Пушкин а. с. - Вольнолюбивая лирика а. с. пушкина




А. С. Пушкин принадлежал к поколению, воспитанному войной 1812 года. Освободительная война способствовала общественному подъему: люди десятых - двадцатых годов ощущали себя участниками и деятелями Истории (с большой буквы), жили для будущей славы, а за образец брали славу прошлую - увековеченную в книгах по древнегреческой и древнеримской истории - их настольных книгах. Примеряя тоги замечательных людей прошлого, это поколение мечтало о преобразовании России и томилось от вынужденного бездействия.

Он в Риме был бы Брут, в Афинах Периклес,

А здесь он - офицер гусарский, -

писал Пушкин о Чаадаеве, сравнивая его со знаменитыми афинским демократом и римским республиканцем. Такими сравнениями те, кого потом назовут декабристами, задавали своим делам и словам исторический масштаб.

При этом особые надежды возлагались на Пушкина - как на самого талантливого поэта поколения, призванного стать "рупором", "провозвестником" свободолюбивых идей. Талант его мыслился "средством" политической пропаганды, другие темы объявлялись мелкими и недостойными. "Любовь ли петь, где брызжет кровь", - обращался к нему В. Ф. Раевский из заключения. Великий дар должен быть достоин великой цели, ради этой цели должно отказаться от "легкой" поэзии, от "частных" тем - любви, "разгульной дружбы" и меланхолического уединения. Оправдывает ли поэт эти надежды? И да, и нет.

Да, потому что никто лучше Пушкина не выразил аскетического идеала декабристов, никто с такой силой не призвал к отказу от "малого" ради "великого". Вольнолюбивые стихотворения Пушкина (1817-1820) по сути стали программой и манифестом декабристской этики. Нет, потому что "муза" Пушкина никак не хотела ограничиваться этим аскетическим идеалом, вызывая упреки, а то и недоверие друзей-декабристов. Недаром Пушкина называли "Протеем" (древнегреческое божество, постоянно меняющее облик): он был изменчив и восприимчив, свободно принимая различные поэтические личины, пробуя все новые жанры, не соглашаясь на самоограничение и односторонность. Таким образом, свободолюбивая лирика Пушкина следует двум различным идеям свободы: идее самоограничения во имя гражданской свободы и идее поэтической свободы, не признающей никакого самоограничения.

На первом этапе своего творчества Пушкин присягает на верность общественному идеалу - жертвенного служения. В оде "Вольность" (1817) он отказывается от любви (Афродиты - "Цитеры слабой царицы ") и посвященных ей "венка" с "изнеженной лирой":

Беги, сокройся от очей,

Цитеры слабая царица!

Где ты, где ты, гроза царей,

Свободы смелая певица? -

Приди, сорви с меня венок,

Разбей изнеженную лиру...

Хочу воспеть свободу миру,

На тронах поразить порок.

В стихотворении "Деревня" (1819), развернув идиллическое описание красот сельской природы и удовольствий уединения на ее лоне, поэт резко и неожиданно отказывается от этих удовольствий:

Но мысль ужасная здесь душу омрачает:

Среди цветущих нив и гор

Друг человечества печально замечает

Везде невежества убийственный позор.

Поэтический "жар", обращенный на красоты природы и уединенные "размышления", назван "бесплодным":

О, если б голос мой умел сердца тревожить!

Почто в груди моей горит бесплодный жар,

И не дан мне судьбой витийства грозный дар?

В послании "К Чаадаеву" (1818) - все тот же "отказ" - на этот раз от всего круга "частных" поэтических тем, от всего "личного" и "тихого":

Любви, надежды, тихой славы

Недолго нежил нас обман,

Исчезли юные забавы,

Как сон, как утренний туман...

Отказавшись от любовного чувства, поэт переплавляет его в чувство гражданское:

Мы ждем с томленьем упованья

Минуты вольности святой,

Как ждет любовник молодой

Минуту первого свиданья.

В 1823 году этот общественный идеал претерпевает кризис, а с 1824 года - теряет былую силу. Кризис выразился в стихотворении "Свободы сеятель пустынный":

Паситесь, мирные народы!

Вас не разбудит чести клич.

К чему стадам дары свободы?

Их должно резать или стричь.

Наследство их из рода в роды

Ярмо с гремушками да бич.

Если "чести клич" не может "разбудить" народы, тогда к чему он? Надежда поэта "на тронах поразить порок" не только несбыточна, но и вредна, так как уводит от собственно поэтических целей. Что же способствует поэтическому вдохновению? Любовь, дружба, уединение на лоне природы - надо вернуться к этим темам, вечным и неотменимым. В таком духе поэт переиначивает концовку послания к Чаадаеву 1818 года - через шесть лет, в стихотворении "Чаадаеву":

Чадаев, помнишь ли былое?

Давно ль с восторгом молодым

Я мыслил имя роковое

Придать развалинам иным?

Но в сердце, бурями смиренном,

Теперь и лень, и тишина.

И в умиленьи вдохновенном,

На камне, дружбой освященном,

Пишу я наши имена.

После перелома 1823-1824 годов вольнолюбивая тема из гражданской лирики уходит в стихотворения о поэте и поэзии, приобретя характер поэтического манифеста. Поэт должен быть свободен - и от "властей", и от "народа":

Иная, лучшая потребна мне свобода:

Зависеть от властей, зависеть от народа -

Не все ли нам равно? Бог с ними. Никому

Отчета не давать, себе лишь самому

Служить и угождать; для власти, для ливреи

Не гнуть ни совести, ни помыслов, ни шеи;

По прихоти своей скитаться тут и там,

Дивясь божественным природы красотам,

И пред созданьями искусств и вдохновенья

Трепеща радостно в восторгах умиленья.

Вот счастье! Вот права...

("Из Пиндемонти", 1836)

Поэт - "царь" и должен "жить один", он "сам свой высший суд" ("Поэт! не дорожи любовию народной", 1830). Всякие внешние цели и условия, навязываемые поэту, отвергаются им: кто возьмется сказать, в чем тайна и каково назначение поэзии, кто имеет право предписывать поэтическому вдохновению, что ему можно, а что нельзя? Для поэта нет внешнего закона, а в чем заключается его внутренний закон - загадка:

Зачем крутится ветр в овраге,

Подъемлет лист и пыль несет,

Когда корабль в недвижной влаге

Его дыханья жадно ждет?

Зачем от гор и мирных башен

Летит орел, тяжел и страшен,

На черный пень? Спроси его.

Зачем арапа своего Младая любит Дездемона,

Как месяц любит ночи мглу?

Затем, что ветру и орлу,

И сердцу девы нет закона.

Гордись: таков и ты, поэт, И для тебя условий нет.

("Езерский")

Что же касается политической лирики, то она после декабрьского восстания 1825 года исполнена раздумий о судьбах народов и исторической необходимости, о роли частного человека и простых человеческих чувств в истории, но от чего далека, так это от вольнолюбивых мечтаний. Какова должна быть позиция человека по отношению к истории? Главное - остаться человеком. Поэтому поэт, обращаясь и к властителю (Николаю I), и к его жертвам (декабристам - политическим узникам), взывает к простым человеческим добродетелям, призывая: властителя - к милосердию ("милость к падшим призывал"), жертв - к "гордому терпенью". Сам же поднимается над схваткой: у истории - свой суд, а какой - трудно сказать.
А. С. Пушкин принадлежал к поколению, воспитанному войной 1812 года. Освободительная война способствовала общественному подъему: люди 1810- 1820-х годов ощущали себя участниками и деятелями Истории (с большой буквы), жили для будущей славы. При этом особые надежды возлагались на Пушкина как на самого талантливого поэта поколения, призванного стать “рупором”, “провозвестником” свободолюбивых идей. Талант его мыслился “средством” политической пропаганды, другие темы объявлялись мелкими и недостойными.

Вольнолюбивые стихотворения Пушкина (1817-1820 годы), по сути, стали программой и манифестом декабристской этики. Но “муза” Пушкина никак не хотела ограничиваться этим аскетическим идеалом, вызывая упреки, а то и недоверие друзей-декабристов. Недаром Пушкина называли “Протеем” (древнегреческое божество, постоянно меняющее облик): он был изменчив и восприимчив, свободно принимая различные поэтические личины, пробуя все новые жанры, не соглашаясь на самоограничение и односторонность. Таким образом, свободолюбивая лирика Пушкина следует двум различным идеям свободы: идее самоограничения во имя гражданской свободы и идее поэтической свободы, не признающей никакого самоограничения.

На первом этапе своего творческого пути Пушкин присягает на верность общественному идеалу -жертвенному служению. В оде “Вольность” (1817 год) он отказывается от любви (Афродиты - “Цитеры слабой царицы”) и посвященных ей “венка” с “изнеженной лирой”.

В стихотворении “Деревня” (1819 год), развернув идиллическое описание красот сельской природы и удовольствий уединения на ее лоне, поэт резко и неожиданно отказывается от этих удовольствий:

Но мысль ужасная здесь душу омрачает:

Среди цветущих нив и гор

Друг человечества печально замечает

Везде невежества убийственный позор.

Поэтический “жар”, обращенный на красоты природы и уединенные “размышления”, назван “бесплодным”:

О, если б голос мой умел сердца тревожить!

Почто в груди моей горит бесплодный жар,

И не дан мне судьбой витийства грозный дар?

В послании “К Чаадаеву” (1818 год) - все тот же “отказ”, но на этот раз от всего круга “частных” поэтических тем, от всего “личного” и “тихого”:

Любви, надежды, тихой славы

Недолго нежил нас обман,

Исчезли юные забавы,

Как сон, как утренний туман...

Отказавшись от любовного чувства, поэт переплавляет его в чувство гражданское:

Мы ждем с томленьем упованья

Минуты вольности святой,

Как ждет любовник молодой

Минуту первого свиданья.

В 1823 году этот общественный идеал претерпевает кризис, а с 1824 года - теряет былую силу. Надежда поэта “на тронах поразить порок” не только несбыточна, но и вредна, так как уводит от собственно поэтических целей. Что же способствует поэтическому вдохновению? Любовь, дружба, уединение на лоне природы - надо вернуться к этим темам, вечным и неотменимым. В таком духе поэт переиначивает концовку послания к Чаадаеву 1818 года - через шесть лет- в стихотворении “Чаадаеву”:

Чадаев, помнишь ли былое?

Давно ль с восторгом молодым

Я мыслил имя роковое

Придать развалинам иным?

Но в сердце, бурями смиренном,

Теперь и лень, и тишина.

И в умиленьи вдохновенном,

На камне, дружбой освященном,

Пишу я наши имена.

После перелома 1823-1824 годов вольнолюбивая тема из гражданской лирики переходит в стихотворения о назначении поэта и поэзии, приобретя характер поэтического манифеста. Поэт должен быть свободен - и от “властей”, и от “народа”:

Иная, лучшая потребна мне свобода:

Зависеть от властей, зависеть от народа -

Не все ли нам равно? Бог с ними. Никому

Отчета не давать, себе лишь самому

Служить и угождать; для власти, для ливреи

Не гнуть ни совести, ни помыслов, ни шеи;

По прихоти своей скитаться тут и там,

Дивясь божественным природы красотам

И пред созданьями искусств и вдохновенья

Трепеща радостно в восторгах умиленья.

Вот счастье! Вот права...

(“Из Пиндемонти”, 1836 год)

Поэт - “царь” и.должен “жить один”, он “сам свой высший суд” (“Поэт! не дорожи любовию народной”, 1830 год). Всякие внешние цели и условия, навязываемые поэту, отвергаются им: кто возьмется сказать, в чем тайна и каково назначение поэзии, кто имеет право предписывать поэтическому вдохновению, что ему можно, а что нельзя? Для поэта нет внешнего закона, а в чем заключается его внутренний закон - загадка.

Что же касается политической лирики, то она после декабрьского восстания 1825 года исполнена раздумий о судьбах народов и об исторической необходимости. Какова должна быть позиция человека по отношению к истории? Главное - остаться человеком. Поэтому поэт, обращаясь и к властителю (Николаю I), и к его жертвам (декабристам - политическим узникам), взывает к простым человеческим добродетелям, призывая: властителя - к милосердию (“милость к падшим призывал”), жертв - к “гордому терпенью”.
...В мой жестокий век восславил я свободу...”

А. С. Пушкин

 

Идея свободной России проходит через все творчество Пушкина. Уже в своем раннем творчестве Пушкин выступал против несправедливости и деспотизма существующего общественного строя, изобличал губительную для народа силу тирании:

 

Свободой Рим возрос, а рабством погублен...

 

Пушкину было всего шестнадцать лет, когда он написал стихотворение “Лицинию”. Но уже тогда он ясно осознавал, что рабству и тирании, господствующим в его стране, нужно положить конец. Про себя он писал:

 

Я сердцем римлянин; кипит в груди свобода;

Во мне не дремлет дух великого народа.

 

В 1818 году поэт написал одну из самых пылких песен в честь свободы - “К Чаадаеву”. В этом стихотворении выразительно прослеживается вера Пушкина в будущую свободу, в то, что “Россия вспрянет ото сна”. И произойдет это тогда, когда проснется каждый человек. Из этого стихотворения мы отчетливо видим: поэт ясно представляет себе, что именно препятствует людскому “пробуждению” - “гнет власти роковой”. Ощущая в себе порывы “нетерпеливой души”, Пушкин стремится направить эти порывы в нужное русло: на служение Отчизне, на прославление вольности, в приход которой он так верит:

 

Товарищ, верь: взойдет она,

Звезда пленительного счастья,

Россия вспрянет ото сна,

И на обломках самовластья

Напишут наши имена!

 

Тема вольности России возникает и в стихотворении Пушкина “Деревня”, однако той уверенности, какой наполнено стихотворение “К Чаадаеву” в неотвратимой свободе народа у поэта уже нет, хоть “Деревня” была написана спустя всего один год после “К Чаадаеву”. Но за этот год Пушкин повзрослел, он увидел и понял, вероятно, то, чему раньше не придавал значения, а именно: насколько сильны цепи рабства и тирании.

Стихотворение “Деревня” заканчивается вопросом автора, в котором - неуверенность и даже отчаяние:

 

Увижу ль, о друзья! народ неугнетенный

И рабство, павшее по манию царя,

И над отечеством свободы просвещенной

Взойдет ли наконец прекрасная заря?

 

Тема вольности звучит и в оде Пушкина “Вольность”, и в стихотворениях “Во глубине сибирских руд...”, “Арион”, “Анчар” и других. Эта тема волновала поэта как истинного гражданина и патриота до конца его жизни.

В стихотворении “Я памятник себе воздвиг нерукотворный...” великий поэт как бы подвел итоги прожитого и сделанного. Среди прочих заслуг, которые перечисляет автор, едва ли не на главном месте призыв соотечественников к свободе:

 

И долго буду тем любезен я народу,

Что чувства добрые я лирой пробуждал,

Что в мой жестокий век восславил я свободу

И милость к падшим призывал.


1. Идеи свободолюбия и гуманизма в творчестве А. С. Пушкина.

2. Вольнолюбивая лирика А. С. Пушкина.

3. Свободолюбивые мотивы в лирике А. С. Пушкина.

4. “...Вослед Радищеву восславил я свободу”.

5. Пока свободою горим,

Пока сердца для чести живы,

Мой друг, отчизне посвятим

Души прекрасные порывы!

 

Проходят десятилетия, растет и крепнет русская литература, а сила гениального пушкинского слова не слабеет. А. С. Пушкин провел в Царскосельском лицее шесть лет. Любовью лицеистов пользовались свободолюбивые педагоги: Куницын, Будри. Лицеисты живо воспринимали идеи времени, критику крепостничества, защиту прав личности и свободы. Свое учебное заведение они называли лицейской республикой, а себя - республиканцами, и все страстно увлекались литературой. Уже в то время среди них выделялся поэт Пушкин. В эти годы Пушкин знакомится с произведениями Радищева, и в тот же период он сближается с вольнодумцем П. Я. Чаадаевым.

В Петербурге этих лет общественно-политическая жизнь била ключом. И Пушкин активно включается в жизнь столицы. Он участвует в заседаниях “Арзамаса”, а после его закрытия посещает литературно-политический кружок “Зеленая лампа”, который был негласным отделом декабристского тайного союза. Ширится круг литературных и политических знакомств поэта. Среди новых друзей будущие декабристы - М. Лунин, К. Рылеев. Об этом Пушкин вспоминает в 10-11-й главах “Евгения Онегина”. Пушкин был передовым поэтом того времени, он боролся за передовую, прогрессивную культуру и литературу, выступал против всего консервативного и реакционного.

Под влиянием дворянских революционеров поэт создает несколько вольнолюбивых стихотворений: ода “Вольность”, “К Чаадаеву”, “Деревня”, “Сказки”. Пушкинская ода “Вольность” явно перекликается с революционной одой Радищева, запрещенной правительством. В оде поэт говорит о той ужасной обстановке, которая царила в стране:

 

Увы, куда ни брошу взор -

Везде бичи, везде железы,

Законов гибельный позор,

Неволи немощные слезы.

 

В стихотворении звучит угроза самодержавию, без всяких намеков поэт открыто призывает к восстанию:

 

...Тираны мира! трепещите!

А вы мужайтесь и внемлите,

Восстаньте, падшие рабы.

 

Одним из лучших политических стихотворений этого периода является послание “К Чаадаеву”. Оба они мечтали об освобождении России от гнета самодержавия и крепостного права, но Чаадаев в отличие от юного поэта не верил в скорое осуществление их надежд. Поэт старался убедить друга, что мечта скоро сбудется и оба они примут участие в разрушении “самовластья”. Девятнадцатилетний поэт призывает посвятить отчизне “души прекрасные порывы”. Революционный долг не противопоставляется личным чувствам, а является для поэта таким же близким, как мечты о свидании с любимой:

 

Мы ждем с томленьем упованья

Минуты вольности святой,

Как ждет любовник молодой

Минуты верного свиданья.

 

Неиссякаемая вера в будущее России звучит и в заключительной строфе:

 

Товарищ, верь: взойдет она,

Звезда пленительного счастья,

Россия вспрянет ото сна,

И на обломках самовластья

Напишут наши имена!

 

Любовь к Родине у Пушкина неразрывна с борьбой за ее свободу. Чувства, высказанные в стихотворении, находят точное и яркое отражение в словесных образах. Выразительны метафоры: “Звезда пленительного счастья”, “Пока свободою горим”, “Обломки самовластья”, эмоциональны эпитеты “Нетерпеливою душой”, “Роковая власть”. В стихотворении много риторических предложений, они создают определенную эмоциональную окраску. Стихотворение насыщено политической лексикой: “Отчизна”, “Власть”, “Самовластье”. Жанр стихотворения - дружеское послание, рассчитанное на широкий круг читателей. Декабристы широко использовали послание как революционную прокламацию.

Летом 1819 года Пушкин был в Михайловском и впервые наблюдал ничем не прикрытое рабство. То, что раньше представлялось из рассказов и книг, предстало перед удивленным взором поэта. И в 1819 году он пишет стихотворение “Деревня”. В стихотворении поставлен один из главных политических вопросов века. Поэт избирает прием контраста. Богатой, щедрой своими красотами и дарами сельской природе, “приюту спокойствия, трудов и вдохновенья”, противопоставляется “барство дикое и рабство тощее” как результат несправедливого общественного строя России. Голос поэта клеймит крепостное право, которое “без чувства, без закона присвоило себе насильственной лозой и труд, и собственность, и время земледельца”. По стихотворению можно представить себе образ поэта: “друг человечества”, размышляющий над важными вопросами своего времени, просвещенный, любящий родную природу и народ, враг рабства. Поэт страстно желает помочь народу:

 

О, если б голос мой умел сердца тревожить!

 

Мечтает о свободной Родине:

 

Увижу ль, о друзья! народ неугнетенный.

И рабство, падшее по манию царя,

И над отечеством свободы просвещенной

Взойдет ли наконец прекрасная заря?

 

В рукописях стихотворения предпоследняя строчка была другой: “И рабство падшее и падшего царя”. “Деревня” также использовалась декабристами в агитационных целях. Пущин, друг поэта, писал: “Не было живого человека, который не знал бы его стихов”. Политические стихи Пушкина того времени дополняются эпиграммами на Аракчеева, князя Голицына, Александра I, архимандрита Фотия.

В стихотворении “Сказки” высмеиваются поведение царя и обещания Александра I, который создал революционный “Священный союз” с Австрией и Пруссией для подавления революционного движения в Европе: “И прусский и австрийский я сшил себе мундир”, а в то же время обещал провести целый ряд либеральных реформ, которые и не думал осуществлять:

 

И людям все права людей...

Отдам из доброй воли.

 

В стихотворении Пушкина младенец Христос, “Спаситель”, наслушавшись этих обещаний, плачет от умиления:

 

Неужто в самом деле?

Неужто не шутя?

 

И мать объясняет ему, что нечего верить этим словам царя, что все его обещания - это просто сказки для маленьких детей.

По свидетельству современников, пушкинские стихи и эпиграммы, “наскоро на лоскутках бумаги карандашом переписанные, разлетались в несколько часов огненными струями во все концы Петербурга и в несколько дней Петербургом вытверживались наизусть”.

Молодой Пушкин нередко высказывал свои антимонархические убеждения, и Александр I сказал, что поэт “наводнил всю Россию возмутительными стихами: вся молодежь наизусть их читает”. И Пушкина сослали на юг России. Так поэт, не будучи членом тайного политического общества, первым подвергся гонению за пропаганду идей декабристов. Живя в Бессарабии, он познакомился с членами Южного общества декабристов и с их идейным руководителем Пестелем. К этому периоду относятся такие его вольнолюбивые стихи: “Кинжал”, “Узник”, “К Давыдову”. Стихотворение “Кинжал” - одно из наиболее острых политических произведений. Оно скоро стало известно всей России, хотя нигде напечатано не было. Гневные строки читались наизусть:

 

Свободы тайный сторож,

Карающий кинжал,

Последний судия позора и обиды.

 

Ссылка не смирила поэта, как надеялся царь: его революционные настроения все усиливались, и на юге было создано стихотворение “Узник”, отразившее мысли поэта о свободе. Пушкин рассказывает о себе, как об узнике, томящемся в темнице. Поэт в ссылке, он оторван от друзей, близких, за ним постоянно следят, даже на воле он чувствует себя узником в тюрьме:

 

Сижу за решеткой, в темнице сырой.

 

Пушкин называет орла “мой грустный товарищ”, ведь оба они в неволе, оба стремятся к свободе.

Стремление к свободе - мечта поэта, выраженная в этом стихотворении. Последнее четверостишие звучит как призыв к свободе, к жизни на воле, к борьбе за это счастье:

 

Мы вольные птицы; пора, брат, пора!

Туда, где за тучей белеет гора,

Туда, где синеют морские края,

Туда, где гуляем лишь ветер... да я!..

 

Не случайно мечты о свободе поэт выразил в образе молодого орла. Эта могучая, прекрасная птица плохо переносит неволю и гибнет. Стихотворение отражает настроения передовых людей эпохи, их протест против самодержавия. Эти же мысли близки и народу, боровшемуся за свое освобождение Еще при жизни поэта его стихотворение становится на-родной песней. В 1824 году, уезжая из Одессы, Пушкин прощался с морем: “Прощай, свободная стихия!” Главная мысль стихотворения “К морю” - человек и свобода Человек - это всякий мыслящий сын России, ненавидящий рабство, а свобода - пока еще только море. Другой свободы не было на родине Пушкина. Для поэта начиналась новая ссылка, Пушкин из Михайловского в 1825 году решил самовольно отправиться в Петербург. Он собирался попасть к Рылееву 13 декабря, однако вернулся с дороги. Он говорил друзьям: “Вероятно, я попал бы с прочими на Сенатскую площадь и не сидел бы с вами, мои милые”.

С течением времени взгляды свои поэт не менял, желаемой свободы не чувствовал, тосковал по друзьям-декабристам. Несмотря на преследования, Пушкин сочувственно относился к ссыльным декабристам, участвовал в проводах жен декабристов в Сибирь и передал с ними свои стихи, среди них задушевное послание Пущину и стихи “В Сибирь”. Поэт призывает декабристов быть стойкими, гордыми своим делом, не показывать уныния и слабости перед врагом. “Дум высокое стремленье” - по мнению Пушкина, это благородные думы о свободе, о счастье народа. Поэт выражает утешение, сочувствие к ссыльным, но Пушкин верит, что “не пропадет ваш скорбный труд”, за который эти мужественные люди отдали свои жизни, дело их продолжают другие борцы за свободу. “Придет желанная пора”, когда Родина станет счастливой и свободной. Поэт - смелый человек, которого не смогли испугать никакие притеснения и ссылки. Он, верный друг, добрый и отзывчивый, не забывал своих друзей в несчастье и до конца остался верен своим мыслям и взглядам. Поэт завершает стихотворение уверенностью в победе правого дела:

 

Оковы тяжкие падут,

Темницы рухнут - и свобода

Вас примет радостно у входа,

И братья меч вам отдадут.

 

От имени декабристов Пушкину ответил Одоевский:

 

Наш скорбный труд не пропадет:

Из искры возгорится пламя.

 

Свое отношение к 14 декабря 1825 года Пушкин также выразил в стихотворении “Арион”, которое написано по случаю годовщины гибели пяти декабристов, повешенных царем. Поэт прибегает к иносказанию, так как в период николаевской реакции открыто высказать свои мысли было нельзя. Именно рассказ о чудесном спасении певца использовал Пушкин. В переносном смысле поэт изобразил свое участие в движении декабристов. “Нас было много на челне” - это указание на состав деятелей движения. У каждого из декабристов свое дело: “...иные парус напрягали, другие дружно упирали вглубь мощны весла”. “Кормщик умный” - вероятно, это руководитель движения Пестель. О себе поэт говорит: “А я - беспечной веры полн, - пловцам я пел...”, “Вихорь шумный”, гибель и кормщика, и пловца - это иносказательно разгром восстания. Свое спасение Пушкин объясняет случайностью: во время восстания он находился в ссылке:

 

Лишь я, таинственный певец,

На берег выброшен грозою.

 

В словах “таинственный певец” содержится намек на то, что среди современников стихи поэта распространялись тайно, часто даже без подписи.

Идея стихотворения заключается в знаменитых словах: “Я гимны прежние пою”, в них выражена верность Пушкина взглядам и настроениям декабристов. Он не отрекся от своих передовых убеждений. “Арион” был анонимно опубликован в литературной газете Дельвига. Значение стихотворения в том, что в годы реакции Пушкин определяет свое место в борьбе за освобождение России. В первые годы после возвращения из ссылки поэт сохранил иллюзии свободы творчества, которые, однако, скоро исчезли, так как гонения и придирки не прекращались. Эти его настроения переданы в стихотворении “Предчувствие”:

 

Снова тучи надо мною

Собралися в вышине.

Рок завистливой бедою

Угрожает снова мне.

 

С особой остротой Пушкин говорит в этот период о деспотизме. В 1828 году он создает стихотворение “Анчар”. В основу его названия легли сведения о ядовитом дереве. Дерево яда - анчар описывается в торжественных мрачных тонах. Этому способствуют эпитеты: “чахлая и скупая пустыня”, “почва, зноем раскаленная”, “зелень мрачная ветвей”; на символичность образа указано в самом начале стихотворения: “Стоит - один во всей вселенной”. Дерево губительно действует на все окружающее: “К нему и птица не летит, и тигр нейдет”. Его ядом поражаются воздух, почва: черный вихрь пустыни становится тлетворным, а песок - ядовитым. Невзирая на губительную силу анчара, человек-деспот посылает покорного раба к нему. Зависимость от тирана неизбежно ведет к гибели. Сила разоблачения в том, что поэт показал самое отвратительное в этой деспотической власти: губя человека, его заставляют служить уничтожению людей. Добытый яд князь разослал “соседям в чуждые пределы”. В стихотворении Пушкин аллегорически изобразил самодержавие в виде ядовитого дерева, несущего смерть людям.

Общественное значение вольнолюбивой лирики Пушкина было необыкновенно велико. По словам Герцена, в годы реакции, когда лучшими людьми России овладело отчаяние, “одна лишь звонкая и широкая песнь Пушкина звучала в долинах рабства и мученья, эта песнь продолжала эпоху прошлую, наполняла мужественными звуками настоящее, посылала свой голос отдаленному будущему”.
А. С. Пушкин - великий русский национальный поэт, основоположник реализма в русской литературе и русского литературного языка. В своем творчестве он уделял большое внимание теме свободы. В стихотворениях “Вольность”, “К Чаадаеву”, “Деревня”, “Во глубине сибирских руд”, “Арион”, “Я памятник себе воздвиг нерукотворный...” и ряде других отразилось его понимание таких категорий, как “свобода”, “вольность”.

В первый период своего творчества - период окончания лицея и проживания в Петербурге- до 1820 года- понятие свободы у него было связано с понятием политической свободы.

В 1817 году он пишет оду “Вольность”, которая явилась примером гражданской витийственной лирики. Ода продолжает традиции классицизма, но развивает их в декабристском направлении. Она делает Пушкина одним из первых поэтов-декабристов.

В первой части поэт обращается к певице свободы и просит у нее вдохновения для создания стихов, чтобы “воспеть свободу миру, на тронах поразить порок”. Выступая против тирании, поэт призывает угнетенных восстать:

Тираны мира! трепещите!

А вы, мужайтесь и внемлите,

Восстаньте, падшие рабы.

Затем автор размышляет о том, что для счастья народа необходимо сочетание свободы и законов. Граждане должны быть равны в своих правах и обязанностях. Он пишет об убитом Людовике XVI - “мученике ошибок славных”, указывая при этом не только на то, что неповинующиеся закону должны быть наказаны, но и проводит мысль, что путем революций и бунтов к свободе тоже не прийти. Смерть Людовика он сравнивает с убийством Павла I. Воспевая конституционную монархию, в конце оды он призывает царей:

Склонитесь первые главой

Под сень надежную закона,

И станут вечной стражей трона

Народов вольность и покой.

Продолжая мысли оды “Вольность”, в 1818 году Пушкин пишет стихотворение “К Чаадаеву”, в котором идеи вольности сливаются с идеями патриотизма и любви к родине. Жанр стихотворения - дружеское послание - приобретает черты послания политического. В нем возникает два образа: “власть роковая” и “Отчизна”. В сопоставлении этих образов прослеживается мысль о тяжелом положении родины, народа “под гнетом власти роковой”. В обращении “товарищ” появляется новый оттенок - соратник в борьбе, единомышленник. В стихотворении много политической лексики и архаизмов, что соответствует высокому гражданскому пафосу произведения. Стихотворение проникнуто боевым, революционным духом и пламенным патриотизмом, заканчивается оптимистически: восход звезды символизирует победу дела освобождения.

Товарищ, верь: взойдет она,

Звезда пленительного счастья,

Россия вспрянет ото сна,

И на обломках самовластья

Напишут наши имена.

В 1819 году мысли Пушкина более конкретизировались, и в стихотворении “Деревня” он уже не предается абстрактной идее свободы, а рисует конкретные картины современной ему России. “Деревня” - это выступление поэта по одному из важнейших вопросов того времени - вопросу о крепостном праве. Оно выражало чаяния передовой дворянской молодежи. Стихотворение построено по принципу антитезы. В первой части поэт рисует идиллическую картину природы, в которой отсутствует борьба и противоречия. Это детально выписанный пейзаж. В нем легко угадываются окрестности Михайловского.

Здесь вижу двух озер лазурные равнины,

Где парус рыбаря белеет иногда,

За ними ряд холмов и нивы полосаты,

Вдали рассыпанные хаты,

На влажных берегах бродящие стада,

Овины дымные и мельницы крылаты;

Везде следы довольства и труда...

Вторая часть противопоставлена первой. Автор приводит ужасающие факты крепостничества:

Здесь барство дикое, без чувства, без закона,

Присвоило себе насильственной лозой

И труд, и собственность, и время земледельца.

(...)

Здесь рабство тощее влачится по браздам

Неумолимого владельца.

Здесь тягостный ярем до гроба все влекут...

Возникающие образы “барства дикого” и “рабства тощего” - это обобщенные образы помещиков и крепостных крестьян. Стихотворение заканчивает риторическим вопросом:

Увижу ль, о друзья! народ неугнетенный

И рабство, падшее по манию царя,

И над отечеством свободы просвещенной

Взойдет ли наконец прекрасная заря?

Во время южной ссылки мысли поэта о свободе претерпели изменения. В этот период Пушкин находился в плену романтизма и поклонялся, как все тогдашние молодые люди, великим личностям: Байрону и Наполеону. Понятие “свобода” приобрело абсолютное, абстрактное значение. Поэт, увлеченный идеями революций в Греции и Италии, пишет стихи о побеге в “мир вольных стихий”. В стихотворении “Узник” мы видим мотив побега. Здесь же присутствуют постоянные романтические символы: море, отдаленные берега, ветер, ночь, звезды, облака. Эти “вольные стихии” противопоставлены несвободному миру с его “темницами сырыми” и “решетками”. В элегии “К морю” поэт прощается со свободной стихией - океаном, который воплощает в себе могучие силы природы, идеал абсолютной свободы:

Прощай, свободная стихия!

В последний раз передо мной

Ты катишь волны голубые

И блещешь гордою красой.

В 1823 году поэт переживает мировоззренческий кризис, изменивший его свободолюбивые идеалы. Он разочаровывается в освободительных движениях. Результатом этого явилось стихотворение “Свободы сеятель пустынный”, в котором ярко показано отношение автора к людям, не способным к борьбе за свободу и не желающим быть свободными:

Паситесь, мирные народы!

Вас не разбудит чести клич.

К чему стадам дары свободы?

Их должно резать или стричь.

В произведениях этого периода появляется и новое, приземленное понятие свободы - свободы материальной. Так, в стихотворении “Разговор книгопродавца с поэтом” он высказывает такую истину: “В наш век жестокий без денег и свободы нет”.

События 14 декабря 1825 года очень повлияли на Пушкина. Среди декабристов было много его друзей и товарищей. После поражения восстания Пушкин вновь задумывается над тем, что такое свобода и какой ценой она достается. Он пишет ряд стихотворений, адресованных друзьям-декабристам. Среди них послание в Сибирь “Во глубине сибирских руд”, отправленное с отъезжающей к мужу Муравьевой. В нем Пушкин хотел поддержать моральный дух своих друзей. Он верил, что дело свободы победит и тогда “оковы тяжкие падут, темницы рухнут”. Он остался верен делу декабристов, говоря о том, что их “скорбный труд” не пропал, на их место пришли новые борцы. В стихотворении “Арион” поэт как бы воссоздает ход событий до и после декабрьского восстания. В основу стихотворения положен известный миф о древнегреческом поэте и певце Арионе. Пушкин изменил ситуацию античной легенды. Певец окружен друзьями, а не врагами, дружно плывущими к единой цели, направляемые твердой рукой “кормщика умного”. Поэт поет песни “беспечной веры полн” в торжество общего дела. Затем появляется образ “грозового вихря”, в результате которого “погиб и кормщик, и пловец”, но “таинственный певец” “выброшен на берег волною”. Он остается верен своим идеалам и помыслам:

Я гимны прежние пою

И ризу влажную мою

Сушу на солнце под скалою.

В конце двадцатых годов у Пушкина появляется ряд стихотворений, посвященных свободе творчества. Поэтическая свобода - это независимость поэта и его деятельности от мнения толпы “непросвещенной”, и добиться этого можно, лишь следуя своему вдохновению, “велению



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-03-25 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: