Положение артикуляционного аппарата при произношении согласных звуков




 

Артикуляция согласных звуков требует особого внимания. Если при произнесении гласных струя выдыхаемого воздуха проходит через ротовую полость и почти не встречает препятствий, то при произнесении согласных струя выдыхаемого воздуха должна встречать на своем пути различные преграды, что требует четкой и тонкой работы артикуляционных органов.

 

Согласные звуки бывают звонкими (в,г,д,ж,з,л,м,н,), и глухими (п,ф,к,х,т,ш,щ,ч,ц,с,), твердыми (в,б,г,д,) и мягкими (вь, бь, кь, гь).

 

Большинство согласных звуков в русском языке могут быть как твердыми, так и мягкими. Но некоторые согласные всегда будут твердыми: это ж,ш,ц, (н-р жара, шалаш, цыпленок).

Звуки Й и Ч всегда мягкие (май, змея –змеЙА, чашка, чай и т.д.)

 

Звуки Ж и Ш всегда твердые в одиночном положении, но иногда становятся мягкими в случаях когда они удваиваются (вожжи, езжай –еЖьЖьай и.т.д.)

 

Все согласные звуки, за исключением М и Н, требуют активной работы мягкого неба, которое закрывает проход в носовую полость. Это очень важно, т.к. иначе звуки будут иметь неприятное гнусавое звучание.

 

Ясность, внятность речи, прежде всего, зависит от четкого произношения согласных звуков, в то время как мелодика речи определяется главным образом произношением гласных. Станиславский говори: «Гласные - река, согласные – берега».

 

Б-П     П   Б   Пь-Бь Губы крепко сомкнуты. Струя выдыхаемого воздуха проходит через рот и разрывает эту преграду – в результате образуется шум.   Произноситься только шумом   С участием шума и голоса   Спинка языка поднимается к мягкому небу. Двойные ПП, ББ – произносятся слитно «долгим затвором»   Упр. Пи-пэ-па-по-пу-пы Пэббэ-пабба-поббо-пуббу-пыббы Би-бэ-ба-бо-бу-бы бэппэ-баппа-боппо-буппу-быппы   Лучше врага бить, чем битым быть. Трус – что плохой пес: хвост поджал и побежал
К-Г     Г   Кь-Гь Язык оттянут назад, задняя часть спинки языка поднята и упирается в мягкое небо, кончик языка у нижних зубов, но не касается их.   Связки сомкнуты и вибрируют   Спинка языка выше поднимается к твердому небу, кончик языка лежит ближе к нижним зубам. Небная занавеска и на твердых и на мягких К,Г поднята.    
Х-Хь Отодвигается назад к мягкому небу, между языком и небом образуется щель, чрез которую с трением проходит выдыхаемый воздух, создавая шум. При Хь – спинка языка сильнее поднимается к твердому небу.   Упр. Ки кэ ка ко ку кы хик хэк хак и т.д Ги гэ га го гу гы гих гэх гаэ гох и т.д. Хи хе ха хо ху хы кигги кэггэ кагга кого кугу кыггы гики гэккэ гака гокко гукку гыккы   Колпак на колпаке под колпаком колпак У елки иголки колки У храбрых есть бессмертие, смерти у храбрых нет.
Т-Д     Ть-Дь Челюсти разомкнуты, передние зубы обнажены, кончик языка упирается в верхние передние зубы. Струя воздуха разрывает это преграду. При произнесении Т связки не работают, Д – связки сомкнуты и вибрируют. Небная занавеска во всех случаях приподнята.   спинка языка сильнее поднимается к твердому небу. Упр. Ти тэ та то ту ты Ди дэ да до ду ды   Тэддэ тадда тоддо тудду тыдды Дэттэ дата дотто дутту дытты   Не сиди сложа руки так и не будет суки Есть-то есть да не про вашу четь.
Ф-В   Фь - Вь Нижняя губа подтянута вверх, верхние зубы обнажены и почти касаются нижней губы – между губами и зубами образуется щель, через которую проходит струя воздуха. На В голосовые связки сомкнуты и вибрируют, на Ф – не работают, верхняя губа поднята, а верхние зубы касаются середины нижней шубы, губу не закусывать. Небная занавеска поднята.   спинка языка сильнее поднимается к твердому небу. Упр. То же Водовоз вез воду из водопровода Ест Федька водку с редькой, есть редька водку с Федькой У Феофана Митрофановича три сына Феофаныча. Верзила Вавила весело ворочал вилами.
С-З Сь-Зь Зубы обнажены, кончик языка упирается в нижние зубы, спинка языка слегка выгнута, отчего в середине языка образуется желобок, Воздух проходит по этому желобку, создавая трением шум, а в З к шуму добавляется голос.   спинка языка сильнее поднимается к твердому небу. Упр. То же Пришел косой козел с козой У сени и Сани в сенях сом с усами От зорь до зорь моряки на вахте зорки
Ш-Ж Губы чуть выдвинуты вперед, кончик языка находится за верхними альвеолами, приближается к твердому небу, боковые края языка прижаты к альвеолам верхних коренных зубов. Струя воздуха проход в щель образуемую языком и твердым небом. Ш- образуется только шумом, Ж – при участии голоса.   Упр. То же Дружба дружбой а служба службой Что посеешь то и пожнешь, что пожнешь то и смолотишь
Щ То же что и при произнесении Ш только спинка языка сильнее поднимается к твердому небу. Произноситься как два ШШ Упр. То же Волки рыщут, пищу ищут. Щипцы да клещи – вот наши вещи.
Ч Имеет сложную слитную артикуляцию. Начинается от мягкого Ть и переходит в щелевой мягкий Ш. Края языка прижаты к боковым зубам, спинка высоко поднята к небу, как при звуке Ш.   Упр. То же. Обычай бычий, ум телячий. Щетинка у чушки, чешуя у щучки. Два щенка щека к щеке щиплют щетку в уголке Поезд мчится скрежеща: ж-ч – ш-щ, ж-ч – ш-щ
Ц Состоит из твердого Т и щелевого твердого С произносимых слитно ТС. Сначала язык находится в положении звука Т: кончик языка прижимается к передним верхним зубам, спинка упирается в альвеолы верхних зубов, затем язык переходит в положение звука С – выгибается и приближается к нижним зубам. Края языка прижаты к боковым верхним зубам. Зубы обнажены. Голосовые связки не вибрируют. Небная занавеска поднята. Звук Ц всегда твердый. Исключение составляют некоторые иностранные слова н-р Цюрих. Если язык не будет упираться в альвеолы звук Ц будет поход на звук С. Упр. То же Сердце с перцем, нрав с горчицей. Невелика птица синица, да умница. Грамоте учиться всегда - пригодиться.
М-Мь При произнесении твердого и мягкого М, Мь наиболее активно работают губы. В начале губы напряжены и сомкнуты, воздушная струя раскрывает эту преграду, язык находится в положении гласного А, Небная занавеска опущена, струя выдыхаемого воздуха проходит в основном через нос (звук носовой). Голосовые связки сомкнуты и вибрируют
Н-Нь Наиболее активно работает язык. Кончик языка прижимается к основаниям верхних зубов. Зубы обнажены. Небная занавеска (мягкое небо) опущена, струя воздуха проходит через носовую полость. Голосовые связки сомкнуты и вибрируют.   Упр. То же Семья сильна, когда над ней крыша одна. Не научила мамка, так научит лямка.
Л - Ль Зубы обнажены, кончик языка упирается в верхние зубы, спинка языка вместе с краями опускается, корень языка приподнимается к мягкому небу и несколько оттягивается назад. Голосовые связки сомкнуты. Воздух проходит по бокам языка. Связки сомкнуты и вибрируют, небная занавеска поднята. При Ль – кончик языка поднят еще выше, спинка языка сильнее поднимается к твердому небу.   Упр. То же Полили ли лилию? Видели ли Лидию, полили лилию, видели Лидию
Р-Рь Возникает в результате дрожания кончика языка. Кончик языка поднят к альвеолам верхних зубов, напряжен, и колеблется в проходящей воздушной струе. Края языка прижаты к боковым зубам, так что воздушная струя проходит по середине ротовой полости. Спинка языка прогибается. Губы раскрыты, но не растянуты. При Рь – кончик языка так же колеблется, дрожит, но спинка языка поднимается к твердому небу. Губы растягиваются в стороны. Упр. Рли рлэ рла рло рлу рлы Лри лрэ лра лро лру лры   Рли-лри рлэ-лрэ рла-лра рло-лро рлу-лру рлы –лры - 2 раза  

 

 

ОРФОЭПИЯ

 

Слово орфоэпия по происхождению греческое и означает «правильная речь».

Орфоэпические нормы складывались исторически, вместе со становление и развитием русского языка. В своих основных чертах нормы современного литературного произношения сформировались вместе с русским литературным языком к середине 19 столетия. В основу произносительных норм лег московский говор, одной из отличительных особенностей которого является аканье. Постепенно московские нормы предавались и другим культурным центрам, в то же время, дополняясь местными языковыми особенностями. На сцене актеры не всегда говорят правильным литературным языком. Это зависит от сценического произведения, определенный говор, шепелявость, и т.д. необходимы для сохранения образа или передачи стиля произведения, эпохи.

Изучая Орфоэпию мы будем касаться литературных норм произношения, которые являются обязательными для культурных людей, актеров, ведущих, дикторов и вех тех, кто по роду деятельности выходит на сценическую площадку. Существует 27 правил орфоэпии:



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-11-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: