Сценарий мастер-класса «Снежный новогодний лес»
Этап 1. Знакомство
Педагог-психолог:
Уважаемые родители, здравствуйте! Меня зовут (имя и отчество), я работаю педагогом-психологом в детском саду. В том числе работаю с детьми с ограниченными возможностями здоровья различного генеза.
Педагог-психолог приводит примеры нарушений, актуальных для его практики и родителей на семинаре, например: «такими как: тяжелые нарушения речи, задержка психического развития, детский церебральный паралич, расстройства аутистического спектра».
Педагог-психолог:
Сегодня я предлагаю вам познакомиться с одним из средств познавательного развития дошкольников с ОВЗ. Это средство хорошо поддерживает интерес детей во время занятия, за счет чего превращает его в увлекательную игру. Речь о пособии Бориса Павловича Никитина «Сложи узор». На мастер-классе мы познакомимся с его функционалом, а сделаем мы это во время самого настоящего путешествия в зимний лес!
Этап 2. «Путешествие начинается. Дорожки»
Педагог-психолог: В наш лес попасть совсем не просто – дорожки снегом замело… Давайте расчистим их! Для этого садитесь за столы. Посмотрите, что находится перед вами? Перед каждой парой «родитель и ребенок» – игра Б.П. Никитина «Сложи узор» и альбом «Чудо-кубики 1». Альбомы открыты на первой странице – их можно заменить аналогом. | Задание «Дорожки» |
Родители, пожалуйста, ознакомьте детей с кубиками в индивидуальном порядке. Покажите кубики со всех сторон. Предоставьте ребенку возможность самостоятельно повзаимодействовать с инструментарием. Затем ознакомьте детей с рисунком на первой странице альбома (или аналогом). Рассмотрите его, перечислите героев, объекты. Можно уточнить цвета дорожек, определить, какая длиннее, короче, «уравнять» их по длине. Задача ребенка – самостоятельно или с вашей помощью «наложить» кубики из набора на нарисованные дорожки стороной соответствующего цвета.
|
Педагог-психолог:
В наш лес попасть совсем не просто – дорожки снегом замело… Давайте расчистим их! Для этого садитесь за столы. Посмотрите, что находится перед вами?
Перед каждой парой «родитель и ребенок» – игра Б.П. Никитина «Сложи узор» и альбом «Чудо-кубики 1». Альбомы открыты на первой странице – для тренинга их можно заменить аналогом в конце этой статьи.
Родители, пожалуйста, ознакомьте детей с кубиками в индивидуальном порядке. Покажите кубики со всех сторон. Предоставьте ребенку возможность самостоятельно повзаимодействовать с инструментарием. Затем ознакомьте детей с рисунком на первой странице альбома (или аналогом). Рассмотрите его, перечислите героев, объекты. Можно уточнить цвета дорожек, определить, какая длиннее, короче, «уравнять» их по длине. Задача ребенка – самостоятельно или с вашей помощью «наложить» кубики из набора на нарисованные дорожки стороной соответствующего цвета.
Педагог-психолог дает на знакомство с игрой и задание «Дорожки» 5–10 минут. В это время звучит музыка, например, «Времена года. Зима» А. Вивальди, композиции П. И. Чайковского.
Педагог-психолог:
Молодцы! Дорожки расчищены, и можно идти дальше!
Этап 3. Физкультминутка «В лес заснеженный пойдем»
Педагог-психолог:
Родители! Возьмите, пожалуйста, детей за руки. Располагайтесь в ряд напротив меня. А теперь делайте движения вместе со мной.
|
Родители встают с детьми в ряд. Они, а вслед за ними дети, повторяют движения.
Педагог-психолог:
«Маму за руку возьмем» – беремся за руки.
«В лес заснеженный пойдем» – имитируем ходьбу на месте.
«Ноги выше поднимаем» – высоко поднимаем ноги, при этом остаемся на месте.
«По сугробам мы шагаем» – показываем, как перешагиваем через сугробы.
«Скрип-скрип» – потираем ладони рук одну о другую.
«Топ-топ» – громко топаем ногами, при этом остаемся на месте.
«Провалились мы в сугроб» – приседаем.
«Из сугроба вылезаем» – встаем, отряхиваемся.
«В зимний лес мы попадаем!» – разводим руки в стороны, удивляемся.
Вот мы и в зимнем лесу!
Этап 4. «Неожиданная встреча. Сова»
Внезапно раздаются странные звуки, это – запись крика совы. Педагог-психолог предлагает участникам путешествия угадать, кто с ними «разговаривает». После того как дети с помощью родителей отгадают, появляется героиня – перчаточная кукла Сова. Она «говорит», что очень рада гостям и просит помочь ей – сложить ее портрет из кубиков. Дети и родители соглашаются и садятся за столы. Теперь перед ними – игра «Сложи узор» и альбом «Чудо-кубики 2», который открыт на первой странице. В рамках тренинга рисунки в альбомах можно заменить аналогом в конце этой статьи. | Задание «Сова» |
Задача родителей и детей – та же самая, что на втором этапе мастер-класса, но сложнее. Теперь нужно подбирать двухцветные кубики и поворачивать их. Время на задание – пять минут. Пока участники выполняют задание, снова звучит музыка. Когда все выполнят задание, Сова «подлетает» к каждому ребенку, хвалит и благодарит. Затем прощается со всеми, «улетает».
|
Этап 5. «Елка»
Педагог-психолог:
Ребята и их родители! А вы знаете, зачем мы пришли в лес? Отгадайте загадку!
Ее всегда в лесу найдем –
Пойдем гулять и встретим:
Стоит колючая, как еж,
Зимою в платье летнем.
Дети отгадывают загадку, при необходимости родители помогают им. Педагог-психолог хвалит детей: «Конечно, это елка! Какой же Новый год без елки!».
Педагог-психолог:
Давайте поиграем в игру, которая так и называется – «Елка». Для этого располагайтесь в свободном пространстве на расстоянии друг от друга.
Сейчас я буду говорить вам разные слова. Как только я скажу слово «Елка» – вам нужно один раз хлопнуть в ладоши. Готовы? Раз, два, три – игру начни!
Педагог-психолог произносит ряд слов, и после каждого слова «елка» участники хлопают: «Зима, снег, елка, Новый год, елка, подарки, варежки, елка, шапка, елка, Дед Мороз, холод, елка, санки, снежинка, Снегурочка, елка, елка, снеговик, елка». По желанию педагог-психолог меняет задание: можно подпрыгнуть, присесть, поднять руки вверх.
Педагог-психолог:
Молодцы! А теперь давайте сделаем елку! Занимаем места за столами! Теперь перед вами – игра «Сложи узор» и альбом «Чудо-кубики 1».
Альбом открыт на с. 11. В рамках тренинга рисунки можно заменить аналогом в конце этой статьи.
Задание «Елка» | «Отзеркаливание», часть 1 | «Отзеркаливание», часть 2 |
Педагог-психолог:
Родители, предварительно важно рассмотреть рисунок вместе с детьми – назвать основные объекты, героя. Можно посчитать «ярусы» елок, сравнить их по высоте. Собирать можно как весь сюжет, так и его отдельные части.
Этап длится 10–12 минут. Если кто-то из детей достаточно легко справился с предыдущим заданием, можно предложить ему сначала собрать только левую часть маленькой елки, затем показать прием «отзеркаливание» – переворачивать стороны кубика в пространстве таким образом, чтобы левая и правая части елки как будто «смотрелись в зеркало». При этом правую часть можно сначала закрыть листом бумаги. Аналогичным образом ребенок складывает вторую, высокую, елку.
Педагог-психолог:
Молодцы! Теперь у жителей леса есть елка, а значит – будет Новый Год!