Младший школьный возраст (7-11 лет)




Первый и самый важный момент – это начало обучения в школе. У ребенка происходит перестройка всех систем отношений с действительностью. Если у дошкольника существовали две сферы социальных отношений: «ребенок – взрослый» и «ребенок – дети», то теперь в системе отношений «ребенок – взрослый» произошли изменения. Она разделилась на две части: «ребенок – родитель» и «ребенок – учитель».

Система «ребенок – учитель» начинает определять отношение ребенка и к родителям, и к детям. Данные отношения становятся для ребенка центральными, потому что появляется оценочная система: хорошие отметки и хорошее поведение, оценивание исходит от учителя. От того, какие оценки он будет получать, зависят отношения со сверстниками и родителями. Сверстники стараются дружить с теми, кто хорошо учится. Если раньше родители спрашивали: «Как у тебя дела?», то теперь: «Какую оценку ты получил?». Ребенок видит, что плохие оценки огорчают родителей, а хорошие – радуют.

Младший школьный возраст – возраст интенсивного интеллектуального развития.

Если раньше главенствующая роль принадлежала игре, то теперь она переходит к учению. Учитель становится самой авторитетной личностью для младшего школьника, особенно в первые 2 года обучения. Его оценки, суждения воспринимаются как истинные, не подлежащие проверке и контролю. Непросто складываются и отношения в коллективе. Здесь важна роль учителя. Дети смотрят друг на друга его глазами. Если учитель постоянно хвалит ребенка, он делается объектом желаемого общения, к нему тянутся другие дети. Замечания и упреки, наказания учителя делают ребенка отверженным в своем коллективе. В первом случае, (когда учитель постоянно хвалит ребенка), может сформироваться высокомерие, эгоизм, стремление добиться поощрения учителя любой ценой (ябедничество, доносы). Во втором случае, (когда учитель постоянно ругает ребенка), происходит эмоциональное переживание. Дети своеобразно реагируют, пытаясь привлечь внимание окружающих (выкрики на уроках и т.д.) Дети очень чутки к тому, как учитель относится к детям. Если ребенок замечает, что учитель кого-то выделяет, то уважение к нему снижается.

С началом обучения в школе у ребенка изменяются отношеня с окружающими людьми. Свобода дошкольного детства сменяется отношениями зависимости и подчинения определенным правилам. Родители начинают контролировать его: интересуются оценками и высказывают свое мнение по поводу них, проверяют домашние задания, составляют режим дня. Ребенку начинает казаться, что родители стали любить его меньше, потому что теперь их больше всего интересуют оценки. Это возлагает на него новую ответственность: ему приходится контролировать свои ситуативные импульсы, организовывать свою жизнь. В результате ребенок начинает испытывать чувство одиночества и отчуждения от близких.

Претерпевают изменения и познавательные процессы.

Память. В этом возрасте большие изменения происходят в познавательной сфере ребенка. Память приобретает ярко выраженный познавательный характер. Хорошо развивается механическая память, немного отстает в своем развитии опосредованная и логическая память. Это связано с тем, что данные виды памяти в учебной, трудовой, игровой деятельности не востребованы и ребенку хватает механической памяти. Идет интенсивное формирование приемов запоминания: от наиболее примитивных (повторение, внимательное длительное рассмотрение материала) до группировки и осмысления связей разных частей материала.

Восприятие. Происходит переход от непроизвольного восприятия к целенаправленному произвольному наблюдению за предметом или объектом. В начале данного периода восприятие еще не дифференцировано, поэтому ребенок иногда путает похожие по написанию буквы и цифры. К концу младшего школьного возраста он может устанавливать связи между элементами воспринимаемого.

Воля. Учебная деятельность способствует развитию воли, так как учение всегда требует внутренней дисциплины. У ребенка начинает развиваться способность к самоорганизации, он осваивает приемы планирования, повышаются самоконтроль и самооценка. Формируется способность сосредоточиваться на неинтересных вещах.

Существенные изменения в этом возрасте происходят области мышления. Познавательная активность ребенка младшего школьного возрасте очень высокая. Это выражается в том, что он задает много вопросов и интересуется всем: какой глубины океан, как там дышат животные и т. д. Ребенок стремится к знаниям. Он учится оперировать ими, представлять ситуации и при необходимости пытается найти выход из той или иной ситуации. Ребенок уже может представлять ситуацию и действовать в ней в своем воображении. Такое мышление называется наглядно-образным. Это основной вид мышления в данном возрасте. Ребенок может мыслить и логически, но, поскольку обучение в младших классах успешно идет только на основе принципа наглядности, этот вид мышления пока необходим.

Процесс обучения в младших классах направлен на активное развитие словесно-логического мышления. Первые два года в процессе обучения преобладают наглядные образцы учебного материала, но постепенно их использование сокращается. Таким образом, наглядно-образное мышление сменяется мышлением словесно-логическим.

Уже в конце младшего школьного возраста (и позже) проявляются индивидуальные различия между детьми: одни – «теоретики» или «мыслители», которые легко решают задачи в словесном плане; другие – «практики», им нужна опора на наглядность и практические действия; у «художников» хорошо развито образное мышление. У многих детей эти виды мышления развиты одинаково.

Младший школьный возраст – это период начального знакомства с учебной деятельностью и овладения ее структурными компонентами

В работе с младшими школьниками необходимо формирование первоначальных детских убеждений, построенных на главных общечеловеческих ценностях, создание ситуации успеха в профессиональной и учебной деятельности, необходимой для развития оптимальной самооценки.

Мотивационная сфера имеет свои особенности. Можно выделить:

  1. внутренние мотивы:

- познавательные (стремление получать знания, умение самостоятельно овладеть способами игры на инструменте).

- социальные (стремление быть грамотным человеком, полезным обществу, добиться успеха, престижа).

- мотивация достижения (желание хорошо, правильно выполнить задание)

- мотивация избегания неудачи (дети стараются избежать «двойки» и тех последствий, которые она принесет)

2. внешние мотивы (учиться за хорошие отметки, за материальное вознаграждение).

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: