Нормативно-правовая база ТЭО состоит из несколько слоев: основные законодательные акты (кодексы, уставы видов транспорта); нормативные акты: постановления правительства и указы президента (которые вносят коррективы в деятельность отдельных видов транспорта); нормативные акты (постановления правительства и указы президента).
Железнодорожный транспорт.
Кодексы, уставы видов транспорта.
Устав ж/д транспорта №18-ФЗ РФ от 10.01.2003.
Ведомственные акты.
Правила перевозок грузов на ж/д транспорте.
Рис. “Нормативно-правовая база ТЭО”.
![]() |
Правила оказания услуг по перевозке пассажиров, грузов, багажа и грузооборота для личных (бытовых) нужд.
Правила централизованного завоза (вывоза) грузов с ж/д станций, расположенных на территории РФ, выполняемых ТЭП, 1993 № С-405/АК-7/УМ-180.
Правила о системе и общих требованиях обслуживания ГО и ГП железными дорогами, 1995 № С-932У.
Морской транспорт.
Кодексы, уставы видов транспорта.
КТМ - Кодекс торгового мореплавания от 30.04.1999 г. № 81 - ФЗ.
Ведомственные акты.
Общие правила морской перевозки грузов, пассажиров и багажа.
Воздушный транспорт.
Кодексы, уставы видов транспорта.
Воздушный кодекс РФ от 19.03.1997 г. № 60 - ФЗ.
Федеральные авиационные правила.
Ведомственные акты.
Правила перевозки пассажиров, багажа и грузов на воздушных линиях СССР, 1985 №19. (взято из тетради по ТЭО)
Речной транспорт.
Кодексы, уставы видов транспорта
Кодекс внутреннего водного транспорта РФ от 07.03.2001 г. № 24-ФЗ
Ведомственные акты.
Правила перевозки грузов на речном транспорте.
Правила перевозки пассажиров и багажа на речном транспорте.
Автомобильный транспорт.
Кодексы, уставы видов транспорта.
Устав АТ и городского наземного электрического транспорта, от 08.11.2007 (вступление в силу 13.05.2008) № 259-ФЗ.
Правила транспортно-экспедиционной деятельности, постановление правительства № 554 от 08.09.2006 г.
Ведомственные акты.
Правила перевозок грузов АТ в РФ.
Правила перевозок пассажиров АТ в РФ.
Порядок оформления и формы экспедиторских документов - Приказ Минтранса РФ от 11.02.2008 №23.
Правила ТЭО предприятий, организаций и учреждений.
Правила транспортно-экспедиционной деятельности АТ PD 03112194-1015-97.
Рекомендации по организации и расширению новых видов транспортных, сервисных и транспортно-экспедиционных услуг на АТ P 342178-0344-95.
Организация транспортно-экспедиционной деятельности на АТ (справочник экспедитора) PD 3112178-1064-00.
Основные нормативные акты, регулирующие деятельность транспортного комплекса:
Конституция РФ.
Международные и односторонние межправительственные договора и соглашения, участницей которых является PФ.
Кодексы и федеральные законы, принятые законодательной властью федерального уровня.
Указы президента РФ.
Подзаконные и административные акты, принятые исполнительной властью.
Постановление верховного суда и высшего арбитражного суда.
Обычаи, санкционированные государством (обычай - это правило, сложившееся вследствие фактического его применения в течение длительного времени, рассматривается как источник права, если он в той или иной форме санкционирован законом).
Практическая часть
Предприятие "А" обратилось с иском к перевозчику о взыскании 15993592 руб. ущерба.
В ходе рассмотрения спора по существу суд установил, что в соответствии с договором перевозчик осуществлял для истца международную перевозку по маршруту г. Санкт-Петербург (Российская Федерация) - Береза (Республика Беларусь).
В результате дорожно-транспортного происшествия перевозимый ответчиком груз был поврежден, в связи с чем истец просит взыскать с ответчика 15993592 руб. в возмещение причиненного ущерба.
Проанализировав представленные доказательства, суд приходит к выводу о том, что заявленные истцом требования удовлетворению не подлежат по следующим основаниям.
Как усматривается из имеющейся в материалах дела справки по дорожно-транспортному происшествию 14.07.2005 г. в 00 час.45 мин. на 291 км. Автодороги Санкт-Петербург - Киев произошло дорожно-транспортное происшествие с участием автомобиля перевозчика и автомобиля Мерседес под управлением гражданина России Иванова И. И.
В соответствии с информационным письмом из следственного отдела гр-н Иванов И.И. совершил наезд на автомашину перевозчика, нарушив п.10.1.2.7 Правил дорожного движения Российской Федерации. В действиях перевозчика следствие не усмотрело нарушения правил дорожного движения. При таких обстоятельствах суд считает, что водитель не имел возможности предотвратить обстоятельства, в результате которых произошло повреждение перевозимого им груза, что является основанием для освобождения ответчика от ответственности.
(Решение Хозяйственного суда г. Санкт-Петербург от 23 марта 2006 г., дело N 404-13М)
Заключение
Одна из основных задач транспортно-экспедиционного обслуживания - в современных условиях - это поиск наиболее эффективного для заказчика варианта доставки грузов на одном или нескольких видах транспорта. Транспортно - экспедиционное обслуживание - это поиск наиболее эффективной организации доставки грузов.
Транспортно - экспедиционное обслуживание, это очень сложная и многоплановая деятельность, регулирование которой обеспечивается законами, нормативно-правовыми актами, уставами и кодексами различных видов транспорта, ведомственными актами (правилами перевозок и правила оказания услуг). В работе также описаны различные документы, сопровождающие транспортно - экспедиционное обслуживание.
Целью работы было раскрыть правовой аспект транспортно-экспедиционного обслуживания.
Список использованной литературы
1. Транспортно-экспедиционное обслуживание: учебное пособие / С.Э. Сханова, О.В. Попова, А.Э. Горев; Москва; Издательский центр “Академия”; 2005.
2. Журнал “Логинфо” №11/2006; Тема номера: Транспортно-экспедиционное обслуживание.
3. Сайт: https://gruzotransport.ru/.
4. Сайт: https://tipovie-dogovora. narod.ru/.
5. Егиазаров В.А. “Транспортное право": учебник; Москва; Издательство “Юстицинформ”, 2007.