Тролль | «… в большой соломенной шляпе, расписанной чудесными цветами» |
Снежная королева | «необычайно прекрасная, была вся изо льда, из ослепительно сверкающего льда! И, однако, живая!» |
Кай | «Злой – презлой, сущий дьявол.» |
Герда | «… держался он вообще непринужденно и мило.» |
Старушка, которая умела колдовать | «Ах, как ныли её бедные, усталые ножки!» |
Принцесса | Умница, каких свет не видывал!» |
Принц | Он сидел на одном месте, бледный, неподвижный, словно неживой.» |
Маленькая разбойница | Глаза у неё были совсем чёрные, но какие-то печальные.» |
Задание 3. Работа с толковым словарем. Выяснение значения слова тролль (Слайд)
Тролль – в скандинавской мифологии сверхъестественное, волшебное существо. Например, злой тролль.
Они обитают внутри гор, где хранят свои сокровища. Тролли, как правило, вредят людям, похищают у них скот, оказываются людоедами. У Андерсена тролль – дьявол (злой дух, чёрт, сатана).
- Как описан тролль в 1 истории? (Слайд)
«Жил-был тролль, злой-презлой; сущий дьявол». (Дьявол для Андерсена, как и для всякого христианина, - абсолютное воплощение зла. Его отличительные признаки: неправильное (искажённое) видение предметов и насмешливость.
- Какое средство выбрал дьявол для достижения своей цели?
«… он смастерил такое зеркало…»
- Какими свойствами обладало зеркало, которое изобрёл злой тролль?
«… зеркало, в котором все доброе и прекрасное уменьшалось, а всё дурное и безобразное так и выпирало. Прекраснейшие пейзажи выглядели в нём варёным шпинатом, а лучшие из людей — уродами! Лица искажались так, что и не узнать. Ученики тролля рассказывали всем, что сотворилось чудо.»
Зеркало – средство обезобразить подлинный облик человека. Характерно, что люди, попадающие под власть тролля, т. е. раненные осколком в глаз или в сердце, начинали видеть только дурные стороны жизни и становились насмешливыми.
- Что происходило с людьми, которым осколки зеркала попали в глаз или в сердце? Процитируй нужный отрывок из текста.
«А человек с таким осколком в глазу начинал видеть всё навыворот или замечать в каждой вещи только дурное. Некоторым людям эти осколки попадали прямо в сердце, и это было страшнее всего: сердце делалось, как кусок льда.»
- При каких обстоятельствах разбилось зеркало?
Тролль и его ученики решили посмеяться над самим творцом. «Напоследок захотелось им добраться и до неба… »
УЧИТЕЛЬ: Мировое зло, порождённое множеством мелких осколков, у Андерсена имеет глубокий философский подтекст: зеркало разбилось вследствие провала попытки тролля (дьявола) «посмеяться над ангелами и самим Творцом». Налицо столкновение Бога и дьявола, ареной которого становятся сердца людей.
- Кому удалось это сделать? Почему льдины сами составили это слово?
Вера Герды складывает это слово независимо от её желания.У Кая и Герды разные понятия о вечности.Вечность - ледяной порядок, логичный и безошибочный (Кай).Вечность - христианская любовь (Герда).
- Как Герда «оживила» Кая? Можно ли сказать, что он ожил? (Слайд)
Слёзы девочки растопили ледяное сердце, её вера возвратила мальчику любовь.
Задание 4. Проверка полученных знаний, внимательности и памяти.
(Слайд)
Вопросы | Ответы |
1. Кай, герой сказки «Снежная королева», изменился, когда его ранили осколки дьявольского зеркала. Куда попали осколки? | 1. Один осколок попал в сердце, а другой - в глаз. |
2.Сколько видов цветов было в саду у Колдуньи? | 2. Семь видов: огненная лилия, вьюнок, гиацинты, колокольчики, золотой одуванчик, жёлтая лилия. |
3. Героиня сказки «Снежная королева», лапландка, написала своей знакомой – финке - письмо. На чём она его написала? | 3. Письмо было написано на сушёной треске, потому что бумаги у лапландки не было. |
Примечание.
- Итог урока можно построить иначе, на усмотрение учителя. Опираясь на тему урока, можно к вопросам подобрать слайды.
- Что мы узнали на уроке?
- Чему учит сказка Г.Х.Андерсена "Снежная королева"?
- Что, по- вашему, было главным в дружбе Кая и Герды?
- Почему же Герда победила Снежную королеву?
- Запишите в тетрадях вывод полученной на уроке информации. (Например: «Красота живого сердца победила красоту льда!»
«Сердце девочки было очень горячим, в нем не было места для холода.»
«В сердце Герды жила любовь: бескорыстная, самоотверженная, не ждущая награды, готовая на подвиг, любовь действенная, любовь, которая смогла преобразить человека"
- Что в сказке является символом безграничной любви? (Розы)