Картина урока: В.И.Суриков «Утро стрелецкой казни»




Тип урока: комбинированный.

Цель урока: способствовать формированию представлений о противоречивости петровской эпохи, личности и деятельности царя.

Предполагаемый результат: учащиеся получат возможность научиться извлекать и анализировать историческую информацию, работая с художественной картиной; характеризовать политическую ситуацию в России на рубеже веков, борьбу за власть; давать развернутую личностную оценку историческим событиям.

Компетенции: информационная, коммуникативная, историко-познавательная, ценностно-мировоззренческая

Педагогические технологии: алгоритм многоуровневого анализа художественного источника (Вяземского Е.Е.), проблемное обучение, когнитивная технология, на образно-эмоциональной основе, триз-технология.

Оборудование: мультимедиа, репродукции картины художника для групповой работы, карточки с заданиями.

Формы работы на уроке:

1. Проблемный вопрос (озвученный после демонстрации учащимся изображений стрельцов XVII века, военных походов и т.д.): стрелецкое войско – вид постоянного военного соединения, являющегося опорой и охраной царей 16-17 веков, участниками всех политических событий. Почему к началу 18 века это военное соединение было не просто переименовано, но распущено и даже частично уничтожено царем Петром I, не смотря на то, что царь очень нуждался в большой, сильной, профессиональной армии?

2. Работа с исторической картиной как источником информации:

Многоуровневый анализ (уровни) Вопросы для самостоятельной работы по картине (опережающее индивидуальное или групповое задание для «экспертов») Формы работы с исторической картиной на уроке
1 уровень: АТРИБУЦИЯ (паспортизация исторического источника) 1. Кто автор картины? 2. Как называется картина? 3. К какому типу картин относится? 4. В каком стиле написана? 5. Время и обстоятельства создания картины?   1. Составьте к картине 5 вопросов (2 простых, 2 средних, 1 сложный) 2. Дайте своё название картине. Объясните. 3. Сравните с авторским названием. Прокомментируйте. 4. На какие основные части (три) можно разбить картину. Дайте название частям. Ответы занесите в таблицу и представьте классу:
общее название картины
название части название части название части

 

2 уровень: ИСТОРИКО-ЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ 1. Какое историческое событие изображено на картине? К какому типу событий относится (эк., пол., воен,, культ.)? Какова его предыстория, причины, результаты? 2. Назовите исторических персонажей на картине? Опишите их. 3. Кто изображен на переднем плане, на втором, на заднем плане? 4. Разделите картину на мизансцены. Назовите их. Опишите действия каждой. Кто кому противостоит в картине? Как это изобразил художник? 5. Какие эмоции выражают люди? Какое общее настроение картины? 6. Покажите фигуры стрельцов. Опишите их позы, лица. Что они выражают? Какие цвета использовал художник для этого? 7. Опишите царя Петра. Как его изобразил художник? 8. Кто изображен в группе с царем? Опишите их позы, лица, что они выражают. 9. Опишите место действие картины (город, район, архитектурные постройки). Как они изображены? Почему Покровский собор как – будто не поместился в картину? 10. На картине нет ни одной сцены кази. Что хотел показать нам художник? 11. Какое время года, время суток изобразил художник? 12. Какие цвета преобладают в картине и почему? 1. Раскрасьте картину цветными карандашами. Придумайте условные обозначения и нанесите их на картину (по принципу основного: персонажи, группы, сюжеты). Например: · Царь · Группа во главе с царем · Стрельцы · Народная толпа · Гвардейцы 2. Придумайте и нанесите на картину условный знак противостояния (людей, идей) 3. Опишите картину, используя новые опорные слова (на карточках) Например: на переднем плане: связанные стрельцы, ноги в колодках, красный колпак, золотой кафтан, стрелецкая жена, солдаты-гвардейцы, рыжебородый, зажженная свеча, потухшая свеча. На втором плане: царь, иностранцы, башни Кремля, строй солдат. На заднем плане: Покровский собор, лобное место, толпа, зеваки, деревянные виселицы.  
3 уровень: АКСИОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ 1. Какие идеи заложил художник в свою картину? В чем конфликт этих идей? Какие идеи побеждают? 2. На чьей стороне автор картины? Где и как он изобразил себя на картине? Составьте короткий рассказ-описание того, что вы видите вокруг себя, как участник: а) иностранец, б) царь Петр I, в) рыжебородый стрелец
4 уровень: КРИТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ 1. Может ли картина Сурикова быть историческим источником? 2. В чем субъективизм автора? 3. Как на самом деле проходил стрелецкий бунт и последующие за ним расправы? 4. Что точно могло быть так, как изобразил Суриков? 5. В чем ценность взгляда художника? Перечислите 5-10 исторических фактов, которые вы узнали из картины художника.  
5 уровень: ПРАКСЕОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ 1. В чем помогла разобраться картина художника? Что нового узнали? 2. Какие вопросы у вас возникли к автору? По содержанию? Что захотелось узнать дополнительно? Вернитесь к составленным в начале урока вопросам и ответьте на них. Есть ли вопросы, которые остались без ответа? Ответьте на поставленную в начале урока проблему.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-08-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: