Электрические лампы в Дендере




 

В одном из древнеегипетских текстов говорится, что богиня, известная более всего под именем Хатхор, после своего возвращения из далекой африканской страны Бугем, поселилась в Египте в месте, которое в древности называлось Иунет та нечерет – «Незыблемая земля богини». После завоевания Египта Александром Македонским греки упростили название на свой манер до Тентирис, которое перешло в арабский язык как «Дендера». Под этим названием данное место известно и сейчас.

Домом возвратившейся богини был величественный и необычайно красивый храм – храм Хатхор, который позднее стал главным сооружением большого храмового комплекса. И ныне это – один из основных объектов на туристических маршрутах, пролегающих по памятным местам Древнего Египта.

 

Рис. 51. Храм Хатхор в Дендере

 

Храм Хатхор в Дендере знаменит своими многочисленными росписями и барельефами. Рисунками и текстами тут покрыто, пожалуй, почти все (кроме пола) – стены, потолки и массивные колонны. Одно из наиболее известных изображений – уникальный зодиакальный круг, украшавший ранее потолок одной из небольших комнат храма. Оригинал ныне находится в Парижском Лувре, а на прежнем месте располагается лишь копия. Вокруг этого зодиакального круга идут нешуточные споры – когда же именно он был создан, и какие небесные события на нем зафиксированы.

Но еще более жаркие споры идут вокруг других изображений, которые были обнаружены в одной из крипт – небольших потайных комнат. Как полагают историки, эти тайные помещения были многофункциональными – они служили как местами хранения священных, сакральных предметов, так и в качестве святилищ для тайных церемоний. Подобные потайные комнаты были непременным атрибутом многих египетских храмов, однако чаще всего они не были декорированы рисунками или рельефами.

В храме Хатхор известно ныне пятнадцать крипт, в большинстве из которых также нет никаких изображений. Стены же этой крипты, имеющей ширину всего чуть более метра, покрыты рельефами, которые тщательно выполнены на более качественном камне, нежели тот, что был использован в основной части храма. Это позволило мастерам, работавшим в довольно непростой технике низкого рельефа (когда общий фон располагается глубже самого рисунка), изображать более тонкие детали.

Египтологи утверждают, что на стенках этой крипты запечатлены важнейшие сакральные церемонии культов египетских богов, ритуалы и празднества, а также изображения зримых образов и атрибутов богов. Однако есть и совсем иная точка зрения, согласно которой на рельефе представлены… электрические лампы!..

 

Рис. 52. Барельеф с «лампой»

 

Первым на возможность именно такой трактовки изображений обратил внимание норвежский инженер Генри Кьелльсон. В своей книге «Исчезнувшая технология», вышедшей в 1961 году, он написал, что в руках у египтян показаны лампы накаливания с электрическим кабелем, которые поддерживаются изоляторами. Эту идею вскоре позаимствовал Эрих фон Дэникен. А его последователи, Рейнхард Хыбек и Петер Красса, посвятили «египетскому электричеству» целую книгу «Свет для фараона», в которой в частности написано следующее:

«На стенах изображены человеческие фигуры рядом с колбовидными предметами, напоминающими огромные электрические лампы. Внутри «ламп» изображены змеи в виде волнистых линий. Заостренные хвосты змей исходят из цветков лотоса, которые без особого воображения можно интерпретировать как патроны ламп. Нечто, напоминающее провод, ведет к небольшой коробке. На ней стоит бог воздуха, преклонивший колени. Рядом возвышается столб джед с двумя руками – это символ могущества, соединенный со змеем. Обращает на себя внимание демон, похожий на павиана, с двумя ножами в руках, который интерпретируется как защищающая и обороняющая сила».

Демон-павиан (по другой трактовке, бог Гор с собачьей головой) с ножами в руках некоторыми исследователями трактуется в качестве предупреждения об опасности – типа привычного нам изображения черепа с костями, которое можно видеть на объектах с высоким напряжением. В другом варианте – ножи означают выключатель, приводящий в действие изображенную электрическую систему.

Есть разногласия и в трактовке, что именно это была за лампа. Одни исследователи полагают, что это больше похоже на привычную нам лампу накаливания, для которой «змея» соответствует светящейся нити. А другие считают, что речь может идти о газоразрядной лампе, в которой «змея» соотносится с разрядной дугой. Например, о «трубке Крукса», названной так в честь британского физика Уильяма Крукса (1832–1919), который одним из первых начал изучать распространение электрического разряда в стеклянных трубках, наполненных разреженными газами. При подключении к высоковольтной обмотке индукционной катушки такие трубки испускали яркое свечение.

Споры между сторонниками двух этих вариантов трактовки подогреваются тем, что разные изображения (а таких тут сразу три) отличаются в своих деталях. Так в одном случае «руки» у джеда, воспринимаемого в «электрической» версии чаще всего в качестве некоего изолятора, доходят до «змеи» внутри лампы, а в другом – лишь касаются колбы лампы, как бы только поддерживая ее и не являясь функциональным элементом (в третьем случае дело обходится вообще без джеда-изолятора – лампу поддерживает маленький человечек).

 

Рис. 53. «Руки» джеда лишь касаются лампы

 

Рис. 54. Лампу поддерживает фигурка человека

 

Инженер-электротехник Вальтер Гарн из Вены воспроизвел на основе того изображения, где «руки» джеда входят внутрь «колбы», газоразрядную лампу, которая вполне успешно работала. А Эрих фон Дэникен даже разместил действующий макет в своем парке развлечений «Загадки мира», который он создал на территории старого заброшенного аэродрома Интерлакен под Берном в Швейцарии. Правда, если Гарн пытался воспроизвести прежде всего физический процесс, то Дэникен стремился больше соблюсти форму как можно ближе к исходному изображению. В результате макет в швейцарском парке сложно даже назвать моделью какого-то реального прототипа, поскольку грушевидная колба в ней оказалась нефункциональной лишней деталью – весь физический процесс, приводящий к свечению, проходит здесь лишь в «змее», а не в колбе в целом, как это должно было быть в нормальной газоразрядной лампе.

 

Рис. 55. Макет дендерской лампы в парке Дэникена

 

Историки, конечно же, категорически отвергают оба варианта трактовки дендерских изображений в качестве каких-то электрических осветительных приборов. У них имеются свои версии объяснения содержимого рисунков. Так, вместо «патрона» с подходящим к нему «кабелем» они видят обычный лотос – цветок, изображение которого часто использовалось в Древнем Египте.

Египтологом Сильви Каулвилле было выдвинуто предположение, что исходящая из лотоса змея изображает бога по имени Хор-Сема-Тави или Хамсомптус – «Хорус, соединяющий две земли». Харсомтус, он же Айхи – сын Хатхор и Гора, одновременно сокол и человек, соединяющий в себе качества божественной и земной царской власти, объединяя образ змея, сына Земли, и бога, возникающего из лотоса (египетского символа творения). Согласно легенде, Айхи возник из цветка лотоса, который вырастал из бездны Нуна на рассвете. Что и изображено якобы на стенах крипты в Дендере.

В рамках этой версии, «груши» вокруг змей – не колбы из стекла, а своеобразные «коконы» из защитной магической энергии или вообще небо. «Кабели» – это не провода, а символ дневной ладьи бога Солнца Ра, на которой и стоят изображенные персонажи. Лотосы рисовались на корме ладьи, или с обеих ее концов – из них-то и появляется Айхи в образе змеи.

А Франсуа Даумас предположил, что события, отраженные в барельефах этой крипты, содержат традиционный для египтян обряд празднования Нового года. И что первая церемония была совершена именно в этих комнатах. Таким образом, надписи представляют собой сюжет мифа, появление которого праздновалось в Египте.

 

Рис. 56. Ладья с египетскими богами

 

На первый взгляд, все выглядит вроде бы логично. Но это – только на первый взгляд. Если же «копнуть поглубже», то тут же обнаруживается целый ряд несоответствий.

Во-первых, ладью бога Ра египтяне изображали гораздо более похожей на реальные лодки и не прибегали к подобной «символике», в которой получается, по сути, всего половина ладьи.

Во-вторых, небо изображалось вовсе не каким-то грушевидным пузырем, а совсем иначе. Классическое, если так можно выразиться, изображение неба содержит антропоморфную фигуру богини Нут со звездами – именно такое изображение имеется и в Дендере в другой комнате храма Хатхор. «Кокон» из защитной магической энергии также выглядел совершенно по-другому (мы к нему вернемся позднее).

В-третьих, не все так однозначно и с Айхи. И дело не в том, что далеко не все ясно с его отцом (помимо Гора на это звание претендует также Ра), а в том, что, считаясь богом музыки, он изображался чаще всего в виде человека, находящегося в трансе и играющего на систре (древнем музыкальном инструменте), а иногда – в виде маленького обнаженного ребенка с пальцем во рту или в виде мальчика с «локоном юности» и систром. А якобы «символическое» его изображение в виде змеи, выходящей из лотоса, упоминается только в единственном (!) случае – как раз при описании рисунков храма Хатхор в Дендере. А это означает, по сути, откровенную и ничем объективно не обоснованную подтасовку.

Новый год же вообще притянут тут за уши, поскольку празднование Нового года у египтян связано было прежде всего с разливами Нила, а вовсе не с мифом о рождении второразрядного бога…

 

Рис. 57. Небо в виде богини Нут

 

Даже с учетом уже этих моментов версия египтологов выглядит очень слабо. Она производит впечатление неуклюжей попытки хоть как-то уйти от «электрической» версии, свалив общий вид «неудобных» дендерских изображений на случайное сочетание символов.

Однако при обращении с символами вообще следует быть весьма острожным, поскольку для корректной трактовки какого-то конкретного символа, нужно уже фактически знать его смысловое значение и именно в том культурном контексте, где он использовался – в данном случае у древних египтян, про которых египтологи (не будучи погружены в реальную культурную среду живых обитателей Древнего Египта) могут только строить теории.

В качестве иллюстрации можно рассмотреть хотя бы символ из двух перпендикулярных черточек, который даже в наше время имеет целый ряд принципиально разных значений. В христианской религии это символ распятия Бога-сына и символ самого Христа, в математике – плюс или знак умножения, в химии – знак заряда иона, в правилах дорожного движения – знак «Остановка запрещена», в анкетах – выбор конкретного ответа и так далее и тому подобное…

Кроме того никто почему-то не задается вопросом о том, каким образом достаточно все-таки случайное сочетание различных символов, сложилось в такое итоговое изображение, которое у людей с техническим образованием вызывает весьма четкие ассоциации с конкретным электротехническим устройством. Какова вероятность подобных совпадений?.. Она ничтожна!..

И даже если «патрон» лампы действительно изображает лотос (такое ведь тоже возможно), это совершенно не отменяет версии именно технического характера всего рисунка. Мы тоже часто прибегаем к цветочным мотивам в оформлении наших осветительных приборов. Но это же не означает, что из-за этого, например, люстра перестает быть люстрой и становится букетом цветов…

 

Рис. 58. Люстра в форме букета цветов

 

Рисунки на стенах крипты окружены текстами, которые у человека с техническим образованием вызывают ассоциации с какой-то инструкцией по использованию изображенных устройств или их описанием.

У египтологов и по поводу текстов совершенно иное мнение. Более того – они даже используют имеющиеся переводы этих текстов в качестве «доказательства несостоятельности» версии электротехнического назначения изображенных на стенах крипты объектов. Например, имеется такой перевод одного из текстов:

«Харсомтус... великий бог, пребывающий в Дендере. Золото, высота 4 ладони. Сделано из металла Дневной ладьи Ра (?), цветок лотоса – из золота. Харсомтус... разноцветный и пернатый, восседает на колонне. Золото, высота 1 локоть [имеется в виду Харсомтус в ипостаси сокола]. Харсомтус... его живое «ба» в цветке лотоса Дневной ладьи, чье совершенство держит обеими руками столб джед, в то время как его «ка» стоит на коленях с согнутыми руками. Золото, драгоценные камни, высота 3 ладони».

Этот текст трактуется египтологами в качестве описания золотых статуэток богов, которые некогда хранились в этой крипте, исполнявшей, как указывалось ранее, в том числе и роль кладовой.

 

Рис. 59. Фрагмент текста над изображением одной из «ламп»

 

Однако и здесь не все столь однозначно.

Во-первых, реальных статуэток тут никто никогда не видел. И нет никаких гарантий, что их хранение в крипте не является вымыслом, весьма далеким от реальности.

Во-вторых, характер расположения надписей свидетельствует в пользу все-таки той версии, что тексты и изображения взаимосвязаны, а не представляют собой совершенно отдельные самостоятельные элементы рельефа. Между тем банальный перечень статуэток, оставленных на ответственное хранение, никак не соотносится ни с мифологическим сюжетом о боге Харсомтусе (см. трактовку рисунка выше), ни с версией электрических ламп.

И в-третьих, перевод египетских иероглифических текстов – дело вовсе не такое простое. Он гораздо сложнее, нежели перевод с английского на русский. При прочтении отдельных египетских иероглифов, а также при соединении их в нечто осмысленное, большую роль играют субъективные установки «переводчика», которые сильно отражаются на итоговом результате перевода. Так что даже среди египтологов есть довольно сильно отличающиеся по смыслу трактовки текстов крипты. Например, встречается утверждение, что эти тексты описывают тайные ритуалы жрецов. А перевод, осуществленный Вольгангом Вайткусом, указывает на посвящение этих изображений ряду праздников и божествам, например, Тоту.

Легко заметить, что в данном случае мы уже имеем три принципиально разных трактовки содержимого текстов. Так разве что-то нам запрещает предположить, что может быть и четвертая трактовка, связанная именно с «электрической» версией?.. И между прочим, для такого предположения имеются вполне определенные предпосылки.

Так, например, в иероглифических текстах, сопровождающих барельефы, «змеи» описываются глаголом «seref», что означает «пылать», и речь здесь вполне может идти о ярко светящейся нити накаливания или разрядной дуге.

Заметим, что явное обилие цифр и чисел в текстах вокруг изображений на стенах крипты (которое подмечают даже переводчики-любители) запросто может иметь отношение не к размерам мифических статуэток, а к параметрам устройств, имевших электротехническое (или какое-то иное) назначение. Равно как вполне уместны в таком случае и наименования конкретных материалов, встречающиеся в этих текстах. А действия, которые трактуются как часть жреческих ритуалов или празднеств, вполне могут оказаться требованиями к действиям пользователей устройств. Откройте любую инструкцию к какой-либо технике – легко найдете там все эти элементы.

Увы, достаточно очевидно, что ни один египтолог, дорожащий своей научной и служебной карьерой, не возьмется за ответственный перевод надписей в крипте на базе подхода, который хотя бы просто допускал возможность такого «технического» прочтения текстов…

Серьезным контраргументом египтологов и других противников «электрической» версии является то, что у египтян не было необходимой базы для создания ламп накаливания, а тем более газоразрядных ламп. Не было технологии производства стеклянных колб, не было оборудования для откачки из них воздуха, не было производства электропроводящих и изолирующих материалов. По сути не было ничего, что позволило бы сделать самую простую лампочку. Не известно у древних египтян и каких-либо источников энергии, которые необходимы для работы таких ламп.

Иногда в попытке решить проблему с источниками питания сторонники «электрической» ссылаются на странные находки в Месопотамии. В 30-х годах прошлого века во время раскопок под Багдадом немецкий археолог Вильгельм Кениг обнаружил глиняные кувшины (размером в полтора десятка сантиметров), внутри которых находились полые цилиндры из меди. Эти цилиндры были закреплены на дне глиняных сосудов слоем битума. А в 40-х годах ХХ века возле древнего города Селевкия ученые снова обнаружили подобные сосуды, которые напоминали цветочные вазы. Все эти находки насчитывали более двух тысяч лет.

Конструкция сосудов указывала на то, что они могли служить в качестве… гальванических элементов. Для того, чтобы проверить эту гипотезу, исследователи наполнили сосуды электролитом (лимонным соком) и обнаружили между железным стержнем и медным цилиндром разность потенциалов в 0,25-0,5 вольта. Древний элемент начал давать ток силой 0,5 ампера. А несколько таких элементов, соединенных вместе, вполне могли питать и небольшую лампочку от фонарика.

Американский химический журнал «Хемистри» предложил еще одну гипотезу о назначении загадочных «ваз». Основываясь на том, что в некоторых сосудах были найдены остатки оливкового масла, авторы представленной в этом журнале гипотезы предположили, что «ваза» могла работать в качестве и конденсатора. При этом цилиндр и стержень, располагавшиеся внутри сосуда, были его обкладками, а масло – диэлектриком. Данный конденсатор могли заряжать путем многократной передачи на его электроды электрического заряда с какого-нибудь внешнего источника – например, с тех же гальванических элементов.

В парке Дэникена макет дендерской лампы так и демонстрируется вместе с макетами нескольких таких «багдадских батареек»…

 

Рис. 60. «Багдадская батарейка»

 

Но даже соединенных вместе нескольких примитивных «багдадских батареек» будет явно недостаточно для работы сколь-нибудь больших ламп накаливания. И уж заведомо они не способны выработать такое напряжение, которое необходимо для работы газоразрядных ламп. Понимая это, Вальтер Гарн выдвигал иное предположение:

«…жрецы, наверное, имели в своем распоряжении что-то наподобие генератора Ван-де-Граафа, которые ныне используют преимущественно в ядерной физике. В нем по изолированной ленте электрические заряды попадают в шар, где снимаются острыми выступами. Благодаря этому шар заряжается и находится под высоким напряжением. С помощью таких примитивных генераторов можно очень легко получить напряжение в несколько тысяч вольт».

Однако никаких признаков генератора Ван-де-Граафа или каких-либо его аналогов в Египте не найдено. Поэтому даже если древние египтяне и были знакомы с «багдадской батарейкой», то это все равно не снимает проблемы с источниками электричества для дендерских ламп...

Но если серьезных источников энергии и базы для создания дендерских ламп не было у египтян, то это не значит, что всего этого также не было у богов – представителей высоко развитой цивилизации, оставившей после себя массу следов на разных континентах. Напротив, уровень их развития был явно настолько высок, что создание подобных электротехнических устройств для них должно было не представлять никаких проблем. Так что мы имеем полную возможность для того, чтобы выдвинуть версию, что на стенах храма Хатхор в Дендере изображены предметы богов. А надписи рядом с этими изображениями содержат в себе некоторые знания богов по устройству или использованию соответствующих электротехнических устройств. В конце концов тексты эти до сих пор толком так и не переведены…

Косвенно, в пользу этой версии говорит и то, что изображения ламп есть не только в крипте, но и на стенах одного из основных залов храма Хатхор, а тексты присутствуют только в крипте – потайной комнате. И крипта эта была не просто скрыта от посторонних глаз, а в буквальном смысле замурована!..

Дело в том, что сама крипта находится ниже уровня пола храма. Спуститься туда сейчас можно по деревянной лестнице, но лестница эта современная. В столь важных и помпезных храмах египтяне, судя по всему, деревянных лестниц не использовали – они строили каменные лестницы. Так, скажем, в аналогичную крипту в храме Эдфу ведет вполне приличная лестница из каменных блоков. В Дендере же такой лестницы нет. Нет вообще никаких обломков или признаков того, что такая лестница там была!..

Зато есть явные признаки того, что массивные блоки пола, ранее закрывавший вход в это помещение были даже не убраны, а просто грубо выломаны. Судя по всему, крипта была не просто подземным, но и тщательно замаскированным помещением, повседневного входа в которое и не подразумевалось. И ныне туда можно попасть через узкий и очень невысокий лаз лишь на четвереньках. Изнутри же можно заметить, что область вокруг входа была кем-то тщательно заложена каменными блоками в незапамятные времена – видимо, для того, чтобы закрыть доступ непосвященных к знаниям богов.

Но когда это было сделано?..

Мы неизбежно выходим на вопрос о времени строительства храма.

 

Тайны храма Хатхор

 

Египтологи, открывшие храм, сначала отнесли его постройку к глубокой древности – аж за 15 тысяч лет до нашей эры.

Однако постепенно изучая особенности храма, его настенные изображения и иероглифы, ученые растерялись. Многие находки указывали на его более позднее строительство, а точнее на эпоху царствования династии Птолемеев и римских императоров, то есть на I век до нашей эры и даже начало нашей эры. В подтверждение этого известный исследователь Жан-Франсуа Шампольон в 1822 году объявил, что он нашел надпись в храме, которую прочитал как «автократор». Это «звание» носили только римские императоры. В результате во многих справочниках и ныне можно прочитать, что храм Хатхор в Дендере создан был лишь во времена Птолемеев.

В свое время мы просили знакомых египтологов указать источники, в которых были бы названы или описаны какие-то реальные находки (помимо упомянутой надписи), которые привязывали бы храм Дендеры именно к периоду Птолемеев. Месяц весьма добросовестных поисков закончился ничем. Точнее – констатацией того, что для подобной датировки нет абсолютно никаких объективных данных. Есть лишь просто устоявшееся мнение уважаемого авторитета…

 

Рис. 61. Жан-Франсуа Шампольон

 

Между тем, даже в самом первом от входа зале можно увидеть, что из под блоков пола выглядывают… цилиндрические блоки каких-то колонн. Так никто не строит. Так в древности лишь реставрировали более древние сооружения.

Ныне же египтологи вынуждены признавать, что Птолемеи были лишь одними из последних строителей. До них комплекс и сам храм многократно (!) перестраивались. Так, каменные блоки с именами великих царей Среднего и Нового царства – Аменемхета III и Тутмоса III были обнаружены в основании здания, воздвигнутого на территории комплекса в I тысячелетии до нашей эры при Птолемеях. А в текстах на стенах храма Хатхор сохранилось упоминание и о более древних временах. Согласно этим текстам, еще в XXIII веке до нашей эры фараон VI династии Пепи I расширил древнее святилище богини, в память о чем носил титул «Возлюбленный Хатхор из Дендеры». Есть и те, кто склонен относить создание храма к еще более глубоким временам – в частности, ко времени фараона IV династии Хуфу (которому египтологи приписывают создание Великой пирамиды на плато Гиза).

На мой же взгляд, история храма может быть существенно древнее. Так, на гораздо более почтенный возраст указывают, например, водостоки, которые на крыше храма выглядят просто сквозными дырками в окружающих стенах, а снаружи декорированы фигурами львов. И это – не имитация (для имитации достаточно было бы львов снаружи), а явно функциональные водостоки. Создание подобных водостоков в сухом климате Египта в этой местности во времена даже самых первых династий фараонов было абсолютно бессмысленным – здесь не было столь сильных ливней, чтобы потребовался постоянно действующий водосток. Обильные дожди закончились тут за несколько тысяч лет до фараонов. Соответствующие исследования изменений климата Египта в древние времена имеются, а их выводы достаточно широко известны…

 

Рис. 62. Водосток на внешней стороне стены храма Хатхор

 

Большинство рисунков на стенах храма имеет намного более прозаический характер, нежели рельефные изображения в крипте. Тут есть то, что похоже на описание инструкций, что и как должны делать жрецы для услужения богине, что именно и в каком порядке ей подавать, какую играть музыку (есть даже изображение нот) и так далее и тому подобное…

Инструкции эти настолько подробные, настолько детализированные, что по мере того, как их рассматриваешь, постепенно исчезает ощущение какого-то культа и, наоборот, приходит чувство полной реальности, чувство абсолютной достоверности местной легенды, которая гласит о том, что храм – это реальный дом богини Хатхор. А Хатхор была обычной богиней-женщиной со своими страстями и предпочтениями. И со странным чувством верности одновременно двум богам – Гору и Тоту. Храм же, по легенде, был не просто ее домом – он служил и местом ее свиданий с этими богами.

И это не только внутренние ощущения – вся планировка храма полностью соответствует этой легенде о любвеобильной богине, в чем мы имели возможность убедиться сами.

Местный смотритель провел нас по лестнице, идущей по «квадратной спирали», наверх. И мы попали сначала в одно, а затем и второе помещения, которые были похожи друг на друга как близнецы-братья. Каждое из этих помещений состояло из двух комнат площадью примерно метров двадцать квадратных каждая – первую комнату отделяла от «улицы» стена с проходом и парой окон, а между первой комнатой и второй был только дверной проем. Стоя в первой комнате одного из таких помещений и ощущая прохладу полумрака среди жаркого дня, я вдруг до мозга костей осознал, что ведь все очень и очень подходит для уютного любовного гнездышка!.. Причем, именно в соответствии с легендой – для варианта двух любовников!.. Два идентичных помещения, в которых первая комната предназначается для легкого ужина (завтрака или обеда – не важно) и словесной прелюдии, вторая – спальня.

Любопытно, что именно в первой комнате одного из таких помещений на потолке находился тот самый знаменитый дендерский круг Зодиака. А во второй комнате этого же помещения стены украшены изображениями сцен из жизни, смерти и воскрешения Осириса – отца Гора!..

Когда же мы вышли на крышу храма, рухнули последние сомнения. Крыша была вовсе не просто крышей. Это была посадочная площадка для каких-то летательных аппаратов!.. В противном случае просто невозможно объяснить, зачем понадобилось делать не обычную ровную прямоугольную площадку, но и явно ее усиливать, укладывая не один, а как минимум три слоя (это только, что было видно) известняковых блоков в десятки тонн весом, и соответствующим образом увеличивая нагрузку на подпирающие колонны!..

А когда мы поднялись еще чуть выше – на крышу одного из боковых сооружений, картинка оформилась окончательно. Бог (Гор или Тот) прилетал сюда на каком-то летательном аппарате – не обязательно это была «летающая тарелка», вполне мог быть и обычный вертолет. Затем он спускался в беседку, расположенную на крыше рядом с посадочной площадкой, где мог отдохнуть после дороги в прохладной тени. А далее – следовал в одно из двух помещений для свиданий.

Если же вдруг два бога непредумышленно пересекались здесь в одно и то же время, их можно было развести разными коридорами – для этого в другом углу имеется вход во второй, «линейный» спуск вниз.

Легенда обрела полную реалистичность…

Храм Хатхор – вовсе не «молельный дом» древних египтян, а просто уютное любовное гнездышко, где Хатхор умудрялась встречаться сразу с двумя богами. И если опереться на широко известный список правителей Египта, составленный Манефоном и учитывающий периоды правления различных богов, то происходило это примерно за 9 тысяч лет до нашей эры (время правления Гора, по Манефону, 8920-8620 гг. до н.э.). Первоначальная оценка возраста храма египтологами была гораздо ближе к этой дате, нежели датировка Шампольона…

 

Рис. 63. На крыше храма Хатхор

 

Вспомним теперь о том, что богам прислуживали жрецы, для которых на этот случай имелись весьма подробные инструкции на стенах храма. Соответственно, жрецы имели возможность общаться с богами. Но не только общаться – они видели те предметы, которые имелись у этих богов. Не исключено и даже весьма вероятно, что жрецы видели эти предметы и в действии.

Более того. Согласно древним преданиям, Хатхор, Гор и Тот относились к той плеяде древних богов, которые были «цивилизаторами» и передавали людям знания в различных областях. А среди этих знаний вполне могли оказаться и какие-то сведения о функционировании и назначении «божественных» предметов.

И наконец, третий момент. Тот – это древнеегипетский бог мудрости и знаний. Он значительно выделялся из всех египетских богов своим знанием и умением. Тот был фактически своего рода «академиком» среди богов. Создание самых сложных «божественных» предметов всегда числилось именно за ним. И этот «академик» был как раз частым посетителем храма Хатхор в Дендере.

Так что имелись все предпосылки для того, чтобы жрецы получили некоторые знания и о весьма высокотехнологичных предметах – в том числе и электротехнических. И знания эти жрецы могли сохранять на стенах храма.

Любопытно в связи с этим, что в росписях храма имеются изображения, которые напоминают обычные наши электрические лампы накаливания – гораздо более простые по устройству, нежели те, что изображены на стенах крипты.

 

Рис. 64. Лампы накаливания – в Дендере и современная

 

Стены же крипты под полом храма, конечно же, в таком случае служили жрецам для того, чтобы сохранять самое важное, самое сокровенное знание. И в связи с этим привлекает к себе внимание еще одно изображение, имеющееся здесь.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-29 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: