Классификация типов уроков иностранного языка. Этапы урока иностранного языка




Лекция 8. Урок иностранного языка. Его специфика. Основные требования к уроку иностранного языка. Учет требований ГОС среднего (полного) образования. Его структура. Урок иностранного языка на различных ступенях обучения.

Процесс обучения состоит из групповых уроков и самостоятельной (домашней) работы, и представляется как непрерывный.

Урок – звено в цепи уроков. Урок посвящается домашнему заданию, а д/з служит базой для следующего урока. Цель предыдущего урока становится средством последующего. Урок не самостоятельная единица учебного процесса.

Особенности урока:

1) речевая направленность урока - подразумевает обслуживающую коммуникативность (банальные фразы) и учебную коммуникативность;

2) урок должен быть ориентирован в функционально - познавательном отношении (ученики сами ищут, сравнивают, анализируют);

3)Урок организуется с помощью событийно-ситуативных единиц (В.М.Гурленов);

4) урок проводится на основе речевых образцов или контекстов;

5) урок имеет специфические цели – 1) формирование навыков и развитие умений иноязычной речевой деятельности; 2) формирование готовностей и компетенции; Цель урока должна быть одна, ей подчинены задачи.

6) последовательность упражнений (языковые – условное-речевые (иммитативные – постановочные – трансормационные – репродуктивные) – речевые.

7) комплексность – взаимосвязь и взаимообусловленность всех видов деятельности на уроке при ведущей роли одного из них;

9) речь является целью и средством обучения.

Требования к современному уроку ИЯ:

1) объявление темы урока (тему урока учащиеся формулируют сами);

2) сообщение целей и задач (цели и задачи формируют сами учащиеся);

3) планирование (планирование учащимися способов достижения намеченных целей);

4) практическая деятельность учащихся (учащиеся осуществляют действия по намеченному плану);

5) осуществление контроля (само, взаимоконтроль, учитель консультирует);

6) осуществление коррекции (учащиеся формулируют затруднения и осуществляют коррекцию самостоятельно);

7) оценивание учащихся (самооценка, оценка деятельности товарищей, учитель консультирует);

8) итог урока (организации рефлексии);

9) домашнее задание (учащиеся могут выбрать задания из предложенных, с учетом индивидуальных особенностей).

 

Структура урока усвоения новых знаний:

1) Организационный этап.

2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

3) Актуализация знаний.

4) Первичное усвоение новых знаний.

5) Первичная проверка понимания

6) Первичное закрепление.

7) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

8) Рефлексия (подведение итогов занятия)

 

Методическое содержание урока иностранного языка

 

Особенность урока ИЯ заключается в том, что он – не самостоятельная единица учебного процесса, а звено в цепи уроков. Основными психолого-педагогическими и методическими требованиями к уроку иностранного языка являются коммуникативность, индивидуализация процесса обучения, речевая направленность заданий, ситуативность обучения, новизна. Основа для построения урока – это совокупность научных положений, определяющих его особенности, структуру, логику и приемы работы. Эту совокупность называют методическим содержанием урока.

Коммуникативность. Если необходимо научить человека общаться на иностранном языке, то учить этому нужно в условиях общения. Это значит, что обучение должно быть организовано так, чтобы оно было подобно процессу общения (коммуникации). Только в этом случае будет возможен перенос сформированных навыков и умений: учащийся сможет действовать в реальных условиях.

Индивидуализация. Любой человек есть индивидуальность со всеми присущими ей особенностями. В процессе обучения речевой деятельности личностная индивидуализация приобретает чрезвычайную значимость, ибо безликой речи не бывает, речь всегда индивидуальна. Она тесно связана с сознанием, со всеми психическими сферами человека как личности. Нельзя эффективно обучать речевой деятельности, не обращаясь к индивидуальности учащегося. Следовательно, учителю необходимо изучить учеников класса, их интересы, характеры, взаимоотношения, жизненный опыт, мотивационную сферу и многое другое. Сложность заключается в том, что эти знания нужно использовать при определении содержания упражнений и их организации. Например, парная работа не даст никакого эффекта, если «собеседники» данной пары не питают симпатии друг к другу; бессмысленно предлагать классу задание – обращаться с вопросами к ученику, если речевой статус его в коллективе низок; не стоит предлагать индивидуальное задание тому, кто по характеру общителен и любит беседу в группе.

Речевая направленность. Речевая направленность, прежде всего, означает практическую ориентацию урока. Именно практической речевой деятельности следует посвящать почти все время урока. Каждый урок должен решать какие-то конкретные практические задачи и приближать ученика к его цели; не только учителю, но и ученикам надо знать, каким речевым навыком или каким умением они овладеют к концу урока.

Ситуативность. Ситуативность обучения иностранному языку требует, чтобы все произносимое на уроке как-то касалось собеседников – ученика и учителя, ученика и другого ученика, их взаимоотношений. Ситуативность – это и есть соотнесенность фраз с теми взаимоотношениями, в которых находятся собеседники. Ситуативность – условие, жизненно важное для обучения говорению. Ситуация это стимул к говорению. Сущность ситуативности показывает, что ее реализация немыслима без личностной индивидуализации, т.к. создание на уроке ситуаций как системы взаимоотношений возможно только при хорошем знании потенциальных собеседников, их личного опыта, контекста деятельности, интересов, чувств и статуса их личности в коллективе.

Новизна. ИЯ невозможно овладеть только путем интенсивного заучивания, поскольку это, во-первых, неэффективно: можно выучить массу диалогов и текстов и не уметь говорить на ИЯ, а во-вторых, неинтересно. При обучении говорению на ИЯ принцип новизны предполагает постоянную вариативность речевых ситуаций, которая нужна для того, чтобы подготовить учащегося к «встрече» с любой новой ситуацией, а не только с той, которая встречалась на уроке. Достигается такое умение путем постоянного варьирования речевых ситуаций, путем замены в речевой ситуации каждый раз какого-то нового компонента: речевой задачи, собеседника, количества собеседников, взаимоотношений собеседников, события, которое меняет эти взаимоотношения, характеристики собеседника или какого-то объекта, предмета обсуждения и т.п.

Новизна как компонент методического содержания урока ИЯ является одним из главных факторов, обеспечивающих интерес учащихся. Здесь имеется в виду новизна содержания учебных материалов, новизна формы урока (урок-экскурсия, урок-спектакль), новизна видов работы, иначе говоря, постоянная (в разумных пределах) новизна всех элементов учебного процесса.

 

 

Классификация типов уроков иностранного языка. Этапы урока иностранного языка

 

Тип урока – серия уроков, обладающая рядом устойчивых признаков, соответствующих цели конкретного этапа становления речевого умения.

Основные типы уроков:

1. Урок формирования навыков (лексических или грамматических, причём, один из них может отсутствовать).

2. Урок совершенствования навыков (идет на основе разговорного текста, работа над подготовленной монологической речью).

3. Урок развития умений диалогической и монологической речи (неподготовленная речь).

Вид урока – урок, который выделяется внутри типа в соответствии с аспектом языка и видами речевой деятельности, подлежащими усвоению в данном конкретном случае.

Выделяют следующие виды уроков:

- урок формирования лексических / грамматических навыков;

- урок совершенствования речевых навыков;

- урок развития умений монологической и диалогической речи;

- урок развития умений диалогической речи;

- урок формирования навыков чтения; урок развития умения читать.

В современной методике выделяют стандартные и нестандартные уроки (традиционные и нетрадиционные).

Стандартный урок – обычный шаблонный урок, который проводится по определённой схеме. Нестандартный урок – обычно финальный нешаблонный урок: урок-проект, урок-дискуссия, урок-диспут, ролевые игры и другие уроки сценарного плана.

Этапы урока.

1. Организационный этап. Приветствие. Проверка готовности. Выявление отсутствующих. Сообщение цели и плана урока. Цель – создать рабочую обстановку на уроке и направленность учебной деятельности.

2. Речевая зарядка. Содержанием речевой зарядки может быть какое-либо событие, связанное с жизнью школы или класса; прошедшие или предстоящие праздники; речевая зарядка может быть на основе домашнего задания. Она должна носить коммуникативный характер.

3. Фонетическая зарядка. Она проводится для развития фонетических навыков. Фонетическая зарядка может включать работу над стихотворением, рифмовкой, скороговоркой, специальные упражнения на отработку сложных звуков и их сочетаний.

4. Проверка усвоения изученного материала – не более 15 мин. Можно использовать различные виды опроса, выявлять трудности и ошибки, разбирать ошибки и исправлять их, оценивать знания детей. Цель этого этапа – систематический контроль усвоения знаний.

5. Введение нового материала – не более 25 минут. Изложение нового материала должно быть научным, доступным, логичным и доказательным. Выбор способов и форм введения зависит от характера и ступени обучения. Цель – дать новые знания.

6. Закрепление (тренировка) материала – не более 10 минут. На этом этапе можно использовать вопросы, задания и практическую деятельность. В силу практической направленности урока, он включает тренировку вновь введённого материала или ранее усвоенного, но недостаточно закреплённого материала. Цель – получение информации, как усвоен новый материал.

7. Активизация материала в различных видах речевой деятельности. Содержанием данного этапа урока является использование изучаемого (изученного) материала в различных видах речевой деятельности (говорении, чтении, аудировании и письме) с тем, чтобы сформировать гибкость навыка употребления того или иного лексико-грамматического материала, а также обеспечить развитие того или иного умения. Упражнения, используемые для активизации материала, должны носить речевой характер: диалог/монолог по ситуации, чтение/аудирование и обсуждение текста, практические действия, репродуктивные и творческие задания. Цель – систематизация и обобщение материала.

8. Подведение итогов урока – 1-3 минуты. Этот этап включает озвучивание главных моментов, идей урока, стимулирование, выделение недостатков в работе и выставление отметок с комментариями. Цель – воспроизведение основных моментов урока.

9. Домашнее задание – 1-3 минуты. Необходимо сообщить и четко разъяснить домашнее задание, проконтролировать его запись учащимися.

Цель – помочь учащимся организовать и выполнить домашнее задание.

 

Постановка целей и задач, составление плана-конспекта урока

Цель – это желаемый результат урока, заданный конкретно и определённый во времени в соответствии с необходимостью и возможностью его получения.

Цель может ставиться как на один урок, так и на их серию, в зависимости от того, сколько времени отводится на изучение поставленной проблемы.

Для четкого выражения целей лучше использовать глагольные формы которые «показывают» завершенность действия обучающегося.

· Сформировать

· Научить

· Ознакомить

· Объяснить

· Развить

· Убедить

· Оказать влияние

· Раскрыть

· Рассмотреть

· Представить

· Показать

· Продемонстрировать

Требования к постановке целей урока.

1. Реалистичность целей урока с точки зрения:

· Достаточности времени для их достижения;

· Их соответствия способностям и подготовленности учащихся;

· Их соответствия возможностям учителя.

2. Обоснованность целей урока с точки зрения:

· Необходимости подготовки обучающихся к усвоению материала на ближайших занятиях;

· Достижения последующих (конечных) результатов обучения.

3. Конкретность постановки целей (формулировка должна дать ясное представление о результатах).

Целесообразно использовать следующий алгоритм постановки целей:

1. Определение исходного уровня подготовки обучающихся (того, что они знают).

2. Выявление содержания знаний, недостающих для усвоения последующего учебного материала (того, что не знают обучающиеся).

3. Оценка возможностей школьников и собственных возможностей учителя.

4. Определение того содержания знаний, которое может быть усвоено обучающимися за урок.

5. Формулирование целей урока и учебных задач, то есть того, чему обучающиеся могут научиться в ходе занятия.

 

Далее цель разбивается на задачи как её составные части.

Образовательные задачи.

К числу образовательных задач обучения относится формирование у учащихся основ разносторонних общественных, гуманитарных, естественно-математических, трудовых, технических и др. знаний; выработка умений, специальных для каждого учебного предмета.

· Проконтролировать степень усвоения следующих основных умений и навыков, изученных и сформированных на предыдущих уроках…

· Обеспечить усвоение следующих основных задач…

· Сформировать (продолжить формирование, закрепить) следующие специальные умения и навыки по данному учебному материалу…

· Сформировать (продолжить формирование, закрепить) следующие общие учебные умения и навыки на материале этого урока…

Воспитательные задачи.

Воспитательные задачи – целенаправленное формирование позитивных качеств личности, мировоззрения, нравственных убеждений и эстетической культуры.

Перечень некоторых воспитательных задач урока английского языка:

· прививать интерес к изучению английского языка;

· воспитывать культуру общения на английском языке

· воспитывать уважения к культуре страны изучаемого языка, умению работать в парах

· способствовать воспитанию культуры общения

· воспитывать уважение к одноклассникам

· воспитывать уважительное отношение к родной природе

· воспитание чувства взаимопомощи

· воспитывать у учащихся внимательное отношение к чужому мнению

· воспитывать у учащихся умение работать в парах и группах

· воспитывать ответственное отношение к учебе

· содействовать развитию эстетического вкуса, культуры речи

· содействовать развитию интереса к изучению иностранного языка

· содействовать повышению уровня мотивации на уроках через средства обучения

· содействовать воспитанию следующих нравственных качеств учащихся …

Развивающие задачи.

Перечень некоторых развивающих задач урока английского языка:

· развивать логическое мышление, воображение, память

· развивать логическое мышление, познавательную активность и внимание;

· способствовать формированию умения анализировать и сопоставлять;

· развивать культуру речи и коммуникативные навыки

· способствовать развитию умений восприятия и понимания речи на слух, говорения, письменной речи по теме «…»;

· обеспечить условия для развития внимательности, наблюдательности и умений выделять главное, оценивать различные факты

· формировать интерес к предмету;

· формировать мотивацию к дальнейшему изучению английского языка;

· учить анализировать, выделять главное, сравнивать, строить аналогии, обобщать и систематизировать

· способствование развитию языковой догадки и общего кругозора учащихся

· развивать познавательные способности, мыслительные процессы

Составление план-конспекта урока английского языка очень важное и ответственное занятие для педагога. План-конспект урока состоит из нескольких рубрик. Прежде всего на титульном листе указываются дата, класс, предмет, тема урока, цели и задачи, тип урока, методы и приемы, наглядность и оборудование.

Очень удобно для педагога представлять план-конспект урока в виде таблиц следующего содержания:

 

Этапы Деятельность учителя Время Деятельность учащихся
I. Организация начала урока      
II. Постановка цели и задач      
III. Фонетическая разминка      
IV. Основная часть      
V. Информация о домашнем задании      
VI.Подведение итогов. Заключи тельная часть      

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-02-10 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: