ДЕТСКИЕ ОБЩЕСТВЕННЫЕ ОБЪЕДИНЕНИЯ КАК ОБЪЕКТ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО АНАЛИЗА




На сегодняшний день в стране существует ряд детских и молодежных общественных объединений, организаций и движений, руководимых, как правило, взрослыми. Среди институтов социализации детские общественные объединения, работа которых строится, прежде всего, с учетом интересов детей и предполагаетих инициативу и общественную активность, занимают особое место. Детские общественные объединения, как форма проявления социальной активности молодого поколения, развиваются сегодня на качественно ином уровне. Переживая в связи с трансформацией российского общества новый этап становления, они постепенно институционализируются, начинают складываться в единую структуру со специфическими правилами и механизмами функционирования. Их разнообразие по масштабам, целям и особенностям мировоззрения представляют интерес для анализа.

Конвенция ООН о правах ребенка в 1989 г. провозгласила свободу ассоциаций и мирных собраний как норму жизни детей. Федеральный закон от 19.05.1995 № 82-ФЗ (ред. от 02.06.2016) «Об общественных объединениях» определяет гарантии, общие принципы, содержание и меры государственной поддержки молодежных и детских общественных объединений Российской Федерации на федеральном уровне в объеме целевого финансирования из средств федерального бюджета и внебюджетных фондов РФ, выделяемых на эти цели. В статье 5 дается определение понятия «общественное объединение» [5]. Под общественным объединением понимается «добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе общественного объединения. Право граждан на создание общественных объединений реализуется как непосредственно путем объединения физических лиц, так и через юридические лица - общественные объединения» [5].

Общественные объединения независимо от их организационно-правовой формы могут создавать союзы (ассоциации) общественных объединений на основе учредительных договоров и (или) уставов, принятых союзами (ассоциациями), образуя новые общественные объединения [5]. Правоспособность союзов (ассоциаций) общественных объединений как юридических лиц возникает с момента их государственной регистрации [5].

Современные молодежные и детские общественные объединения - это институты гражданского общества. Они представляют собой значимую социальную силу, особенно влиятельную в регионах, где благодаря им социально-активная молодежь имеет значительно больше шансов сделать профессиональную, политическую, общественную карьеру.

Теоретический анализ интерпретаций рассматриваемого понятия, мы можем сказать, что детское общественное объединение – это общественное формирование, в котором самостоятельно или вместе со взрослыми добровольно объединяются несовершеннолетние граждане для совместной деятельности, удовлетворяющей их социальные потребности и интересы. Детское общественное объединение представляет собой добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование детей в возрасте до 18 лет и взрослых, взаимодействующих с ними в процессе осуществления прав, гарантированных Конвенцией о правах ребенка, и достижения цели, провозглашенной в Уставе или ином документе, регулирующем деятельность объединения и деятельность взрослого его участника (члена) [1].

Самое широкое, общее понятие – «детское движение». Оно включает в себя такие понятия как «детское объединение», и «детская организация». Детское движение состоит из совместных действий различных детских объединений, в том числе, детских организаций.

Понятие «детское объединение» является более общим по отношению к понятию «детская организация». Каждая детская организация является детским объединением, но не каждое детское объединение может быть детской организацией. Задача организатора детского движения – всячески помогать, способствовать деятельности детей и подростков в различных видах детских объединений [3].

В современной социологической литературе детские общественные объединения рассматриваются под разным углом зрения.

Т. В. Трухачева полагает, что «общественные объединения – это совместные действия различных социальных, демографических, этнических групп, которых объединяют общие цели – изменить свой социальный статус; общие ценности (революционные или консервативные, разрушительные или позитивные); общая система норм, регулирующих и регламентирующих поведение его участников; неформальный лидер, роль которого изменяется по мере развития социального движения, его институционализации, достижения лидером господства и власти» [4, с. 48].

С. К. Булдаков и В. И. Пригожин рассматривает детские общественные объединения как социальный институт, выполняют следующие социальные функции: создают условия для удовлетворения интересов и потребностей подростков; регулируют действия членов детских общественных объединений в рамках социальных отношений; обеспечивают интеграцию стремлений, действий и интересов индивидов, участвующих в детских общественных объединениях. Как социальный институт, детские общественные объединения связаны ответственностью за обеспечение интересов общества в деле воспитания подрастающего поколения, осуществляемого с помощью развития у личности способности к социальной коммуникации на основе накопления нового знания и социального опыта [4, с. 46].

Е. А. Дмитриенко рассматривает детское общественное объединение как особую социальную систему, которой свойственны: смысловая целесообразность, целостность, структурность и упорядоченность, иерархичность, полифункциональная взаимосвязь социальной системы и среды; социальность; саморегуляция и самоуправление процессами жизнеобеспечения и жизнедеятельности системы [4, с. 46].

Кроме удовлетворения потребностей детей и подростков в общении, совместной деятельности по интересам, детские общественные объединения выполняют следующие функции:

1. Развивающую – обеспечивает гражданское, нравственное становление личности, развитие его социального творчества, умение взаимодействовать с людьми, выдвигать и реализовывать общественно и личностно значимые цели.

2. Ориентационную – создает условия для ориентации детей в системе нравственных, социальных, политических, культурных ценностей.

3. Компенсаторную – создает условия для реализации потребностей, интересов, возможностей ребенка, не востребованных в других общностях, для устранения дефицита общения и соучастия [4, с. 34].

Цель деятельности детского общественного объединения носит предметный характер, отражая специфику каждого детского объединения. Различаясь предметно, эти цели едины по своему социальному звучанию – они направлены на улучшение окружающей жизни.

Этим определяются основные функции, задачи детского объединения:

1. Широкое разностороннее включение личности в систему общественных отношений, в социальную жизнь.

2. Организация жизнедеятельности, удовлетворяющей потребности в развитии, отвечающей эмоционально-нравственному состоянию и возрастным особенностям.

3. Защита прав и свобод личности от негативных влияний социальной среды.

4. Корректировка различных влияний на личность, ее сознание и поведение (формирование социально-нравственных идеалов, ценностей, потребностей). [2, с. 11].

Таким образом, детское общественное объединение способствует становлению общественно-активной позиции детей, развитию целостной личности как высшей ценности, личности, способной самостоятельно и творчески мыслить, имеющей чувство собственного достоинства, понимающей свое предназначение, умеющей жить и действовать в реальных условиях.

Литература

1. Богуславский М.В. Воссоздание массовой общероссийской детской организации. –М., 2003. – 378 с.

2. Богуславский М.В. Детское движение в России: между прошлым и будущим. – М. Тверь, 2007.- 308 с.

3. Мирошкина М.Р. Как составить программу работы клуба по месту жительства. – М.: ГК РФ по молодежной политике, Детский спортивно-культурный центр “Восход”, 2010. – 423 с.

4. Понятия и сущность детских общественных объединений. Режим доступа: https://geolike.ru/page/gl_8817.htm.

5. Федеральный закон от 19.05.1995 N 82-ФЗ (ред. От 21.07.2014) «Об общественных объединениях» (19 мая 1995 г.). Режим доступа:https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_6693/.

 

А.А. Яркова

Студент направления подготовки

«Организация работы с молодежью»

Научный руководитель – к. культурологии, доцент

С.Р.Аминов



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-29 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: