Различай тропы, синтаксические и лексические средства
Тропы | Синтаксические средства | Лексические средства |
Обороты речи, в которых слово или выражение употреблено в переносном значении. Использование тропов обогащает речь новыми оттенками смысла, придаёт выразительность | Особое синтаксическое построение речи, которое основывается на перестановке элементов речи. Необычные обороты речи, используемые для украшения, усиления выразительности | Словарный состав с точки зрения происхождения, употребления, стилистической окраски, исторических изменений и т.д. |
Простые: эпитет, сравнение, олицетворение, овеществление. Сложные: метафора, метонимия, синекдоха, аллегория, оксюморон, ирония, сарказм, гипербола, литота, перифраз, каламбур | Инверсия, синтаксический параллелизм, антитеза, градация, парцелляция, цитата, эллипсис, риторический вопрос и риторическое восклицание, вопросно-ответная форма изложения. Различные виды повторов: анафора, эпифора, стык, кольцо, хиазм, рефрен | Синонимы, антонимы, омонимы, паронимы, устаревшие слова, неологизмы, термины, просторечия, диалектизмы, профессионализмы, книжная лексика, разговорная лексика, эмоционально окрашенная лексика, фразеологизм |
Знайте способы выражения сравнения
1. Существительным в творительном падеже | Снежная пыль столбом стоит в воздухе |
2. Оборотом или придаточным предложением со сравнительными союзами (словно, точно, будто, как будто, как, что) | Красивые ровные зубы, что крупные перлы у ней. Кусты шевелятся и шелестят, точнотихо разговаривают друг с другом |
3. Сравнительной или превосходной степенью | И холоднеельда уста мои. Но в мире нет людей бесслёзней, Надменнее и проще нас. Ты всех милее, всех дороже, русская …земля. |
4. Введение сравнений с помощью лексем похож, подобен, напоминает и т.д. | На глаза осторожной кошки похожи твои глаза. Кленовый лист напоминает нам янтарь |
5. Общеязыковыми устойчивыми сравнениями | Голодный как волк, лететь стрелой, красный как рак, злой как собака |
6. Отрицательным сравнением | Не ветер бушует над бором, Не с гор побежали ручьи – Мороз-воевода дозором Обходит владенья свои. |
Различайте эпитет, олицетворение, метафору
Виды тропов | Эпитет | Олицетворение | Метафора |
Определение тропов | Образное определение, выраженное именем прилагательным. Реже обстоятельство или сказуемое. Не являются эпитетами признаки, не дающие образной характеристики | Обычно строится на сочетании неодушевлённых существительных и глаголов, обозначающих действия или состояния живого существа (дышать, грустить, плакать…) | Образное переосмысление значения имени существительного или глагола на основании сходства, по аналогии Скрытое сравнение: называется только то, с чем сравнивается, но не указывается что |
Пример употребления тропов | Эпитеты: седой туман, бездонноенебо, ядовитыевоспоминания. Зловещ горизонт и внезапен Не явл. эпитетами: каменный дом, новый стол, мокрая трава | Сожаления просыпаются утром, но не всегда засыпают ночью. Весна бродила по коридорам, дышала в лицо девичьим своим дыханием. | Домчеловеческой веры, росток сомнения. Горитвосток зарёю новой. Люди переступаютчерез совесть |
Различайте метонимию и синекдоху
Метонимия – троп, в основе которого – перенос значения по принципу смежности понятий. Синекдоха – троп, в основе которого – перенос значения по количественному признаку.
Метонимия | Примеры | Синекдоха | Примеры |
1.Содержимое и содержащее | Я три тарелки съел. Мы выпили весь самовар | 1.Замена видового понятия родовым понятием | Ну что ж, садись, светило! |
2. Автор и его произведение | Читал охотно Апулея, А Цицерона не читал | 2. Замена родового понятия видовым понятием | Всё сделаешь и всё прошибёшь на свете копейкой |
3. Действие и орудие действия | В лесу раздавался топор дровосека. Его перо любовью дышит | 3. Название части вместо названия целого | Белеет парусодинокий в тумане моря голубом |
4. Предмет и материал, из которого он сделан | Не то на серебре - на золоте едал. Фарфор и бронза на столе | 4. Название целого вместо названия части | Его зарыли в шар земной, а был он лишь солдат |
5. Место и находящиеся в нём люди | Но тих был наш бивак открытый. А Петербургнеугомонный уж барабаном пробуждён | 5. Употребление ед. числа вместо мн. числа | И слышно было до рассвета, как ликовал француз. Там стонетчеловекот рабства и цепей |
6. Признак и носители признака | Летит обжорливая младость | 6. Употребление мн. числа вместо ед. числа | Души задушены Сибирейсаваном… |
Различайте однородные члены, градацию, повторы
Однородные члены | Градация | Повторы |
Члены предложении, которые относятся к одному и тому же слову, отвечают на один и тот же вопрос и являются одним членом предложения. Они равноправны и независимы друг от друга. | Расположение слов в порядке усиливающегося (восходящая) или уменьшающегося (нисходящая) значения. Каждый последующий элемент перечисления усиливает (ослабляет) значение предыдущего. | Общее название ряда приёмов, где повторение элемента высказывания служит средством усиления выразительности. Намеренное повторение одного и того же слова, на значение которого надо обратить внимание. |
Он наслаждался своим трудом, успехом, славой. | Пришёл, увидел, победил. Не сломлюсь, не дрогну, не устану, Ни крупицы не прощу врагам. | Анафора, эпифора, стык, кольцо, хиазм и др. |