагностические технологии, позволяющие выявлять интересы, особенности, потребности обучающихся. Педагогические технологии мотивации детей к самореализации в творческой внеурочной деятельности. Методические основы проведения творческих занятий по выбранному направлению внеурочной деятельности
· Теоретические и методические основы формирования детского творческого коллектива. Технологии педагогической поддержки деятельности детского творческого объединения. Формы и методы внеурочной деятельности по социальному, спортивно-оздоровительному, духовно-нравственному, общеинтеллектуальному, общекультурному направлениям. Подходы к планированию и проведению творческих мероприятий в рамках программ внеурочной деятельности. Способы организации практической деятельности обучающихся в рамках выбранного направления внеурочной деятельности. Подходы к оценке результатов внеурочной деятельности обучающихся. Методы включения обучающихся в подведение итогов внеурочной деятельности, способы развития у них навыков самооценки
· Организационно-педагогические механизмы контроля реализации программ внеурочной деятельности. Источники актуальной информации, методических рекомендаций и разработок, инновационного опыта в области воспитания. Подходы к разработке информационно-методических материалов, сопровождающих реализацию программ воспитания
· Подходы к разработке программно-методических материалов для организации досуговой деятельности обучающихся. Подходы к разработке локальных актов образовательной организации, необходимых для осуществления и повышения качества воспитательной деятельности. Способы организации консультативной поддержки педагогов по вопросам организации воспитательной деятельности. Способы организационно-методического обеспечения проектной деятельности обучающихся разного возраста
· Особенности современной семьи, ее воспитательный потенциал и способы его изучения. Теоретические и методические основы семейного воспитания. Нормативно-правовые основы и социально-педагогические механизмы взаимодействия образовательной организации с семьей. Теоретические и методические основы организации взаимодействия образовательного учреждения и семьи. Методы консультирования родителей по вопросам организации совместной воспитательной деятельности с образовательной организацией. Методы консультирования родителей (законных представителей) по вопросам организации досуговой деятельности обучающихся, их отдыха в каникулярное время
· Подходы к разработке анкет, опросников для выявления мнений участников совместной деятельности о ее результатах. Способы программно-методического обеспечения социального партнерства институтов социализации. Нормативно-методические основы организации воспитательной деятельности педагогов, ее планирования, ресурсного обеспечения. Нормативные правовые акты, определяющие меры ответственности педагогических работников за жизнь и здоровье обучающихся, находящихся под их руководством. Требования охраны труда, жизни и здоровья обучающихся при проведении занятий, мероприятий в образовательной организации и вне организации
· На время отсутствия педагога-организатора (отпуск, болезнь, пр.) его обязанности исполняет лицо, назначенное в установленном порядке. Данное лицо приобретает соответствующие права и несет ответственность за надлежащее их исполнение.
II. Должностные обязанности
Заместитель директора школы по воспитательной работе имеет следующие должностные обязанности:
2.1. Осуществление анализа:
· проблем, возникающих в воспитательном процессе;
· процесса и развития воспитательной деятельности;
· результатов воспитательной работы в школе;
· перспективных возможностей образовательного учреждения в области воспитательной деятельности;
· формы и содержания посещенных внеклассных мероприятий и других видов воспитательной работы (не менее 180 часов в год).
2.2. Выполнение прогнозов:
· тенденции изменения ситуации в обществе и образовании для своевременного изменения стратегии развития воспитательной деятельности в образовательной организации;
· последствий запланированной воспитательной работы
2.3. Осуществление планирования и организации:
· текущее и перспективное планирование деятельности классных руководителей, педагога - психолога, социального педагога, педагога-организатора, педагога-библиотекаря а также планирование работы со старшеклассниками;
· процесса разработки и реализации рабочей программы воспитания образовательной организации;
· разработки необходимой методической документации по воспитательной работе в образовательной организации;
· методической, культурно-массовой и внеклассной и внеурочной деятельности;
· постоянного контроля качества воспитательного процесса в образовательной организации;
· работы по подготовке и проведению общешкольных событий, акций, ключевых творческих дел и других культурно-массовых мероприятий;
· контроля индивидуальной воспитательной работы с детьми из неблагополучных семей, а также с детьми, сильно отстающими в учебе;
· просветительской работы с родителями (или законными представителями) учащихся, а также прием родителей (или законных представителей) по вопросам организации воспитательного процесса;
· правильного ведения установленной отчетной документации сотрудниками, находящимися в непосредственном подчинении;
· повышения квалификации и профессионального мастерства сотрудников, занимающихся воспитательной деятельностью в образовательной организации;
· совместной воспитательной работы представителей общественности, правоохранительных органов, социальных партнеров и образовательного учреждения.
2.4. Осуществление координации:
· разработки необходимой документации по организации воспитательной деятельности в образовательной организации;
· взаимодействия представителей администрации, служб и подразделений образовательной организации, обеспечивающих воспитательный процесс, представителей общественности и правоохранительных органов;
· работы классных руководителей и других сотрудников образовательной организации по выполнению программ воспитательной работы.
2.5. Осуществление руководства:
· воспитательной работой в образовательной организации;
· созданием благоприятного микроклимата в образовательной организации;
· системой стимулирования участников воспитательной деятельности;
· работой общешкольного родительского комитета;
2.6. Осуществление контроля:
· правильности и своевременности заполнения необходимой отчетной документации классными руководителями, педагогами-организаторами, сотрудниками воспитательной службы образовательной организации;
· безопасности оборудования, приборов, технических и наглядных средств обучения, которые применяются в процессе воспитательной работы;
· деятельности непосредственно подчиненных сотрудников (педагогов-организаторов, педагога-библиотекаря, педагогов дополнительного образования, сотрудников психолого-педагогической службы, руководитель школьного музея) деятельности методического объединения классных руководителей.
· выполнения школьниками Правил для учащихся;
· качества воспитательного процесса и объективности оценки культурного уровня учащихся;
· оптимальности распределения во времени воспитательных мероприятий;
· качества воспитательного процесса, объективности оценки результатов внеклассной работы учащихся, работы кружков и секций, обеспечения надлежащего уровня подготовки учащихся, соответствующего требованиям ФГОС.
2.7. Выполнение корректировки:
· рабочей программы воспитания образовательной организации;
· процесса реализации всех программ воспитательной направленности;
· планов работы участников воспитательного процесса.
2.8. Выполнение разработки:
· методических документов, обеспечивающих воспитательный процесс образовательного учреждения;
· нормативных документов, предназначенных для участников воспитательного процесса;
· рабочей программы воспитания образовательной организации и фрагментов стратегических документов образовательной организации;
· правил ведения необходимой отчетной документации участниками воспитательного процесса;
· методики и порядка выполнения воспитательных мероприятий;
· формулировок главных ценностей и новых задач образовательной организации;
· проектов программ и подпрограмм для выполнения основных задач рабочей программы воспитания образовательной организации;
2.9. Осуществление консультирования:
· участников воспитательного процесса по принципиальным методическим вопросам.
2.10. Выполнение оценки и экспертного заключения:
· стратегических документов образовательной организации (программ воспитания, учебного плана и т. п.);
· предложений по организации воспитательной деятельности и установлению связей с внешними партнерами.
2.11.Участие в проектировании и организации, которое подразумевает:
· организационный механизм контроля процесса разработки и реализации системы единичных проектов;
· организационный механизм выработки решений по корректировке планов и программ воспитательной работы;
2.12. Обеспечение своевременного составления, утверждения и предоставления отчетной документации.
IV. Права
Заместитель директора школы по воспитательной работе имеет право:
3.1. Присутствовать на любых мероприятиях, которые проводятся участниками воспитательного процесса с учащимися образовательной организации (без права входить в учебное помещение после начала занятий без экстренной необходимости и делать замечания преподавателю во время занятия), обязательно предупредив преподавателя накануне проведения мероприятия.
3.2. Отдавать распоряжения участникам воспитательного процесса и младшему обслуживающему персоналу.
3.3. Принимать участие:
· в разработке воспитательной политики и стратегии образовательной организации, в создании соответствующих стратегических документов;
· в разработке любых управленческих решений, касающихся вопросов воспитательной деятельности образовательной организации;
· в проведении переговоров с партнерами образовательной организации по воспитательной деятельности;
· в работе Педагогического совета;
· в подборе и расстановке педагогических кадров, которые участвуют в воспитательной работе.
3.4. Вносить свои предложения:
· о начале, прекращении или приостановлении конкретных воспитательных проектов;
· о поощрении, моральном и материальном стимулировании участников воспитательной деятельности;
· по совершенствованию воспитательного процесса.
3.5. Устанавливать от имени образовательной организации деловые контакты с физическими лицами и юридическими организациями, которые могут способствовать улучшению воспитательного процесса в образовательной организации.
3.6. Запрашивать:
· любую рабочую документацию различных подразделений и отдельных сотрудников, находящихся в непосредственном подчинении, для ведения контроля и внесения изменений;
· у руководства, получать и использовать информационные материалы и нормативно-правовые документы, необходимые для исполнения своих должностных обязанностей.
3.7. Осуществлять прием методических работ по воспитательной работе, выполненных по заказу образовательной организации различными исполнителями (как из числа сотрудников образовательной организации, так и других организаций).
3.8. Контролировать и оценивать ход и результаты групповой и индивидуальной воспитательной деятельности, налагать запрет на методические разработки по воспитательной работе, которые могут привести к перегрузке учащихся и преподавателей, ухудшению их здоровья, нарушению техники безопасности и не предусматривающие профилактики, компенсации и преодоления возможных негативных последствий.
3.9. Требовать от участников воспитательной деятельности выполнения норм и требований профессиональной этики, соблюдения принятых школьным сообществом планов и программ, которые носят обязательный характер.
3.10. Своевременно повышать свою квалификацию.
IV. Ответственность
4.1. Заместитель директора по воспитательной работе в образовательной организации несёт персональную ответственность за жизнь и здоровье учащихся, соблюдение прав и свобод учащихся и сотрудников образовательной организации во время проведения учебного процесса в установленном законодательством Российской Федерации порядке.
4.2. Заместитель директора по ВР в школе несет дисциплинарную ответственность
в порядке, установленном трудовым законодательством Российской Федерации за неисполнение или ненадлежащее исполнение:
· Устава и Правил внутреннего трудового распорядка образовательной организации;
· законных распоряжений директора образовательной организации и иных локальных нормативных актов;
· должностной инструкции заместителя директора школы по воспитательной работе, в том числе за не использование прав, предоставленных данной должностной инструкцией;
· за принятие управленческих решений, которые повлекли за собой дезорганизацию образовательного процесса.
4.3. За грубое нарушение трудовых обязанностей в качестве дисциплинарного наказания к заместителю директора по воспитательной работе школы может быть применено увольнение.
4.4. За применение (в том числе однократное) таких методов воспитания, которые предусматривают физическое и (или) психическое насилие над личностью учащегося, заместитель директора по ВР школы должен быть освобожден от занимаемой должности в соответствии с трудовым законодательством и Законом Российской Федерации «Об образовании».
4.5. За любое нарушение норм и правил пожарной безопасности, охраны труда, санитарно-гигиенических правил организации учебно-воспитательного процесса заместитель директора по ВР в образовательном учреждении должен быть привлечен к административной ответственности в порядке, установленном административным законодательством Российской Федерации.
4.6. За умышленное причинение школе или участникам образовательного процесса ущерба (в том числе морального) в связи с исполнением (неисполнением) своих должностных обязанностей, а также не использовании прав, предоставленных данной должностной инструкцией заместителя директора школы по ВР, зам. директора по воспитательной работе несет материальную ответственность в порядке, установленном трудовым и (или) гражданским законодательством Российской Федерации.