Информ-досье к 240-летию со дня рождения русского художника




АЛЕКСЕЕЙ ВЕНЕЦИАНОВ И ЕГО ШКОЛА

Арт-встреча «Век Русского музея».

Информ-досье к 240-летию со дня рождения русского художника

18 февраля 2020 года в литературном клубе «Прикосновение» библиотеки «Фолиант» состоялась арт-встреча под названием «Век русского музея». Она была посвящена юбилеям двух выдающихся русских художников - Алексея Венецианова и Дмитрия Левицкого.

 

Алексей Гаврилович Венецианов (18 февраля 1780 - 16 декабря 1847) - русский живописец, мастер жанровых сцен из крестьянской жизни, родоначальник бытового жанра в русской живописи. Кроме того, педагог, член Петербургской академии художеств, основатель так называемой венециановской школы.

Родился будущий художник 18 февраля 1780 года в Москве. Его род происходил из Греции: прадед художника Федор Проко с женой и сыном приехали в Россию в 1730-1740 годах, где получили прозвище Венециано, позднее превратившееся в фамилию Венециановы.

Отец художника был купцом: продавал ягоды, луковицы тюльпанов и всегда надеялся, что сын пойдет по его стопам. Но Алексей с юности увлекался рисованием, за что ему очень часто доставалось и от отца, и от учителей частного московского пансионата, в котором он получал первоначальное образование. Видя способности сына, отец в конце концов смирился и даже подарил мальчику книгу «Любопытный художник и ремесленник».

Первым художественным наставником Алексея стал некий Прохорыч (Пахомыч). Под его руководством он начал писать картины в технике пастели, проявляя особый интерес к жанру портрета. Однако занятия живописью для молодого человека являлись скорее увлечением. По настоянию отца Алексей определился чертежником в землемерное управление.

В 1802 году юный художник отправился в Петербург, однако, петербургская публика оставила его работы без внимания, и Венецианов возвратился в Москву, где и занялся своим художественным образованием.

В 1807 году он вновь приезжает в Петербург и поступает на службу в канцелярию директора почт, сближается с Владимиром Боровиковским, живет в его доме и становится его учеником.

В 1808 году Венецианов начинает заниматься издательством сатирического «Журнала карикатур на 1808 год в лицах». Вскоре журнал был запрещен к издательству. Причиной тому стало неудовольствие Александра I, вызванное гравюрой «Вельможа». Повторно к жанру карикатур Алексей Гаврилович вернется во время войны 1812 года, и совместно с И.Теребеневым создаст карикатуры на дворян-галломанов и французов.

В 1811 году А.Г.Венецианов получает признание Академии художеств как портретист. Ему присваивают звание академика.

После войны 1812 года художник вступает в «Вольное общество учреждения училищ по методе взаимного обучения». Он становится основателем школы, где обучают грамоте, арифметике и рисованию. Ученики Венецианова А.Г. называют себя «венециановской школой». В эти же годы дом А.Г.Венецианова превращается в своего рода литературно-художественный салон.

В 1819 Алексей Гаврилович уезжает из Петербурга в свое имение в Тверской губернии. В 20-30-е годы художник создает свои самые знаменитые картины - «На пашне. Весна», «На жатве. Лето». Довольно часто он обращается к детской теме, создавая трогательные, поэтичные детские образы. Такие картины как «Вот-те и батькин обед!», «Захарка», «Спящий пастушок» составляют заметную часть его творческого наследия.

В 1829 году А.Г.Венецианов получил звание придворного живописца, а в 1830 году - звание императорского живописца, ежегодное жалование и орден св. Владимира.

В историю русской живописи художник вошел не только как основатель крестьянского жанра, но и как педагог, создавший собственную систему преподавания живописной науки. Живя у себя в имении, он на свои средства содержал художественную школу, где обучались дети крепостных крестьян и прочих выходцев из несостоятельных семейств. Его заведение позволило вырасти таким заметным художникам как Григорий Сорока, Алексей Тыранов, Никифор Крылов, Сергей Зарянко и других. На академических выставках творения учеников Венецианов выставлял вместе со своими картинами.

Погиб художник трагически. 4 декабря 1847 года он направлялся на встречу с заказчиком. Неожиданно лошади понесли повозку, испугавшийся кучер выпрыгнул из саней. Шестидесятисемилетний Алексей Гаврилович попытался остановить лошадей, но его выбросило из повозки и захлестнувшие руку поводья стали причиной смерти.

 

БИБЛИОГРАФИЯ:

1. Голубева Э. И. Школа Венецианова / Оформление Я. Д. Соснера. - Л.: «Художник РСФСР», 1970. - 56 с. - (Серия «Народная библиотечка по искусству»). – Тираж: 20 000 экз.

2. Алексей Гаврилович Венецианов: Мир художника. Статьи. Письма. Современники о художнике/ Сост., вступ. статья и примеч. А. В. Корниловой. - Л.: «Искусство», 1980.

3. Выставка произведений к 200-летию со дня рождения: Каталог / Государственный Русский музей /Авт. вступ. статьи и науч. ред. Г. В. Смирнов. - М., 1983.

4. Пистунова А. Золотая нива Венецианова: К 200-летию со дня рождения/ Александра Пистунова// Москва. - 1980. - № 2. - Стр. 180 - 185. - (Серия «Искусство»).

5. Подушков Д. Л. Художник Венецианов А. Г. Жизнь в деревне. Смерть Венецианова//. «Удомельская старина». – 2000.- № 18 (май) (Краеведческий альманах)

6. Подушков Д. Л. Воробьев В. М. Знаменитые россияне в истории Удомельского края. - Тверь: «СФК-офис», 2009. - 416 с.

18.02.20. Россинская Светлана Владимировна, гл. библиотекарь библиотеки «Фолиант» МБУК «Библиотеки Тольятти»; 40 лет Победы, 114., e-mail: rossinskiye@gmail.com, 30-78-00

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: