СУПРУЖЕСКАЯ ИЗМЕНА, ПРИВОДЯЩАЯ К УБИЙСТВУ




ДРАМАТИЧЕСКИХ СИТУАЦИЙ ПО ЖОРЖУ ПОЛЬТИ.

Итак, Жорж Польти (1868 – 1946 гг.) – французский писатель, переводчик, литературовед и театровед, соученик знаменитого французского оккультиста Папюса. В 1895 году Польти опубликовал свою самую знаменитую работу «36 драматических ситуаций », которая стала результатом анализа тысячи двухсот драматических произведений различных авторов и эпох. Конечно, у этих основных сюжетов существует великое множество вариантов, однако Польти постарался вместить их в свою классификацию, сделав ее очень гибкой. И действительно, чрезвычайно сложно придумать такой сюжет, который никоим образом не подпадал хотя бы под одну из предложенных вариаций. А посему предлагаю познакомиться с предложенной французом классификацией и убедиться, что она и сегодня не теряет своей актуальности.

МОЛЬБА

Этот сюжет может иметь массу вариаций. Например, спасающийся бегством герой умоляет кого-то из сильных мира сего спасти его от врагов, либо просит о приюте или убежище. Очень часто герой просит не за себя, а за родственников или близких.

Основные элементы, присущие ситуации:

1. преследователь (или антагонист);

2. преследуемый или нуждающийся в защите, помощи или убежище;

3. персонаж, от которой зависит предмет мольбы (помощь, защита, приют). Как правило, он не сразу решается оказать помощь, испытывает сомнения – поэтому герою и приходится его умолять. И чем больше и дольше эти колебания, тем сильнее накал ситуации.

СПАСЕНИЕ

Эта ситуация во многом схожа с предыдущей, но отличие в том, что здесь спаситель появляется неожиданно и спасает нуждающегося без мольбы и уговоров. Примером может служить любое неожиданное спасение героя, находящегося в смертельной опасности – ход, чрезвычайно распространенный в современной литературе и кинематографе.

Слагаемые этой ситуации:

1. спасаемый;

2. преследователь (антагонист);

3. спаситель.

МЕСТЬ, ПРЕСЛЕДУЮЩАЯ ПРЕСТУПЛЕНИЕ

Очень распространенный в литературе сюжет. Может раскрываться в виде конфликта на почве кровной мести, либо восстановления справедливости путем наказания неосужденного преступника.

Элементы этой ситуации:

1. мстящий;

2. виновный;

3. преступление.

МЕСТЬ БЛИЗКОМУ ЗА БЛИЗКОГО ЧЕЛОВЕКА

Разновидность предыдущей ситуации, однако здесь в роли виновного выступает близкий герою человек, что придает всей истории еще больший драматизм. Классическим примером ситуации является месть Гамлета своему отчиму и матери за убитого отца.

Элементы ситуации:

1. живая память о нанесенном близкому человеку вреде;

2. мстящий родственник;

3. родственник, виновный в причиненном вреде.

ПРЕСЛЕДУЕМЫЙ

Тоже довольно распространенный сюжет, в ходе которого герой, совершивший злодеяние или невиновный, преследуется превосходящими его враждебными силами. Тут может быть множество вариантов: преступник, скрывающийся от властей; должник, преследуемый кредиторами; ценный свидетель, преследуемый мафией и т.д. В рамках других сюжетов этот может вырождаться в отдельные сцены погони, весьма распространенные в наше время в кинематографе.

Слагаемые сюжета:

1. причина преследования (преступление, ошибка);

2. укрывающийся от кары.

ВНЕЗАПНОЕ БЕДСТВИЕ

Некто могущественный и процветающий неожиданно терпит поражение или крах. Это может быть как отдельный человек (банкир, сановник или полководец), так и целый город, государство.

Основные элементы ситуации:

1. появление вести о поражении, крахе, либо появившийся самолично враг, нанесший это самое поражение;

2. поверженный или сраженный известием о крахе властитель.

ЖЕРТВА

Это может быть как жертва других людей, так и жертва сложившихся обстоятельств, главное, что этот конкретный человек пострадал. А вот вариантов этого может быть великое множество: жертва любви (брошенный и отвергнутый), жертва своего доверия (обманутый кем-то) или просто несчастный, пострадавший по воле обстоятельств.

Примерные элементы сюжета:

1. угнетатель или угнетающее обстоятельство;

2. жертва, испытывающая на себе угнетение другого человека или обстоятельств.

БУНТ, МЯТЕЖ

В данной ситуации речь идет о недовольстве одного или многих политикой руководителя или национального лидера, выливающееся в открытое выступление или вооруженное восстание.

Элементы сюжета:

1. тиран;

2. заговорщик.

ДЕРЗКАЯ ПОПЫТКА

Здесь у нас довольно распространенный приключенческий мотив, подразумевающий под собой и множество рисковых предприятий, и нарушение неких табу и запретов. Это может быть и похищение какого-то объекта, женщины. Естественно, уровень эмоционального напряжения напрямую зависит от серьезности тех опасностей, которые подстерегают персонажа, решившегося на эту дерзкую попытку.

Составляющие ситуации:

1. дерзающий;

2. объект дерзновения;

3. антагонист.

ПОХИЩЕНИЕ

Хорошо известный всем древний сюжет, который является в некотором роде вариацией предыдущего. В основном, объектом похищения является женщина (ничего о похищении не знающая, либо, наоборот, страстно его желающая), однако похищать можно и детей, и мужчин, но уже с целью выкупа, например. Частным случаем похищения может считаться спасение – то есть похищение товарища или друга из плена или тюрьмы.

Элементы сюжета:

1. похититель;

2. похищаемый;

3. охраняющий.

ЗАГАДКА

В этой ситуации с одной стороны присутствует сила, загадку задающая, а с другой – герой, стремящийся эту загадку разгадать. Классическим случаем сюжета являются знаменитые загадки Сфинкса. Однако есть еще масса вариантов, в которых под страхом смерти нужно разыскать некий предмет или человека, получить доступ к важной, но тщательно скрываемой информации. Вообще, ситуации с загадкой хорошо притягивают внимание читателя, играя на его любопытстве. Писатели часто пользуются этим приемом, в результате чего вокруг этого типа ситуаций образовались целые жанры – например, детективный, где загадка является движущей силой всего произведения.

Элементы ситуации:

1. задающий загадку или что-либо скрывающий;

2. стремящийся разгадать загадку;

3. загадочное (предмет загадки).

ДОСТИЖЕНИЕ ЧЕГО-ЛИБО

Вбирает в себя огромное множество историй, различающихся и по цели достижения (богатство, положение, согласие на брак и т.д.), и по средствам (силой, хитростью, красноречием, обманом).

Примерные слагаемые сюжета:

1. герой, стремящийся чего-либо достичь;

2. тот, от чего согласия или помощи зависит достижение цели;

3. сторона, противодействующая достижению.

НЕНАВИСТЬ К БЛИЗКИМ

Весьма распространенный и очень житейский мотив. Люди, вынужденные по воле судьбы находиться бок о бок, нередко испытывают друг к другу чувства, имеющие мало общего с любовью. Вариантов сюжета здесь масса: ненависть между братьями, между тещей и зятем, мачехой и падчерицей, между отцом и сыном и т.д. Вообще, это очень понятный и знакомый читателю мотив, способный сделать произведение по-настоящему жизненным и интересным.

Слагаемые ситуации:

1. ненавидящий;

2. ненавидимый;

3. причина ненависти.

СОПЕРНИЧЕСТВО БЛИЗКИХ

Вариант предыдущей ситуации, но здесь речь идет исключительно о соперничестве, а не о ненависти. Накал страстей здесь не столь велик, но это не должно смущать нас: нередко самые простые житейские ситуации вызывают у читателя больший интерес, чем очередное спасение мира. В данном случае речь может идти о соперничестве сестер или братьев, матери и дочери, отца и сына. Предмет соперничества также может быть разный – наследство, расположение старших, женщина. И если вышеописанный вариант ненависти между близкими является наиболее подходящим для драмы, то в этом заложены более широкие и разнообразные возможности.

Элементы истории:

1. один из близких;

2. другой близкий;

3. предмет соперничества.

СУПРУЖЕСКАЯ ИЗМЕНА, ПРИВОДЯЩАЯ К УБИЙСТВУ

Отличная почва для драматической истории. Здесь и убийство мужем неверной жены и любовника, и вариант убийства самого мужа, и жена, желающая избавиться от любовника ради сохранения брака. Вариантов множество, и все они имеют очень высокий драматический потенциал.

Элементы сюжета:

1. нарушитель супружеской верности;

2. обманутый супруг;

3. любовник или любовница.

БЕЗУМИЕ

Весьма занимательный сюжетный ход, способный сделать из банальной истории нечто совершенно неожиданное. Чем так хорошо безумие? А тем, что его действия не нуждаются в логическом оправдании, поэтому безумный персонаж способен совершать любые поступки без должной мотивации и цели. Если речь идет о сугубо драматической истории, то это может быть убийство близкого в припадке безумия или уничтожение произведения искусства или чьей-то работы. Вариантом безумия может служить также алкогольное или наркотическое опьянение и действия, совершенные под его влиянием.

Примерные элементы ситуации:

1. безумный;

2. жертва впавшего в безумие;

3. реальный или мнимый повод для безумия.

РОКОВАЯ НЕОСТОРОЖНОСТЬ

Главными элементами ситуации являются неосторожный герой и последствия его неосторожности. Последствиями могут быть и разрушенная судьба самого героя, и смерть близких, и убытки, причиненные окружающим. Зачастую в истории подобного рода писатели добавляют второстепенные роли – подстрекателя (как в случае с Евой и запретным плодом) или доброжелателя, предупреждающего героя о возможных неприятностях. Но в любом случае мы знаем, что неосторожный обязательно совершит то, от чего его предостерегали. Кстати, этот мотив очень распространен в сказках: нередко в них одному из героев строго-настрого запрещается что-то делать (пить из лужицы, открывать дверь незнакомцу, разговаривать с незнакомцем), но тот по своей неосторожности все равно нарушает запрет, что влечет за собой самые неприятные последствия.

Возможные слагаемые ситуации:

1. неосторожный;

2. жертва неосторожности или потерянный предмет;

3. добрый советчик, предостерегающий от неосторожности;

4. подстрекатель.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: