Освоение Северного Ледовитого океана.




Проект на тему «Освоение морей и океанов в российской истории»

 

 

Выполнила: Коломыцева Елена

ученица 8 класса

МОУ Кирсинской СОШ

 

 

2018г.

Содержание

1.

 

Россия – гигантская страна. Она имеет самую протяженную береговую линию. Большую её часть составляют берега северных морей Северного Ледовитого и Тихого океанов. Они имеют важное экономическое значение. Через моря проходит Северный морской путь, связывающий между собой европейскую часть России с Дальним Востоком. Он уникален своей протяженностью. Крупные морские порты Мурманск, Архангельск, Петропавловск-Камчатский и Владивосток принимают грузы круглый год благодаря мощному ледокольному флоту. В Северных морях разведаны крупные запасы углеводородов, водятся ценные промысловые породы рыб. Таким образом, северные моря, имеют важное значение для экономики нашей страны. Они содержат мощный запас ресурсов. Исследования морей двух океанов имеют долгую и насыщенную событиями историю.

 

Освоение Северного Ледовитого океана.

Существует много неоспоримых доказательств, что ведущее место в истории исследования и освоения Северного Ледовитого океана, насчитывающей более восьми веков, по праву принадлежит России. Всему миру известны замечательные имена русских первооткрывателей - землепроходцев и ученых Дежнева, Челюскина, Лаптева, Литке, Пахтусова, Макарова, Русанова, Седова и многих других. Это они открыли и нанесли на карту побережье Северного Ледовитого океана и арктические острова.

Первые ценные сведения о природе Арктики в дореволюционной России были получены высокоширотной экспедицией во второй половине XVIII века, которая была организована по инициативе и предложению великого ученого М. В. Ломоносова. Именно Ломоносов составил для этой экспедиции, руководимой адмиралом В. Я. Чичаговым, ценнейший документ - «Записку», содержащую сведения в области мореведения, полученные на основании многочисленных источников, начиная с рассказов его земляков-поморов и кончая свидетельствами о плаваниях моряков под разными флагами.

Подробно изучив многие материалы северных экспедиций, Ломоносов изложил основы арктической океанографии, наметил схему течений и дрейфа льдов в Арктике, составил классификацию полярных льдов. Основные научные положения, высказанные Ломоносовым, сохранились и до сих пор. Ломоносов придавал исключительно большое значение развитию плавания Северным морским путем и, как патриот своей Родины, говорил, что «Северный океан - есть пространное поле, где усугубиться может Российская слава, соединенная с беспримерною пользою через изобретение восточно-северного мореплавания».

Несмотря на то что полярные экспедиции организовывались на скудные средства и не находили поддержки у царского правительства, самоотверженное стремление исследователей: к разгадке тайн Арктики по-прежнему оставалось неиссякаемым.

В 1898 году по проекту талантливого русского флотоводца и ученого адмирала С. О. Макарова на судостроительных верфях Армстронга в английском городе Ньюкасле был построен первый в мире мощный русский ледокол «Ермак».

Создание «Ермака» открыло новую эру в истории освоения Арктики - наконец-то появилось первое судно, способное преодолевать полярные льды.

Макаров выполнил океанографические исследования, изучил свойства полярных льдов в районе Шпицбергена, Новой Земли и Земли Франца-Иосифа. Блестящие результаты его исследований сохранили свое научное значение до наших дней.

На протяжении более полувека замечательное детище Макарова - ледокол «Ермак» находился в составе русского флота. В 1949 году советский народ торжественно отметил 50-летие «Ермака». За долгую и безупречную работу ледокол был награжден орденом Ленина.

У талантливого флотоводца, адмирала Макарова, создавшего первый русский ледокол, ознаменовавший начало новой эры в освоении арктических морей, нашлось много последователей. Уже в 1910 году в арктические моря ушли русские военные моряки-гидрографы. С 1914 по 1915 год гидрографическая экспедиция под начальством Б. А. Вилькицкого на ледокольных транспортах «Таймыр» и «Вайгач» совершила сквозное плавание Северным морским путем с востока на запад, из Владивостока в Архангельск.

Пробиваясь сквозь тяжелые сплошные льды на север от Таймырского полуострова, экспедиция открыла большой арктический архипелаг, названный впоследствии Северной Землей. Это было одно из крупнейших географических открытий начала XX века. Совершив сквозное плавание на «Таймыре» и «Вайгаче», русские моряки этим плаванием доказали возможность и целесообразность использования Северного морского пути.

С победой Великого Октября пришла новая эра для Арктики - эра советских всесторонних и планомерных ее исследований, ставших государственно важным делом.

Создание такой специальной организации, которая руководила бы исследовательской деятельностью разных ведомств и учреждений на всем пространстве, тяготеющем к морям Северного Ледовитого океана, было одобрено и поддержано В. И. Лениным.

Северная научно-промысловая экспедиция в первый год существования развернула работы по всему Советскому Европейскому Северу: от побережья Кольского полуострова до пролива Югорский Шар. Экспедиционно-исследовательские работы в море проводились на трех небольших гидрографических судах - тральщике «Дельфин», шхунах «Шарлотта» и «Надежда».

Важной и трудновыполнимой была задача Северной научно-промысловой экспедиции в первые годы советской власти. В стране восстанавливалось разрушенное гражданской войной хозяйство, не было продовольствия, топлива, судов для экспедиционных работ. Поэтому в первую очередь необходимо было провести научные исследования гидрометеорологического режима районов морских судоходных трасс и районов промысла рыбы и морского зверя. Для успешного выполнения товарообменных Карских морских операций уже в начале 1920 года Северная научно-промысловая экспедиция приступила к изучению гидрометеорологического режима проливов Карские ворота и Югорский Шар, соединяющих Баренцево и Карское моря. В этих проливах начались регулярные наблюдения над течением, дрейфом льдов, погодными условиями, изучался сложный рельеф дна. Исследования гидрометеорологического режима в этих проливах продолжались и в последующие годы. Их результаты явились основанием для создания навигационных пособий по течениям в этих районах.

Организация, носившая название «Северная научно-промысловая экспедиция», в действительности уже в первые годы советской власти была большим комплексным научно-исследовательским институтом. В 1921 году в экспедиции уже насчитывалось 23 отряда с общим числом участников 400 человек.

В первые годы работа Северной научно-промысловой экспедиции возглавлялась Ученым советом экспедиции. В него входили такие известные ученые и общественные деятели страны, как А. П. Карпинский, А. Е. Ферсман, Ю. М. Шокальский, К. М. Дерюгин, Н. М. Книпович, Л. С. Берг.

Надо отметить, что в первый состав Ученого совета экспедиции вместе с известными академиками и профессорами вошел и великий русский писатель А. М. Горький, занимавшийся в эти годы большой организационной и общественной деятельностью.

Создание Плавучего морского научного института определило дальнейшие пути развития гидрометеорологических исследований в Северном Ледовитом океане, прилегающих морях и устьях рек.

1921 году, когда созданный новый Плавучий морской институт совершал свой первый рейс на ледокольном пароходе «Малыгин» под руководством профессора И. И. Месяцева, в Архангельске для института уже достраивалось специальное исследовательское судно «Персей» - пароход со вспомогательным парусным вооружением, с надежной обшивкой для обеспечения плавания во льдах.

В следующем, 1923 году состоялась первая комплексная экспедиция Плавморнина на судне «Персей» в Баренцево море.

С развитием Карских операций уже в 1922 году началось строительство портов в устьях Оби и Енисея. В сентябре 1923 года в пустынной бухте Обской губы состоялось торжественное поднятие Красного Знамени, врученного ВЦИК Комитету Северного морского пути за его работы на Крайнем Севере. На знамени было написано: «Знанию, энергии и самоотверженному труду горстки работников Комитета Северного морского пути, рабочих, служащих и экипажа экспедиций, пролагателям новых путей будущего Сибири».

Из истории русской авиации известно, что первые полеты над Арктикой в сложных метеорологических условиях совершил в 1914 году замечательный русский военный летчик И. И. Нагурский, принимая активное участие в поисках затерянных во льдах экспедиций русских полярных исследователей - Седова, Брусилова и Русанова. В поисках экспедиций он, поднимаясь на гидросамолете с Новой Земли, произвел пять полетов, во время которых достиг мыса Литке и удалился к северо-западу от суши на 100 км.

И. И. Нагурский провел в воздухе свыше 10 часов и пролетел около 1100 км на высоте 800-1200 м. После полетов над Арктикой Нагурский писал, что авиация, безусловно, станет в будущем самым быстрым способом передвижения и поможет преодолеть тысячеверстное расстояние до Северного полюса, полное преград из-за тяжелых природных условий.

И действительно, авиация уже спустя два десятилетия после его полетов сыграла огромную роль в освоении Арктики.

Сейчас полярная авиация в деле изучения высоких широт занимает одно из основных мест, так как до сих пор служит там единственным способом передвижения.

Развитие полярной авиации в нашей стране позволило уже к концу 30-х годов практически подойти к решению многих сложных задач в изучении Центральной Арктики. Опыт, накопленный во время многочисленных полетов над арктическими морями, во многом пригодился при организации первой воздушной высокоширотной экспедиции в 1937 году.

Серьезной проверкой сил советских полярников - моряков, летчиков, научных работников явилась в конце мая 1928 года операция, предпринятая Советским Союзом по спасению итальянской экспедиции Нобиле, потерпевшей катастрофу при возвращении с Северного полюса, в районе Шпицбергена.

В период с 1930 по 1935 год многочисленные советские экспедиции провели большие и весьма ценные исследовательские работы на водных пространствах, расположенных между Гренландией, Землей Франца-Иосифа, северной оконечностью Новой Земли и Северной Землей. Советскими экспедициями было открыто много островов, мысов, заливов. Было установлено, что Северная Земля состоит из четырех крупных и многих мелких островов. Самый большой остров назвали островом Октябрьской Революции. Появились на карте Арктики новые названия: острова - Большевик, Комсомолец и Пионер, проливы - Шокальского,

С этого времени все виды работ Арктического института, которые носили узко прикладной характер и проводились в таких относительно освоенных районах, как, например, Баренцево море, были переданы в другие организации. Если раньше Арктический институт вел в Баренцевом море рыбохозяйственные исследования с целью выяснения рыбопромыслового значения этого моря, то теперь эти исследования стали главной задачей вновь созданного Института рыбного хозяйства.

Постановление Совета Народных Комиссаров об усилении научно-исследовательских работ в арктических областях, безусловно, способствовало тому, что уже в 1932 году фронт борьбы за покорение Арктики настолько расширился, что морскими экспедициями были охвачены одновременно все арктические моря. Однако необходимо было создать экспедицию, которая смогла бы в одну навигацию проложить сквозной морской путь через арктические моря с запада в Тихий океан. Осуществление этой исторической экспедиции правительство поручило Арктическому институту, предоставив ему для этой цели ледокольный пароход «Сибиряков».

28 июля 1932 года экспедиция, начальником которой был О. Ю. Шмидт, научным руководителем В. Ю. Визе, а капитаном судна В. И. Воронин, вышла из Архангельска. Плавание проходило в сложных гидрометеорологических условиях. Тяжелые льды сдавливали судно со всех сторон. Когда до Берингова пролива осталось менее чем 100 миль, от ударов о лед обломался винт. Обледеневшее судно стало неуправляемым и беспомощным; оно сделалось игрушкой сильного встречного течения и жестокого ветра. Почти 12 дней судно дрейфовало в Чукотском море. Спасти судно могло только благоприятное направление ветра. Спасительный северо-западный ветер вынес снаряженное самодельными парусами из брезентовых мешков судно в Берингов пролив, где кончалась кромка льдов и темнела вода открытого моря. Здесь 1 октября «Сибиряков», имеющий под парусами странный, почти фантастический вид, был взят на буксир рыболовным траулером «Уссуриец», занимающимся промыслом в Беринговом море.

Впервые в одну навигацию был пройден Северный морской путь. Необычайное плавание «Сибирякова» от Архангельска до Берингова пролива заняло всего 65 дней.

Советские люди постепенно и настойчиво приближались к победе над Арктикой, им удалось это сделать.

 

Освоение Тихого океана.

 

Освоение тихоокеанского бассейна русскими началось в 1639 г., когда казаки отряда Ивана Москвитина вышли на побережье Охотского моря. На небольших лодках они обследовали восточное побережье Охотского моря и, возможно, доходили до Шантарских островов. Поход Ивана Москвитина был первым выходом русских в " Восточный океан " и положил начало дальним морским путешествиям.

Первое плавание по Охотскому морю, на специально построенных в устье Амура кочах, совершили казаки Василия Пояркова в 1645 г. Отряд в составе 130 человек на судах прошел по Охотскому морю от устья Амура до устья реки Улья.

В первые годы XVII в. заметно возросло внимание центрального правительства к открытию новых земель на Тихом океане. В 1702 г. Сибирский приказ от царского имени повелел Якутской воеводской канцелярии вновь послать на Камчатку «охочих людей » для проведывания пути в Японию через Курильские острова.

В 1711 г. Д.Я. Анциферов и И.П. Козыревский открыли северные острова Курильской гряды. На основании наблюдений и расспросов у местных жителей Козыревский описал Курильские острова и сделал чертеж. По его сведениям, японцы не ходили на острова к северу от Матмая, а на Урупе и Утурупе люди «самовластно живут и не в подданстве ». О жителях о-ва Кунашира Козыревский признавался в своем незнании. Жителей первых двух Курильских островов и Камчадальского Носа Козыревский " ласкою и приветом, а иных воинским порядком в ясачный платеж привел ".

Плавания русских мореходов усиливали интерес к поискам морского пути из Охотска и Камчатки к берегам Америки и Японии.

Уже в начале XVIII в. Петра I занимала мысль о возможности плавания через Северный Ледовитый океан в Китай и Индию. По распоряжению Петра I в 1710 г. в Охотск, заложенный еще в 1649 г., были посланы штурманы Кондратий Мошков, Никифор Треска, Иван Бутин и Яков Невейцин. Сподвижник его по заграничным путешествиям корабельный мастер Ф.С. Салтыков в 1713 г. предложил послать из Архангельска корабли на поиски северного морского пути и для плавания «по устье Амурское и вдоль между Епоном и Китаем.

В 1719 г. Петр I, проверив знания геодезистов - навигаторов Ивана Михайловича Евреинова и Федора Федоровича Лужина, собственноручно вручил им исправленную и подписанную инструкцию: " Ехать вам до Тобольска, а от Тобольска взять провожатых, ехать до Камчатки и далее куды вам указано. И описать тамошние места, где сошлася ли Америка с Азией, надлежит зело тщательно сделать, не только зюйд и норд, но и ост, и вест, и все на карте исправно поставить ".

1719-1722 гг. И.М. Евреинов и Ф.Ф. Лужин по указу Петра I совершили плавание к берегам Камчатки и Курилам, описали северные острова и по расспросам составили чертеж всей Курильской гряды. Но по велению Петра проверить, «сошлася ли Америка с Азией», морским геодезистам исполнить не удалось.

Распространение таких взглядов после плавания Ф. Алексеева и С. Дежнева (1648 г.) вокруг северо-восточного мыса Азии, носящего теперь имя Дежнева, сейчас может показаться странным, но в то время подвиг Дежнева был неизвестен ни в России, ни тем более на Западе. Устные предания об этом поистине историческом плавании сохранялись только в дальних местах Сибири. Экспедиция эта была частной – ее снарядили промысловые люди в низовьях р. Колымы. Хотя это плавание впервые на деле показало, что Азия и Америка разделены проливом, получившим позднее имя В. Беринга, но отписки организаторов экспедиции местным властям, если они вообще посылались, погибли или затерялись в архивах. В 1736 г. участник экспедиции В. Беринга Г.Ф. Миллер обнаружил в якутском архиве позднейшую отписку Дежнева с разными просьбами и упоминанием о том, как он обогнул морским путем восточную оконечность Азии и оказался в устье р. Анадырь. Рассказ об этом походе Миллер опубликовал еще позднее, в 1758 г., спустя много лет после того, как пролив между двумя материками был вторично открыт В. Берингом.

Ко второму и последующим десятилетиям XVIII в. относится много различных проектов тихоокеанских экспедиций, отличительной чертой которых является переход ведущей роли в их осуществлении от местных сибирских властей и отдельных промышленников к центральному правительству.

В сентябре 1720 г. на боте "Восток" экспедиция направилась на Камчатку. В ее состав были включены некоторые " из обретающихся в Охотске " штурманов. В их числе Кондратий Мошков и Андрей Буш. Высадившись через десять дней на Камчатке, Евреинов и Лужин пересекли полуостров. А Мошков и Буш на боте прибыли в Большерецк, где и зазимовали.

Камчатке Евреинов и Лужин определили с помощью квадрантов астрономические пункты в нескольких местах и прибыли в Большерецк к началу навигации следующего года.

Одной из важнейших экспедиций, организованных по личному указанию Петра Великого, была Первая Камчатская экспедиция 1728 г.

В знаменитой инструкции Петра I от 6 января 1725 г. было сказано: "Надлежит на Камчатке или в другом тамож месте зделать один или два бота с палубами. На оных ботах возле земли, которая идет на норд, и по чаянию (понеже оной конца не знают), кажется, что та земля - часть Америки. И для того изкать, иде оная сошлась с Америкою и чтоб доехать до какого города Европских владений…и самим побывать на берегу и взять подлинную ведомость, и поставя на карту приезжать сюды…".

Начальником экспедиции был назначен капитан-командор Витус Йонассен Беринг, его помощником Мартын Петрович Шпанберг и 22-летний лейтенант Алексей Ильич Чириков, исполнявший роль старшего штурмана.

Подбору штурманов для экспедиции уделял внимание Петр I, который на докладе о командном составе экспедиции, представленном вице-адмиралом П.И. Сиверсом, написал: " …зело нужно штурмана и подштурмана, которые бывали в Нордной Америке… ".

В штурманской команде у Чирикова состояли штурман гардемарин Петр Авраамович Чаплин и геодезист Федор Федорович Лужин. Участвовали в экспедиции геодезист Михаил Гвоздев и штурман Кондратий Мошков.

 

Достижения Первой Камчатской экспедиции имеют выдающееся значение. Она обогатила науку ценнейшими сведениями о Сибири и ее восточном побережье, новыми картами и весьма точными для своего времени определениями координат азиатского берега пролива и многих пунктов на протяжении пройденного пути. Карта открытий В. Беринга стала известна в Западной Европе и сразу вошла в новейшие географические атласы.

Однако русское правительство не было тогда удовлетворено итогами первой Камчатской экспедиции. Сенат приказал В. Берингу подать предложения об организации новых, гораздо более обширных исследований на Тихом океане. Разработкой задач Второй Камчатской (Великой Северной) экспедиции занялись Адмиралтейств-коллегия и Сенат, особенно его обер-секретарь И.К. Кирилов.

В инструкциях Сената и Адмиралтейств-коллегии Второй Камчатской экспедиции ясно обозначены задачи по исследованию новых морских путей и земель в Америке, поиску новых мест, богатых пушниной и другими ресурсами, приведению местных жителей в подданство России. Задачи экспедиции были огромны. Они включали изучение природы необъятной, мало освоенной Сибири, обследование северо-восточных берегов Азиатского материка, плавание к берегам северо-западной Америки и Японии.

Предлагалось произвести описание побережья Охотского моря до устья р. Амур. Предусматривалось отыскание Северного морского пути из Европы вокруг Азии и установление через Тихий океан контактов России с владениями европейских государств, заведение торговых связей с Японией и исследование Курил и Сахалина.

В 1731 г. Охотск был объявлен военным портом русское правительство решило создать Охотскую военную флотилию. Первым командиром Охотского порта и флотилии был назначен видный деятель петровских времен Г.Г. Скорняков –Писарев. В Охотск стали прибывать моряки, кораблестроители. Развернулось строительство кораблей и судов. Таким образом дату подписания. Высочайшего указа - 10 (21) мая 1731 г. об учреждении Охотского порта и последующего создания первого постоянно действующего военно-морского подразделения России на Тихом океане можно считать датой образования Тихоокеанского флота. Вскоре Охотскому порту пришлось сыграть выдающую роль в подготовке грандиозной по тем временам Второй Камчатской экспедиции.

Указ об организации Второй Камчатской (Великой Северной) экспедиции под начальством Беринга был издан 17 апреля 1732 г. Он же возглавил отряд, направлявшийся к берегам Америки. Другим отрядом, на который возлагалось плавание вдоль Курильских островов к берегам Японии и описание побережья Охотского моря вплоть до устья Амура, командовал М.П. Шпанберг. В Охотске были построены корабли для плавания к берегам Америки – пакетботы «Св. Петр» и «Св. Павел».

В 1738 г. Елагин сделал опись восточного берега Камчатки от Авачинской губы до мыса Лопатка, западного берега – от мыса Лопатка до селения Большерецка, а также северное побережье Охотского моря от устья р. Урак до устья р. Охота.

Мещанин Степан Гаврилович Глотов был выдающимся мореплавателем. В 1758–1764 гг. он, плавая вдоль Алеутской гряды, составил общую карту этого архипелага. В 1762–1775 гг. у побережья Аляски плавали мореходы И. Коровин, И. Соловьев, В. Шилов и многие другие. Заметный след в исследовании " Русской Америки " оставили штурманы Дмитрий Полутов (1772–1776 гг.) и Гавриил Прибылов (1781–1789 гг.). В 1786 г. штурман Г. Прибылов открыл группу островов в Алеутской гряде. Впоследствии она была названа его именем.

 

 

Заключение.

Северный Ледовитый и Тихий океан– огромный источник ресурсов, поэтому с давних времен шло освоение этих территорий и борьба за богатства.

В настоящее время экологическая ситуация в водах северных морей далека от благоприятной. Перед мировым сообществом встала проблема решения сразу нескольких экологических проблем, связанных с Северным Ледовитым океаном. Первая проблема - массовое истребление морских биологических ресурсов, исчезновение некоторых видов морских животных, обитающих в условиях крайнего Севера. Вторая проблема мирового масштаба - повсеместное таяние ледников, оттаивание почвы и переход ее из состояния вечной мерзлоты в размороженное состояние. Третья проблема - засекреченная деятельность некоторых государств, связанная с испытаниями ядерного оружия. Именно засекреченный характер подобных мероприятий и затрудняет установление истинной картины экологической ситуации в водах Северного Ледовитого океана.

Хотя в настоящее время ситуация несколько стабилизировалась, будущее китов остается неясным. Возникла также угроза истребления популяций нарвалов и моржей, которые стали объектами неконтролируемой охоты ради их клыков. Падение цен на шкуры тюленей и значительное снижение уловов рыбы стали причиной больших экономических трудностей во многих промысловых общинах Канады и Гренландии.

Россия, владеющая большей частью акватории этих океанов, берет на себя значительную часть забот и затрат по восстановлению экологического баланса этих морей и прибрежных территорий.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-05-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: