РОЛЬ СЕМЕЙНОГО МУЗИЦИРОВАНИЯ В СОВРЕМЕННОМ МУЗЫКАЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ




Жизнь в современном обществе, в котором происходят бурные социально-экономические преобразования, нуждается в людях, способных неординарно мыслить, способных быстро решать нестандартные задачи, в людях активных и творческих.

Детские музыкальные школы имеют большое значение в воспитании такого необходимого качества как креативность (творческая способность).

Однако на практике мы сталкиваемся с рядом нерешенных, сложных проблем нашей жизни, которые заслоняют этот наметившийся процесс. Ускоренный темп жизни, стрессы, большая занятость современного человека, совершенствование новой техники превращают людей в пассивных потребителей. Даже те люди, которые в детстве посещали музыкальную школу, очень редко садятся за музыкальный инструмент.

Конечно, мы можем вскрыть объективные причины, которые способствуют этой ситуации. В музыкальные школы стали принимать без экзаменов, упростились требования к обучению. У детей резко возросли нагрузки в общеобразовательной школе. Учащиеся проводят значительную часть свободного времени за компьютерами, которые интересуют их больше, чем обучение в музыкальной школе. Мир ребенка сужается до просмотра телевизионных передач, компьютерных игр, до усвоения функций своего смартфона. Пассивное созерцание заменяет детям активные виды деятельности, такие как чтение, прогулки, игра на музыкальных инструментах, спортивные занятия, общение с друзьями.

Так же меняются ценностные ориентиры и представления о престижности музыкального образования в современном обществе. Ребенку не всегда нравиться исполнять то или иное музыкальное произведение, чаще всего он обладает скромными исполнительскими возможностями. В результате выпускник музыкальной школы плохо читает и разбирает нотный текст, в то время как чтение с листа, игра в ансамбле не так давно было нормой домашнего музицирования. Сейчас, надо признать, подобная форма человеческого общения почти полностью исчезла из нашей жизни.

Как же повысить интерес к обучению и мотивацию учащихся? Педагогическое сообщество ищет новые подходы, разрабатывает новые методики. Задачи преподавателя музыкальной школы состоит, прежде всего в том, чтобы раскрыть ребенку звуковой мир, созданный по законам красоты, показав через музыкальные образы общечеловеческие ценности, такие как Красота, Добро. Порядочность, Истина, Справедливость, Честность.

Создание благоприятной психологической обстановки в процессе обучения в детской музыкальной школе важный, н е не единственный фактор. Дом, семья – вот начало и основа всех психологических качеств человека, его первая и наиболее важная ступенька для вхождения его в мир музыки. Позиция семьи во многом определяет успешность получения ребенком музыкального образования. Ребенок вольно или невольно подражает родителям и всем членам семьи. Действия и поступки взрослых в семье приобретают в глазах ребенка особую значимость. Даже случайно сказанное слово может иметь различные последствия для образов и мыслей ребенка. Принимая во внимание эти основополагающие истины воспитания в обществе, мы, преподаватели ДМШ, должны способствовать укреплению и духовному обогащению семьи как наиважнейшему институту общества.

В одних семьях любят музыку, стараются развить музыкальные способности, в других – за музыкальным воспитанием детей никто не следит. Здесь возникает вопрос о музыкальном воспитании самих родителей. Чаще всего в музыкальную школу детей приводят родители, которые сами окончили школу или хотели бы получить музыкальное образование, но не смогли этого сделать по каким-либо причинам. Тем самым они в своих детях стараются реализовать свои неосуществленные желания.

Используя этот имеющийся семейный потенциал, педагогам музыкальной школы, на наш взгляд, следует активно взаимодействовать с родителями для полноценного нравственно-эстетического развития не только детей, но и всей семьи, помогая раскрытию ее творческих способностей. Одним из направлений, которое основано на творческом содружестве всех участников образовательного процесса (учеников, родителей, педагогов), является возрождение и развитие традиций семейного музицирования.

Обычай семейного музицирования ушел в прошлое. Его с успехом заменил телевизор, компьютер и смартфон. Очень жаль! Ведь с этим обычаем из семьи исчезла атмосфера содружества, сопереживания, единения. И живая музыка тоже ушла из семьи, а ведь ребенок воспринимал ее как часть жизни, и это было определяющим для воспитания культуры, понимания музыки. В наше время возрождение, сохранение и развитие тех традиций представляется важным.

Главная цель обучения в ДМШ – подготовка в своем большинстве музыкантов-любителей. Ведь не все дети могут показывать высокие результаты на исполнительских конкурсах и быть в дальнейшем профессиональными музыкантами. Основная задача - помочь каждому ребенку, независимо от его музыкальных способностей, выразить себя в музыке, ощутить радость творчества, разбудить в нем фантазию, интерес, подготовить к активной музыкальной деятельности. И если ребенок чувствует, что его умения и навыки, которые он приобрел в музыкальной школе, будут востребованы дома, если они доставляют удовольствие родным и друзьям, то у него растет чувство самоуважения, растет самооценка.

Семейное музицирование – это совместное музыкальное исполнительство, которое объединяет детей и родителей. Много важных качеств воспитывает игра в семейных ансамблях. Дети становятся активными участниками, что способствует психологической уверенности, свободе, раскованности. Это создает ситуацию успеха – единственного источника внутренних сил и мотивации.

Семейное музицирование решает много задач в области воспитания детей. Ребенок, получая в ДМШ определенные знания, умения и навыки в области музыкального искусства, вовлекает родителей в этот процесс. Совместное равноправное участие, сопереживание эмоциональных состояний при исполнении прекрасной музыки, позволяет родителям искренне радоваться за ребенка, постоянно его поддерживать, помогает лучше понять его и, как следствие, расширять свои методы воспитания. Семья, взаимодействуя в едином пространстве, получает возможность лучше познать и открыть друг друга. Как правило, это делает семейное музицирование любимой формой проведения досуга, создавая фамильные культурные традиции, которые являются залогом здорового образа жизни. Игра на различных музыкальных инструментах, пение начинают сопровождать жизнь семьи. А это способствует гармонизации отношений внутри семьи, развивая умение чутко прислушиваться друг к другу. Чтобы получилось слаженное, яркое исполнение участники ансамбля должны владеть специфическими приемами игры. Каждый участник ансамбля должен качественно выучить свою партию и добиться точности и согласованности в темпе, ритме, штрихах, динамике, слияния тембров, что способствует созданию единства и цельности художественного образа исполняемого произведения.

В ДМШ № 1 им. М. К. Бутаковой, понимая важность и актуальность семейных ансамблей, регулярно проводится Открытый городской фестиваль «Семейное музицирование». Этот фестиваль вырос из проекта «Музыка души – каждой семье», который участвовал в VI городском конкурсе инновационных проектов в области культуры «Творческая инициатива». Надо отметить, что интерес к этому фестивалю неизменно растет, а значит, он живет и развивается. Более 40 семей показывали свое совместное музыкальное творчество на III Открытом городском фестивале, который проходил в рамках года Российского кино и был посвящен музыке кинематографии.

Результатом фестиваля явилось большое желание участников, а это и ученики, и родители, и педагоги, продолжить проведение таких мероприятий, ведь семей, в которых живет музыка, а значит и гармония, не мало.

Литература


1. Каргаполова Н.О. Музыкальное воспитание в семье как фактор возрождения культурных традиций российского общества. // VII Международная студенческая электронная научная конференция «Студенческий научный форум — 2015. Электронный научный журнал «Международный студенческий научный вестник.

2. Матвеева Л. В. Теория и практика музыкального образования ребенка в современной российской семье. - Екатеринбург: Урал. гос. пед. ун-т, 2015. — 241 с.

3. Геталова О., Визная И. В музыку с радостью. – Санкт-Петербург, «Композитор», 2005.

4. Баренбойм Л.А. Путь к музицированию. Путь к музыке. – Л., «Советский композитор», 1979.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-07-17 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: