Тема урока: Внешняя политика СССР в 1920-1930-е гг.




Цели урока:

понимать:

· сущность противоречий во внешней политике СССР в 1920- 1930-е гг.;

знать:

· даты основных исторических событий (1921 г., 1922 г., май 1939 г., 1934 г., 1938 г.), основные термины и понятия («ко­минтерн»; «мировая революция»; «КВЖД»; «фашизм»; «сис­тема коллективной безопасности»; «Мюнхенское соглаше­ние»);

· основные проблемы и направления внешней политики СССР (европейское, восточное);

иметь:

· давать обобщённую характеристику международному поло­жению СССР в 1920-1930-е гг. по самостоятельно составлен­ному плану;

· обосновывать суждения, приводить доказательства, объяс­нять изученные положения на конкретных примерах;

использовать знания и умения в практической

деятельности:

· приобретать опыт самостоятельной учебной деятельности;

· выражать своё отношение к деятельности советского и за­падного руководств во внешней политике.

Оборудование: иллюстрации учебника; таблица и схема; муль­тимедийная презентация к уроку.

Форма урока: урок-исследование.

 

Учитель: Началу Второй мировой войны предшествовали непрерывно возраставшее напряжение международной обста­новки и локальные конфликты в различных регионах мира. Не­простое положение было и у СССР. Попробуем убедиться в этом, исследовав внешнеполитический курс государства 1920-1930-х гг.

Тема урока: «Внешняя политика СССР в 1920-1930-е гг.».

 

План урока:

I.

1. Основные проблемы и задачи внешней политики в 1920-е гг.

2. Внешняя политика в 1930-е гг. События на Дальнем Вос­токе.

3. Отношения с государствами Запада.

IV. Изучение нового материала

Учитель. В наши дни историки пытаются найти ответ на во­прос, имелись ли у мирового сообщества в конце 1930-х гг. шан­сы предотвратить Вторую мировую войну.

Перечислите, на каких идеях строилась внешнеполитиче­ская доктрина большевиков?

Предположите, какими были основные направления внеш­ней политики в 1920-1930-е гг.?

 

 


Учитель. Разделившись на группы, рассмотрите основные направления внешней политики СССР в 1920-1030-е гг.

п. 3 § 20 учебника, изучите вопрос «Отношения с государствами Запада».

1) Какое противоречие возникало между деятельностью Коминтерна с его курсом на поддержку идеи мирного сущест­вования «пролетарского государства в капиталистическом ок- | »ужении» и ожиданием новой революционной борьбы в других (гранах?

 

2. Приведите и прокомментируйте примеры этих двух на­правлений внешнеполитического курса СССР.

3. Какие азиатские страны поддерживала наша страна в этот период? Почему?

4. Как и почему изменились отношения СССР с Китаем?

5. Охарактеризуйте отношения СССР с Монголией.

6. С какими азиатскими странами СССР подписал догово­ры? Чем это можно объяснить?

7. Что можно сказать об отношениях с Западом в 1920-е гг.?

8. В чём вы видите значение переговорного процесса в Рапалло?

9. Как складывались наши отношения с Англией и Франци­ей? Почему?

10) Сделайте общий вывод о внешнеполитическом курсе СССР в 1920-е гг.

I.

Как изменилась внешнеполитическая установка на глав­ную угрозу СССР в 1930-е гг. по сравнению с 1920-ми гг.?

1. Кто теперь стал важнейшими партнёрами Германии? Ка­кие цели эти страны перед собой ставили?

2. Приведите примеры милитаристских настроений и уст­ремлений Японии.

3. Как отреагировала наша страна на растущую агрессию Японии?

4. Охарактеризуйте военный конфликт между СССР и Япо­нией в 1939 г. Каковы его результаты? значение?

5. Сделайте общий вывод о внешней политике СССР в 1930-е гг. на Дальнем Востоке.

I.

1. В каком году США признали СССР?

1. Приведите примеры, свидетельствующие о нарастании напряжённости международных отношений в 1930-е гг.

2. Как в этих сложных условиях строил свой внешнеполити­ческий курс Советский Союз?

3. Считаете ли вы, что наша страна реально оценивала опас­ность со стороны Германии?

4. В чём вы видите ошибку сталинского руководства?

5. Какие надежды оно продолжало возлагать на Коминтерн? Целесообразно ли это было в условиях усложнения междуна­родной обстановки?

6. Какую линию по отношению к Советскому Союзу выбра­ли Англия, Франция и США?

7. Как вы расцениваете Мюнхенский сговор?

8. Как вы думаете, что мешало нормализации отношений с Западом?

10) Сделайте общий вывод об отношениях СССР с государст­вами Запада.

. Подведение итогов урока

Учитель. Познакомьтесь с различными точками зрения от­носительно Мюнхенского сговора и определите для себя, какая из них вам кажется наиболее справедливой. Своё мнение обос­нуйте.

Точка зрения историков:

«Мюнхенская капитуляция, которую советские авторы не без основания всегда рассматривали как подлинный сговор против их страны, покрыла французских и английских участ­ников этого акта несмываемым позором. Мюнхен одним махом изменил всю европейскую ситуацию. Уже значительно ослаб­ленная ранее, вся версальская система рассыпалась на части... После Абиссинии, Рейнской области, Австрии, Испании фа­шистские державы как бы намеренно демонстрировали, что могут получить всё, чего хотят. Последний удар был нанесён, тем временем, и сопротивляющейся Испанской республике...» (Боффа Дж., см.: Пятецкий A.M. История России XX в. Мос­ковский лицей, 1995. С. 160).

«В Москве не суетились, но всё же испытали неудовлетворе­ние. Хотя СССР был связан военным союзом с Чехословакией и Францией, французское посольство шло вместе с Англией и 1ерманией и, не протестуя, исключило Россию из Мюнхена. Это было унижением, которое Сталин не забыл, которое доро­го обошлось обеим западным демократиям в ближайшие меся­цы». (Ширер У., см.: Пятецкий A.M. История России XX в. Московский лицей, 1995. С. 161).

Советская историческая наука считала, что в Мюнхене анг­личане и французы намеренно попытались ориентировать и поощрять немецкую агрессивную политику в восточном на­правлении. Большинство западных историков считает, что не в этом состояло намерение правительств Англии и Франции. Так, по крайней мере, явствует из документов.

Часть историков считает, что подобный замысел всё же су­ществовал, «по меньшей мере, в том смысле, что могло бы поме­шать нацистскому натиску на СССР: он обрисовался, в частно­сти, во время франко-английских переговоров в Париже в нояб­ре 1936 г.» (Боффа Дж.).

Ряд исследователей уверены в том, что мюнхенская сделка была, особенно в планах английского премьера Чемберлена, ча­стью более обширного замысла заключить общий союз с Герма­нией. С утратой покровительства Запада малые восточноевро­пейские страны делались лёгкой добычей Германии. После Мюнхена все восточноевропейские столицы наперебой стара­лись заручиться дружбой с нацистами.

Происходит обмен мнениями, и подводятся итоги дискус­сии.

Учитель. Таким образом, «к концу 1938 г. внешнеполитиче­ское положение СССР было незавидным, а угроза создания еди­ного империалистического фронта была вполне реальной», — считает Н. Верт. СССР же, стремясь обезопасить себя, начал ис­кать новые направления внешнеполитической деятельности.

.

Домашнее задание

Выучить лекцию. В тетради оформить записи.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-07-17 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: