Группа БрПХ-211 Учебная практика. Тема: Продольное нивелирование.
Занитий по 6 часов, всего 36 часов (с 08.06 по 13.06.20)
Г. Занятие 7
Практическое занятие №2
Темы: 1.Рекогнасцировка местности.
Рекогносцировку выполняют для определения оптимального варианта размещения нивелирных ходов и узлов связи, для уточнения и обозначения мест закладки реперов и их типов. К рекогносцировке линий I класса привлекают геологические организации для выбора наиболее обоснованного варианта линии и наилучших мест закладки реперов.
Закрепление вершин трассы и разбивка пикетажа между вершинами.
2.1 Разбивка трассы по пикетам через каждые 100м.
2.2 Закрепление вершин трассы колышками
Закрепление и измерение углов. Выбранную трассу надёжно закрепляют на местности. Вершину угла, образуемого прямыми линиями трассы, закрепляют забиваемым вровень с поверхностью земли колом (рис. 2, а). На расстоянии 1 м от кола с внешней стороны угла на его биссектрисе устанавливают столб с затёсом. На затёсе, обращённом в сторону вершины угла, делают надпись, указывающую номер вершины угла, год, угол поворота трассы, радиус вписываемой в угол кривой, расстояние от начала трассы. Измеряют расстояния от вершины угла до расположенных вблизи приметных местных предметов (дерево, угол здания, валун и др.) и показывают их на абрисе - схеме, составляемой для облегчения отыскания вершины угла в последующем, особенно в случае разрушения опознавательного столба.
Над колом, закрепляющим вершину угла, устанавливают теодолит и измеряют лежащий справа по ходу трассы угол b между направлениями на соседние вершины углов. Измерение выполняют одним приёмом с точностью 0,5¢. Угол поворота трассы (рис. 1) вычисляют по формулам:
БФПУ | Лист | |||||
Голиков А.В. | ||||||
Изм | Лист | Дата |
αпр = 180°- 2 (при повороте трассы вправо: < 180°) или
αлев = 3 - 180° (при повороте трассы влево: > 180°).
Для контроля буссолью измеряют магнитные азимуты лини
ВУ2
На ВУ1
ВУ3
Рис.1 Углы поворота трассы
А) 1 м. 2 б) 2
1 1
ВУ
Рис. 2 Закрепление точек на трассе:
а – закрепление вершины угла: 1 – кол; 2 – столб;
б – закрепление пикета и плюса: 1 – кол; 2 – сторожок
Разбивка пикетажа и измерение длин линий. Расстояния между вершинами углов поворота трассы измеряют светодальномером или мерной лентой. Измерение выполняют дважды с предельной относительной погрешностью измерений не более 1:1000-1:2000. В ходе одного из измерений трассу разбивают на отрезки длиной 100 метров по горизонтальному проложению. Конец каждого отрезка - пикет; его закрепляют, забивая вровень с землёй кол.
БФПУ | Лист | |||||
Голиков А.В. | ||||||
Изм | Лист | Дата |
Впереди него по ходу трассы на расстоянии 20-25 см забивают второй, возвышающийся над поверхностью земли кол - сторожок (рис. 2, б). На сторожке надписывают порядковый номер пикета, например, ПК13, что означает: номер пикета - 13, расстояние от начала трассы - 1300 м.
Чтобы получить 100-метровые горизонтальные проложения, следует, учитывая наклон местности, увеличивать длину откладываемых наклонных отрезков. Поэтому в них вводят поправки за наклон со знаком плюс. Часто вместо введения поправок, натягивая мерную ленту, удерживают её в горизонтальном положении и проектируют отвесом её приподнятый конец на землю. Чтобы лента меньше провисала, поддерживают её в середине.
Кроме пикетов, колышком и сторожком закрепляют плюсовые точки (или просто "плюсы"), где на трассе изменяется наклон местности. На сторожке в этом случае пишут номер предыдущего пикета и расстояние от него в метрах, например ПК13+46, что означает 46 м после пикета № 13 или 1346 м от начала пикетажа.
Плюсовыми точками фиксируют также места пересечения трассой любых сооружений, дорог, линий связи, водотоков, границ угодий и т. д.
Контрольные вопросы:
1.Зачем нужна рекогнасцировка местности при продолном нивелировании?
2.Как измеряются расстояния между вершинами углов поворота трассы?
3.Как призводится разбивка трассы на пикетам и спосбы закрепления пикетов и плюсовых точек?
4.Что такое плюсовые точки?
5.Как производится закрепление на местности вершин углов поворота трассы?
Ответиь на вопросы и оформить работу.
БФПУ | Лист | |||||
Голиков А.В. | ||||||
Изм | Лист | Дата |