Конспекты занятий
Занятие – запуск (1 ч)
Цели:
1) Мотивировать детей на создание экскурсии по школе
2) Составить план работы над проектом
- Здравствуйте, ребята. В нашей школе есть одна проблема. Когда будут приходить гости в школу, новые ученики нам нечем их заинтересовать, потому что нет текста экскурсии. А ведь это так интересно и необходимо для каждой школы. Давайте поможем нашей школе и создадим настоящую экскурсию, чтобы этими знаниями могли воспользоваться и будущие поколения.
- В нашей школе много мест, но какие места нам стоит показать на экскурсии?
«Мозговой штурм» - выдвижение идей
- Как вы думаете, что нам необходимо сначала узнать?
- Знаете ли вы, что такое экскурсия? А ее правила? Что нужно экскурсоводу?
- Какие экскурсии бывают?
- Можем ли мы, не видя предметов, мест, людей рассказывать написать текст и рассказывать про них хорошо? Что же мы должны будем совершить?
- Откуда можно узнать об истории школы? Что нам расскажет архив? Что в нем хранится?
- Узнав много нового и интересного, легко ли сразу писать текст? Почему?
- Чего мы не умеем?
- Значит нужно научиться писать текст экскурсий.
- Ребята, представьте, что вы в музее, вспомните, откуда вы можете узнать, что это за экспонат и откуда он? Что есть у каждого экспоната, памятного места?
- А можем ли мы создать такие?
- Хорошо. У вас много идей. Но ведь не можем мы просто взять и создать экскурсию?! Для этого нам необходимо распланировать свою работу. А для этого я предлагаю вам разделиться на 3 группы по жребию.
- Итак, теперь каждая группа получает задание - подумать хорошо, все обсудить и написать план работы над нашим проектом.
- Теперь каждая группа представит нам вариант своего плана.
Учитель слушает все планы, а затем, сравнивая все, корректирует их. В итоге примерный план работы должен получиться следующий:
1. Узнаем, что такое экскурсия, ее правила
2. Прогулка по школе с учителем. Поиск интересных, памятных мест школы
3. Сбор архива фотографий
4. Узнаем, как написать текст экскурсии
5. Создание текста экскурсии
6. Создание экскурсионных табличек
7. Защита проекта
Занятие – исследование (1 ч)
Цель:
1) Сформировать у учащихся понимание понятия «экскурсия», «экскурсия по школе»
2) Познакомить с основными правилами проведения экскурсии
- Сегодня мы продолжим с вами наш проект.
- Посмотрите на план нашей работы, который мы вместе составили на прошлом занятии.
- Какова наша задача на сегодня?
- Верно, узнаем, что же такое экскурсия, правила ведения и необходимые вещи.
- Что для вас означает это слово?
- Какие экскурсии вы посещали?
- Нравилось ли вам быть на экскурсии?
- Вы все уже разделены на группы. Каждой группе я раздаю «Справочник юного экскурсовода» (См. «Раздаточный материал №4»)
- В нем вы найдете ответы на многие вопросы.
Задание для групп:
1 гр. Узнать, что такое экскурсия
2 гр. Правила ведения экскурсии и советы
3 гр. Какие виды экскурсий бывают
- В словарике вы найдете ответ на свой вопрос. Обсудите, прочитайте и представьте свой ответ на вопрос перед остальным классом
- Что же такое экскурсия?
- Как себя надо вести экскурсоводу? А слушателям?
- Что еще вы знаете об экскурсии?
- Теперь вы на один шаг ближе к нашей цели. Что же нужно будет сделать нам потом?
Занятие – прогулка (1 ч)
Цели:
1) Выявить интересные для посещения места школы
2) Формировать наблюдательность
3) Формировать умение высказывать свою точку зрения и обосновывать ее
- На прошлом занятии мы познакомились с самим понятием экскурсии.
- Давайте вспомним, что же это такое?
- Что вы еще запомнили?
- Ребята, мы с вами говорили, что без осмотра очень трудно описывать предмет, место. Поэтому и мы будем испытывать трудность, если не будем видеть собственными глазами.
- Что же нам нужно сделать?
- Мы совершим с вами прогулку по школе, чтобы побывать в ее самых разных уголках.
- Будьте внимательны и наблюдательны при совершении прогулки. Ваши идеи и мысли важны в составлении будущего текста.
Прогулка:
- Мы с вами начнем с истории нашей школы. Вы знали, что нашей школе … лет?
- За это время много, что произошло.
- Как вы думаете, где место, которое хранит историю школы?
- Мы отправимся в архив школы.
- История хранится не только в записях, но и фотографиях.
- Давайте с вами просмотрим их. Какие мероприятия проходили, какие люди учились, как они выглядели? Все это может дать фотография.
- Мы подошли теперь с вами к стенду, посвященному выпускникам этой школы. Посмотрите, как много лиц. Среди них есть и знаменитые теперь, например: ….
- Пройдемся по кабинетам. Как думаете, можно ли там собрать материал? Сейчас узнаем.
- Давайте спросим учителя о работе в этой школе. Ведь этот человек много лет трудиться в ней.
- Зайдем с вами в классы, может вас что-то удивит или появятся вопросы.
- Как думаете, хранит ли историю актовый, спортивный залы?
- Узнаем у учителей, как они создавались
(и т.д. с местами и талантливыми людьми школы)
В классе:
- Наша прогулка по школе завершилась
- Каковы ваши впечатления? Много ли вы узнали?
- Что нового узнали?
- Давайте вспомним, где мы были и что видели.
- Как вы думаете, какие места в школе наиболее интересны для показа на экскурсии?
«Мозговой штурм»
- Какие места вы бы хотели показать? О каких людях упомянуть? Какие фото оставить?
- Давайте составим список мест, которые мы хотели бы включить в экскурсию.
Занятие «Фото - мастерская» (1 ч)
Цель:
1) собрать архив фотографий, необходимый для экскурсии
2) познакомить учащихся с событиями и людьми, запечатленных на фотографиях
- Мы побывали на экскурсии и отобрали с вами фотографии из нашего архива.
- Как вы думаете, интересно ли будет слушателям увидеть, какая школа была раньше, какие мероприятия были, ученики, события?
- Все это запечатлено на фотографиях. Что же нам нужно сделать?
- Как можно собрать их в одно место, чтобы не потерять и носить во время экскурсии?
- Предлагаю группам подумать над этим, и через некоторое время я спрошу мнение каждой группы.
- Итак, мы пришли с вами к выводу, что необходимо что-то переносное и не тяжелое.
Варианты:
ü Коробка
ü Чемоданчик
- Как мы с вами будем работать с фотографиями?
- Когда их стоит показывать?
- Как их показывать?
- Нужно ли пояснение к ним?
- Давайте подробнее рассмотрим все фотографии, сделаем себе пометки о них.