История лаковой живописи XVIII века.




Правительство Санкт-Петербурга

Комитет по образованию

СПб ГБ ПОУ «РОССИЙСКИЙ КОЛЛЕДЖ ТРАДИЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ»

Методическое цикловое объединение преподавателей специальности

54.02.02 Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы

 

   

Реферат

по ПМ.01 Творческая исполнительская деятельность

тема работы: Лаковая живописьXVIII века.

 

Студент_____ Богданова Мария Дмитриевна ___________

(ФИО студента)

Курс __ 3 ____________ группа ___ 1-319н _____________

Специальность: 54.02.02 «Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы»

Вид деятельности лаковая миниатюрная живопись

Преподаватель: __ Игнатушина А. А. _______________________________

(ФИО) (подпись, дата)

 


Содержание

История лаковой живописи XVIII века. 3

Стилистические особенности. 7

Описание коллекции. 8

Тезаурус. 12

Приложение. Аннотация к книге. 13

Аннотация к произведению искусства. 14

Список литературы: 15

 


История лаковой живописи XVIII века.

Если формирование искусства лаковой живописи в России пришлось на конец XVII века, то XVIII столетие стало временем его рассвета. Начало XVIII века - ярчайшая страница русской истории, когда складывалось государство нового типа, отличное от Московской Руси.

В сложном синтезе художественной культуры начала XVIII века лаковая живопись занимала престижное место, представляя собой элемент репрезентативного искусства. В западноевропейских странах уже появились собственные первоклассные мастера, работавшие в необычном стиле "под Китай". Это были особые мастера, им давались королевские привилегии, один двор от другого перенимал "лакирных" художников.

Первая лакирня была организована при Петре I в Петербурге на берегу Фонтанки, у ее впадения в Неву. Обучением "команды" будущих "лакирных" мастеров занимался Гендрик ван Брумкорст в Петербурге. Поначалу Брумкорст участвовал в больших работах по созданию убранства Монплезира в Петергофе, Летнего и Зимнего дворцов, в последние годы жизни исправлял, укреплял, реставрировал то, что было исполнено в первые десятилетия XVIII века, а также выполнял незначительные заказы.

Брумкорст был опытным педагогом. Вот имена прославившихся в последующие годы наиболее способных его учеников: Перфил Федоров, Иван Тиханов, Иван Поляков, Авдей Александров. Федоров и Тиханов были не только первыми из его русских учеников, но и самыми талантливыми, приобретшими известность в связи с работами над знаменитым Лаковым кабинетом в Монплезире по заказу Петра I.

1715 год - возведение Монплезира.

Ныне лишь единственное подлинное панно XVIII века находится в простенке Лакового кабинета между окнами, на нем представлена охота на ланей. Остальные 93 панно сгорели в годы Великой Отечественной войны. Лаковая живопись была восстановлена миниатюристами из Палеха.

В России "лакирные" мастера, как и в западноевропейских странах, начали с декоративной росписи панно в качестве настенных украшений, переходя затем к лаковой росписи мебели, кабинетов, мелких бытовых вещей. Такого рода изделий до наших дней сохранилось крайне малое число. И все же те из них, которые нам известны, показывают, сколь разнообразным было применение русскими мастерами "лакирного дела".

В позднее созданной в Петербурге Академии Художеств были учреждены классы, где получали специальную подготовку в области различных ремесел, в том числе и лакировального.

Архитекторы привлекали специалистов для отделки работ. При их создании мастера были свободны в выборе сюжета, формы, колера. Вполне закономерно считать, что именно архитектурный декор дал толчок к творческому переложению орнаментов на предметы прикладного искусства. Таким образом, "китайщину" умели сочетать с привычными мотивами цветов и трав, украшавшими поверхность и новомодных, и традиционных мебельных форм.

Живая непосредственность письма, жизнерадостность колорита удивительно точно характеризирует стилевую направленность творчества русских мастеров лакового дела этого периода. То было время фижм и точных композиционных решений с трельяжными сетками. Основным цветом лаковых изделий был разнообразен - от светлых тонов до кофейно-коричневых и черных. Художники умело использовали эту гамму фонов под декоративные росписи с золотом.

Для истории декоративной живописи особенно примечательно участие "лакирных дел мастеров" Власова и Данилова и талантливого "лакирного ученика" Якима Герасимова в полихромной росписи шелковых обоев для Опочивальни и Малого Китайского кабинета.

В 1760-е годы Власов особенно часто привлекался к участию в реставрационных работах. В 1794 году Канцелярии от домов и садов командировала его с учениками Д. Даниловым, И. Дубровским, В. Ларионовым и др. для "исправлений" в двух покоях Большого дворца в Петергофе "китайской работою".

В 1798 году Власову с учениками было предписано исполнить для "уборного стола и короны" футляр с приборам. В следующем году Власов привлекается к "исправлению" фонтанов и скульптур в Петергофских парках. Мастерам приходится исполнять самые разные по масштабу и характеру работы - от изготовления стенных панно и расписных декоративных изделий до обычного окрашивания в необходимый колер предметов мебели под лак с позолотой. И в этом заключалась особенность творчества русских "лакиров" XVIII века.

Лакирные мастера XVIII века занимались самыми разными художественными работами. Они выполнять росписи в "восточном вкусе" в свободной живописной манере, свойственной мастерам Италии или Франции, могли просто расписывать под мрамор или иной камень пилястры и стены в особняках заказчиков. Для правильной оценки творческой работы русских "лакирных" мастеров XVIII столетия отметить это качество разносторонности художественного процесса чрезвычайно важно.

Во второй половине XVIII века русские мастера расширяют ассортимент изделий. Появляются разнообразные по форме веера черного и светлого лака с композициями на восточные темы, различного назначения настольные приборы и подносы.

Чайные подносы и столики начали выпускаться на Урале - мастерами демидовских заводов Нижнего Тагила и Невьянска.

Лаковая живопись получила развитие на уральском заводе (Ниж. Тагил). Владельцем его была семья Демидовых. В XVIII веке Н. Н. Демидов организовал специальную школу "для живописи на железе и лакирования железных вещей" при нижнетагильском заводе. Большую роль в развитии рисунка и композиции играли эстампы, которые были необходимы для учебного пособия мастеров лаковой живописи. Писались цветочные узоры по традициям народной росписи, которая существовала у уральских мастеров.

Немалую роль в развитии живописного дела сыграли и иконописцы из числа старообрядцев.

Уральские мастера не подражали восточным лакам по манере письма, не пытались воспроизводить восточные сюжеты и орнаменты. Решения их были чаще всего полностью самостоятельны или опирались на графику, поскольку именно она была их постоянным учителем рисования и основ композиции.

В конце XVIII века в России также складываются фабричные формы производства "лакирных" изделий. Один из инициативных купцов, Коробов П. И., в 1790-е годы создает в сельце Данилково под Москвой мастерскую по производству лаковых табакерок и иных предметов, которая продолжает функционировать и в наши дни как фабрика миниатюрной живописи в Федоскине.

На конец века приходится и возникновение мастерской крестьянина И. Ф. Вишнякова с сыновьями в той же Московской губернии в селе Осташкове.

 




Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-03-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: