ИЗДЕРЖКИ ОБРАЩЕНИЯ ТОРГОВОГО ПРЕДПРИЯТИЯ
Contents
ИЗДЕРЖКИ ОБРАЩЕНИЯ ТОРГОВОГО ПРЕДПРИЯТИЯ.. 1
Издержки обращения: состав, факторы, влияющие на их формирование. 1
2. Анализ издержек обращения. Значение, задачи и информационная база анализа. 8
Планирование издержек обращения. 8
3.1.Анализ издержек обращения предприятия в предплановом периоде. 8
3.2.Обоснование основных направлений экономии издержек обращения в планируемом периоде. 9
3.3. Расчет плановых сумм издержек обращения в разрезе отдельных их статей. 10
3.4. Распределение общей плановой суммы издержки обращения по этапам реализации товаров. 12
3.5. Распределение плановой суммы издержек обращения между отдельными центрами затрат и центрами ответственности. 12
Издержки обращения: состав, факторы, влияющие на их формирование
В качестве источника информации об издержках в сфере товарного обращения следует использовать данные бухгалтерского учета, первичной документации о расходах, данные аналитического учета затрат, сведения об изменении цен, тарифов и ставок за услуги, уровне инфляции и т. д.; годовой и квартальной бухгалтерской отчетности — «Отчет о прибылях и убытках», ф. № 2, где издержки обращения отражают по строке «Коммерческие расходы».
Деятельность торгового предприятия с момента его создания связана с разнообразными затратами трудовых, материальных и финансовых ресурсов. По своему характеру эти затраты подразделяются на два основных вида — текущие и долговременные.
Текущие затраты торгового предприятия связаны с решаемыми им в процессе хозяйственной деятельности тактическими задачами — закупкой товаров, их транспортированием, хранением и реализацией; обслуживанием материально-технической базы; содержанием персонала и т.п.
|
Долговременные затраты (инвестиции) связаны с решаемыми торговым предприятием стратегическими задачами — строительством, реконструкцией или приобретением новых торговых помещений; покупкой новых видов машин, механизмов и оборудования; приобретением различных нематериальных активов; формированием долгосрочного портфеля ценных бумаг и т.п.
Текущие затраты торгового предприятия представлены издержками и издержками обращения.
Под издержками предприятия понимают в стоимостной форме расходы ресурсов предприятия и сторонние услуги на производство и реализацию основной продукции.
Издержки – это вложение средств в хозяйственные операции. В торговле издержками обращения называют выраженные денежной форме затраты живого и овеществленного труда, необходимые для доведения товаров от производителя (поставщика) до потребителя. Другими словами издержки обращения это большая часть текущих расходов торговых организаций и предприятий, которые им необходимы для осуществления своих функций, т.е. это затраты на реализацию товаров и услуг.
Под издержками обращения понимают выраженные в денежной форме затраты живого и овеществленного труда, связанные с движением товаров от производителя к покупателю. Издержки отражают расходы на транспортировку, хранение и приведение в удобную для реализации форму (подработка, упаковка, подсортировка, комплектование и фасовка), а также расходы по продаже товаров.
Под издержками в денежной форме понимаются выраженные в денежной форме затраты трудовых, материальных и финансовых ресурсов на осуществление торгово-производственной деятельности предприятия.
|
Издержки обращения – это выраженные в денежной форме затраты живого и овеществленного труда, необходимые для доведения товаров от производителя (поставщика) до потребителя.
Издержки - стоимостная оценка товаров и услуг, израсходованных в процессе производства и реализации продукции предприятия.
Под издержками обращения понимаются выраженные в денежной форме затраты трудовых, материальных и финансовых ресурсов на осуществление торгово-производственной деятельности предприятия.
Основное требование коммерческой деятельности — рациональное использование материальных, трудовых и финансовых ресурсов вызывает необходимость тщательного учета и анализа расходов. Задачи анализа издержек основываются на этом требовании. Основными из них являются:
· оценка изменений издержек в сравнении с прошлыми периодами;
· выявление, расчет экономии или перерасхода издержек в целом и по отдельным статьям, элементам затрат, товарным группам или наименованиям;
· изучение влияния факторов на уровень издержек обращения в целом и по отдельным статьям;
· изыскание резервов экономии (снижения) затрат при сохранении или улучшении качественных и количественных показателей в коммерческой деятельности, выявление нерациональных, низкоэффективных, непроизводительных расходов; потерь; разработка мер по их снижению и ликвидации.
Резервами сокращения издержек могут быть:
|
· рациональное размещение подразделений организации по отношению к местам хранения и закупок товаров с учетом спроса, что минимизирует транспортные расходы;
· рациональная организация перевозок с наименьшими транспортными расходами, поиск партнеров с минимальными тарифами и ставками транспортных услуг;
· оптимизация товарных запасов;
· рациональное расходование средств на рекламу, проценты за коммерческий кредит, подработку, подсортировку, упаковку товаров, хранение, на тару;
· минимизация товарных потерь;
· повышение производительности труда, технической оснащенности процессов товарного обращения.
Издержки обращения торгового предприятия характеризуются следующими основными показателями:
а) абсолютной суммой издержек обращения. Этот показатель дает представление об объеме текущих затрат торгового предприятия, но не позволяет судить об эффективности этих затрат;
б) издержкоемкостью торговой деятельности. Он определяется как отношение суммы издержек обращения к сумме товарооборота, выраженное в процентах. Уровень издержкоемкости является важнейшим качественным показателем экономичности хозяйственной деятельности торгового предприятия, отражая долю его текущих затрат в цене реализуемых товаров;
в) издержкоотдачей. Этот показатель является обратным по отношению к издержкоемкости. Он характеризует объем товарооборота, приходящийся на единицу издержек обращения предприятия, т.е. свидетельствует о результативности его текущих затрат;
г) рентабельностью издержек обращения. Он определяется как отношение суммы прибыли к сумме издержек обращения, выраженная в процентах. Рентабельность издержек обращения является одним из важных показателей эффективности текущих затрат торгового предприятия.
Критерием экономичности текущих затрат торгового предприятия выступает минимизация издержкоемкости его торговой деятельности. Низкая издержкоемкость позволяет торговому предприятию получать определенные конкурентные преимущества на потребительском рынке, свободнее осуществлять свою ценовую политику и при прочих равных условиях достигать более высоких размеров прибыли. Однако следует иметь ввиду, что снижение уровня издержкоемкости является важной задачей, но не целью деятельности торгового предприятия, т.к. оно может сопровождаться снижением уровня торгового обслуживания покупателей, отказом от продажи пользующихся спросом отдельных издержкоемких товаров, сменой приоритетов стратегического развития на кратковременные экономические выгоды в текущем периоде. Поэтому основной целью управления издержками обращения на торговом предприятии является оптимизация их суммы и уровня, обеспечивающая достижение предусмотренных объемов товарооборота и прибыли.
Классификация издержек обращения используется для эффективного управления торгового предприятия в процессе учета, анализа, планирования и контроля издержек обращения и проводится по следующим основным признакам.
1. По степени эластичности к объему товарооборота выделяют переменные и постоянные издержки обращения.
а) Переменные издержки обращения зависят от изменения объема товарооборота предприятия. При этом степень такой зависимости различна. Она может носить пропорциональный характер (при котором сумма переменных затрат отдельных видов растет или сокращается пропорционально росту или снижению объема товарооборота, например, потери товаров от естественной убыли); дигрессивный характер (при котором сумма переменных затрат отдельных видов растет меньшими темпами, чем возрастает объем товарооборота, например, расходы на рекламу при эффективном ее осуществлении); прогрессивный характер (при котором сумма переменных затрат отдельных видов растет более высокими темпами, чем увеличивается объем товарооборота, например, расходы на заработную плату продавцов при сдельно-премиальной системе оплаты труда). Таким образом, наличие переменных издержек обращения обусловлено процессом реализации товаров на торговом предприятии.
б) Постоянные издержки обращения не зависят от изменения объема товарооборота, т.е. они имеют место даже в том случае, если предприятие временно прекратило свою торговую деятельность. При этом в составе таких затрат выделяются абсолютно постоянные издержки обращения (например, расходы на аренду торговых помещений) и условно постоянные издержки обращения (например, износ малоценных и быстроизнашивающихся предметов). Рассматривая постоянные издержки обращения, следует иметь в виду, что они являются таковыми только в коротком периоде деятельности торгового предприятия. В длительном периоде его деятельности все виды издержек обращения подвержены изменению.
Выделение в составе издержек обращения постоянных и переменных их видов является одним из основополагающих принципов их классификации в целях эффективного управления ими.
2. По степени целесообразности понесенных затрат выделяют полезные и бесполезные издержки обращения.
а) Полезными издержками обращения являются такие виды затрат, которые способствовали результативному осуществлению торгово-производственного или торгово-хозяйственного процесса предприятия.
б) Бесполезными издержками обращения являются такие виды затрат, которые связаны с обслуживанием неиспользуемой части трудовых, материальных и финансовых ресурсов торгового предприятия (например, выплата заработной платы работникам, выполняющим общественные обязанности; амортизационные отчисления по неиспользуемому оборудованию; выплата процентов за кредит, средства которого в отчетном периоде не использовались ит.п.).
3. По возможностям отнесения на конкретные результаты торговой деятельности (реализацию конкретных групп товаров; деятельность конкретных структурных подразделений и т.п.) выделяют прямые и непрямые издержки обращения.
а) Прямыми издержками обращения являются такие виды затрат, которые в полном объеме могут быть отнесены к тому или иному конкретному результату торговой деятельности (например, потери конкретного товара от естественной убыли прямо относятся на результат его реализации).
б) Непрямыми издержками обращения являются такие виды затрат, которые в связи с комплексностью их осуществления не могут быть в полном объеме отнесены к тому или иному результату торговой деятельности и требуют предварительного распределения (например, расходы на перевозку партии товаров, состоящей из нескольких товарных групп, при их распределении по группам реализуемых товаров).
Следует отметить, что деление издержек обращения на прямые и непрямые зависит от конкретных целей их распределения в процессе управления ими и в соответствии с этими целями может изменяться. Так, при формировании бюджета рекламной кампании, связанной с ценовым имиджем торгового предприятия, расходы на размещение теле-, радио-, и других видов рекламы будут носить прямой характер; в то же время они будут являться непрямыми издержками обращения при их распределении в разрезе конкретных групп реализуемых товаров.
4. По экономическому содержанию затрачиваемых ресурсов в действующей практике выделяют следующие группы издержек обращения:
а) Материальные расходы. К ним относят стоимость товаров, использованных в рекламных целях и полностью потерявших свое качество; износ малоценных и быстроизнашивающихся предметов; стоимость запасных частей и материалов для проведения текущего ремонта основных производственных фондов и некоторые другие аналогичные виды текущих затрат.
б) Расходы на оплату труда. К ним относят все виды выплат основной и дополнительной заработной платы штатных и внештатных работников торгового предприятия.
в) Отчисления на социальные мероприятия. К ним относят все виды обязательных отчислений торгового предприятия в различные внебюджетные фонды, обеспечивающие реализацию государственных социальных программ (фонд государственного социального страхования; государственный пенсионный фонд; фонд содействия занятости населения; фонд обязательного медицинского страхования).
г) Амортизация основных фондов и нематериальных активов. К ним относят амортизационные отчисления от балансовой стоимости основных производственных фондов (на полное их восстановление и капитальный ремонт), а также нематериальных активов торгового предприятия.
д) Другие расходы. К ним относят все прочие виды издержек обращения торгового предприятия.
5. По конкретным видам затрат выделяют отдельные статьи издержек обращения, совокупность которых составляет их номенклатуру. В настоящее время для предприятий торговли установлена следующая единая учетная номенклатура статей издержек обращения:
а) расходы на перевозку;
б) расходы на оплату труда;
в) расходы на аренду и содержание основных фондов;
г) амортизационные отчисления на полное восстановление основных фондов и нематериальных активов;
д) амортизационные отчисления на капитальный ремонт и расходы на текущий ремонт основных фондов;
е) износ и содержание малоценных и быстроизнашивающихся предметов;
ж) расходы на топливо, газ и электроэнергию для производственных нужд;
з) расходы на хранение, подсортировку, обработку, упаковку и предпродажную подготовку товаров;
и) расходы на рекламу; к) проценты за кредит;
л) потери товаров в пределах норм естественной убыли во время перевозки, хранения и реализации;
м) расходы на тару;
н) отчисления на социальные мероприятия;
о) расходы на обязательное страхование имущества;
п) прочие расходы.
В рамках каждой из перечисленных 15 статей издержек обращения единой учетной их номенклатуры торговое предприятие может организовать учет своих текущих затрат по отдельном их видам, в наибольшей степени соответствующим специфике его хозяйственной деятельности.
Рассмотрим применение системы «стандарт-кост» в сфере товарного обращения. Сущность этого метода состоит в определении максимально возможной суммы издержек обращения для обеспечения безубыточной работы предприятия и в определении нормативов для составления плановых смет издержек обращения на организацию продаж и доведение до потребителя товарной массы товаров.
Поскольку супермаркеты на современном этапе практически все оснащены мини производственными линиями, например для свежей выпечки хлебобулочных изделий, фирменных блюд супермаркета, то может быть составлена смета затрат на производство, которая отображает общую потребность предприятия в средствах для осуществления всех затрат и расходов. Ведется оперативный учет и контроль отклонений:
где - фактические издержки обращения,
- отклонения от норм издержек обращения,
- изменение норм издержек обращения.
По замечанию автора Абрютиной М.С.:[1]
,
где - издержки обращения при безубыточной работе предприятия, но без прибыли,
- издержки обращения нижнего предела, при которых экономия затрат неразумна,
- валовой доход.
Следовательно, Уровень переменных издержек обращения в процентах к товарообороту:
,
где - доля валового дохода в товарообороте,
- ставка НДС в долях единицы.
Для расчета фактических издержек обращения рассчитаем индексы отклонений от норм и изменений норм.
,
Пример, ,
Процесс управления издержками обращения на предприятиях торговли связан с изучением факторов, влияющих на их формирование. Эти факторы весьма многообразны. В процессе управления издержками обращения — их анализе, поиске резервов экономии и планировании — все факторы принято подразделять на две основные группы: 1) зависящие от деятельности торгового предприятия (внутренние факторы); 2) не зависящие от деятельности торгового предприятия (внешние факторы).
1. В системе факторов, зависящих от деятельности торгового предприятия, выделяются следующие:
а) Объем товарооборота. Этот фактор оказывает наибольшее влияние на издержки обращения торгового предприятия, так как переменные их виды прямо связаны с изменением этого показателя. Рост объема товарооборота приводит к увеличению общей суммы издержек обращения, однако издержкоемкость при этом снижается (так как сумма постоянных издержек обращения остается неизменной). С ростом товарооборота до определенного предела сумма переменных, а соответственно и общих издержек обращения торгового предприятия растет обычно меньшими темпами, т.к. в составе переменных преобладают виды издержек обращения, имеющие дигрессивный характер (это связано с реализацией резервов более эффективного использования ресурсного потенциала предприятия). Однако, начиная с определенного момента, рост объема товарооборота вызывает еще больший рост суммы переменных, а частично и постоянных издержек обращения, в результате чего темпы роста общей их суммы могут превысить темпы роста объема товарооборота. Такая ситуация связана с необходимостью вовлечения дополнительного объема ресурсов всех видов на обеспечение прироста реализации товаров, в результате чего резко возрастают постоянные затраты, а в составе переменных в этом периоде начинают преобладать виды издержек обращения, имеющие прогрессивный характер. Следовательно, рост объема товарооборота лишь до определенных пределов может вызывать снижение издержкоемкости на торговом предприятии.
б) Состав товарооборота. Различные виды товарооборота имеют разный уровень издержкоемкости. Наибольший уровень издержек обращения приходится на единицу продажи товаров населению, меньший — на единицу мелкооптового товарооборота, еще меньший — на единицу оптового товарооборота, а наименьший — на единицу торгово-посреднического оборота.
в) Групповая структура товарооборота. Различным группам товаров присущ различный уровень издержкоемкости. Так, в продовольственной торговле уровень издержкоемкости продажи плодоовощных товаров намного выше, чем алкогольных напитков; в непродовольственной торговле уровень издержкоемкости продажи галантерейных товаров значительно превышает уровень издержкоемкости продажи мебели; в целом уровень издержкоемкости продажи продовольственных товаров более чем вдвое выше, чем аналогичный показатель по непродовольственным товарам.
г) Скорость обращения товаров. Чем ниже период обращения товарных запасов в днях, тем соответственно ниже на торговом предприятии уровень расходов по хранению товаров, их потерям от естественной убыли.
д) Уровень производительности труда работников. Чем выше объем товарооборота, приходящийся на одного работника торгового предприятия, тем соответственно ниже Уровень расходов по оплате труда и других затрат по содержанию персонала на единицу товарооборота.
е) Состояние используемых основных фондов. Чем выше степень их износа, тем больше расходов несет торговое предприятие на их ремонт, тем выше уровень потерь товаров в процессе их хранения.
ж) Обеспеченность собственными оборотными активами. Чем выше этот показатель, тем меньшим объемом заемных финансовых средств пользуется торговое предприятие в процессе осуществления товарооборота, а соответственно тем ниже сумма и уровень процентов за кредит.
2. В системе факторов, не зависящих от деятельности торгового предприятия, выделяются следующие:
а) Темпы инфляции в стране. Чем выше этот показатель, тем быстрее растет сумма издержек обращения по оплате труда персонала; обслуживанию заемных финансовых средств; оплате услуг транспортных, ремонтных и других сторонних предприятий; отчислениям на социальные мероприятия.
б) Уровень развития отдельных сегментов потребительского рынка. В условиях «рынка продавца» издержкоемкость реализации отдельных групп товаров значительно ниже, чем в условиях «рынка покупателя». Это связано с различиями в скорости обращения товарных запасов, в уровне расходов на рекламу, в уровне расходов на организацию торгового обслуживания покупателей и т.п.
в) Изменение уровня государственных арендных ставок. В настоящее время преимущественная часть торговых предприятий арендует помещения у государственных (муниципальных) органов управления имуществом. Поэтому периодический рост системы государственных арендных ставок вызывает повышение суммы издержек обращения.
г) Изменение видов и ставок налоговых платежей, входящих в состав издержек обращения. Значительная часть налоговых платежей торгового предприятия осуществляется за счет его издержек обращения. Поэтому изменение видов этих платежей или уровня налоговых ставок по ним отражается на общей сумме и уровне издержек обращения торгового предприятия.
Учет этих факторов позволяет более эффективно управлять издержками обращения торгового предприятия.
Эффективность процесса управления издержками обращения существенно возрастает при внедрении на торговом предприятии системы управленческого учета. Такой учет позволяет существенно расширить необходимую информацию, используемую в процессе анализа, планирования и контроля издержек обращения на торговом предприятии. В современных условиях он должен быть организован на торговом предприятии в разрезе отдельных элементов затрат каждой статьи издержек обращения; в разрезе отдельных групп (подгрупп) товаров, реализуемых на предприятии; в разрезе центров затрат (структурных подразделений предприятия, руководители которых несут ответственность только за расходование средств, входящих в состав издержек обращения, например, отдел рекламы, ремонтная служба и т.п.); в разрезе центров ответственности (структурных единиц торгового предприятия, руководители которых несут ответственность за основные показатели торговой деятельности — объем товарооборота; сумму и уровень доходов, издержек обращения и прибыли; другие показатели).