ТАБЛО «МОДЕЛЬ ТРЕХ ВОПРОСОВ»




Технологическая карта

«Совместная познавательно-исследовательская деятельность с детьми старшего дошкольного возраста»

Форма совместной деятельности, объект и предмет исследования Познавательно-исследовательская деятельность: Объект исследования: явление природы - ветер Предмет исследования: сведения о необычных способностях ветра.
Форма организации (индивидуальная или подгрупповая)
Цель воспитателя Познакомить детей с методами исследования на примере изучения необычных способностей ветра посредством технологии исследовательского обучения дошкольников
Цель детей Овладеть исследовательскими методами. Получить как можно больше сведений о необычных способностях ветра и подготовить рассказ об объекте исследования («доклад»)
Образовательные области Задачи воспитателя
Познавательное развитие Создать условия для: - расширения кругозора детей о ветре, его необычных способностях, используя методы исследования, опыты и эксперименты; - развития познавательной активности, наблюдательности и любознательности; - поддержки интереса к решению проблемных задач в исследовательской деятельности; - развивать умение фиксировать наблюдения для установления причинно-следственных связей.
Речевое развитие Создать условия для: - развития монологической речи детей (выдвижении предположений, «гипотез»), диалогической речи (ведение дискуссии в ходе исследовательской деятельности); - активизации обогащения словаря детей «научными терминами».
Социально-коммуникативное Создать условия для: - развития свободного общения со взрослыми и сверстниками в процессе проведения исследования, умение выслушивать мнение товарищей; - воспитания доброжелательности.
Физическое развитие Создать условия для: - закрепления у детей понятия «ветер», причин его возникновения; дать знания о необычных способностях ветра (создавать барханы в пустыни, скалы (например, в Боливии), деревья – флаги (например, в Аргентине); учить экспериментальным путём создавать ветер в помещении (в ёмкости с манкой («песком») с помощью трубочки для сока; с помощью фена); моделировать заданную ситуацию.  
Оборудование и материалы Карточки с символическими изображениями «тем» и «методов исследования»; табло «Модель трех вопросов»; маркеры, магнитики, смайлики. Подборка информационного материала: Видеоролик «Ветер»; картинки «Скала в Боливии», «Дерево-флаг в Аргентине», «Барханы в Марокко»; карта мира с маршрутом путешествия. Книга Дыбиной О.В. «Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников».   Лабораторный набор для исследования: ёмкости с манкой («песком») и трубочки для коктейля на каждого ребёнка; цветок в горшке (напоминающий внешним видом дерево) и фен; карточка с ребусом (зашифровано слово «скала»).  

По теме исследования «Ветер-чародей».

Возраст детей: 6-7 лет.

1.Этапы Исследования (временной отрезок), виды деятельности 2.Описание деятельности педагога 3.Деятельность воспитанников 4.Технологии, методы, приемы 5.Планируемый результат
Предварительная работа   Занятия на тему: «Воздух-невидимка», «Что такое «ветер»?»; чтение книг: П. Волцита «Почему дует ветер?», сказок К. Д. Ушинского «Солнце и ветер», «Ветер и цветок»; ненецкой сказки «Хозяин ветров»; книги З. Александровой «Ветер на речке»; Ш. Рамсторфа «Ветер, дождь и облака»; стихотворений о ветре Киселёвой Т., Шемякиной Н.; чтение народных примет и загадок о ветре; просмотр сказки-мультфильма «Золотые колосья»; участие в элементарных опытах в процессе ознакомления с воздухом и ветром; рассматривание иллюстраций в энциклопедии Т. И. Попова «Мир вокруг нас»; «путешествие» по карте мира   Рассматривают карты - символы: выбирают тему исследования, выражают готовность взять на себя роль исследователей.     Беседа, вопросы Заинтересован-ность детей предстоящей темой исследования.
Ход тренировочного занятия
I этап Вводный «Мотивационно-побудительный» (3 мин.) Создание атмосферы психологической безопасности, эмоциональной поддержки для каждого ребенка В процессе самостоятельной игровой деятельности дети находят в группе письмо с телеканала «Карусель» с предложением принять участие в исследовательском путешествии, в котором надо найти ответ на вопрос: «Что необычного может делать ветер?». Ответы детей надо как можно быстрее прислать в редакцию программы, чтобы быть первыми, кто сообщит ей эту познавательную информацию, а его ведущие расскажут о нашем интересном путешествии и познавательных открытиях всем детям с экрана телевизора.     Слушают педагога, отвечают на вопросы.   Проявляют заинтересованность.     Организационный момент: интригующее начало.       Эмоциональный настрой и мотивация на совместную исследовательскую деятельность.
II этап Основной (18-22 мин.) Работа с табло «Модель трех вопросов» идет на протяжении всего тренировочного занятия. Педагог фиксирует с помощью пиктограмм и карточек исследовательский процесс детей на ТАБЛО.   - Работа с табло «Модель трех вопросов» Вопросы для актуализации имеющихся у детей знаний: - Что мы с вами уже знаем о ветре? Что такое ветер? Ответы детей. (Это движение воздуха) - Каким бывает ветер? (по направлению, по силе, по ощущениям)? Ответы детей. (Сильным, слабым, приятным, ласковым, южным, северным, западным, восточным, тихим, прохладным, освежающим, нежным, жарким, холодным, колючим) - Что может делать ветер? Ответы детей. (Шуметь, гудеть, качать деревья, шелестеть листьями, завывать, освежать, налетать, срывать шапку, обжигать) - Верно: ветер умеет делать многое. Но это обычные знания о ветре. Я думаю, в путешествии мы узнаем ответ на вопрос: «Что необычного может делать ветер?».     «Редакция канала «Карусель» прислала маршрут путешествия. Прочитайте, куда мы с вами должны отправиться сначала». Воспитатель показывает детям карточку с первым (вторым и третьим) пунктом назначения. Дети самостоятельно читают и находят на карте мира предложенную им страну (сначала Марокко, потом – Боливию, потом – Аргентину), а также начальный и конечный пункт отправления – город Северодвинск. Потом дети решают, на каком виде транспорта можно добраться в каждый из пунктов путешествия.   1. «Прибыв» в первый пункт путешествия, Марокко, в «лаборатории» каждый из детей получает свою «пустыню» (коробочку с манкой, в крышку которой вставлена пластиковая трубочка). Инструкция воспитателя: «Представьте, что у каждого из вас – «своя пустыня». Как можно в этой «пустыне» создать ветер?» Ответы-предположения детей. Воспитатель: «Возьмите контейнер, в его крышку вставьте до обозначенной отметки пластмассовую трубочку и осторожно подуйте на «песок» (ветер же дует). Сначала подуйте слабо, потом – чуть сильнее». Дети дуют на «песок» и видят, что сначала на «песке» появились «волны», а потом «песок» из одного места стал перемещаться в другое и образовался песчаный холмик. Дети делают вывод, что так с помощью ветра песок путешествует по пустыне. Только в настоящей пустыне они большие, их ещё называют плавающими холмами. Когда ветер дует с разных сторон – появляется много разных холмов – барханов. Значит, действительно, барханы – работа ветра(картинка из «проверочной» коробки с изображением барханов в пустыне Марокко подтверждает предположительные рассуждения детей). 2.Дети, «путешествуя» по Боливии, проходят в «лабораторию» и слушают аудиозапись сильно дующего, шквального, сурового ветра. Воспитатель: «Вы догадались, что здесь может происходить? Что это за звуки?» Ответы детей. Воспитатель: «Верно! И, оказывается, такие ветра дуют в Боливии очень часто и подолгу. Что же в этой стране необычного может делать такой сильный ветер?» Ответы-предположения детей. Детям предлагается разгадать ребус – отгадать зашифрованное слово. Дети узнают, что это слово «скала». Воспитатель открывает «проверочную» коробку и достаёт из неё картинку с выточенной ветром скалой, которую можно увидеть в Боливии. Дети делают вывод, что там дуют очень сильные ветра, которые такой силы, что даже скалы не выдерживают их напора. Ветер может обтачивать скалы. 3. «Прибыв» в Аргентину, воспитатель рассказывает детям, что там, высоко в горах, где постоянно дует в одном направлении сильный ветер, можно увидеть необычные одинокие деревья. «Подумайте и скажите мне, как, по-вашему, они выглядят, на что они могут быть похожи?» Ответы-предположения детей. Воспитатель: «Как нам это можно доказать? Взрослый предлагает провести опыт. Вопросы к детям: «Что можно взять в качестве «дерева» (мы же не пойдём на улицу, а в группе деревья не растут)?» Дети приходят к выводу, что для этой цели лучше всего подойдёт цветок (у него один стебель – «ствол» и веточки с листьями, похожие на крону дерева). Воспитатель: «Как мы будем создавать ветер? Не забывайте, что он должен быть очень сильным и должен долго дуть в одном направлении. Сможете ли вы сами дуть так сильно и долго?» (ответы детей). Воспитатель: «Может быть для этого лучше использовать какой-нибудь прибор? (Взрослый подводит детей к выбору фена). Я буду направлять «ветер», а вы смотрите, что будет происходить с нашим «деревом» (проведение эксперимента». Дети видят и делают вывод, что при сильном «ветре» «ветви» «дерева» наклоняются в одну сторону. Дерево становится похожим на флаг, оно так и называется «дерево-флаг». Воспитатель дополняет полученные в ходе эксперимента знания детей рассказом про эти необычные деревья.   Дети делятся своим знаниями из личного опыта.   Рассматривают карточки «методы исследования». Расшифровывают карточки-символы.     Дети составляют план исследования объекта.   Делают предположения, спрашивают у взрослых.   Дети выдвигают различные мнения. В итоге, мнения детей разошлись.     Проведение опыта-эксперимента для поиска ответа. Делают выводы.     Приём моделирования: работа с табло «Модель трех вопросов» с использованием карточек «методы исследования».   Беседа из личного опыта детей   Вопросы поискового характера.   Приём создания проблемной ситуации   Приём умственных действий-аналогий   Прием интервью   Демонстрация опыта Наблюдение, практические действия по изучению объекта (с использованием……….).   С помощью пиктограмм на табло записывается выявленный опыт детских наблюдений. Выдвижение гипотезы   Формирование первичных представлений о методах исследовательской деятельности     Закрепление знаний о внешних признаках объекта.   Овладение умениями работать по составленному плану.     Способность самостоятельно действовать по заданию воспитателя.   Развитие наблюдательности, любознательности. Развитие умения делать умозаключения.   Обогащение словаря «научной терминологией»   Активизация познавательного интереса Развитие связной речи Систематизация имеющихся знаний и приобретение новых знаний о свойства, качествах и характеристиках объекта.
III Итоговый Рефлексия (4 -5 -мин.) Подведение итогов исследования Формирование элементарных навыков самооценки Давайте расскажем, что же нового мы узнали о необычных способностях ветра. А чтобы рассказ был полный, можно опираться на табло. -Кто начнёт? - «Ветер – движение воздуха. Это необычное явление. Он может быть самым разным: сильным, слабым, приятным, ласковым, южным, северным, западным, восточным, тихим, прохладным, освежающим, нежным, жарким, холодным, колючим. Он может шуметь, гудеть, качать деревья, шелестеть листьями, завывать, освежать, налетать, срывать шапку и даже обжигать! В результате путешествия по странам мира и работы в нашей лаборатории я узнал, что ветер может делать и необычные вещи. Например, в пустынях Африки он, дуя в разных направлениях, с разных сторон сооружает много разных холмов – барханов. В Южной Америке, в стране Боливии, сильный ветер обтачивает скалы, которые становятся похожими на каменные цветы. А в Аргентине ветер, который дует на верхушках гор всегда в одном направлении, создаёт деревья, похожие по форме на флаги. Ветер, как будто бы шутя, таким необычным образом «причесал» эти деревья. Я бы назвал ветра в таких странах чародеями. За их необычные способности!»   - Давайте каждый из вас оценит свою исследовательскую работу, выбрав свой смайлик. - Объясните, что было трудно? - Какой опыт понравился и почему? -Спасибо, за сотрудничество, вы сегодня были настоящими исследователями.   Дети обобщают знания и рассказывают об объекте исследования.   Проводят самооценку своей деятельности.   «Доклад ребенка»: обобщение полученных знаний с опорой на табло   Приём организации рефлексии «Мой смайлик»   Составление ребенком или детьми описательного рассказа.     Проявление эмоционального отношения к результатам своей исследовательской работы.

 

ТАБЛО «МОДЕЛЬ ТРЕХ ВОПРОСОВ»

Что мы знаем? Что хотим узнать? Что сделать, чтобы узнать?
1. «Что мы с вами уже знаем о ветре? Что такое ветер?» Использовать наглядность: схему. 2. «Каким бывает ветер? (по направлению, по силе, по ощущениям)?» 3. «Что может делать ветер?» (использовать наглядность)     «Что необычного может делать ветер?»   Отправиться в путешествие (в Марокко, Боливию и Аргентину), выбрать вид транспорта для этого (подумать самостоятельно). Работа в лаборатории: создать ветер в пустыне. Сделать вывод (подумать самостоятельно). Получить подтверждение своего ответа картинкой из «проверочной» коробки (появление барханов, плавающих холмов). Послушать шум сильного ветра. Отгадать ребус (слово «скала»). Подумать самостоятельно. Получить подтверждение своего ответа картинкой из «проверочной» коробки. Подобрать атрибуты для эксперимента и выполнить его. Сделать вывод по результату (подумать самостоятельно). Сравнить с подсказкой из «проверочной» коробки (флажок) Послушать рассказ воспитателя (о дереве-флаге)  

Выполнила: (Давыдова Ю.А.) МАДОУ ЦРР – «Детский сад № 88 «Антошка».

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-07-17 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: