6.1 Ответить на вопросы программированного допуска.
6.2 Получить инструктаж по технике безопасности.
ВНИМАНИЕ! Аккуратно обращайтесь с персональным компьютером и его периферийными устройствами. Соблюдайте требования эргономики. Проверьте наличие заземления устройств.
6.3 Включить персональный компьютер, для этого:
6.3.1 Включить рабочую станцию компьютерной сети с помощью сетевого переключателя POWER на системном блоке.
6.3.2 Наблюдать загрузку компьютера и подключение его к локальной сети.
6.3.3 Набрать на клавиатуре цифру 1 – загрузка с локального диска. Наблюдать загрузку. Нажать клавиши клавиатуры Ctrl+Alt+Delete одновременно.
6.3.4 Войти в систему, набрав имя ─ 204,а пароль не вводить. Нажать клавишу Enter.
6.3.5 Наблюдать выход компьютера в операционную среду Windows.
6.3.6 Открыть программу Electronics Workbench 5.12, согласно каталогу D:\Work\EWB512\WEWB32.exe. Получить изображение стандартного окна программы.
6.4 Собрать схему электрическую функциональную исследуемой нелинейной цепи (рис. 3.1), для этого:
Рис.3.1 Схема электрическая функциональная исследуемой нелинейной цепи
6.4.1 Поместить радиокомпоненты на белый лист рабочего поля. Нажимать левую клавишу манипулятора мышь на изображения радиокомпонент панели инструментов. Перемещать манипулятор мышь по коврику. Отпускать левую клавишу манипулятора мышь в нужном месте белого листа рабочего поля. Резистор в программе
обозначается.
6.4.2 Соединить радиокомпоненты согласно схеме. Для их соединения необходимо нажать левую клавишу манипулятора мышь в точке соединения в момент появления стрелки. Удерживая клавишу, перемещать манипулятор мышь по коврику. Отпустить клавишу необходимо в момент появления другой точки в нужном месте соединения. Появляющаяся линия - подтверждение правильности соединения.
|
6.4.3 Установить значения резисторов R1 – 10 кОм, R2 – 10 кОм, R3 – 250кОм, Е1 – 3 В, значение частоты в кГц соответствует номеру записи одного из студентов бригады в учебном журнале, начальная фаза – 0 град., Е2 – 5В.
6.4.4 Сохранить файл под зашифрованным именем. Например, из букв фамилий студентов бригады.
6.5 Наблюдать временные диаграммы на входе и выходе нелинейного элемента в разных режимах работы, для этого:
6.5.1 Получить на экране осциллографа временные диаграммы входного и выходного сигналов без отсечки, установив значение сопротивления резистора R3 равным 5% от номинального. Включить режим анализа схемы, щёлкнув манипулятором мышь на изображение переключателя Ι, расположенного в правом верхнем углу панели инструментов.
6.5.2 Щёлкнуть два раза на изображение осциллографа, увидеть временные диаграммы входного и выходного сигнала на экране осциллографа.
6.5.3 Щёлкнуть изображение Expand осциллографа. Наблюдать временные диаграммы сигналов на расширенном экране.
6.5.4 Щелчками манипулятора мышь установить на лицевой панели осциллогрфа переключателем «Время на деление» (Time base) – время, соответствующее наблюдению одного или двух периодов сигналов.
6.5.5 Установить переключателем «Вольт на деление» (V/div) – масштаб по оси амплитуд для двух каналов осциллографа. Нажать манипулятором мышь надпись Pause на панели инструментов, остановив анализ построения программой временных диаграмм.
6.5.6 Разместить входную осциллограмму над выходной щелчками манипулятора мышь на кнопки прокрутки двух каналов Y position осциллографа. Зарисовать временные диаграммы сигналов в отчёт.
|
6.5.7 Измерить время начала периода и входного сигнала Т1. Установить визирную линию на начало периода сигнала, нажав клавишу манипулятора мышь на красном треугольнике 1. Переместить визирную линию на начало периода, удерживая её и двигая манипулятор мышь по коврику.
6.5.8 Измерить время окончания периода и входного сигнала Т2. Установить синюю визирную линию на конец периода и сигнала, используя методику п.6.5.7. Записать значение периода и длительности сигнала в отчёт.
Примечение: Время и напряжения пересечений визирных линий с графиками временных диаграмм Т1 и VA1, Т2 и VA2 и их разность Т2 - Т1, VA2-VA1 указываются в окошках на лицевой панели осциллографа для двух каналов.
6.5.9 Измерить минимальное значение напряжения входного сигнала. Установить манипулятор мышь на красном треугольнике 1 и, нажав клавишу манипулятора, перемещать визирную линию на минимальное значение амплитуды сигнала. Записать минимальное значение VA1 в отчёт.
6.5.10 Измерить максимальное значение напряжения входного сигнала, используя методику п.6.5.9. Измерить размах сигнала VA2-VA1 и амплитуду. Данные занести в отчёт.
6.5.11. Измерить период, амплитуду и размах выходного сигнала на входе В осциллографа, используя методику п.6.5.7 … 6.5.10.
6.6 Исследовать преобразование спектра отклика нелинейного элемента, изменив его режим работы, для этого:
6.6.1 Нажать левой клавишей манипулятора мышь на изображение меню Circuit, а затем на указатель функции «параметры схемы» Schematic Options.
|
6.6.2 Установить параметр электрической схемы, показывающий номер электрического соединения (контрольной точки) Show nodes. Для этого нажать левой клавишей манипулятора мышь на пустом квадратике напротив надписи Show nodes. Определить номера входной и выходной контрольных точек для исследования спектра.
6.6.3 Установить сопротивление потенциометра R3 – 5%. Нажать левой клавишей манипулятора мышь сначала изображение 0, а затем I переключателя, расположенного в правом верхнем углу панели инструментов. Подождать несколько секунд. Отключить формирование сигнала, нажав левой клавишей манипулятора мышь на изображение 0 в правом верхнем углу окна.
6.6.4 Нажать левой клавишей манипулятора мышь функцию Analysis вверху окна, а затем анализ спектра Fourier в раскрывшейся таблице.
6.6.5 Задать параметры анализа спектра: Output node – номер входной контрольной точки, в которой исследуется спектр; Fundamental frequency – частота исследуемого сигнала; Number harmonics – количество гармоник – 20; Vertical scale – масштаб по вертикали,линейный – linear и добавить функцию - Display phase.
6.6.6 Нажать функцию Simulate и подождать появления спектральных диаграмм фаз и амплитуд. Установить развёрнутый вид появившегося маленького окна, нажав левой клавишей манипулятора мышь функцию (развернуть) в правом верхнем углу окна.
6.6.7 Нажать левой клавишей манипулятора мышь функцию Toggle Cursors в правом верхнем углу окна. Измерить амплитуды спектральных составляющих с помощью визирных линий и таблицы. Визирную линию перемещать за чёрный треугольник вверху её на спектральную составляющую согласно методике пункта 6.5.9.
Записывать значение х1 – частоты, у1 – амплитуды спектральной составляющей из таблицы Magnitude, V в отчёт.
6.6.8 Зарисовать спектральные диаграммы (фаз и амплитуд) в отчет, указав значения всех спектральных составляющих. Сделать выводы.
6.6.9 Получить спектральные диаграммы (фаз и амплитуд) на выходе нелинейной цепи, проделав п. 6.6.1 …6.6.7.
6.6.10 Спектральные диаграммы зарисовать в отчёт. Сделать выводы.
6.7 Получить временные и спектральные диаграммы на выходе нелинейной цепи для трёх значений сопротивления потенциометра R3, указанных в табл. 3.1. Номер варианта соответствует последней цифре записи студента в учебном журнале. Сделать выводы.
Таблица 3.1- Исходные данные
Вариант | ||||||||||
Сопротивление потенциометра R3,в % от номинального |
Примечание: Угол отсечки q – это половина времени протекания тока за период
(рис. 3.2). Рассчитывается в градусах. Для расчета решается пропорция:
T - 3600, а 2q - х0.
Рис 3.2. Временная диаграмма
6.8 Отпечатать временные и спектральные диаграммы сигналов (по заданию преподавателя) на локальном или сетевом принтере, для этого:
6.8.1 Подготовить принтер к работе.
6.8.2 Просмотреть файл с временной и спектральной диаграммами, выбрав удобный для наблюдения масштаб.
6.8.3 Нажать изображение принтера левой кнопкой манипулятора мышь в верхней части окна программы. Получить отпечатанную копию.
6.9 Показать результаты выполнения работы преподавателю.
6.10 Сделать выводы.
6.11 Выключить оборудование.
6.12 Составить отчёт по работе.
7 СОДЕРЖАНИЕ ОТЧЕТА
7.1 Наименование и цели лабораторной работы.
7.2 Аппаратное и программное обеспечение лабораторной работы.
7.3 Схема электрическая функциональная исследуемой нелинейной цепи.
7.3 Результаты измерений, расчетов, наблюдений п.п.6.4... 6.7.
7.4 Ответы на контрольные вопросы (по заданию преподавателя).
8 КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ
8.1 Чем отличается спектр сигнала на выходе нелинейной цепи (НЦ) от спектра сигнала на ее входе?
8.2 Встречаются ли на практике чисто гармонические сигналы?
8.3 Как обеспечить нелинейный режим транзисторному усилителю?
8.4 Что изменится при попадании на вход НЦ двух гармонических колебаний?
8.5 Какой состав спектра отклика НЦ при полигармоническом воздействии?
8.6 Каким параметром анализирующей программы Fourier будет определяться количество спектральных составляющих сигнала на выходе нелинейной цепи?
8.7 Какими способами можно анализировать спектр телефонного сигнала, сигнала звукового вещания, сигнала вещательного телевидения, телеграфного сигнала?
8.8 Какова особенность использования операционного усилителя в качестве нелинейного прибора?
8.9 Из-за чего появляются гармоники на выходе операционного усилителя?
8.10 Как обеспечить линейный режим операционному усилителю?
8.11. Как обеспечить нелинейный режим операционному усилителю?
9 СОДЕРЖАНИЕ ЗАЧЕТА
Студент должен знать ответы на контрольные вопросы. Должен уметь проводить измерения, предусмотренные заданием на работу, и анализировать результаты измерений.
Лабораторная работа №4
ИССЛЕДОВАНИЕ АМПЛИТУДНО-МОДУЛИРОВАННЫХ СИГНАЛОВ
ЦЕЛИ РАБОТЫ
1.1 Получить временную диаграмму амплитудно-модулированного сигнала.
1.2 Измерить коэффициент амплитудной модуляции осциллографическим методом.
1.3 Исследовать спектральный состав амплитудно-модулированного сигнала.
ЛИТЕРАТУРА
2.1 Шинаков Ю. C., Колодяжный Ю. М. Теория передачи сигналов электросвязи. - М.: Радиосвязь, 1989. С.36…43.
2.2 Панфилов И. П. Дырда В. Е. Теория электрической связи. М.: Радио и связь, 1991. С.56…64.
2.3 Комаров С. К. Теория электрической связи. Конспект лекций. Часть 3. Мн.: ВКС, 2000. С.7…29.
ДОМАШНЕЕЗАДАНИЕ
3.1 Изучить по [2.1] и [2.2] теоретические сведения о сигналах с амплитудной модуляцией, основные параметры и характеристики амплитудно-модулированных сигналов.
3.2 Изучить по [2.3] состав спектра амплитудно-модулированного сигнала.
3.3 Рассчитать и построить временную и спектральную диаграммы амплитудно-модулированного сигнала, если амплитуда несущего колебания Аm, B; частота несущего колебания f0, МГц; а частота модулирующего синусоидального сигнала F, кГц равны номеру записи фамилии студента в учебном журнале. Амплитуда модулирующего сигнала Аmи = 0,3 Аm. Составить математическую модель амплитудно-модулированного сигнала.
3.4 Подготовить ответы на вопросы для самопроверки.
Примечание: Лабораторную работу можно выполнить дома, а результаты в электронном варианте переслать по адресу Prashkovich @ tut. by или представить преподавателю на гибком диске.
ВОПРОСЫДЛЯ САМОПРОВЕРКИ
4.1 Что такое амплитудная модуляция?
4.2 Что такое несущее колебание?
4.3 Что такое модулирующий сигнал?
4.4 Как определить коэффициент амплитудной модуляции?
4.5 Какой физический смысл имеет коэффициент амплитудной модуляции?
4.6 Какой параметр несущего колебания изменяется при амплитудной модуляции (АМ)?
4.7 Как отличаются частоты несущего колебания и модулирующего сигнала при амплитудной модуляции?
4.8 Каким выражением определяется амплитуда бокового колебания при АМ?
4.9 Поясните спектр АМ сигнала при модуляции гармоническим синусоидальным (косинусоидальным) сигналом.
4.10 Приведите математическую модель АМ сигнала при модуляции гармоническим сигналом.
4.11 По какой формуле можно определить ширину спектра АМ сигнала?
4.12 По какой формуле можно определить коэффициент амплитудной модуляции по временной диаграмме АМ сигнала?
5 АППАРАТНОЕ И ПРОГРАМНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
5.1 Рабочая станция локальной сети (персональный компьютер).
5.2 Графический манипулятор мышь.
5.3 Программа Electronics Workbench 5.12.
5.4 Принтер.