на занятиях по обучению лепке




Развитие креативного мышления детей

 

Все творческое просто - вы указываете на нечто прекрасное, чего прежде никто не замечал. Запоминайте все, что вызывает сильные эмоции, - вплоть до мелочей. Вы никогда не знаете заранее, когда сможете это использовать. Если что-то произвело впечатление на вас, оно произведет впечатление и на других. Ситуации, когда человек делает акцент на технике, а не на концепции, - наглядное подтверждение того, что у него закончились идеи. По-настоящему креативные люди не стремятся продемонстрировать свои навыки. Они искренне желают понять и выразить идеи в той или иной области.

(«Искусство креативного мышления», Р. Джадкинс).

 

В век бурного роста научно-технического прогресса, быстрых изменений обществу необходимы люди, способные творчески подходить к любым трудностям, видеть мир принципиально в другом свете, принимать нестандартные решения, находить новые пути использования различных вещей и ресурсов. В последнее время в деловой сфере чрезвычайно востребована креативность. Сейчас креативное мышление - залог успешного развития.

Так что же такое творческое или креативное мышление? Проще говоря, креативное мышление - это создание необычных и хороших решений исходной проблемы. Это помогает быстрее реагировать на задачи, умело выходить из сложных ситуаций, жить не по шаблону и генерировать классные идеи. Люди, обладающие креативным мышлением, умеют мыслить за рамками общепринятого и находить оригинальные решения для стандартных ситуаций.

Занятия декоративно-прикладным творчеством способствуют развитию нестандартного креативного мышления и индивидуальности. Рассмотрим в качестве примера такой вид декоративно-прикладного творчества как «лепка». Значение лепки для становления ребенка огромно: такие занятия способствуют развитию памяти, мышления, воображения, формируют эстетический вкус, развивают чувство прекрасного, умение его понимать во всем многообразии. Это детское искусство очень живое, непосредственное, с реалистическим или экспрессивным отношением к действительности. Лепные изделия выглядят как настоящие: их можно трогать, рассматривать со всех сторон, быстро изменять по своему желанию. Разные фигурки легко объединяются в интересные композиции, а также с ними можно играть или показывать целые спектакли.

Формирование творчески активного ребенка, способного мыслить неординарно, создавать что-то новое и нестандартное – одно из основных направлений деятельности педагога на занятиях по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе художественной направленности «Творческая мастерская «Развивающая лепка», которая реализуется в МБУДО «Городской центр развития и научно-технического творчества детей и юношества».

На занятиях объединения ребёнок знакомится с объёмной формой предмета, взаимосвязью его частей, у него формируются навыки работы двумя руками, скоординированность движений, развиваются мелкие мышцы пальцев, что способствует развитию мышления, глазомера, пространственного мышления. Во время подготовки и создания декоративного изделия ребенок проявить свою индивидуальности и фантазию. И конечно, все это опирается на принцип сотрудничества и сотворчества со взрослыми.

Занятия в творческой мастерской направлены на формирование у обучающихся «креативного мышления». Чаще всего на занятиях используется один из наиболее эффективных методов формирования творческого и креативного мышления – «Теория решения изобретательских задач» (далее - ТРИЗ). Данный метод позволяет ребенку научиться выдвигать оригинальные идеи, не бояться трудностей и противоречий, использовать различные ресурсы при достижении идеального результата.

В начале таких занятий дети слушают рассказ из книги, например, В.Ф. Богата «Большие открытия маленького львенка» или «Сказки от кота Потряскина» А.А. Гина. Каждый рассказ заканчивается вопросом или задачей, к которой нужно найти оригинальное решение, используя нестандартное мышление. Каждое выдвинутое решение такой задачи дети аргументируют, а после вместе с педагогом обобщают варианты с целью выявления лучшего. Далее в зависимости от прочитанного рассказа обучающимся предлагается или вспомнить животных, которые, например, обитают в описываемой местности, или пофантазировать, какие необычные существа могли бы там обитать. И воплотить фантазии в пластилине, глине или соленом тесте. Конечно, при работе по системе ТРИЗ приходится не допускать агрессивных решений и ориентировать детей на компромиссные и изобретательские пути выхода из затруднительной ситуации. В широком смысле акцент переносится на воспитание подлинно свободной личности, формирование у обучающихся способности мыслить, развиваться, добывать и применять знания, планировать действия, эффективно сотрудничать в разновозрастных группах.

Еще один вариант занятия: детям предлагается создать творческую работу в определенной технике исполнения, но завершить или декорировать ее своим оригинальным способом. Например, на занятии ребята лепят фигурку медведя конструктивным способом, но каждый из них украшает медведя по-своему: кто-то дает ему в лапы горшочек меда, кто-то наряжает в платье и бантик и т.д.. Конечно, педагог помогает детям скатать «грушу» или «каплю» (базовые элементы при лепке фигурки), если у ребенка не получается сделать это самостоятельно, поправляет и подсказывает в затруднительных ситуациях, но основная творческая инициатива, оригинальный замысел изделия идет от ребенка.

Еще одним фактором, влияющим на развитие творческого мышления является вариативность. При составлении каркасов для создания объемных работ из соленого теста используется бросовый материал: газета, фольга, различные емкости от пищевых продуктов и банки. Но для декорироваться изделия могут как природными материалами (камни, шишки, ракушки, стабилизированный мох и т.п.), так и бисером, кабошонами, стразами, лентами, мехом и т.д. Детям предлагается украсить свою поделку в соответствии с творческим замыслом. Работа с различными материалами не только способствует развитию творческого мышления, но и развивает базовые навыки моделирования и конструирования. Стремление найти лучшее решение из возможных приучают ребенка изобретательски подходить к решению своих проблем и отстаивать свое мнение, обосновывать выбор средств и методов. Такая система построения занятий дает свои результаты: в конце прошлого учебного года была создана панорама «Маленькая страна», в создании которой приняли участие все члены детского коллектива, вкладывая в него все свои умения и фантазию, изготовив фигурки героев и декор.

Занятия лепкой – это и отличный способ для совместной деятельности, в том числе и семейного досуга, т.к. это творчество приносит детям и взрослым радость, отвлекает от грустных событий, снимает нервное напряжение, страх, обеспечивает положительное эмоциональное состояние, помогает выразить свое «я», почувствовать себя уверенными и успешными. Для детей и родителей на странице детского объединения «Творческая студия «Развивающая лепка» в социальной сети «Вконтакте» предлагаются мастер-классы по созданию оригинальных декоративных изделий. Например, вы можете познакомиться с Солнечным львенком из книги В. Богата на мастер-классе по лепке игрушки из соленого теста на основе каркаса из бросового материала с элементами декора из кабошоновпо ссылке: vk.com/@-194603979-chto-takoe-kaboshon.

Всестороннее развитие креативных способностей детей в процессе занятий творческой деятельностью обуславливает гармоническое развитие личности обучающегося, его индивидуальность и во многом обеспечивает подготовку к будущей жизни.

 

Авторы статьи: Безденежных К.Н.,

педагог дополнительного образования МБУДО «ГЦРиНТТДиЮ»;

Цельмер Е.А.,

методист МБУДО «ГЦРиНТТДиЮ»

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-07-17 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: