ДРАМАТИЧЕСКИХ СИТУАЦИЙ ПО ЖОРЖУ ПОЛЬТИ.
Итак, Жорж Польти (1868 – 1946 гг.) – французский писатель, переводчик, литературовед и театровед, соученик знаменитого французского оккультиста Папюса. В 1895 году Польти опубликовал свою самую знаменитую работу «36 драматических ситуаций », которая стала результатом анализа тысячи двухсот драматических произведений различных авторов и эпох. Конечно, у этих основных сюжетов существует великое множество вариантов, однако Польти постарался вместить их в свою классификацию, сделав ее очень гибкой. И действительно, чрезвычайно сложно придумать такой сюжет, который никоим образом не подпадал хотя бы под одну из предложенных вариаций. А посему предлагаю познакомиться с предложенной французом классификацией и убедиться, что она и сегодня не теряет своей актуальности.
МОЛЬБА
Этот сюжет может иметь массу вариаций. Например, спасающийся бегством герой умоляет кого-то из сильных мира сего спасти его от врагов, либо просит о приюте или убежище. Очень часто герой просит не за себя, а за родственников или близких.
Основные элементы, присущие ситуации:
1. преследователь (или антагонист);
2. преследуемый или нуждающийся в защите, помощи или убежище;
3. персонаж, от которой зависит предмет мольбы (помощь, защита, приют). Как правило, он не сразу решается оказать помощь, испытывает сомнения – поэтому герою и приходится его умолять. И чем больше и дольше эти колебания, тем сильнее накал ситуации.
СПАСЕНИЕ
Эта ситуация во многом схожа с предыдущей, но отличие в том, что здесь спаситель появляется неожиданно и спасает нуждающегося без мольбы и уговоров. Примером может служить любое неожиданное спасение героя, находящегося в смертельной опасности – ход, чрезвычайно распространенный в современной литературе и кинематографе.
|
Слагаемые этой ситуации:
1. спасаемый;
2. преследователь (антагонист);
3. спаситель.
МЕСТЬ, ПРЕСЛЕДУЮЩАЯ ПРЕСТУПЛЕНИЕ
Очень распространенный в литературе сюжет. Может раскрываться в виде конфликта на почве кровной мести, либо восстановления справедливости путем наказания неосужденного преступника.
Элементы этой ситуации:
1. мстящий;
2. виновный;
3. преступление.
МЕСТЬ БЛИЗКОМУ ЗА БЛИЗКОГО ЧЕЛОВЕКА
Разновидность предыдущей ситуации, однако здесь в роли виновного выступает близкий герою человек, что придает всей истории еще больший драматизм. Классическим примером ситуации является месть Гамлета своему отчиму и матери за убитого отца.
Элементы ситуации:
1. живая память о нанесенном близкому человеку вреде;
2. мстящий родственник;
3. родственник, виновный в причиненном вреде.
ПРЕСЛЕДУЕМЫЙ
Тоже довольно распространенный сюжет, в ходе которого герой, совершивший злодеяние или невиновный, преследуется превосходящими его враждебными силами. Тут может быть множество вариантов: преступник, скрывающийся от властей; должник, преследуемый кредиторами; ценный свидетель, преследуемый мафией и т.д. В рамках других сюжетов этот может вырождаться в отдельные сцены погони, весьма распространенные в наше время в кинематографе.
Слагаемые сюжета:
1. причина преследования (преступление, ошибка);
2. укрывающийся от кары.
ВНЕЗАПНОЕ БЕДСТВИЕ
Некто могущественный и процветающий неожиданно терпит поражение или крах. Это может быть как отдельный человек (банкир, сановник или полководец), так и целый город, государство.
|
Основные элементы ситуации:
1. появление вести о поражении, крахе, либо появившийся самолично враг, нанесший это самое поражение;
2. поверженный или сраженный известием о крахе властитель.
ЖЕРТВА
Это может быть как жертва других людей, так и жертва сложившихся обстоятельств, главное, что этот конкретный человек пострадал. А вот вариантов этого может быть великое множество: жертва любви (брошенный и отвергнутый), жертва своего доверия (обманутый кем-то) или просто несчастный, пострадавший по воле обстоятельств.
Примерные элементы сюжета:
1. угнетатель или угнетающее обстоятельство;
2. жертва, испытывающая на себе угнетение другого человека или обстоятельств.
БУНТ, МЯТЕЖ
В данной ситуации речь идет о недовольстве одного или многих политикой руководителя или национального лидера, выливающееся в открытое выступление или вооруженное восстание.
Элементы сюжета:
1. тиран;
2. заговорщик.
ДЕРЗКАЯ ПОПЫТКА
Здесь у нас довольно распространенный приключенческий мотив, подразумевающий под собой и множество рисковых предприятий, и нарушение неких табу и запретов. Это может быть и похищение какого-то объекта, женщины. Естественно, уровень эмоционального напряжения напрямую зависит от серьезности тех опасностей, которые подстерегают персонажа, решившегося на эту дерзкую попытку.
Составляющие ситуации:
1. дерзающий;
2. объект дерзновения;
3. антагонист.
ПОХИЩЕНИЕ
|
Хорошо известный всем древний сюжет, который является в некотором роде вариацией предыдущего. В основном, объектом похищения является женщина (ничего о похищении не знающая, либо, наоборот, страстно его желающая), однако похищать можно и детей, и мужчин, но уже с целью выкупа, например. Частным случаем похищения может считаться спасение – то есть похищение товарища или друга из плена или тюрьмы.
Элементы сюжета:
1. похититель;
2. похищаемый;
3. охраняющий.
ЗАГАДКА
В этой ситуации с одной стороны присутствует сила, загадку задающая, а с другой – герой, стремящийся эту загадку разгадать. Классическим случаем сюжета являются знаменитые загадки Сфинкса. Однако есть еще масса вариантов, в которых под страхом смерти нужно разыскать некий предмет или человека, получить доступ к важной, но тщательно скрываемой информации. Вообще, ситуации с загадкой хорошо притягивают внимание читателя, играя на его любопытстве. Писатели часто пользуются этим приемом, в результате чего вокруг этого типа ситуаций образовались целые жанры – например, детективный, где загадка является движущей силой всего произведения.
Элементы ситуации:
1. задающий загадку или что-либо скрывающий;
2. стремящийся разгадать загадку;
3. загадочное (предмет загадки).
ДОСТИЖЕНИЕ ЧЕГО-ЛИБО
Вбирает в себя огромное множество историй, различающихся и по цели достижения (богатство, положение, согласие на брак и т.д.), и по средствам (силой, хитростью, красноречием, обманом).
Примерные слагаемые сюжета:
1. герой, стремящийся чего-либо достичь;
2. тот, от чего согласия или помощи зависит достижение цели;
3. сторона, противодействующая достижению.
НЕНАВИСТЬ К БЛИЗКИМ
Весьма распространенный и очень житейский мотив. Люди, вынужденные по воле судьбы находиться бок о бок, нередко испытывают друг к другу чувства, имеющие мало общего с любовью. Вариантов сюжета здесь масса: ненависть между братьями, между тещей и зятем, мачехой и падчерицей, между отцом и сыном и т.д. Вообще, это очень понятный и знакомый читателю мотив, способный сделать произведение по-настоящему жизненным и интересным.
Слагаемые ситуации:
1. ненавидящий;
2. ненавидимый;
3. причина ненависти.
СОПЕРНИЧЕСТВО БЛИЗКИХ
Вариант предыдущей ситуации, но здесь речь идет исключительно о соперничестве, а не о ненависти. Накал страстей здесь не столь велик, но это не должно смущать нас: нередко самые простые житейские ситуации вызывают у читателя больший интерес, чем очередное спасение мира. В данном случае речь может идти о соперничестве сестер или братьев, матери и дочери, отца и сына. Предмет соперничества также может быть разный – наследство, расположение старших, женщина. И если вышеописанный вариант ненависти между близкими является наиболее подходящим для драмы, то в этом заложены более широкие и разнообразные возможности.
Элементы истории:
1. один из близких;
2. другой близкий;
3. предмет соперничества.
СУПРУЖЕСКАЯ ИЗМЕНА, ПРИВОДЯЩАЯ К УБИЙСТВУ
Отличная почва для драматической истории. Здесь и убийство мужем неверной жены и любовника, и вариант убийства самого мужа, и жена, желающая избавиться от любовника ради сохранения брака. Вариантов множество, и все они имеют очень высокий драматический потенциал.
Элементы сюжета:
1. нарушитель супружеской верности;
2. обманутый супруг;
3. любовник или любовница.
БЕЗУМИЕ
Весьма занимательный сюжетный ход, способный сделать из банальной истории нечто совершенно неожиданное. Чем так хорошо безумие? А тем, что его действия не нуждаются в логическом оправдании, поэтому безумный персонаж способен совершать любые поступки без должной мотивации и цели. Если речь идет о сугубо драматической истории, то это может быть убийство близкого в припадке безумия или уничтожение произведения искусства или чьей-то работы. Вариантом безумия может служить также алкогольное или наркотическое опьянение и действия, совершенные под его влиянием.
Примерные элементы ситуации:
1. безумный;
2. жертва впавшего в безумие;
3. реальный или мнимый повод для безумия.
РОКОВАЯ НЕОСТОРОЖНОСТЬ
Главными элементами ситуации являются неосторожный герой и последствия его неосторожности. Последствиями могут быть и разрушенная судьба самого героя, и смерть близких, и убытки, причиненные окружающим. Зачастую в истории подобного рода писатели добавляют второстепенные роли – подстрекателя (как в случае с Евой и запретным плодом) или доброжелателя, предупреждающего героя о возможных неприятностях. Но в любом случае мы знаем, что неосторожный обязательно совершит то, от чего его предостерегали. Кстати, этот мотив очень распространен в сказках: нередко в них одному из героев строго-настрого запрещается что-то делать (пить из лужицы, открывать дверь незнакомцу, разговаривать с незнакомцем), но тот по своей неосторожности все равно нарушает запрет, что влечет за собой самые неприятные последствия.
Возможные слагаемые ситуации:
1. неосторожный;
2. жертва неосторожности или потерянный предмет;
3. добрый советчик, предостерегающий от неосторожности;
4. подстрекатель.