РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ДО 2025 ГОДА»
1. Задание 1: письменно ответить на ключевые вопросы
Теоретическая часть:
1. Направления реализации Концепции.
2. Цели цифровой трансформации органов
и организаций прокуратуры Российской Федерации.
3. Направления и задачи цифровой трансформации органов и организаций прокуратуры Российской Федерации.
4. Ведомственные информационные системы.
5. Этапы реализации Концепции.
Утверждена
приказом Генерального прокурора
Российской Федерации
от 14.09.2017 N 627
КОНЦЕПЦИЯ
ЦИФРОВОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ ОРГАНОВ И ОРГАНИЗАЦИЙ ПРОКУРАТУРЫ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ДО 2025 ГОДА
1. Введение
Цифровая трансформация органов и организаций прокуратуры Российской Федерации (далее - органы прокуратуры) осуществляется в рамках государственной политики по созданию необходимых условий для развития цифровой экономики Российской Федерации.
Реализация Концепции цифровой трансформации органов и организаций прокуратуры Российской Федерации до 2025 года (далее - Концепция) направлена на комплексную оптимизацию деятельности органов прокуратуры в целях:
преимущественного использования данных в цифровой форме;
формирования среды электронного взаимодействия с учетом потребностей граждан, общества и государственных органов в получении качественных и достоверных сведений;
развития цифровой инфраструктуры на основе применения российских информационно-телекоммуникационных технологий и формирования новой технологической основы для исполнения полномочий органами прокуратуры;
создания методической и технологической основы для формирования и развития компетенций сотрудников органов прокуратуры в области реализации своих полномочий в условиях цифровой экономики.
Настоящая Концепция определяет цели, задачи, принципы и основные направления в области цифровой трансформации органов прокуратуры, механизм реализации, ожидаемые результаты, а также источники финансирования настоящей Концепции, учитывает тенденции и перспективы развития цифровой экономики в Российской Федерации.
Концепция разработана в соответствии с положениями следующих документов стратегического планирования:
Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации на 2017 - 2030 годы, утвержденная Указом Президента Российской Федерации от 09.05.2017 N 203;
Стратегия научно-технологического развития Российской Федерации, утвержденная Указом Президента Российской Федерации от 01.12.2016 N 642;
Стратегия национальной безопасности Российской Федерации, утвержденная Указом Президента Российской Федерации от 31.12.2015 N 683;
Доктрина информационной безопасности Российской Федерации, утвержденная Указом Президента Российской Федерации от 05.12.2016 N 646;
поручение Президента Российской Федерации от 21.07.2016 N Пр-1385;
программа "Цифровая экономика Российской Федерации", утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 28.07.2017 N 1632-р;
Концепция перевода обработки и хранения государственных информационных ресурсов в систему федеральных и региональных центров обработки данных, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 07.10.2015 N 1995-р;
план перехода органов исполнительной власти и государственных внебюджетных фондов на использование отечественного офисного программного обеспечения, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 26.07.2016 N 1588.
Указанные документы стратегического планирования определяют широкий спектр актуальных задач, связанных с развитием экономики нового технологического поколения и форсированной цифровизацией государственного управления. Решение этих задач органами прокуратуры в современных условиях возможно на основе поступательного и взаимосвязанного развития и гармонизации нормативной правовой базы, комплексной оптимизации процессов внутренней деятельности, модернизации информационно-технологической платформы, совершенствования системы кадрового обеспечения.
В соответствии с указанными документами реализация Концепции направлена на формирование устойчивых тенденций цифровой трансформации органов прокуратуры, включая:
комплексную оптимизацию процессов внутренней деятельности, формирование обновленной регуляторной базы, обеспечивающей благоприятный правовой режим для осуществления цифровой трансформации органов прокуратуры;
формирование и развитие цифровой среды органов прокуратуры с учетом потребностей граждан, бизнеса и государства в своевременном получении качественных и достоверных сведений на основе преимущественного использования единой инфраструктуры электронного правительства, внедрения сервисной модели, применения российских информационно-телекоммуникационных технологий и средств защиты информации;
обеспечение согласованного развития цифровой экосистемы органов прокуратуры (включающей цифровую среду, а также правила и механизмы взаимодействия между собой органов прокуратуры, граждан, бизнеса, власти, международного сообщества) и других субъектов контрольно-надзорной деятельности системы государственного управления России.
Положения Концепции являются обязательными при разработке программ, реализации мероприятий и инициатив, связанных с деятельностью органов прокуратуры, до 2025 года включительно.
2. Цели и задачи цифровой трансформации органов
и организаций прокуратуры Российской Федерации
Целями цифровой трансформации являются:
повышение эффективности деятельности органов прокуратуры по обеспечению верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства;
создание условий для оперативной реализации надзорных функций в связи с цифровизацией объектов надзора;
обеспечение устойчивого и бесперебойного функционирования собственной цифровой инфраструктуры, повышение ее информационной безопасности;
создание условий готовности к изменениям в общественно-политической и экономической ситуации, связанным с переходом к цифровой экономике;
переход к сервисной модели владения собственной цифровой инфраструктурой и ее развития;
развитие свободного, устойчивого и безопасного взаимодействия органов прокуратуры с гражданами, организациями, институтами гражданского общества, органами государственной власти и местного самоуправления.
Для достижения указанных целей необходимо обеспечить решение задач по следующим приоритетным направлениям.
Направление 1. Высокотехнологичный надзор - формирование на основе комплексной оптимизации выполнения надзорных функций единой безопасной цифровой платформы для обеспечения электронного взаимодействия органов прокуратуры всех уровней между собой и с другими государственными органами, внедрение современных механизмов и технологий противодействия киберпреступности и правонарушениям в цифровой среде.
Основные задачи:
участие в совершенствовании правового, научно-методического и организационно-технологического обеспечения автоматизированной оценки качества деятельности правоохранительных органов;
повышение эффективности надзора путем внедрения современных и перспективных информационных технологий обработки первичной информации во всех видах надзорной деятельности;
повышение оперативности прокурорского реагирования на нарушения закона, устранение причин и условий, им способствующих;
сокращение времени реагирования на поступающие обращения;
обеспечение своевременного, в том числе дистанционного, получения объективной, полной и достоверной информации о состоянии законности и работы по профилактике правонарушений и преступлений;
повышение обоснованности принимаемых решений в рамках исполнения надзорных функций на основе автоматизированного выявления и учета характерных закономерностей, соответствующих нарушениям в установленной сфере надзора, подготовки рекомендаций по выполнению проверки с учетом выявленных закономерностей.
Направление 2. Цифровая инфраструктура - обеспечение реализации нового качества электронного взаимодействия органов прокуратуры всех уровней с гражданами, организациями, государственными органами на основе создания безопасной высокотехнологичной универсальной цифровой среды.
Основные задачи:
комплексная оптимизация и взаимосвязанная цифровизация процессов внутренней и межведомственной деятельности органов прокуратуры;
совершенствование правовых, нормативно-технических, организационно-методических и иных основ разработки, внедрения, эксплуатации и развития существующих и вновь создаваемых компонентов цифровой среды органов прокуратуры, включая государственные и ведомственные информационные системы;
создание и развитие устойчивой, надежной и безопасной информационно-телекоммуникационной инфраструктуры, реализующей в том числе "сквозные" технологии цифровой экономики и использующей существующие и вновь создаваемые российские центры обработки данных, государственную единую облачную платформу, защищенные сети связи и передачи данных, отечественные цифровые платформы работы с данными;
разработка и внедрение в деятельность органов прокуратуры всех уровней эффективных механизмов обеспечения дистанционного взаимодействия между собой, с гражданами, организациями и учреждениями, государственными органами, в том числе с использованием СМЭВ, МЭДО, государственной интегрированной сети передачи данных;
разработка системы управления нормативно-справочной информацией (далее - НСИ) и мастер-данными (единые справочники, содержащие информацию о структуре органа, перечни, рубрикаторы и классификаторы, позволяющие упорядочить и систематизировать информацию и документы, минимизировать сроки ввода данных в систему, снизить риски ошибок, связанных с человеческим фактором) органов прокуратуры на всем их жизненном цикле с учетом обеспечения возможности их содержательной обработки в других отраслях цифровой экономики Российской Федерации;
формирование требований и модели непрерывного повышения квалификации сотрудников органов прокуратуры, в том числе с использованием дистанционных образовательных технологий, по вопросам реализации своих полномочий, оптимизации процессов подготовки и принятия управленческих решений в условиях цифровой экономики.
Направление 3. Среда доверия - обеспечение технической, организационной и правовой защиты интересов граждан, бизнеса и государственных интересов при осуществлении взаимодействия в обновленной цифровой экосистеме органов прокуратуры.
Основные задачи:
совершенствование правового регулирования с целью формирования единой цифровой среды (электронный обмен информации) доверия экосистемы органов прокуратуры;
создание системы взаимодействия с гражданами, обществом, организациями и учреждениями, которая позволяет использовать современные и перспективные каналы коммуникаций;
разработка и внедрение механизмов мониторинга и повышения удовлетворенности граждан, организаций и учреждений степенью защищенности своих конституционных прав и свобод, личных и имущественных интересов, в том числе от преступных посягательств;
обеспечение открытости, доступности и достоверности статистических данных для граждан и юридических лиц на основе внедрения органами прокуратуры и предоставления пользователям современных цифровых сервисов;
обеспечение участников взаимодействия средствами доверенных цифровых дистанционных коммуникаций;
повышение прозрачности информационного сопровождения процессов надзорной деятельности с соблюдением принципа обеспечения законности и разумной достаточности при сборе, накоплении и распространении информации о гражданах и организациях;
обеспечение доступа граждан и организаций к открытой информации о деятельности органов прокуратуры, а также информации, непосредственно затрагивающей их права и свободы, с учетом принципа экстерриториальности;
повышение уровня общего доверия граждан к деятельности органов прокуратуры.
3. Текущее состояние информационных систем органов
и организаций прокуратуры Российской Федерации
3.1. Ведомственные информационные системы
В соответствии с приказом Генерального прокурора Российской Федерации от 18.11.2004 N 25-10 "О создании информационной системы органов прокуратуры Российской Федерации" введена в действие Информационная система обеспечения надзора за исполнением законов, которая представляет собой ведомственную территориально распределенную информационно-телекоммуникационную инфраструктуру, обеспечивающую функционирование следующих автоматизированных информационных комплексов и систем (далее - АИК, АИС соответственно):
АИК "НАДЗОР", предназначенный для ведения ведомственного делопроизводства и документооборота в электронном виде, включая модуль "Скан" для поточного сканирования документов;
АИС "Архивное дело ОП", предназначенная для автоматизации процессов делопроизводства по ведению номенклатуры дел, формированию, оформлению дел, систематизации и приему дел на архивное хранение;
АИК "КАДРЫ-ОП", предназначенный для распределенного учета кадров и их персональных данных, а также изменений в штатном расписании органов прокуратуры;
АИС "Парус", предназначенная для автоматизации задач в области бухгалтерского учета и обеспечения финансово-хозяйственной деятельности органов прокуратуры;
АИС "ПЕНСИЯ", предназначенная для учета и сопровождения пенсионного обеспечения бывших работников органов и учреждений прокуратуры и членов их семей, в том числе постоянно проживающих за пределами Российской Федерации;
Также на основании распоряжения первого заместителя Генерального прокурора Российской Федерации от 05.02.2010 N 47/85р "О порядке подготовки форм статистической отчетности в электронном виде с использованием специального программного обеспечения "Автоматизированное рабочее место "Статистика Генеральной прокуратуры Российской Федерации" для сбора, обработки статистической отчетности в органах прокуратуры Российской Федерации используется программный комплекс АРМ "Статистика".
3.2. Государственные информационные системы
В 2015 году создана федеральная государственная информационная система "Единый реестр проверок" (далее - ФГИС ЕРП), оператором которой является Генеральная прокуратура Российской Федерации. В системе работает более 1 500 прокуроров, предоставлен доступ к ней свыше 31,5 тыс. специалистам более чем 3 100 контрольно-надзорных органов и 80 бизнес-омбудсменам.
В целях реализации функции по ведению государственного единого статистического учета заявлений и сообщений о преступлениях, состояния преступности, раскрываемости преступлений, состояния и результатов следственной работы и прокурорского надзора осуществляется комплекс мероприятий, направленных на создание государственной автоматизированной системы правовой статистики (далее - ГАС ПС).
К настоящему времени в рамках работ по созданию ГАС ПС выполнено техническое проектирование, разработано и внедрено в рамках пилотной зоны специальное программное обеспечение системы, обеспечивающее в том числе реализацию функций форматно-логического контроля для минимизации ошибок при вводе информации в документы первичного учета, создано единое хранилище данных, создан и аккредитован Минкомсвязью России удостоверяющий центр Генеральной прокуратуры Российской Федерации. Более 2,8 тыс. работников органов прокуратуры используют в своей деятельности квалифицированную электронную подпись. С 2013 года начата опытная эксплуатация ГАС ПС в 6 регионах пилотной зоны. С 2015 года пилотная зона расширена до 27 регионов. Доступ к ресурсам ГАС ПС предоставлен более чем 30,5 тыс. работникам органов прокуратуры и сотрудникам других правоохранительных органов.
В целях повышения открытости информации в составе ГАС ПС создан и функционирует в сети "Интернет" в тестовом режиме информационно-аналитический ресурс "Портал правовой статистики" (crimestat.ru), обеспечивающий доступ пользователям к данным государственной статистической отчетности федерального и регионального уровней.
Для обеспечения доступа к открытой информации о деятельности федеральных органов государственной власти функционирует официальный сайт Генеральной прокуратуры Российской Федерации (https://genproc.gov.ru), размещенный в сегменте сети "Интернет" для федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации (сеть RSNet). Сайт имеет русско- и англоязычную версии. Для использования возможностей интерактивного общения при организации рассмотрения поступающих обращений на официальном сайте Генеральной прокуратуры Российской Федерации создана интернет-приемная.
Этапы реализации Концепции
Реализацию Концепции предполагается осуществить в три взаимосвязанных этапа.
Этап 1 (2017 год) включает:
1) комплексную оценку уровня информатизации органов прокуратуры на основе анализа существующих процессов создания, хранения, обработки и передачи информации в органах прокуратуры;
2) утверждение Концепции цифровой трансформации органов и организаций прокуратуры Российской Федерации;
3) пилотное внедрение компонентов цифровой инфраструктуры:
единой защищенной сети передачи данных органов прокуратуры;
облачной вычислительной платформы;
единого рабочего места сотрудника органов прокуратуры (VDI);
единого каталога пользователей органов прокуратуры;
единой системы электронной почты органов прокуратуры;
единого портала органов прокуратуры;
сервисов органов прокуратуры на портале ЕПГУ;
сервисов информационной безопасности;
4) реализацию риск-ориентированного подхода в части организации отдельных видов государственного надзора (контроля) при регистрации проверок в ФГИС ЕРП;
5) модернизацию действующих сервисов взаимодействия ГАС ПС и ведомственных информационных систем правоохранительных органов в связи с изменениями требований федерального законодательства;
6) подготовку предложений в концепцию первоочередных мер по совершенствованию правового регулирования с целью развития цифровой экономики и в план подготовки нормативных правовых актов, направленных на ее реализацию;
7) разработку нормативного и методического обеспечения для осуществления мониторинга реализации Концепции, включая:
систему мониторинга с учетом целей, задач и показателей результативности реализации Концепции;
инструменты мониторинга, в том числе модернизированные и новые формы ведомственного статистического наблюдения за развитием цифровой трансформации органов прокуратуры;
методические рекомендации о порядке применения новых инструментов мониторинга.
Этап 2 (2018 - 2020 годы) включает:
1) разработку системного проекта цифровой трансформации органов и организаций прокуратуры Российской Федерации, содержащего:
требования к архитектуре, стандартам построения цифровой платформы органов прокуратуры, а также протоколам взаимодействия с цифровыми платформами в ключевых отраслях экономики;
реестр и описание основных процессов создания, хранения, обработки и передачи информации в органах прокуратуры, включая план их комплексной оптимизации;
проектные решения по функциональной архитектуре цифровой платформы органов прокуратуры, включая ее основные подсистемы и порядок их взаимодействия;
описание целевой программной архитектуры на основе сервисной модели, определение необходимых цифровых сервисов и платформ с учетом необходимости максимального использования существующих наработок и технических средств, вопросов импортозамещения;
планы по модернизации подсистем, включая расширение функционала, интеграцию с другими подсистемами, перевод на новые сервисы, изменение программной архитектуры в соответствии с требуемыми стандартами создания, хранения, обработки и передачи информации органов прокуратуры;
2) разработку частных технических заданий на создание всех компонентов цифровой инфраструктуры органов прокуратуры;
3) разработку и ввод в эксплуатацию:
электронного надзорного производства;
юридически значимого электронного документооборота;
автоматизированных электронных сервисов;
единой безопасной отечественной технологической платформы;
расширенного интерфейса портала для граждан, общественных организаций, разработчиков сторонних приложений;
единой системы ведения НСИ и мастер-данных;
4) создание защищенной системы ведомственного и межведомственного взаимодействия;
5) совершенствование нормативных правовых актов по публичному раскрытию информации;
6) создание реестра нормативных правовых актов для реализации надзорных полномочий;
7) создание в Генеральной прокуратуре Российской Федерации электронной базы нормативных правовых и организационно-распорядительных документов в сфере цифровой экономики;
8) внедрение подсистемы информационно-аналитической обработки данных с использованием технологий искусственного интеллекта и "больших данных";
9) интеграцию с ведомственными и внешними государственными ИС;
10) формирование и ведение паспортов надзорных и иных мероприятий в машиночитаемой форме с обеспечением качества юридической значимости;
11) реализацию единой системы учета, в которой присваиваемый первичному сообщению уникальный межведомственный идентификатор выступает универсальной учетной единицей; исключение многократных повторных межведомственных учетов;
12) внедрение системы мониторинга и учета цепочки всех возможных решений, принятых по сообщению о происшествии (преступлении), начиная от его регистрации до вынесения приговора суда, а также контроля передачи уголовных дел между субъектами Российской Федерации;
13) создание единого распределенного центра управления цифровой инфраструктурой органов прокуратуры, обеспечивающего в том числе централизованную техническую поддержку пользователей на основе создания единого центра приема обращений и инцидентов;
14) подготовку предложений в концепцию среднесрочных мер по совершенствованию правового регулирования с целью развития цифровой экономики и в план подготовки нормативных правовых актов, направленных на ее реализацию.
Этап 3 (2021 - 2025 годы) включает:
1) комплексную автоматизацию надзорных функций;
2) перевод в цифровую форму всех сервисов для граждан, государственных органов и организаций на публичном портале правовой статистики;
3) переход к надзору в "реальном времени" с автоматическим отслеживанием хода производства;
4) реализацию концепции сервисной архитектуры ФГИС ЕРП;
5) ввод в постоянную эксплуатацию ГАС ПС;
6) интеграцию с государственными информационными ресурсами, осуществляющими миграционный учет граждан, учет сведений налоговых органов, оперативно-справочными, розыскными и иными учетами ОВД;
7) завершение комплексной оптимизации процессов деятельности органов прокуратуры и их перевода в цифровой формат;
8) развитие и внедрение перспективных технологий идентификации участников информационного взаимодействия экосистемы органов прокуратуры, включая технологии биометрической идентификации, многофакторной идентификации на основе федеральной государственной информационной системы "Единая система идентификации и аутентификации в инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме", и иных технологий идентификации;
9) внедрение образовательными организациями органов прокуратуры дистанционных образовательных технологий и электронного обучения, в том числе в сетевом взаимодействии с другими организациями общего и дополнительного образования, во все виды и формы деятельности обучающихся в соответствии с требованиями цифровой экономики;
10) введение для государственных служащих органов прокуратуры механизма обязательного наличия базовых компетенций по цифровой экономике с использованием разрабатываемого онлайн-сервиса непрерывного образования взрослых для широких слоев населения.