Терминологический словарь по праву




 

Начало формы

АБСОЛЮТНАЯ МОНАРХИЯ - разновидность монархической формы правления, характеризующаяся юридическим и фактическим сосредоточением всей полноты государственной (законодательной, исполнительной, судебной), а также духовной (религиозной) власти в руках монарха. В настоящее время в мире сохраняются 8 А.м.: Бахрейн, Бруней, Ватикан, Катар, Кувейт, ОАЭ, Оман, Саудовская Аравия. В некоторых из этих стран сделаны первые шаги по переходу к конституционной монархии. В А.м. монарх осуществляет исполнительную власть совместно с правительством, а законодательную - при помощи разного рода законосовещательных органов (выборных или назначаемых)

АВТОНОМИЯ (гр. autonomia - самоуправление, от autos - сам и nomos - закон) - в широком смысле определенная степень самостоятельности каких-либо органов, организаций, территориальных и иных общностей в вопросах их жизнедеятельности. В зависимости от субъекта, характера и целей предоставления может классифицироваться по типам и видам. Прежде всего, делится по субъекту на два типа: А. учреждений и А. общностей. В свою очередь, А. учреждений делится на финансовую, экономическую и административную и предоставляется, как правило, отдельным государственным органам и учреждениям в силу специфики их деятельности, требующей принятия оперативных и компетентных решений: банкам, предприятиям, научным центрам и т.п. А. общностей может быть территориальной и экстратерриториальной. Территориальная А. делится на административно-территориальную (региональную), национально-территориальную и национально-государственную А. Территориальную А. называют также политической или законодательной А. Конституционному праву ряда стран известна также экстратерриториальная (культурная) А. (см. Административно-территориальная автономия, Национально-территориальная автономия, Национально-государственная автономия, Культурная автономия).

АВТОРИТАРИЗМ (от лат. autoritas - власть) - один из видов политического режима (наряду с демократией и тоталитаризмом). Предполагает более или менее высокую степень ограничения политических свобод, прежде всего свободы деятельности оппозиционных организаций и прессы, концентрацию основной (или почти всей) государственной власти в руках одного лица (президента, монарха, премьер-министра) или группы лиц. Выборы и референдумы проводятся под контролем правительства и часто носят формальный или фальсифицированный характер. Реальный механизм власти и характер общественно-политических отношений расходятся с нормами конституции и законов либо последние сами изменяются в антидемократическом духе. Авторитарные режимы по степени выраженности своих черт могут варьировать от весьма умеренных (напр., режим де Голля во Франции в 1958- 1969гг.) до открытой диктатуры (военной, военно-полицейской и т.п.). Однако при любом А. контроль правительства над обществом не является всеобъемлющим, что и отличает его от тоталитаризма.

АДМИНИСТРАТИВНО-ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ УСТРОЙСТВО (деление) - разделение территории унитарного государства или субъектов федеративного государства на определенные части: области, провинции, губернии, департаменты и т.п., в соответствии с которым строится и функционирует система местных органов. Может быть двухзвенным (США), трехзвенным (Великобритания, Франция), четырехзвенным (ФРГ). В самых малых государствах (Мальта, Бахрейн) А.-т.у. нет. В РФ А.-т.у. определяется субъектами РФ самостоятельно.

НОРМАТИВНЫЙ ПРАВОВОЙ АКТ - письменный официальный документ, принятый (изданный) правотворческим органом в пределах его компетенции и направленный на установление, изменение или отмену правовых норм. В РФ и ее субъектах Н.п.а. издаются в форме конституций, уставов, федеральных конституционных законов, законов, кодексов, указов президентов, постановлений правительств, распоряжений глав региональных администраций (губернаторов) и др. Согласно Правилам подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утвержденным постановлением Правительства РФ от 13 августа 1997 г., федеральными органами исполнительной власти Н.п.а. издаются в виде постановлений, приказов, распоряжений, правил, инструкций и положений. Издание Н.п.а. в виде писем и телеграмм не допускается. Является основным источником права в РФ и других странах романо-германской системы права. Н.п.а. образуют стройную систему, основанную на их юридической силе.

АКТ ПРИМЕНЕНИЯ ПРАВА – (от лат. actus - действие, actum - документ) - 1) поступок, действие; 2) официальный документ. Юридический А., издается государственным органом, должностным лицом в пределах их компетенции в установленной законом форме (закон, указ, постановление и т.д.) и имеет обязательную силу.

АКТ ТОЛКОВАНИЯ ПРАВА – один из видов правовых актов. Их функциональное назначение состоит в том, что они призваны способствовать правильной, законной и эффективной реализации права, претворению воли законодателя в жизнь. И хотя эти акты самостоятельного значения не имеют, а только вместе с толкуемыми актами, их роль в общем механизме правового регулирования весьма велика. Без них этот механизм был бы существенно ослаблен, а в отдельных случаях оказался бы ущербным, искаженным, ибо если норма права неверно понята, она будет и неверно применена. А это уже нарушение законности в правоприменительной деятельности.

АНАЛОГИЯ ЗАКОНА - прием, используемый в ситуациях, когда отношения, по поводу которых возник спор, не урегулированы ни нормами гражданского права, ни соглашением (договором) сторон; вносит определенность во взаимоотношения участников конфликта. Применение закона по аналогии допускается при наличии следующих необходимых условий: а) отношение, по поводу которого возник спор, не урегулировано непосредственно нормами права или договором между сторонами; б) имеется законодательный акт, который регулирует сходные отношения и потому может быть применен к спорному случаю. А.з. предусмотрена ст. 6 ГК РФ. Применение А.з. в уголовном праве в демократических государствах строго запрещается. От А.з. следует отличать законодательный прием отсылочного регулирования, когда в нормативном акте, регламентирующем определенное отношение, указывается, что тот или иной вопрос должен решаться в соответствии с конкретными нормами, регулирующими другой вид отношений.

АНАЛОГИЯ ПРАВА - применение к отношениям, не урегулированным нормами данной отрасли права, общих начал и принципов соответствующей отрасли права. Применяется в крайнем случае, при Невозможности использовать аналогию закона. Служит средством восполнения пробелов в праве. Недопустимо применение А.п. в уголовных делах.

АУТЕНТИЧЕСКОЕ (авторское) ТОЛКОВАНИЕ - разновидность толкования нормативного, представляет собой разъяснение норм права, даваемое государственным органом, издавшим их. А.т. характеризуется прямым разъяснением смысла правовых норм и носит обязательный характер для тех, кто их применяет.

АПАТРИД (ЛИЦО БЕЗ ГРАЖДАНСТВА) - лицо, не являющееся гражданином данной страны и не обладающее доказательствами его принадлежности к гражданству какого-либо иностранного государства. Безгражданство возникает в случаях, когда лицо утрачивает свое гражданство и не приобретает нового. Л. без г. в РФ (как и иностранные граждане), пользуются национальным режимом. В то же время они, как и иностранцы, не имеют некоторых политических прав (напр., избирательных).

БУКВАЛЬНОЕ ТОЛКОВАНИЕ (ТОЛКОВАНИЕ НОРМ ПРАВА) - деятельность государственных органов, различных организаций и отдельных граждан, направленная на уяснение и разъяснение смысла и содержания общеобязательной воли законодателя, выраженной в нормах права. Цель Т.н.п. - правильно применять содержащиеся в них предписания к конкретным случаям жизни. Это такая стадия применения права, на которой уже известны факты, требующие юридической квалификации. Виды толкования можно классифицировать по различным основаниям. По юридической силе Т.н.п. подразделяется на официальное и неофициальное. Разновидностями официального толкования являются нормативное и казуальное Т.н.п., неофициального - доктринальное и текущее. По объему Т.н.п. можно классифицировать на буквальное, ограничительное и распространительное. В зависимости от приемов толкования различают толкование грамматическое, логическое, систематическое и историческое.

ВЕТО (лат. veto - запрещаю) - акт, приостанавливающий или не допускающий вступления в силу решения к.-л. органа. Особенно важное значение имеет предоставляемое главе государства право налагать В. на законы, принятые парламентом. Различают абсолютное (или резолютивное) В., когда принадлежит право окончательного отклонения закона, принятого парламентом, и относительное (отлагательное или суспенсивное) В., когда отказ главы государства санкционировать закон лишь приостанавливает вступление его в силу, поскольку парламенту предоставляется право принять его вторичным голосованием. При этом для вторичного (окончательного) принятия законопроекта в ряде парламентов требуется квалифицированное большинство голосов (напр., в РФ и США - 2/3, голосов каждой палаты). Различаются также общее и частичное (выборочное) В. Первое означает возможность отклонения акта в целом, второе - также и отдельных частей или статей.

ВИНА - психическое отношение лица к своему противоправному деянию (действию или бездействию) и его последствиям. Означает осознание (понимание) лицом недопустимости (противоправности) своего поведения и связанных с ним результатов. Необходимое условие юридической ответственности. В уголовном праве В. - психическое отношение лица к совершенному им преступлению, выражающееся в форме умысла или неосторожности. Предпосылкой В. является вменяемость лица и достижение им установленного законом возраста уголовной ответственности. В гражданском праве В. - условие ответственности за гражданское правонарушение: неисполнение либо ненадлежащее исполнение договорного или иного обязательства, совершение незаконной сделки, причинение имущественного вреда и т.п. В. лица, совершившего гражданское правонарушение, предполагается; для освобождения от ответственности нарушитель должен доказать отсутствие своей В. (ГК РФ, ст. 401). В ряде случаев В. не является обязательным условием ответственности (если вред причинен предпринимателем или источником повышенной опасности). Форма В., как правило, не влияет на размер гражданско-правовой ответственности. В международном праве под В. понимается установленный факт совершения субъектом международно-противоправного деяния, влекущего его международную ответственность.

ВЛАСТЬ СОЦИАЛЬНАЯ – присущее всякой общности людей отношение господства и подчинения между субъектами, опирающееся на принуждение. Социальная власть неотъемлема от любой организованной, более или менее устойчивой и целенаправленной общности людей. Она присуща и роду, и племени, и семье, и общественной организации, и партии, и государству, и обществу в целом, и т.п. Это - важнейшее средство функционирования социальных структур и институтов, существенный элемент любой организации социальной жизни.

ВМЕНЯЕМОСТЬ - в уголовном праве нормальное состояние психически здорового человека; выражается в способности отдавать отчет в своих действиях и руководить ими. Необходимое условие вины и уголовной ответственности. В. предполагается, если судебно-психиатрическая экспертиза не установит обратное.

ВОТУМ (лат. votum - желание, воля) - мнение или постановление, выраженное или принятое большинством голосов избирательного корпуса или представительного учреждения. См. также Вотум доверия, Вотум избирательный, Вотум косвенный, Вотум множественный. Вотум недоверия, Вотум обязательный.

ГАРАНТИИ ЗАКОННОСТИ – Это определенный комплекс организационных, экономических, политических, идеологических факторов и юридических мер, обеспечивающих соблюдение норм права, защиту прав граждан и интересов общества и государства. Среди них можно выделить следующие: а) экономические (обеспечение равноправного статуса разных форм собственности, установление и охрана частной собственности и свободного предпринимательства, устойчивая денежная система и налоговая политика, полная и своевременная оплата труда и др.); политические (развитие и совершенствование демократических институтов, разделение властей и их сотрудничество, гласность, многопартийность и др.); идеологические (высокий уровень правосознания, широкая пропаганда правовых знаний, создание атмосферы законопослушания людей, повышение авторитета права, воплощение в теоретических исследованиях демократических, гуманных правовых идей и концепций и др.); 4) социальные (высокий жизненный уровень населения, забота о социально незащищенных слоях общества, обеспечение и охрана прав и свобод личности и др.).

ГИПОТЕЗА ПРАВОВОЙ НОРМЫ - в теории права структурный элемент нормы права, который указывает на условия ее действия. Так, Г. нормы права, касающейся отказа судьи принять заявление по гражданскому делу, являются: несоблюдение истцом установленного законом порядка предварительного внесудебного разрешения спора; неподсудность дела данному суду; подача заявления недееспособным лицом и т. д.

ГЛАВА ГОСУДАРСТВА - высшее должностное лицо (значительно реже - коллегиальный орган), считающееся верховным представителем государства и, как правило, носителем исполнительной власти. В монархических государствах (Великобритания, Швеция, Испания, Япония) Гг. является монарх (король, император), власть которого обычно передается по наследству от одного представителя царствующего дома к другому в установленном законом порядке. В странах с республиканской формой правления Г. г. - президент, который избирается либо непосредственно населением (РФ, Мексика), либо в порядке косвенных (США, Аргентина) или многостепенных (Италия, ФРГ, Индия) выборов. В президентских республиках (США, Мексика) одновременно является главой исполнительной власти. Формально почти все конституции наделяют Гг. обширными полномочиями: он назначает главу правительства и министров, является верховным главнокомандующим вооруженными силами, имеет право помилования, право вето, награждает орденами и медалями, созывает сессии парламентов, обладает (кроме президентских республик) правом роспуска парламента (или его нижней палаты), пользуется правом законодательной инициативы (не везде) и т.д. Фактически же в парламентарных государствах все полномочия Гг. осуществляются от его имени правительством.

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ВЛАСТЬ – особый вид управления, характеризующийся тем, что обладает наряду с колоссальными организационными возможностями правом применения насильственного принуждения для исполнения государственных велений.

ГОСУДАРСТВЕННО-ПРАВОВОЙ РЕЖИМ – совокупность используемых стоящих у власти группами, классами или слоями методов и способов осуществления государственной власти (демократический/антидемократический: тоталитарный, авторитарный)

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АППАРАТ - в науке конституционного права система органов, практически осуществляющих функции государства. В узком смысле - совокупность исполнительных (административных) органов власти, выполняющих повседневное управление государством.

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СУВЕРЕНИТЕТ (фр. souverainete - верховная власть) - верховенство и независимость власти. В науке конституционного права различаются несколько видов С.: 1) С. государственный - верховенство власти внутри страны и ее независимость во внешней сфере, т.е. полнота законодательной, исполнительной и судебной власти государства на его территории, исключающая подчинение властям иностранных государств, в т.ч. в сфере международного общения, кроме случаев явно выраженного и добровольного согласия со стороны государства на ограничение своего С.; 2) С. национальный - полновластие нации, ее политическая свобода, обладание реальной возможностью определять характер своей национальной жизни, включая прежде всего способность политически самоопределяться вплоть до образования собственного государства; 3) С. народный - полновластие народа, т.е. обладание социально-экономическими и политическими средствами для реального участия в управлении делами общества и государства. Народный С. является одним из принципов конституционного строя во всех демократических государствах.

ГОСУДАРСТВО - 1) в теории права определенный способ организации общества, основной элемент политической системы, организация публичной политической власти, распространяющаяся на все общество, выступающая его официальным представителем и опирающаяся на средства и меры принуждения. Как управляющая обществом система обладает внутренней структурой, имеет специальные органы для реализации своих полномочий - механизм Г., его аппарат; 2) понятие, под которым в конституционном праве подразумевается совокупность официальных органов власти (правительство, парламент, суды и др.), действующих в масштабе страны или субъекта федерации (иной территориально-политической единицы) с местными агентами (представителями) этих органов (префектами, комиссарами и т.п.). 3) как субъект международного права - основной участник международных отношений. Включает как политическую организацию власти и население с определенной территорией. Основным характеризующим качеством является суверенитет.

ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО - в теории конституционного права совокупность отношений в экономике, культуре и других сферах, развивающихся в рамках демократического общества независимо, автономно от государства. Основными элементами Г.о. являются: разнообразие и равенство форм собственности, свобода труда и предпринимательства, идеологическое многообразие и свобода информации, незыблемость прав и свобод человека, развитое самоуправление, цивилизованная правовая власть. В последние годы в ряде стран наметилась тенденция к закреплению основ Г.о. в качестве комплексного конституционно-правового института.

ГРАЖДАНСТВО - устойчивая правовая связь лица с конкретным государствам. В монархических.странах, как правило, термину "Г." соответствует термин "подданство". Проявляется как взаимоотношение между государством и лицами, находящимися под его властью: государство признает и гарантирует права и свободы человека, защищает и покровительствует ему за границей; в свою очередь гражданин безусловно соблюдает законы и предписания государства, выполняет установленные им обязанности. Совокупность этих прав и обязанностей составляет политико-правовой статус гражданина, отличающий его от иностранных граждан и лиц без гражданства. Термин "Г." используется также для обозначения особого правового режима унификации статуса граждан государств - членов конфедерации (напр., Г. Европейского Союза).

ГРАММАТИЧЕСКОЕ ТОЛКОВАНИЕ - толкование норм права, заключающееся в анализе структурной связи слов для выяснения ее смысла и содержания. Т.г. предполагает, что в слова вкладывается тот смысл, который имеет место в обыденном или специальном словоупотреблении. Т.г. имеет место и тогда, когда необходимо установить смысл того или иного словесного выражения нормы права путем его сопоставления с содержанием другой части этой нормы.

ГУМАНИЗМ (гуманизма принцип) - один из принципов права в демократическом государстве. В широком смысле означает исторически меняющуюся систему воззрений на общество и человека, проникнутых уважением к личности. Принцип Г. закреплен в ст. 2 Конституции РФ: "Человек, его права и свободы являются высшей ценностью", а также в ст. 7 УК РФ, ст. 8 УПК РСФСР и др. законодательных актах. В уголовном праве означает, что наказание и иные меры уголовно-правового характера, применяемые к лицу, совершившему преступление, не могут причинять физические страдания или унижать человеческое достоинство.

ДЕЕСПОСОБНОСТЬ ГРАЖДАНИНА - способность гражданина своими действиями приобретать и осуществлять гражданские права, создавать для себя гражданские обязанности и исполнять их. В РФ возникает (по общему правилу) в полном объеме с наступлением совершеннолетия, т.е. по достижении 18 лет. Несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет, а также малолетние в возрасте от 6 до 14 лет наделены частичной дееспособностью. Гражданин может быть ограничен в дееспособности или признан недееспособным в случаях и в порядке, установленных законом (напр., при психическом расстройстве).

ДЕЕСПОСОБНОСТЬ ЮРИДИЧЕСКОГО ЛИЦА - способность юридического лица своими действиями приобретать и осуществлять гражданские права, создавать для себя гражданские обязанности и исполнять их; Д.ю.л. возникает с момента его государственной регистрации. Юридическое лицо приобретает гражданские права и принимает на себя гражданские обязанности через свои органы, действующие согласно законодательству и учредительным документам.

ДЕКЛАРАЦИЯ (фр. declaration - заявление) - 1) в конституционном праве название политико-юридических актов, имеющее целью придать им торжественный характер, подчеркнуть их особо важное значение для судеб соответствующего государства (напр., Декларация о государственном суверенитете РСФСР, Декларация прав и свобод человека и гражданина РСФСР). Специфической чертой Д. как нормативно-правового акта является общий, неконкретный характер содержащихся в них положений, требующий дополнительного законодательного регулирования; 2) в международном праве торжественный акт, формулирующий согласованные сторонами общие принципы и цели. Не имеет обязательной силы. Исключение составляет Всеобщая декларация прав человека 1948 г., приобретшая обязательность для государств в силу обыкновения.

ДЕЛИКТОСПОСОБНОСТЬ - способность гражданина нести гражданско-правовую ответственность за вред, причиненный его противоправными действиями. В ряде стран (Германия, Швейцария) рассматривается как часть дееспособности.

ДЕМОКРАТИЯ (гр. demokratia - власть народа, от demos - народ и kratos - власть) - в современном понимании форма государственного устройства, основанная на признании таких принципов, как верховенство конституции и законов, народовластие и политический плюрализм, свобода и равенство граждан, неотчуждаемость прав человека. Реализуется республиканским правлением с разделением властей, развитой системой народного представительства. Д. возникла вместе с появлением государства (Древние Афины). В современном обществе означает власть большинства при защите прав меньшинства, осуществление выборности основных государственных органов, наличие прав и политических свобод граждан, их равноправие, верховенство закона, конституционализм, разделение властей. Различают непосредственную Д. (основные решения принимаются непосредственно всеми гражданами на референдумах, сходах и т.п.) и представительную Д: (решения принимаются выборными учреждениями - парламентами и др.). Наиболее полное развитие институты Д. получают в правовом государстве.

ДИКТАТУРА (лат. dictatura - неограниченная власть) - осуществление власти в государстве недемократическими методами; авторитарный политический режим (напр., личная Д.). В Древнем Риме - одна из магистратур (см. Диктатор).

ДЕСПОТИЯ (гр. despoteia - неограниченная власть) - форма самодержавной неограниченной власти. Классическая Д. - государства Древнего Востока (Ассирия, Вавилон и др.).

ДИСПОЗИТИВНЫЙ МЕТОД ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ – в гражданском праве способ возникновения прав и обязанностей равноправных субъектов, само правоотношение возникает путем выражения их свободной воли.

ДИСПОЗИЦИЯ (от лат. dispositio - расположение) - структурный элемент нормы права, который раскрывает содержание юридически значимого поведения субъекта права. Если гипотеза является предпосылкой применения властного предписания, то Д. представляет собой ядро юридической нормы, ибо указывает действие (бездействие), непосредственно влекущее правовые последствия.

ДОГМА ПРАВА – юридические особенности норм, правовых предписаний, их технико-юридическое своеобразие.

ДОГОВОР НОРМАТИВНЫЙ - соглашение двух или более субъектов права, в котором содержатся правовые нормы, регулирующие их взаимоотношения. Является одним из источников права. Примером Д.н.с. может служить Федеративный договор, заключенный между субъектами РФ, а также договоры о разграничении полномочий между Российской Федерацией и ее субъектами. Стороны вступают в Д.н.с. добровольно и возлагают на себя обязанности, вытекающие из его содержания.

ДОКТРИНАЛЬНОЕ ТОЛКОВАНИЕ НОРМ ПРАВА - разновидность неофициального толкования норм права, представляет собой разъяснение, даваемое авторитетными учеными-юристами.

ДУАЛИСТИЧЕСКАЯ МОНАРХИЯ – (от лат. dualis - двойственный) - один из двух видов конституционной монархии, наряду с парламентарной (см. также Монархия). Является исторически переходной формой от абсолютной монархии к парламентарной. При Д.м. власть монарха ограничена конституцией, но монарх и формально (т.е. в силу конституционных норм), и еще больше фактически (в силу слабости демократических институтов) сохраняет обширные властные полномочия, что ставит его в центр всей политической системы данного государства. Так, при Д.м. правительство несет формально двойную ответственность - перед монархом и парламентом, но реально подчиняется, как правило, воле монарха. В настоящее время Д.м. существует в Марокко, Иордании, Таиланде, Непале, Малайзии.

ДОКТРИНА ПРАВОВАЯ - в Великобритании и некоторых др. странах мнения наиболее известных ученых-юристов (главным образом прошлого), к которым обращаются в случае, когда пробел в праве не может быть заполнен статутом или прецедентом судебным. Напр., труды Блэкстона ("Комментарии законов Англии", 1565 г.), Коука ("Правовые институты Англии", 1628 г.), Фостера ("Решения королевских судов", 1763 г.), а также различные труды Дж. Локка, Дж. Милля, Э. Берка, А. Дайси и др. В РФ правовая доктрина не является источником права, а играет в процессе правоприменения вспомогательную роль.

ЕСТЕСТВЕННОЕ ПРАВО - в теории государства и права понятие, означающее совокупность принципов, прав и ценностей, продиктованных самой природой человека и в силу этого не зависящих от законодательного признания или непризнания их в конкретном государстве.

ЗАКОН - 1) юридический акт, принятый высшим представительным органом государственной власти либо непосредственным волеизъявлением народа (в порядке референдума) и регулирующий, как правило, наиболее важные общественные отношения. Составляет основу системы права государства, обладает наибольшей юридической силой по отношению к нормативным актам всех иных органов государства. Для 3. характерен особый порядок принятия, специальная законо-творческая процедура, распадающаяся на ряд стадий: законодательная инициатива, обсуждение законопроекта, принятие закона и его опубликование. Будучи единым по способу формирования, положению в правовой системе государства и роли в регулировании общественных связей, 3. в то же время делится на определенные виды. В частности, по значимости содержащихся в законе норм они делятся на конституционные, органические (см. Конституционный закон, Органический закон) и обычные. Обычные 3. делятся на кодификационные и текущие; 2) в широком смысле - нормативные правовые акты в целом; все установленные государством общеобязательные правила.

ЗАКОННОСТЬ (верховенство закона) - неукоснительное исполнение законов и соответствующих им правовых актов всеми органами государства, должностными и иными лицами. 3. - один из элементов демократии и правового государства.

ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ ИНИЦИАТИВА - официальное внесение законопроекта в законодательное учреждение в соответствии с установленной процедурой; первая стадия законодательного процесса. Влечет за собой обязанность соответствующего законодательного органа рассмотреть данный законопроект на своем заседании. В РФ субъектами права З.и. в соответствии со ст. 104 Конституции РФ являются Президент РФ, Совет Федерации, члены Совета Федерации, депутаты Государственной Думы, Правительство РФ, законодательные (представительные) органы субъектов РФ, а также Конституционный Суд РФ, Верховный Суд РФ, Высший Арбитражный Суд РФ по вопросам их ведения.

ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ ВЛАСТЬ - в соответствии с теорией разделения властей одна из трех уравновешивающих друг друга властей в государстве. Представляет собой совокупность полномочий по изданию законов, а также систему государственных органов, реализующих эти полномочия. В демократических государствах З.в. может осуществляться не только специальными законодательными органами (парламентами, законодательными органами субъектов федерации), но и непосредственно избирательным корпусом путем референдума, а в некоторых случаях-и органами исполнительной власти в порядке делегированного или чрезвычайного законодательствования. Конституции некоторых современных государств содержат положения о том, что З.в. принадлежит совместно монарху и парламенту или палатам парламента и главе государства как составной части парламента. В абсолютных монархиях принадлежит исключительно монарху.

ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО - 1) один из основных методов осуществления государствам своих функций, заключающийся в издании законов; 2) совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения в целом или один из их видов (гражданское законодательство, уголовное законодательство и т.д.). В РФ понятием "З." обычно охватываются (на федеральном уровне): Конституция РФ, федеральные конституционные законы, федеральные законы, постановления палат Федерального Собрания, указы Президента РФ и постановления Правительства РФ. Однако состав 3. для каждой отрасли права имеет свои особенности.

ЗАКОНОПРОЕКТ - текст предлагаемого к принятию закона, подготовленный для внесения в законодательный орган или на референдум. Процесс подготовки 3. включает принятие решения о его разработке, выработку текста, обсуждение и доработку первоначального проекта, согласование его со всеми заинтересованными органами и организациями. После завершения подготовки 3. он вносится на рассмотрение законодательного органа в порядке законодательной инициативы. По субъекту законодательной инициативы 3. подразделяются на правительственные, депутатские и т.д.

ЗАКОНОТВОРЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС – главная составная часть правотворческого процесса, его сердцевина. Именно принятие законов прежде всего характеризует данный процесс в целом. процесс, включающий в себя следующие стадии: 1) законодательная инициатива - закрепленное в Конституции РФ право определенных субъектов внести предложение об издании закона и соответствующий законопроект в законодательный орган. Право законодательной инициативы порождает у законодательного органа обязанность рассмотреть предложение и законопроект, но принять или отклонить его - право законодателя. Право законодательной инициативы (согласно ч. 1 ст. 104 Конституции РФ) принадлежит Президенту РФ, Совету Федерации, членам Совета Федерации, депутатам Государственной Думы, Правительству РФ, законодательным (представительным) органам субъектов РФ, Конституционному Суду РФ, Верховному Суду РФ, Высшему Арбитражному Суду РФ по вопросам их ведения; 2) обсуждение законопроекта - важная стадия, которая начинается в Государственной Думе с заслушивания доклада представителя субъекта, внесшего законопроект. Данная стадия необходима для того, чтобы довести документ до высокого уровня качества: устранить противоречия, пробелы, неточности и прочие дефекты. Наиболее существенные законопроекты выносятся на всенародное обсуждение; 3) принятие закона, что достигается с помощью двух механизмов голосования (простым большинством и квалифицированным). Принятие закона - главная стадия, которая, в свою очередь, распадается на три подстадии: а) принятие закона Государственной Думой (федеральные законы принимаются простым большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы, т.е. 50% + 1 голос; федеральные же конституционные законы считаются принятыми, если за них проголосовало не менее 2/3 голосов от общего числа депутатов Государственной Думы); б) одобрение закона Советом Федерации (в соответствии с ч. 4 ст. 105 Конституции РФ "федеральный закон считается одобренным Советом Федерации, если за него проголосовало более половины от общего числа членов этой палаты либо если в течение четырнадцати дней он не был рассмотрен Советом Федерации"; согласно ч. 2 ст. 108 Конституции РФ, "федеральный конституционный закон считается принятым, если он одобрен большинством не менее трех четвертей голосов от общего числа членов Совета Федерации"); в) подписание закона Президентом РФ (согласно ч. 2 ст. 107 и ч. 2 ст. 108 Конституции РФ, Президент в течение четырнадцати дней подписывает одобренный закон и обнародует его); 4) опубликование закона (как правило, федеральные конституционные законы и федеральные законы подлежат официальному опубликованию в течение семи дней после их подписания Президентом РФ; неопубликованные законы не применяются).

ИМПЛЕМЕНТАЦИЯ (международного права) (англ. implementation) - фактическое осуществление международных обязательств на внутригосударственном уровне путем трансформации международно-правовых норм в национальные законы и подзаконные акты. В ряде государств ратифицированные международные договоры автоматически становятся частью национального законодательства. Так, в соответствии с ч. 4 ст. 15 Конституции РФ общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором РФ установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.

ИМПЕРАТИВНЫЙ МЕТОД ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ – создание правоотношений, когда его участники находятся в отношениях власти и подчинения. Он свойствен, например, административному, уголовно-исполнительному праву. Нормы этих отраслей воздействуют на общественную жизнь путем установления властных предписаний, категорических требований, предъявляемых к участникам отношений, следовать определенным вариантам поведения.

ИМПИЧМЕНТ (англ. impeachment) - особый порядок реализации ответственности высших должностных лиц в ряде зарубежных стран. В некоторых государствах с республиканской формой правления И. прежде всего предусматривается для главы государства - президента - на случай совершения им государственной измены или покушения на конституцию (в США в порядке И. формально могут быть судимы все гражданские служащие). Процедура И. различна. Классической является схема, предусмотренная Конституцией США 1787 г. - нижняя палата парламента формулирует и выдвигает обвинение, а верхняя палата рассматривает его и принимает решение в качестве суда. По другой схеме право выдвигать обвинение принадлежит парламенту, а окончательное решение принимает один из высших судов (Конституционный суд - в Германии, Италии, Болгарии, Верховный суд - в Португалии, Финляндии, Румынии, Высокая палата правосудия - во Франции). Наказание не может идти дальше отрешения от должности, однако, как правило, оговаривается, что должностное лицо, отстраненное от должности в порядке И., в дальнейшем может быть судимо обычным судом и подвергнуто уголовному наказанию. В РФ используется близкая И. категория отрешения от должности.

ИНКОРПОРАЦИЯ (лат. incorporatio) - способ систематизации действующего права путем объединения в сборнике или собрании правовых актов в хронологическом, алфавитном или ином порядке (напр., по отраслям права). В отличие от кодификации н



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-07-17 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: