1. Выражают ли следующие слова и словосочетания одни и те же понятия. Ответ обоснуйте.
1. Адвокат, защитник.
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2. Азбука, букварь.
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3. Годовщина, день рождения, юбилей.
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
4. Дубрава, лес, роща.
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
5. Записка, шпаргалка.
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
6. Лётчик, пилот, авиатор
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
7. Несчастье, бедствие, горе.
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
8. Спутник, товарищ, компаньон.
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
9. Студент, учащийся высшего учебного заведения.
|
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
10. Школьник, ученик, учащийся средней школы.
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2. Назовите понятия, обладающие наибольшим объёмом в каждой из приведённых ниже групп. Поясните ответ:
1. Берёза, липа, дерево, лиственное дерево.
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2. Город, столица, населённый пункт, районный центр.
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3. Золото, аргон, инертный газ, химический элемент.
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
4. Документ, паспорт, удостоверение личности.
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
5. Имя собственное, существительное, одушевлённый предмет.
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
|
3. В каждой из приведённых ниже групп понятий укажите то, которое обладает наибольшим содержанием. Ответ поясните.
1. Военнослужащий, военнослужащий Российской Армии, рядовой Российской Армии.
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2. Газета, газета «Трудя», газета «Труд» за 12 июля 1995 года, периодическое издание.
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3. Дом, жилой дом, хата.
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
4. Знак, математический знак, знак сложения.
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
5. Полицейский, инспектор ГИБДД, инспектор ГИБДД, дежуривший в ночь с 3 на 4 августа текущего года.
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
6. Правильный треугольник, треугольник, остроугольный треугольник.
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
7. Христианство, православие, религия.
|
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
4. Среди перечисленных понятий укажите общие, единичные и пустые понятия. Ответ поясните.
1. журнал «Колхозница» за декабрь 1982 г.;
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2. существительное;
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3. Гуманитарный ВУЗ;
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
4. автор комедии «Ревизор»;
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
5. квадратный треугольник;
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
6. наименьшее натуральное число;
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
7. наибольшее целое число;
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
5. Какие из перечисленных ниже понятий являются … и почему:
а) собирательными:
1. число,
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2. бригада кровельщиков,
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3. мужество,
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
4. невежество,
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
5. деревня,
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
6. проза,
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
7. журнал,
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
б) абстрактными:
1. деепричастие,
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2. инициатива,
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3. молния,
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
4. президент страны,
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
5. протон,
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
6. созвездие «Лебедь»,
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
7. социальная революция,
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
в) соотносительными:
1. планета Солнечной системы,
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2. честность,
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3. асимметричность,
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
4. вредность,
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
5. контратака,
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
6. живущий не по средствам,
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
химический элемент,
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
6. Дайте логическую характеристику следующим понятиям:
1. Театр
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2. Отдалённые место
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3. Стихотворение А. Пушкина
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
4. Северный полюс магнита
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
5. Точка.
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
6. Демократия
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
7. Нежность
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
7. Укажите вид отношения, в котором находятся понятия в каждой из следующих пар, объяснив свой ответ:
1. Слово, существительное. 2. Понятие, слово. 3. Книга, учебник. 4. Холодное оружие, орудие преступления. 5. Учитель, мужчина. 6. Хирург, терапевт. 7. Добросовестность, халатность. 8. Луна, естественный спутник Земли.
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
8. Определите, соответствуют ли приведённые ниже понятия и круговые схемы друг другу. Если нет, изобразите верную схему.
1. Время (А), минута (В), секунда (С), час (D):
2. Спортсмен(A), рабочий(B), студент(C)
3. Хищник(А), травоядное(В), млекопитающее(С)
4. Часть речи(A), существительное(B), глагол(C), наречие(D), глагол будущего времени(E).
5. Понятие(A), абстрактное понятие(B), конкретное понятие(C), положительное понятие(D).
6. Целое число(A), действительное число(B), натуральное число(C), рациональное число(D).
z
7. Дуб(А), дерево(В), растение(С), ромашка(D), камень(E).
9. Подберите понятия, отношения между которыми приведённым ниже диаграммам.
1.
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2.
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3.
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
4.
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
5.
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
10. Правильно ли проведены. Исправьте, если необходимо.
а) ограничение:
1. Карандаш — красный карандаш — красный карандаш, которым Петя нарисовал цветок.
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2. Медицинский препарат — лекарство — лекарство в таблетках — анальгин.
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3. Планета — планета Солнечной системы — планета Марс.
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
4. Понятие — конкретное понятие — единичное понятие — соотносительное понятие — положительное понятие.
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
5. Строение — жилой дом — трёхквартирный жилой дом — квартира в трёхквартирном жилом доме.
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
6) обобщение:
1. Класс — школа — средняя школа — среднее учебное заведение.
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2. Платон — древнегреческий философ — философ — мыслитель.
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3. Происшествие — история — наука.
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
4. Сантиметр — дециметр — метр — километр — мера длины.
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
5. Числительное «третий» — порядковое числительное, числительное — часть речи.
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
11. Обобщить и ограничить следующие понятия:
1. газета
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2. директор школы
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3. МГУ им. М. В. Ломоносова
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
4. окружность
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
5. способный ученик
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
12. В приведённых ниже определениях укажите ошибки, если они есть:
1. Альт — низкий детский голос.
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2. Голография — это метод получения объёмного изображения объекта, основанный на использовании голо- графических средств.
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3. Домохозяйка — это не профессия. (Из газет.)
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
4. Квадрат — равносторонний четырёхугольник, у которого стороны попарно параллельны.
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
5. Сделка — действие, направленное на установление, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей.
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
6. Философ — учёный, занимающийся философией.
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
7. Ядовитыми растениями называются растения, содержащие ядовитые вещества.
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Тема 3. Теория суждения
План
1. Суждение как форма мышления.
2. Простые суждения.
3. Сложные суждения.
4. Модальность суждения.