Тема: Финансовая система. Бюджет. Налоги.




Финансы – совокупность всех денежных средств, которыми обладают домашние хозяйства, предприятия, государство.

Структура финансовой системы:

- первичные финансы. Образуются на предприятиях, в домашних хозяйствах;

- вторичные финансы государства. Образуются на базе первичных финансов с помощью налогов.

Выделяют две главные линии финансовой политики: бюджетную и фискальную (налогово-бюджетную).

Государственные финансы играют большую роль в регулировании национальной экономики, через них распределяется более 50% национального дохода.

Государственный бюджет – это финансовая программа деятельности государства, отражающая все его денежные ресурсы (доходы) и их распределение (расходы). Составляется на один год.

Государственный бюджет — это годовой финансовый план государственных расходов и источников их финансового покрытия, имеющий силу закона. Проект бюджета ежегодно обсуждается и принимается законодательным органом — парламентом страны, муниципальным законодательным собранием.

В соответствии с российским законодательством бюджетная система страны — совокупность бюджетов трех уровней: федерального, субъектов Федерации и административно-территориальных образований (местного).
В государственную бюджетную систему РФ (консолидированный бюджет) в качестве самостоятельных частей включаются:

· федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов (Пенсионного фонда, Фонда занятости, Фонда социального страхования, Фонд имущественного страхования);

· бюджеты субъектов Федерации (краевые и областные бюджеты, городские бюджеты Москвы и Санкт-Петербурга; окружные бюджеты автономных округов, бюджет Еврейской автономной области и бюджет территориальных государственных фондов);

· местные бюджеты (городские, районные, сельские).

Все эти бюджеты функционируют автономно по принципу бюджетного федерализма, т.е. за каждым бюджетом закрепляются свои источники доходов и определяются расходы, финансируемые за счет соответствующих бюджетов.
В Бюджетном кодексе определены основные принципы бюджетной системы России:

· единство бюджетной системы;

· полнота бюджетной системы;

· самостоятельность бюджетов;

· гласность бюджетов;

· сбалансированность бюджетов;

· разграничение доходов и расходов между уровнями бюджетной системы и др.

Единство бюджетной системы обеспечивается единой правовой базой, использованием единой бюджетной классификации и единых форм бюджетной документации, согласованными принципами бюджетного процесса.
Принцип полноты предполагает, что в каждом звене бюджетной системы имеется место отражения доходов в их полном объеме.
Самостоятельность различных звеньев бюджетной системы предполагает наличие собственных источников доходов у каждого из звеньев системы и права самостоятельно определять напряжение и объемы производственных расходов в соответствии с закрепленными полномочиями.
Гласность означает необходимость публикации утвержденных бюджетов и отчетов об их использовании для широкой общественности.
Свод бюджетов всех уровней бюджетной системы образует консолидированный бюджет страны. Примерная структура государственного бюджета России представлена в таблице 16.1.
Государственный бюджет, как и всякий баланс, предполагает выравнивание доходов и расходов. Однако при принятии бюджета планируемое поступление и расходы не совпадают.

Доходы Расходы
Прямые и косвенные налоги. В доходах государства они составляют от 80 до 90%. Самые крупные из них — подоходный налог, налог на прибыль и НДС Затраты на социальные услуги (здравоохранение, образование, социальные пособия, субсидии бюджетам местных властей на эти цели) — 40-50%
Государственные займы. Осуществляются выпуском и реализацией государственных ценных бумаг (облигаций и казначейских векселей). Их доля в государственном бюджете — от 10 до 20% Затраты на хозяйственные нуж ды (капиталовложения в инфраструктуру, дотации государственным предприятиям, субсидии сельскому хозяйству, расходы на осуществление государственных программ) — 10-20%
Эмиссия (выпуск) бумажных и кредитных денег. К этому источнику правительство прибегает, если располагаемыми доходами нельзя обеспечить финансирование производимых расходов, т.е. в условиях превышения расходов над доходами Расходы на вооружение и материальное обеспечение внешней политики, включая содержание дипломатических служб и займы иностранным государствам — 10-20%
Неналоговые доходы (доходы от продажи и использования государственного имущества, дивиденды по акциям, целевые перечисления государству и т. п.) Административно-управленче- ские расходы (содержание правительственных органов, органов юстиции и пр.) — 5-10%
Платежи по государственному долгу до 7-8%


Таблица 16.1
По соотношению доходов и расходов выделяют 3 варианта бюджета. Если доходы бюджета равны расходам – это сбалансированный бюджет.
Превышение доходов над расходами образует бюджетный профицит (излишек), превышение расходов над доходами образует бюджетный дефицит (недостаток).
Бюджетный дефицит возникает вследствие многих причин объективного и субъективного характера. Наиболее часто — из-за невозможности мобилизовать необходимые доходы в результате спада или падения темпов производства, низкой производительности труда и других причин, вызывающих нестабильность экономики, снижение эффективности производства.

Называют 4 главных способа решения проблемы дефицитности государственного бюджета:

- сокращение расходов бюджета;

- увеличение доходов бюджета за счет повышения налогов, выручки от приватизации госсобственности или эффективного ее использования;

- денежная эмиссия (неизбежно отзовется взвинчиванием инфляции!);

- госзаймы у населения и предприятий, иностранных государств и международных организаций. Государственный долг – это сумма задолженности государства по еще не погашенным внутренним и внешним займам (долг + % по нему).

Проблемы бюджетного дефицита и гос. долга экономисты оценивают по-разному:

- хроническая несбалансированность бюджета и растущие долги государства означают финансовое банкротство нации и обкрадывание потомков;

- дефициты и долги – «штатная» ситуация, это нормальные финансовые инструменты, которые позволяют гибко регулировать финансовые процессы.

Дефициты и долги могут вызывать негативные последствия - необходимость рефинансирования долга, когда для его обслуживания (возврат срочных сумм + выплата %) приходится прибегать к новым займам. Когда-нибудь долговой пузырь может лопнуть и правительство вынуждено объявить либо мораторий на платежи (отсрочку), либо еще хуже – дефолт (отказ от исполнения). Н – р: 17 августа 1998г. глава кабинета министров России С.Кириенко объявил мораторий-дефолт. Платежный кризис назревал давно: правительство Черномырдина (1992-1998) наращивало пирамиду госзаймов под высокий %.

«Заем денег легко превращается в уловку для того, чтоб не глядеть в глаза убытку. Чужие деньги зачастую поддерживают лень. Разумеется, наживать деньги труднее, но это лучше, чем их занимать: капитал должен течь из фабрики, а не из банка» (Г.Форд).

 

Расходы бюджета служат эффективным экономическим регулятором:

- увеличивая их, гос-во может расширить совокупный спрос (через повышение пенсий, пособий, зарплаты);

- стимулировать производство (через заказы, дотации, субсидии);

- ускорять развитие нужных сфер экономики, отраслей хозяйства, науки, образования, окружающей среды.

Гос. расходы обладают мультипликационным эффектом - эффектом умножения, при котором относительно меньший прирост расходных сумм дает относительно больший прирост ВНП. Пример: увеличение госинвестиций в строительство дорог вызывает рост дорожного строительства, производства асфальта, добычи для асфальта сырья, геологических работ, создание новых рабочих мест.

Величину эффекта мультипликации отражает особый коэффициент – мультипликатор ВНП. Он показывает рост национального продукта при данном увеличении объема инвестиций. Н-р: если инвестиции в 5 денежных единиц увеличили ВНП на 20 денежных единиц, то мультипликатор = 4.

Налог – обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, принудительно взимаемый органами гос. власти различных уровней с организаций и физических лиц в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.

Налоги представляют собой обязательные сборы, взимаемые государством с хозяйствующих субъектов и с граждан по ставке, установленной в законодательном порядке.

Налоги – священный долг каждого гражданина перед государством. Только после исполнения этого долга человек вправе ожидать от общества материальной поддержки и защиты своих гражданских прав и свобод.

Налоги являются необходимым звеном экономических отношений в обществе с момента возникновения государства. Развитие и изменение форм государственного устройства всегда сопровождалось преобразованием налоговой системы. В современном цивилизованном обществе налоги - основная форма доходов государства. Помимо этой сугубо финансовой функции налоговый механизм используется для экономического воздействия государства на общественное производство, его динамику и структуру, на развитие научно- технического прогресса.

Законодательством установлено, что объектами налогообложения являются:

- прибыль (доход);

- стоимость определённых товаров;

- добавленная стоимость продукции;

- имущество юридических и физических лиц;

- передача имущества (дарение, продажа, наследование);

- операции с ценными бумагами;

- отдельные виды деятельности;

- другие объекты, установленные законом.

Один и тот же объект облагается налогом одного вида только один раз за установленный период налогообложения (месяц, квартал, полугодие, год).

Все налоги, сборы, пошлины и другие платежи "питают" бюджетную систему РФ. Кроме того, существует около 20 государственных внебюджетных фондов, отчислений. На долю отчислений в эти фонды приходится 46% суммы изъятия финансовых ресурсов в бюджетную систему РФ. Причём 3 /5общей суммы отчислений во внебюджетные фонды составляют отчисления в так называемые социальные фонды. Ставки отчислений в фонды составляют:

в пенсионный фонд - 28% (кроме того, 1% уплачивается работником из его заработной платы); в фонд социального страхования - 5,4%; в фонд занятости населения - 2%; в фонд обязательного медицинского страхования - 3,6%.

Виды налогов.

По методу установления и способам взимания налоги подразделяются на прямые и косвенные.

К числу прямых относят: подоходный налог, налог на прибыль, ресурсные платежи, налоги на имущество, владение и пользование которыми служат основанием для обложения. Они взимаются непосредственно с получателей дохода или владельцев имущества.

Косвенные налоги вытекают из хозяйственных актов и оборотов, финансовых операций (налог на добавленную стоимость, акцизы, таможенная пошлина, налог на операции с ценными бумагами).Включаются в цены товаров и взимаются с потребителей этих товаров.

По способу определения размера налога различают:

- пропорциональные налоги: налоги с неизменной ставкой %.

- прогрессивные: ставка увеличивается по мере роста дохода. (В Швеции ставки налога от 34% до 56%).

- регрессивные: ставки налога с ростом облагаемых сумм снижаются.

По объекту налогообложения выделяют следующие группы налогов:

· • на доходы (НДФЛ, налог на прибыль организаций, единые налоги в рамках специальных налоговых режимов); [3]

· • имущество (налоги на имущество организаций и физических лиц, транспортный налог, земельный налог);

· • реализацию продукции (НДС, акцизы);

· • вид деятельности (водный налог, налог на добычу полезных ископаемых, налог на игорный бизнес.

 

Внутреннее содержание налоговой политики заключается в соблюдении паритета ее фискальной и регулирующей задач. В зависимости от пропорций их сочетания выделяют несколько типов политики.

Политика максимальных налогов предусматривает преследование только фискальных интересов; с целью пополнения бюджета устанавливаются высокие ставки налогов, сокращаются налоговые льготы, вводятся новые налоги.

Возможности по повышению налоговых ставок описываются кривой А. Лаффера (рис. 5).

Согласно теории экономики предложения рост налоговых поступлений в бюджет происходит при увеличении налоговой ставки до определенного предела (точка А на рис. 5). Дальнейшее увеличение ставки налогов провоцирует переход налоговой политики в так называемую «запретительную зону»: снижается активность экономических субъектов, развивается теневая экономика, в результате - налоговые доходы бюджета падают (точка В на рис. 5). Кривая Лаффера не дает ответа на вопрос о значении предельной ставки налогов. Значение ставки определяется индивидуально в зависимости о специфики страны и социально-экономической ситуации. Исследователи сходятся лишь в том, что эта ставка ниже 50 %. Например, авторы налоговой реформы США И. Брэдли и Р. Гефард установили предельную ставку для корпораций - 30...35 %, М. Фридман понижал ее до 25 %, а М. Эванс предлагал еще более низкие ставки, которые позволят затормозить инфляционные процессы13.

Политика максимальных налогов может осуществляться государствами в краткосрочных периодах мобилизационной экономики (например, в условиях проведения военных действий). Долгосрочное и необоснованное применение политики приводит к сокращению налоговых поступлений, углублению финансового кризиса, усугублению депрессии в экономике, росту социальной напряженности.

Политика разумных налогов сочетает фискальные интересы и задачи по стимулированию развития экономики. В ее рамках государственные власти должны умело балансировать между выполнением бюджета и поддержкой активности экономических

Рис. 5. Кривая Лаффера

При увеличении налоговой ставки поступления налогов в бюджет сначала увеличиваются (до точки А), а затем снижаются. Поступления налогов в бюджет при высокой (точка В) и низкой ставке налогообложения одинаковы.

Политика высоких налогов с одновременно высоким уровнем социальных гарантий заключается в установлении высокого налогообложения и большого числа затратных государственных программ. Проведение такой политики способствует росту качества жизни населения, имеет сильное перераспределительное значение, но может осуществляться при условии подходящего менталитета населения и жесткого контроля за уплатой налогов.

Правильный выбор подходящего для конкретной экономической ситуации типа налоговой политики, налаживание эффективного налогового механизма для достижения поставленных целей - залог экономического процветания государства. [1]

Функции налогов.

Фискальная: налоги обеспечивают гос-во необходимыми денежными ресурсами для развития общественного сектора страны.

Регулирующая: налоги – эффективный финансовый регулятор: налоговые скидки и льготы позволяют стимулировать инвестиции, экономический рост, поощрять модернизацию производства, малый бизнес; таможенные пошлины воздействуют на потоки импорта-экспорта.

Перераспределительная функция: гос-во перераспределяет собранные в бюджет налоговые поступления на развитие социальной сферы, образование, культуру, науку, гос. программы и они возвращаются населению по потребностям в виде социальных пособий, бесплатного образования и т.д.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-07-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: