1.1. Место спортивных игр в системе физического воспитания; воздействие занятий спортивными играми на занимающихся
Спортивные игры можно с уверенностью назвать универсальным средством физического воспитания всех категорий населения - от детей дошкольного возраста до пенсионеров. С их помощью достигается цель - формирование основ физической и духовной культуры личности, повышение ресурсов здоровья как системы ценностей, активно и долгосрочно реализуемых в здоровом стиле жизни. Велика роль спортивных игр в решении задач физического воспитания в широком возрастном диапазоне, таких, как формирование осознанной потребности в освоении ценностей здоровья, физической культуры и спорта; физическое совершенствование и укрепление здоровья как условия обеспечения и достижения высокого уровня профессионализма в социально значимых видах деятельности; природосообразное и индивидуально приемлемое развитие физического потенциала, обеспечивающего достижение необходимого и достаточного уровня физических качеств, системы двигательных умений и навыков; физкультурное общее образование, направленное на освоение интеллектуальных, технологических, нравственных и эстетических ценностей физической культуры; актуализация знаний на уровне навыков проведения самостоятельных занятий и умений приобщать к ним других.
Эффективность спортивных игр в содействии гармоничному развитию личности объясняется, во-первых, их спецификой, во-вторых, глубоким разносторонним воздействием на организм занимающихся, развитием физических качеств и освоением жизненно важных двигательных навыков; в-третьих, доступностью для людей различного возраста и подготовленности (уровень физической нагрузки регулируется в широком диапазоне - от незначительной в занятиях с оздоровительной направленностью до предельного физического и психического напряжения на уровне спорта высших достижений); в-четвертых, эмоциональным зарядом, здесь по этому признаку все равны - «и стар и млад»; в-пятых, спортивные игры уникальное зрелище, по этому признаку с ними не могут сравниться другие виды спорта.
В начальной школе (младшие классы) элементы спортивных игр изучаются в процессе преподавания подвижных игр на уроках физической культуры. Непосредственно изучение спортивных игр начинается с 5-го класса. В программу по физической культуре включены 3 игры - баскетбол, футбол, гандбол, из них по выбору изучаются одна. С восьмого класса в программу включен и волейбол.
Спортивные игры широко представлены в физическом воспитании в учреждениях общего и профессионального образования. В учебной работе это баскетбол, волейбол, гандбол, футбол; во внеклассной физкультурно- спортивной и оздоровительной работе, кроме названных, культивируются настольный теннис, бадминтон, хоккей, теннис и др.
В системе дополнительного образования спортивные игры представлены достаточно широко: в детско-юношеских спортивных школах, специализированных детско-юношеских школах олимпийского резерва, детско-юношеских клубах физической подготовки, различных оздоровительных клубах, на физкультурно-спортивных занятиях в местах отдыха и т.п.
Спортивные игры широко применяются в тренировке спортсменов практически всех видов спорта как эффективное средство общей физической подготовки, развития физических качеств и обогащения двигательного опыта спортсменов, особенно юных.
Спортивные игры преподаются также в училищах, техникумах (колледжах), вузах, в военных учебных заведениях. Как одно из средств физической подготовки их применяют в армии, милиции и т.п. организациях. В период трудовой деятельности спортивные игры используются самостоятельно, а если на предприятиях функционируют спортивные клубы, то они организуют занятия в группах здоровья, спортивных секциях и т.д.
|
|
Основными характеристиками спортивных игр являются то, что они в отличие от подвижных игр развивают не только основные группы мышц, но и в целом многие другие незаменимые для человека качества, такие как ловкость, выносливость, моторику, физическую силу. Каждая спортивная игра улучшает у занимающихся определенные показатели. Допустим, баскетбол развивает точность при метании мяча, с максимальным отклонением от цели на 20 сантиметров. Если говорить про спортивные игры то каждая игра имеет свой сюжет, а исходя из сюжета и правил выходит, что каждая спортивная игра имеет и свою тактику. Отсюда делаем вывод, что помимо физических качеств спортивные игры способствуют развитию таких «нефизических» качеств как логика, быстрое реагирование на сложившуюся ситуацию, то есть, короче говоря, развивают человека умственно. Кроме того, в спортивных играх помимо общей физической подготовки и технической стороны обязательно должна присутствовать как теоретическая так тактическая подготовка. Причем, последней уделяется не меньше времени в подготовке, чем общей физической.
|
Спортивные игры относятся к нестандартным, или ситуационным, физическим упражнениям. Эти упражнения характеризуются тем, что «структура, направление и сила при выполнении двигательных актов не программируются заранее, а зависят от ситуаций, возникающих в разные моменты спортивной деятельности. Своевременное и правильное решение двигательных задач при этом обусловлено способностью нервной системы экстраполяции, четкой информацией, поступающей в центральную нервную систему от органов чувств, высокой подвижностью нервных процессов, соответствующей подготовленностью двигательного аппарата и обеспечивающих его деятельность вегетативных систем.
Все спортивные игры характеризуются скоростно-силовыми движениями смешанного типа. Преобладающими являются ациклические движения. Большое значение имеет точное выполнение прицельных движений.
Работа мышц при спортивных играх в основном динамическая. Однако при силовых приемах мышцы развивают значительные, но кратковременные статические напряжения. Это предъявляет значительные требования к силовой подготовке спортсменов, занимающихся спортивными играми.
Мощность циклических движений при спортивных играх - переменная. В отдельные моменты игры она может быть большой, субмаксимальной и максимальной. Нередко в процессе игры происходит кратковременное прекращение деятельности спортсмена (нарушение правил, потеря мяча, одноминутный перерыв и пр.) при снижении мощности работы и при кратковременных остановках должны усиливаться восстановительные процессы. Они протекают более интенсивно у квалифицированных спортсменов, отличающихся высокой подвижностью нервных процессов. Спортивные игры предъявляют значительные требования к анаэробным возможностям организма. Если игра протекает в очень высоком темпе (например, хоккей с шайбой), то многие системы организма, функционируя в анаэробных условиях, не выдерживают длительного напряжения. В связи с этим правилами разрешается смена игроков. Для достижения высоких результатов в этих видах спорта наряду с анаэробными возможностями необходимо развитие и аэробных.
Спортивные игры способствуют развитию быстроты, силы,ловкости и специальной выносливости к выполнению работы переменной мощности. Большой объем тренировочных нагрузок требует также развития общей выносливости.
Двигательные навыки у занимающихся спортивными играми разнообразны. Сложность их обусловлена тем, что спортсмен должен вести мяч, выполнять передачи и другие игровые приемы непосредственно в момент быстрого передвижения по площадке. В спортивных играх, как в других видах спорта, необходима автоматизация двигательных навыков. Чем она выше, тем эффективнее деятельность спортсмена. Автоматизировано должны осуществляться отдельные игровые приемы, и
даже компоненты сложных действий.«Однакопри игре нередко, возникают такие ситуации, когда заученные привычные движения становятся неэффективными. Тогда стереотипная деятельность спортсменов должна изменяться в соответствии с создавшимися условиями. Это достигается путем экстраполяции, которая осуществляется к сознательно, так и автоматизировано. При этом у спортсменов образуются новые условно-рефлекторные связи, обеспечивающие новые формы движений. Таким образом, при спортивных играх стереотипные движения должны быть легко изменяемыми. Это обеспечивается высокой подвижностью нервных процессов, управляющих двигательной деятельностью.
Занятия спортивными играми совершенствуют подвижность нервных процессов. Один из косвенных показателей этого - укорочение латентного времени условно-рефлекторных двигательных реакций. Более значительно при этом укорачивается латентное время сложных реакций, требующих выбора правильного ответа. Укорочение общего латентного времени реакций (на 5-20%) происходит главным образом за счет уменьшения времени, затрачиваемого на выбор ответа.
Подвижность нервных процессов необходима не только для быстрой смены структуры и темпа движений, но и для соответствующего изменения деятельности органов дыхания и кровообращения. Эти органы должны быстро повышать свои функции при увеличении мощности работы и быстро восстанавливаться при ее снижении. Игровая деятельность требует быстрых, координированных и точных движений. Для этого необходима своевременная и четкая информация как о расположении игроков и мяча на площадке (обеспечиваемая органами зрения и слуха), так и о положении собственного тела и о состоянии его мышц, поступающая от вестибулярного и двигательного анализаторов.
Спортивные игры предъявляют специфические требования к двигательному аппарату. Подготовка игрока должна обеспечивать повышение «взрывной» силы мышц, «прыжковой» выносливости, быстроты стартовых ускорений, скоростной выносливости. Специальная силовая подготовка игроков сопровождается гипертрофией скелетных мышц. Но эта гипертрофия не должна снижать их скоростные качества.
1.2.Характеристика спортивных игр, их специфические признаки
Спортивные игры сформировались на основе игровой деятельности, присущей человеку. Игра занимает большое место в жизни человека. В детском возрасте игра - основной вид деятельности, средство подготовки к жизни, к труду, эффективное средство физического воспитания. Игры, связанные со спортом, базирующиеся на соревновании, выделились в отдельную группу - спортивные игры, или игровые виды спорта.
Спортивные игры - это протекающее в рамках правил противоборство двух сторон, направленное на достижение преимущества, оцениваемого по количеству достижений обусловленной цели игры. Достижение условно поставленной цели (попадание мяча в ворота или площадку, защищаемую соперником, большее количество выбитых фигур или перебежек, опережение соперника в попытке первым выполнить определенные условия игры и т.д.) оценивается количеством набранных очков, забитых или заброшенных мячей и т.п. содержание деятельности в спортивных играх, направленной на достижение цели игры, определяется едиными правилами. При этом используются присущей только конкретной игре соревновательные действия - приемы игры (техника игры).
Сложный характер соревновательной игровой деятельности создает постоянно изменяющиеся условия, вызывает необходимость оценки ситуации и выбора действий, как правило, при ограниченном времени. Важным фактором является наличие у спортсмена широкого арсенала технико-тактических действий, который бы давал возможность оптимизировать стратегии, обеспечивающие эффективность действий команды по достижению результата в условиях конфликтных ситуаций.
Важная особенность спортивных игр состоит в большом количестве соревновательных действий - приемов игры. Необходимо выполнять эти приемы многократно в процессе соревновательной деятельности (выигрыша встречи, соревнования) - отсюда требования надежности, стабильности навыков и т.д.
В командных играх соревновательную деятельность ведут несколько спортсменов и многое зависит от согласованности их действий, от форм организации действий спортсменов в процессе соревновательной деятельности с целью достижения победы над соперником.
Особенностью спортивных игр является и ступенчатый характер достижения спортивного результата. В видах спорта с единичными соревновательными действиями (например, прыжки, метания) оптимальное сочетание двух факторов - двигательного потенциала и рациональной техники (в принципе даже при однократной попытке) приводит к фиксации спортивного результата (высота прыжка, дальность метания и т.д.), в играх это только своеобразная первая ступень - «технико-физическая». Нужна еще и организация действий спортсменов - индивидуальных, групповых и командных как способа реализации технико-физического потенциала в специфической для игр соревновательной деятельности.
Основным критерием эффективности соревновательной деятельности в спортивных играх служит победа над соперником. Количество побед определяет место в турнирной таблице всех участников. В многолетней спортивной практике сложилось так, что спортивный результат - занятое место в соревнованиях - стал критерием оценки уровня спортивного мастерства команды и ее членов. Как показали исследования, такое выражение спортивного результата по положению в турнирной таблице в игровых видах спорта в полной мере не отражает уровня мастерства спортсмена из-за отсутствия объективных показателей в количественном выражении. При одинаково высоком уровне мастерства всех участвующих в соревновании команд неизбежно их различное положение в турнирной таблице (первое и последнее места). Даже при участии в турнире заведомо слабых команд будет выявлен (теоретически) чемпион страны, а игроки победившей команды получат право на присвоение высокого спортивного знания. Таким образом, необходимо установление объективных показателей, на основании которых можно было бы успешно планировать процесс подготовки и осуществлять контроль.
В число объективных показателей в спортивных играх входят: элементный набор приемов игры (аспект тактики); способность быстро и правильно оценивать ситуацию, выбирать и эффективно применять оптимальное для конкретной игровой ситуации атакующее или защитное действие (аспект техники); специальные качества и способности, от которых зависит эффективность непосредственного выполнения действия (требования к временным, пространственным и силовым параметрам исполнения); энергетический режим работы спортсмена; чувственно- двигательный контроль и др. очень важно все это выразить в количественных величинах. Наличие таких сведений служит основой для определения содержания подготовки спортсменов и управления этим процессом, для разработки модельных характеристик, программ, планов, нормативов и т.д.
Как средство физического воспитания спортивные игры имеют свои особенности, или специфические признаки, без учета которых невозможна плодотворная педагогическая деятельность.Наиболее характерные из них следующие.
1. Комплексность воздействия на организм занимающихся, т.е. одновременное совершенствование основных двигательных качеств (силы, быстроты, выносливости, ловкости) и функций организма (дыхания, кровообращения и д.р.).
Однако одновременность совершенствования не означает совершенствования в равной степени. Некоторые физические качества при помощи одних только спортивных игр развиваются недостаточно (силы рук, брюшного пресса, гибкость и др.). Следовательно, в занятиях по спортивным играм необходимо включать упражнения, способствующие всестороннему физическому развитию и физической подготовке.
2.Коллективность действий, характерная для большинства спортивных игр. Во время учебных занятий и соревнований при правильном педагогическом руководстве занимающиеся приучаются подчинять личные интересы интересам команды. Воспитывается чувство взаимопомощи, дружбы, ответственности за свои действия перед коллективом.
3.Внезапная смена игровой обстановки требует быстрых и рациональных решений. Самостоятельность и инициатива в выборе игровых действий в сочетании с тактической дисциплиной создают благоприятные условия для проявления индивидуальных особенностей игроков.
4.Большая эмоциональность и увлекательный характер спортивных игр, что создает известные трудности в организации педагогического процесса. Стремление быстрее приступить к игре часто порождает недостаточно серьезное отношение к общей физической подготовке, изучению элементов техники, разучиванию тактических комбинаций. На конкретных примерах с достаточным тактом преподаватель должен убеждать занимающихся в целесообразности всех видов подготовки.
В процессе учебных, товарищеских и календарных встреч между игроками могут возникнуть конфликты, связанные с болевыми ощущениями (при столкновениях), недовольством действиями партнеров (надо было передать мяч, а партнер сам выполнил бросок). Очень остро реагируют занимающиеся на мнимые и действительные ошибки спортивных судей. Тут большую роль играет личный пример преподавателя. Его корректное и приветливое отношение к судьям, отсутствие внешних проявлений раздражения из-за возможных ошибок - все это способствует воспитанию у студентов выдержки, мужества, уважения принципов спортивной этики. Ибо, как бы ни были важны рекорды и медали, преподаватель должен, прежде всего, воспитывать у своих учеников качества настоящих воспитанных людей.
5.Известнаятрудность регулирования нагрузки в спортивных играх. Даже в однородных по возрасту и полу группах физическое развитие занимающихся различно. Примером могут служить данные, полученные при изучении морфологических особенностей студентов некоторых вузов: у 105 студентов первого курса рост колеблется от 160 до 188 см, соответственно масса тела - 54 и 83 кг, окружность груди - 79 и 99 см, ширина плеч - 31 и 48 см, окружность бедра (правого) - 48 и 61 см. примерно такая же картина, получается по функциональным показателям: спирометрия - 3000 и 7000 см, становая сила - 105 и 200 кг, прыгучесть - 40 и 67 см, гибкость (наклон вперед) - минус 13 плюс 20 см. значительные различия были в общей координации движений, пространственной ориентировке и сосредоточенности внимания.
Если еще учесть, что у каждого студента характер и темперамент различны, то совершенно ясно, что даже в ходе одного и того же занятия физическая и психическая нагрузка студентов далеко не одинакова.
Преподаватель должен тщательно изучить результаты врачебного контроля, а в процессе занятий внимательно наблюдать за каждым учеником, руководствуясь главным образом объективными показателями утомления (нарушение координации движения, обильное потоотделение, побледнение, учащение пульса выше допустимого). Субъективные же показатели утомления («я не устал, дайте мне еще поиграть») должны приниматься во внимание строго в соответствии с индивидуальными особенностями игроков. Использование повышенных нагрузок возможно лишь при надлежащем врачебном контроле за воздействием их на состояние здоровья спортсмена.
Как уже было сказано ранее, соревновательное противоборство в игре происходит по установленным правилам с использованием присущей только конкретной игре соревновательных действий - приемов игры (техники). При этом обязательным является наличие соперника. В командно-игровых видах цель каждого фрагмента состязания состоит в том, чтобы доставить предмет состязания (мяч, шайбу и пр.) в определенное место площадки соперников и не допустить такового в отношении себя. Это определяет единицу состязания - блок действий типа «защита-нападение», который включает также действия по разведке, дезинформации, конспирации и т.п.
Большинство спортивных игр - командные.
В командных играх выигрывает и проигрывает команда в целом, а не отдельные спортсмены. Как бы хорошо ни играл отдельный спортсмен, если команда проиграла, то проиграл и он. И наоборот, как бы плохо спортсмен ни играл, если команда выиграла, то выиграл и он. Таким образом, спортивная команда является такой же целостной спортивной единицей, как и спортсмен в индивидуальных видах спорта.
Такая специфика командных игр определяет ряд требований к спортсменам, их взглядам, установкам, личностным качествам, характеру действий в состязании. В идеале основной психологической установкой спортсмена на игру должно быть стремление к полному подчинению собственных действий интересам команды (даже вопреки личному благополучию, может быть и «во вред себе» в том или ином отношении).
При отсутствии такой установки у каждого спортсмена команды не может быть и сильной, слаженной команды в целом даже в том случае, если она состоит из индивидуально хорошо технически, физически и тактически подготовленных игроков.
Следовательно, воспитание коллективизма, способности жертвовать собственными интересами ради командной победы, желание видеть и понимать коллективный интерес в каждый данный момент состязания есть одна из важнейших задач процесса подготовки в командных играх. Практика показывает, что сами условия командной состязательной деятельности способствуют воспитанию данной установки через воздействие коллектива на участников игры. Часто такое воздействие бывает весьма жестким, сильным, действенным, что способствует развитию у человека соответствующих личностных качеств.
В связи с этим командные игры являются действенным средством воспитания, естественно, при соответствующей деятельности тренеров, воспитателей, педагогов и др.
Заключение
Игра – это прежде всего упражнение в правильном поведении, причем, в необычных, чрезвычайно затрудненных условиях. Правило игры, маcштаб соревнований, судьи, зрители, наконец соперник,- все это создает исключительный по разнообразию комплекс внешних воздействий, требующий от играющих своего отражения при выборе поведения в игре.
Спортивные игры- это не просто средство физического воспитания, а средство воспитывающего влияния на личность. Самым активным фактором формирования личности выступает здесь коллектив. Его воздействие тем выше, чем сильнее, авторитетнее каждый из его членов.
Спортивные игры широко применяются в тренировке спортсменов практически всех видов спорта как эффективное средство общей физической подготовки, развития физических качеств и обогащения двигательного опыта спортсменов, особенно юных. В игровых видах спорта «другие» (по отношению к избранной игре) спортивные игры также включаются в число средств общей и специальной физической подготовки.
Правильно организованные занятия спортивными играми не зависимо от того, будут ли они систематическими или эпизодическими, оказывают положительное воздействие на организм занимающихся. А в некоторых случаях, при появлении устойчивого интереса могут оказаться любимым видом физических упражнений, под воздействием которого можно достичь высокого уровня физической подготовленности, физического развития и спортивного мастерства.
Литература:
1. Спортивные игры: Техника, тактика обучения; учебник. Под ред. Ю.Д.Железняка, Ю.М.Портнова. -М. «Академия», 2001 г.
2.Спортивные игры: учебник для студентов пед. ин-тов. Под ред.В.Д. Ковалева. - М. «Просвещение», 1988 г.
3.Спортивные игры и методика преподавания; учебник для пед. фак. ин-тов физ. культ. Под ред. Портных Ю.И. — изд. 2-е, перераб. и доп.- М.: «Физкультура и спорт», 1986 г.