Квадратные уравнения. Задания для самостоятельного выполнения




Квадратные уравнения

Квадратное уравнение — уравнение вида ax2+bx+c=0, где a,b,c — некоторые числа a≠0, x — неизвестное. Перед тем как решать уравнение, необходимо раскрыть скобки и собрать все слагаемые в левой части уравнения.

Числа a,b,c называются коэффициентами квадратного уравнения.

a - старший коэффициент; b - средний коэффициент; c - свободный член.

Если в квадратном уравнении коэффициенты b и c не равны нулю, то уравнение называется полным квадратным уравнением. Например, уравнение 2x2–8x+3=0. Если один из коэффициентов b или c равен нулю или оба коэффициента равны нулю, то квадратное уравнение называется неполным. Например, 5x2–2x=0.

Решение неполных квадратных уравнений

1) Неполное квадратное уравнение имеет вид ax2+bx=0, если a≠0;c=0. В левой части этого уравнения есть общий множитель x.

1. Вынесем общий множитель x за скобки.

Мы получим x(ax+b)=0. Произведение равно нулю, если хотя бы один из множителей равен нулю. Поэтому получаем x=0 или ax+b=0. Таким образом, данное уравнение эквивалентно двум уравнениям:

x=0;ax+b=0

2. Решаем получившиеся уравнения каждое отдельно. Мы получим x=0 и x= . Следовательно, данное квадратное уравнение имеет два корня x=0 и x=

Пример 7. Решить уравнение4х2−5х=0

Решение.

Вынесем х как общий множитель за скобки: х(4х−5)=0

Приравняем каждый множитель к нулю и найдем корни уравнения.

x=0 или 4х−5=0, значит х1=0 и х2=1,25

Ответ: х1=0 и х2=1,25

2) Неполное квадратное уравнение вида ax2+c=0,a≠0,b=0

Для решения данного неполного квадратного уравнения выразим x2.

ax2+ c=0, ax2= −c, x2=

При решении последнего уравнения возможны два случая:

· если >0, то получаем два корня: x= ±

· если <0, то уравнение во множестве действительных чисел не имеет решений.

Пример 8. Решить уравнениеx2−16=0

Решение. x2−16=0, x2=16, x= ±4. Ответ: х1=4,х2=−4

 

Решение полного квадратного уравнения

1)

У
Решение с помощью дискриминанта

Дискриминантом квадратного уравнения D называется выражение b2—4ac.

У
При решении уравнения с помощью дискриминанта возможны три случая:

1. D>0. Тогда корни уравнения равны: x1,2=

2. D=0. В данном случае решение даёт два двукратных корня: x1= x2=

3. D<0. В этом случае уравнение не имеет корней.

Пример 9. Решить уравнение 3х2−11= −8х

Соберем все слагаемые в левую часть уравнения и расставим в порядке убывания степеней

2+8х−11=0, a=3,b=8,c= −11

D=b2−4ac=82−4·3·(−11)=196

x1= = =1 x2= = = −3

Ответ: x1=1,x2= −3

2) Устные способы решения квадратных уравнений

Если сумма коэффициентов равна нулю (а+b+c= 0), то х1=1, х2=

Пример 10. Решить уравнение 4х2+3х−7=0

Решение. 4+3−7=0, следовательно х1=1,х2= . Ответ: х1=1,х2= .

Если старший коэффициент в сумме со свободным равен среднему коэффициенту (a+c=b), то

х1= −1, х2=

Пример 11. Решить уравнение 5х2+7х+2=0

Решение. 5+2=7, следовательно, х1= −1,х2= − . Ответ: х1= −1,х2= −

Важно! Приведенные квадратные уравнения можно решать как по общей формуле, так и по теореме Виета.

У

Задания для самостоятельного выполнения

1. Решите урав­не­ние . Если кор­ней несколько, за­пи­ши­те их через точку с за­пя­той в по­ряд­ке возрастания.

2. Решите урав­не­ние . Если кор­ней несколько, за­пи­ши­те их через точку с за­пя­той в по­ряд­ке возрастания.

3. Решите урав­не­ние . Если кор­ней несколько, за­пи­ши­те их через точку с за­пя­той в по­ряд­ке возрастания.

4. Найдите корни урав­не­ния . Если кор­ней несколько, за­пи­ши­те их через точку с за­пя­той в по­ряд­ке возрастания.

5. Найдите корни урав­не­ния . Если кор­ней несколько, за­пи­ши­те их через точку с за­пя­той в по­ряд­ке возрастания.

6. Решите урав­не­ние (x + 2)2 = (x − 4)2.

7. Най­ди­те корни урав­не­ния Если кор­ней несколько, за­пи­ши­те их через точку с за­пя­той в по­ряд­ке возрастания.

8. Най­ди­те корни урав­не­ния Если кор­ней несколько, за­пи­ши­те их через точку с за­пя­той в по­ряд­ке возрастания.

9. Уравнение имеет корни −6; 4. Най­ди­те

10. Решите урав­не­ние

11. Решите урав­не­ние

12. Решите урав­не­ние

13. Решите урав­не­ние Если кор­ней несколько, за­пи­ши­те их через точку с за­пя­той в по­ряд­ке возрастания.

14. Решите урав­не­ние 8 x 2 − 12 x + 4 = 0. Если кор­ней несколько, за­пи­ши­те их через точку с за­пя­той в по­ряд­ке возрастания.

18. Уравнение имеет корни −5; 7. Най­ди­те

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-29 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: