ТЕМА 5. Особенности строения и жизнедеятельности многоклеточного организма по сравнению с одноклеточным




Содержание работы

Задание 1. Дать краткую характеристику многоклеточному организму.

Задание 2. Познакомиться и перенести из учебно-методического пособия схему «Таксономия многоклеточных животных» (рис. 8).

Задание 3. Рассмотреть и зарисовать из учебно-методического пособия последовательные стадии развития яйца (рис. 9).

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА


ТЕМА 6. Тип губки
Тип кишечнополостные

Содержание работы

Задание 1. Рассмотреть внешний вид губки-бодяги. Отметить отверстия каналов (рис. 12).

Задание 2. Рассмотреть при помощи бинокулярной лупы фиксированный препарат гидры (продольный разрез) и обозначить основные составные части ее строения (рис. 13).

Задание 3. Пользуясь малым увеличением микроскопа, рассмотреть поперечный срез тела гидры. Обратить внимание на то, что стенка тела гидры состоит из двух слоев клеток: наружного (эктодермы) и внутреннего, выстилающего полость кишечника (энтодермы), между которыми имеется тонкая опорная пластинка — мезоглея. В рис. 14 внести необходимые пояснения.

 
 
Рис. 12

       
 
Рис. 13
 
Рис. 14


Самостоятельная работа

1. Дайте краткую характеристику губкам, приведите их классификацию.

2. Дайте краткую характеристику кишечнополостным, приведите их классификацию


ТЕМА 7. Тип плоские черви
Класс ресничные черви
Класс сосальщики _____

Содержание работы

Задание 1. Рассмотреть на фиксированном препарате строение молочной планарии.

Задание 2. Рассмотреть под бинокулярной лупой внутреннее строение печеночного сосальщика. Обозначить основные органы строения (рис. 15).

Задание 3. Под бинокулярной лупой рассмотреть внутреннее строение ланцетовидного сосальщика. Обозначить основные органы строения (рис. 16).

 
Рис. 15

 
 
Рис. 16

Самостоятельная работа

Дайте краткую характеристику сосальщикам. Нарисуйте схему цикла развития печеночного сосальщика и дайте пояснения.


ТЕМА 8. Тип плоские черви
Класс ленточные черви

Содержание работы

Задание 1. Рассмотреть под бинокулярной лупой и микроскопом головку свиного цепня, незрелый и зрелый членики бычьего цепня. Обратить внимание на форму и количество боковых ветвлений матки.

Задание 2. Рассмотреть препараты различных типов финн цепней.

I
Задание 3. На рис. 17 и 18 обозначить основные составные части вооруженного и невооруженного цепней, лентеца широкого и эхинококка.

Рис. 17


               
   
 
 
   
 
 
 
 
 
   
Рис. 18


Самостоятельная работа

Приведите основные морфологические признаки цепней и лентецов. Нарисуйте цикл развития свиного цепня, дайте пояснения.


ТЕМА 9. Тип круглые черви
Класс нематоды

Содержание работы

Задание 1. Рассмотреть на тотальном препарате наружный вид самки и самца свиной аскариды, отметить признаки полового диморфизма: различия в размере, наличие у самца загнутого конца.

Задание 2. Обозначить внутреннее строение самки аскариды, представленной на рис. 19.

Задание 3. Пользуясь малым увеличением микроскопа, изучить поперечный срез тела аскариды. На рис. 20 отметить расположения отдельных органов.

 
Задание 4. Рассмотреть при малом увеличении микроскопа препарат свинины, содержащий личинки трихинелл. Среди волокон мяса рассмотреть капсулы со спирально свернутыми личинками. Их вид представлен на рис. 21.

 

       
 
   
Рис. 21

Самостоятельная работа

Дайте краткую характеристику круглым червям, приведите их классификацию. Нарисуйте схему цикла развития свиной аскариды и сделайте краткое пояснение


ТЕМА 10. Тип кольчатые черви

Класс малощетинковые черви

Содержание работы

Задание 1. Изучить наружный вид дождевого червя, обратить внимание на форму тела, сегментацию, наличие пояска, расположение ротового, анального и полового отверстий.

Задание 2. При помощи лупы рассмотреть внутреннее строение дождевого червя, предварительно вскрытого продольным разрезом по спине. Отметить наличие перегородок между сегментами кожно-мускульного мешка, вторичной полости тела, глотки, пищевода, желудка, кишечника, семенных мешков.

Задание 3. Рассмотреть под микроскопом или с помощью лупы поперечный срез тела дождевого червя. Обратить внимание на строение покровов тела, наличие двух слоев мускульных волокон, спинного, брюшного и кольцевых кровеносных сосудов, брюшной нервной цепочки.

Задание 4. Познакомиться с внешним видом многощетинкового червя-нереиса, обратить внимание на наличие головного отдела тела с глазами и щупальцами, сегментации и параподий.

Задание 5. Изучить внешний вид медицинской пиявки, рассмотреть мокрый препарат ее внутреннего строения (обратить внимание на огромный по объему кишечник с боковыми карманами).

Задание 6. На рис. 22 и 23 обозначить основные системы и органы строения дождевого червя.

           
   
 
 
   
 
Рис. 22



Самостоятельная работа

Дайте краткую характеристику кольчатым червям, приведите их классификацию.


ТЕМА 11. Тип членистоногие
Подтип жабернодышащие
Класс ракообразные

Содержание работы

Задание 1. Рассмотреть внешний вид речного рака, отметить наиболее характерные черты членистоногих животных: расчленение тела на сегменты, членистое строение конечностей, хитиновый покров. Одновременно рассмотреть характерные черты речного рака: деление тела на головогрудь и брюшко, наличие пяти пар ходильных ног, первая пара которых называется клешнями, наличие двух пар антенн, одной пары сложных фасеточных глаз, а также жабр, прикрытых краями головогрудного щита.

Задание 2. Произвести вскрытие рака. Для этого ножницами вскрыть головогрудной щит двумя разрезами, идущими по бокам тела от заднего края щита к межглазному промежутку. Затем осторожно удалить пинцетом спинную часть щита. У вскрытого рака рассмотреть сердце, желудок, кишечник, печень, половые органы. Вынуть желудок, вскрыть его стенки и рассмотреть внутри хитиновые зубчики. Найти лежащие у основания антенн выделительные органы — «зеленые железы».

Задание 3. На рис. 24 обозначить и раскрасить органы расчлененного рака.

Рис. 24
 
 
 



САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА

Дайте краткую характеристику типу членистоногих и классу ракообразных, приведите их классификацию. Зарисуйте циклопа и дафнию как представителей низших ракообразных.


ТЕМА 12. Тип членистоногие

Подтип хелицеровые

Класс паукообразные

Содержание работы

Задание 1. Рассмотреть внешний вид паука-крестовика или тарантула, отметить деление тела на головогрудь и брюшко, наличие четырех пар ног, паутинных бородавок.

Задание 2. При изучении скорпиона обратить внимание на членистость брюшка, педипальпы, имеющие вид клешней, жало на конце брюшка и четыре пары ног.

Задание 3. Рассмотреть пастбищного (иксодового) клеща, обратить внимание на слияние всех члеников головогруди и брюшка в единое тело — туловище, наличие четырех пар ног. Изучить при помощи лупы ротовые органы.

Задание 4. Рассмотреть чесоточного клеща.

 
Задание 5. На рис. 25 обозначить и раскрасить органы и системы паука-крестовика.

       
   
14 15
 
Рис. 25
 



Самостоятельная работа

Дайте краткую характеристику паукообразным, приведите их классификацию.


ТЕМА 13. Тип членистоногие
Подтип трахейнодышащие
Класс насекомые

Содержание работы

Задание 1. Рассмотреть внешний вид расчлененного майского жука, отметить деление тела на голову, грудь и брюшко, наличие трех пар ног, двух пар крыльев (передние превращены в надкрылья), одной пары усиков, сложных глаз.

Задание 2. Рассмотреть строение ножки насекомого (медоносной пчелы). Обозначьте на рис. 26 тазик, вертлуг, бедро, голень, лапку и коготки.

Задание 3. Изучить микропрепараты (при малом увеличении микроскопа или под лупой): ротовых органов грызущего типа таракана (отметить верхнюю губу, верхние парные челюсти — жвалы), пару нижних челюстей с щупиками, нижнюю губу с щупиками; грызуще-сосущих ротовых органов медоносной пчелы; колюще-сосущих органов комара.

Задание 4. На рис. 26 и 27 отметить разными цветами расположение внутренних органов и систем медоносной пчелы и таракана.

Рис. 26

Рис. 27


Самостоятельная работа

Дайте краткую характеристику подтипу хелицеровых и классу многоножек, приведите их классификацию.


ТЕМА 14. Систематика насекомых

Содержание работы

Задание 1. Записать основные признаки подклассов и основных отрядов насекомых.

1. Подкласс первичнобескрылые

2. Подкласс крылатые

 

 

А. Насекомые с неполным превращением:

 

 

а) отряд прямокрылые

 

 

б) отряд стрекозы

 

 

в) отряд равнокрылые

 

 

г) отряд полужесткокрылые

 

 

д) Отряд вши


Б. Насекомые с полным превращением:

 

а) отряд чешуекрылые

 

б) отряд жесткокрылые

 

в) отряд блохи

 

г) отряд перепончатокрылые

 

д) отряд двукрылые


ТЕМА 15. Тип моллюски
Тип иглокожие

Содержание работы

Задание 1. Рассмотреть внешний вид двустворчатого моллюска беззубки, отметить две створки раковины, соединяющую их связку, кольца роста на створках, отверстия сифонов.

Задание 2. Введя в щель между створками раковины лезвие скальпеля, перерезать с одной стороны тела моллюска мускулы, закрывающие раковину, и удалить одну из створок. У обнаженного моллюска рассмотреть тонкую складку покровов — мантию, выстилающую внутреннюю поверхность раковины; расположенную между мантией и телом мантийную полость; пластинки жабр; тело и ногу моллюска. Отметить наличие двух сифонов. Найти ротовое отверстие, окруженное двумя парами щупалец. Сделать продольный разрез ноги и найти желудок, печень, петли средней кишки и гонады.

Задание 3. Вскрыть моллюска со спинной стороны, обнажив сердце и проходящую через него кишку. Обозначить и раскрасить различные органы и системы двустворчатого моллюска, представленного на рис. 28.

Задание 4. Рассмотреть препарат виноградной улитки, отметить спирально завитую раковину, ногу и голову животного (рис. 29). Рассмотреть слизня.

Задание 5. Рассмотреть тотальный препарат осьминога как представителя головоногих моллюсков.

Задание 6. Рассмотреть внешний вид морской звезды, морского ежа, морской лилии и голотурии.

                     
   
9 10
     
 
 
 
   
 
 
 
 
 
   
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
   
 

Рис. 29

Рис. 32
Рис. 34
Рис. 33


Самостоятельная работа

Дайте краткую характеристику моллюскам и иглокожим, приведите их классификацию.


ТЕМА 16. Тип хордовые
Подтип личиночнохордовые
Подтип бесчерепные

Содержание работы

Задание 1. Рассмотреть тотальный препарат ланцетника, который позволяет видеть основные черты организации хордовых животных. С помощью лупы найти спинной и хвостовой плавники, окруженное щупальцами ротовое отверстие, а также анальное отверстие. Пользуясь прозрачностью препарата, рассмотреть хорду, нервную трубку, мускульные сегменты, глотку с жаберными щелями, кишечник, печеночный вырост, гонады. Обозначить на рис. 30 органы и системы ланцетника.

Задание 2. Рассмотреть поперечный разрез тела ланцетника. Указать и раскрасить на рис. 31 хорду, спинную нервную трубку, глотку, половые железы, мышечные сегменты, печеночный вырост.

Рис. 35
Задание 3. Рассмотреть внешний вид асцидии. На рис. 33 отметить тело животного, его подошву, ротовой и клоакальный сифоны.

Рис. 37
Рис. 36
12 13


Самостоятельная работа

Дайте краткую характеристику хордовым животным, приведите их классификацию.


ТЕМА 17. Тип хордовы е
Подтип позвоночные
Класс круглоротые

Содержание работы

Задание 1. Изучить внешний вид миноги как представителя класса круглоротых. На рис. 33 обозначить расположение непарных плавников, наличие ротовой присоски с роговыми зубами, непарной ноздри, глаз и ряда жаберных щелей.

Рис. 38

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА

Приведите основные черты организации позвоночных животных и их классификацию.


ТЕМА 18. Тип хордовые
Подтип позвоночные
Класс хрящевые рыбы
Класс костные рыбы

Содержание работы

Задание 1. Рассмотреть внешний вид хрящевой рыбы (акулы). На рис. 34 отметить основные наружные органы.

Задание 2. Произвести вскрытие костной рыбы. Для этого ножницами сделать два разреза: первый — от анального отверстия до колтычка, второй — от анального плавника вверх по боковой стенке полости тела, соединив с первым разрезом в области колтычка. Удалить боковую стенку полости тела. На вскрытой таким образом рыбе найти и рассмотреть пищевод, желудок, кишечник, печень, половые железы, плавательный пузырь, почки, сердце. На рис. 35 обозначить различные органы и системы.

Задание 3. Извлечь и изучить строение одной из жабр.

 
Задание 4. Рассмотреть и зарисовать строение чешуи рыбы, определить по ней возраст рыбы.

       
 
Рис. 39
 
   
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Рис. 40
12 5

Самостоятельная работа

1. Дайте краткую характеристику хрящевым рыбам, приведите их классификацию.

2. Дайте краткую характеристику костным рыбам, приведите их классификацию.


ТЕМА 19. Тип хордовые
Подтип позвоночные
Класс земноводные

Содержание работы

Задание 1. Рассмотреть внешний вид лягушки, отметить слизистые покровы, наличие двух пар конечностей, двух глаз с веками, барабанной перепонки уха. Рассмотреть заднюю ногу лягушки как пример пятипалой конечности позвоночных. Раскрыв рот лягушки, осмотреть длинный и широкий, прикрепленный передним концом к нижней челюсти язык.

Задание 2. Вскрыть усыпленную лягушку путем разреза брюшной стенки от рта по средней линии груди и брюха до клоакального отверстия. Укрепить лягушку брюхом кверху в ванночке (воткнув булавки в лапы) и растянуть края разреза в стороны, приколов их ко дну ванночки булавками. У вскрытого животного найти пищевод, желудок, тонкую и толстую кишку, клоаку, печень, селезенку, мешковидные легкие, почки, половые органы. Вскрыть околосердечную сумку и рассмотреть трехкамерное сердце.

Задание 3. На рис. 36 обозначить и раскрасить основные органы и системы лягушки.

Задание 4. Ознакомиться с внешним строением хвостатых земноводных: саламандры, тритона, протея и личинки амбистомы — аксолотля.

 

Рис. 41

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА

Дайте краткую характеристику классу земноводные, приведите их классификацию.


ТЕМА 20. Тип хордовые
Подтип позвоночные
Класс пресмыкающиеся

Содержание работы

Задание 1. Рассмотреть внешний вид ящерицы. Обратить внимание на сухую, покрытую чешуйками кожу, строение конечностей, наличие клоаки.

Задание 2. Вскрыть полость ящерицы путем продольного разреза брюшной стенки от анального отверстия до рта. Укрепить вскрытое животное брюхом вверх на восковом дне ванночки и при помощи булавок растянуть края брюшной стенки в стороны. Найти и рассмотреть следующие внутренние органы: пищевод, желудок, поджелудочную железу, печень, селезенку, легкие, сердце, почки, половые железы.

Задание 3, На рис. 37 обозначить и раскрасить основные органы и системы ящерицы.

Рис. 42
 


Самостоятельная работа

Дайте краткую характеристику классу Пресмыкающиеся, приведите их классификацию.


ТЕМА 21. Тип хордовые
Подтип позвоночные
Класс птицы

Содержание работы

Задание 1. Изучить внешний вид птицы. Особое внимание уделить признакам, обеспечивающим приспособления птиц к полету, таким как обтекаемая форма тела, превращение передних конечностей в крылья, наличие перьевого покрова, хвостовое оперение в качестве руля движения в воздухе, особенности строения задних конечностей.

Задание 2. Рассмотреть строение пера (рулевого или махового). Обратить внимание на разделение пера на стержень, очин и опахало. Рассмотреть различные типы перьев.

Задание 3. Произвести вскрытие птицы и рассмотреть ее внутренние органы. Вскрытие проводить при помощи анатомических ножниц, проводя разрезы по бокам тела так, чтобы удалить грудину с грудными мышцами. У вскрытой птицы выделить и рассмотреть следующие органы: пищевод, зоб, железистый и мускульный желудок, тонкие и толстые кишки, слепые отростки, клоаку, печень, поджелудочную железу. Из дыхательных органов — трахею, бронхи, верхнюю и нижнюю гортань, легкие, воздухоносные мешки. Рассмотреть строение сердца, почек, мочеточников, семенников или яичников, яйцеводов или семяпроводов.

Задание 4. На рис. 38 обозначить и раскрасить органы и системы птицы, а на рис. 39 — строение яйца.

 
 
Рис. 43

 
 
9 8 7 5

       
 
 
   
Рис. 44
 


Самостоятельная работа

Дайте краткую характеристику классу Птицы, приведите их классификацию.


ТЕМА 22. Тип хордовые
Подтип позвоночные
Класс млекопитающие

Содержание работы

Задание 1. Рассмотреть внешний вид млекопитающего. Отметить деление тела на голову, шею, туловище, хвост и конечности. Изучить строение волосяного покрова, его деление на волоски остевые, пуховые и чувствующие (вибриссы). Обратить внимание на наличие у самок молочных желез и отметить наличие ушных раковин.

Задание 2. Рассмотреть внутренние органы вскрытого млекопитающего. Обратить внимание на разделение полости тела диафрагмой на грудной и брюшной отделы.

 
Задание 3. На рис. 45 обозначить и раскрасить органы и системы млекопитающего.

       
 
Рис. 45
 
 

Самостоятельная работа

Дайте краткую характеристику классу, отрядам. Приведите их классификацию.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-11-22 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: