Варсонофий - епископ Тверской.




Святитель Варсонофий, епископ Тверской, чудотворец Казанский - один из трех казанских святых.

 

Детство и юность Варсонофия.

Святитель Варсонофий, нареченный при крещении Иоанном, родился около 1495 года в городе Серпухове (Московской области) в семье бедного священника Василия. С детства отличаясь трудолюбием и понятливостью, отрок легко овладел книжной грамотой посредством чтения часослова, Псалтири, которые служили ему руководством к церковному чтению и пению.

Блаженный Гермоген, составитель жития Варсонофия, говорит, что он «изящно бе доволен и божественному согласованию», то есть не только сам мог петь хорошо, но и направлять к согласному пению других. Эти способности оказались ему великую помощь в дальнейшем, а главное укрепило в юноше молитвенное настроение духа.

 

В плену. Духовное совершенствование.

В конце 1511 — начале 1512 г. стал формироваться чрезвычайно опасный для Московского государства союз Крымского ханства с Литвой и Польшей.

В 1512 году Крымские ханы(сыновья Менгли-Гирея Ахмед-Гирей (Ахмат-Гирей) и Бурнаш-Гирей), нарушив дружественную связь с великим князем Василием Иоанновичем, ворвались «со многими людьми» в русские владения. Нападения крымских татар на территорию России в 1512 г. были типично грабительскими. Царевичи, совершавшие набеги, не преследовали никаких политических целей.

Предпринятые усилия Василия III воспрепятствовать продвижению татар оказались тщетными. Конные отряды противника постоянно меняли дислокацию, уходя из-под удара великокняжеских войск. Командовавшим крымским войском «царевичам» Ахмед-Гирею и Бурнаш-Гирею удалось благополучно уйти в степь, уведя огромный полон.

Среди этих несчастных оказался и юный Иоанн. Ему было тогда около 17 лет. Тяжело было жить ему среди совершенно чужих людей, при том врагов, говоривших другим языком и имевших веру, презирающих христиан. Вот здесь-то и оказался пригодным Иоанну тот молитвенный дух, который ещё в отрочестве был воспитан в нем. И здесь-то впервые в наибольшей полноте он воспользовался заученными им наизусть Псалмами. Проливая горькие слезы, юный пленник тысячекратно взывал ко Господу словами псалмов: «Бог мой и заступник спасения моего! Избави мя и изми мя из руки сынов чуждих». И Бог внял его молитвам. Он послал ему ту духовную отраду, какую вообще дает молитва и уединение, направленное к богомыслию. Иоанн всецело предался воле Божией, и Небесный Отец заменил ему всех. Теперь он взывал к Нему: «Судьбы твоя благи! Блажен человек его же накажеши. Да будет воля Твоя! »

Не тяготясь уже неволею, теперь он старался воспользоваться своим положением достойно Господа, так устроившего судьбу его. Все поручения, какие возлагали на него, он совершал с полнейшим усердием, как бы работая для Самого Господа. И таким образом он приучился к неуклонному послушанию и точному исполнению поручаемого. Весь день работая, он по ночам прилежал ко всенощной молитве. И все более постигая сладость всецелой преданности Богу, дал обет монашества.

Хозяева же Иоанна, ценя его добронравие, безропотность, усердие и верность, мало-помалу облегчали тяжесть трудов его и входили с ним в более доверчивые отношения. Это дало возможность чрезвычайно способному и внимательному Иоанну основательно изучить татарский язык, научиться арабской грамоте и понять закон их магометанской жизни, так что вскоре он «извык до конца бесерменский язык и грамоту сарацинскую». Теперь он, как сосуд Божий, совершенно наполнился тем, что требовалось в его будущем служении.

Плен продолжался три года. С большим трудом собрав необходимую сумму, священник Василий выкупил своего сына Иоанна из татарской неволи. Блаженный Иоанн возвратился домой, однако сердце его уже охладело навсегда к непостоянным земным радостям и утехам.

 

Исполнение обета.

Согласно неколебимому решению, созревшему в душе юноши еще в плену, он поехал в Москву, где в Спасском Андрониковом монастыре принял иноческое пострижение, дав Богу обеты девства, послушания и нестяжания. Новопостриженного инока нарекли Варсонофием.

Любовь к Богу, сердечное расположение к братиям, всецелое послушание к настоятелю, непрестанное преобразование себя по образу Христа, чтение Слова Божия, непрестанное наблюдение за собою, размышление о смерти и суетности земных благ, непрестанная молитва, пост и уединение — вот руководительные начала, которых держался инок Варсонофий.

О добродетельной и благочестивой жизни преподобного Варсонофия стало известно митрополиту Московскому Макарию, который в 1544 г. возвел Варсонофия в сан игумена Николо-Песношской Мефодиевой пустыни, основанной еще в 1361 году учеником преподобного Сергия Радонежского преподобным Мефодием, в 15 верстах от г. Дмитрова. В старину пустынь эта именовалась «Никола на Песнуше». Здесь святой Варсонофий «вполне был достойным пастырем вверенных ему овец».

Казанский период

В 1553 году в паломничестве на пути в Кириллов Белозерский монастырь Пешношскую обитель посетил царь Иоанн Грозный с семейством. Он обратил внимание на опытного наставника иноческой жизни, побывавшего в плену и сведущего в татарском языке и нравах. Поэтому, когда в 1555 году в Казани открывали новую епархию, вместе со святителем Гурием, первым архиепископом Казанским, был направлен в Казань и игумен Варсонофий в сане архимандрита для основания там монастыря. 26 мая 1555 года первосвятители Казани торжественно отправились в путь. Из Москвы по рекам Москве, Оке и Волге путь до Казани длился два месяца. В воскресенье 27 июля 1555 года святитель Гурий с игуменом Пешношским Варсонофием и игуменом Успенского Старицкого монастыря Германом прибыли в Казань.

С крестами и хоругвями были встречены они в Казанском Благовещенском соборе местным духовенством и населением. Уже в следующем, 1556 году преподобный Варсонофий исполнил возложенное на него поручение и устроил Преображенский монастырь в Казанском кремле. Тайно от всех он продолжал носить вериги для изнурения плоти.

 

Монастырь в скором времени сделался средоточием духовной жизни бывшей татарской столицы. Через несколько лет число иноков в нем доходило до ста человек.

Святая жизнь Варсонофия благотворно действовала и на многих других и даже на магометан и язычников. «Бе неверныя приводя в Христову веру», говорит о нём блаженный Гермоген. Этому обращению магометан и язычников особенно способствовало то, что он знал татарский язык и все магометанские учения и татарские обычаи. Вот когда стали совершенно видимыми те пути Божии, коими Господь готовил Варсонофия, посредством татарского плена, к его великому служению их светом христианскою учения. Не мало содействовало обращению многих ко Христу и то, что Варсонофий знал искусство врачевания больных. Благодаря исцелениям различных недугов, имя его стало известно далеко за пределами Казани. Терпеливо осматривая больных, приходящих к нему, он каждому указывал какое-либо особое врачество и всех поучал обращаться к Всецелителю Господу, И немало больных, приходивших к нему за врачеванием, склонялись к принятию христианской веры.

К своему учителю святому архипастырю Гурию — преподобный Варсонофий питал самую сердечную любовь. Он охотно и верно исполнял все его поручения, а потому и святитель Гурий одаривал его такой же любовью. Он делал его участником своих тайных дум и чувств относительно лучшего устроения Казанской епархии; делил с ним тяжелое время своей болезни; пред своей кончиной просил его возложить на себя схиму, что и совершил Варсонофий; он закрыл и глаза своего Господина, на которые всегда взирал с такою любовью.

 

Варсонофий - епископ Тверской.

По смерти епископа Тверского Акакия (1567) святитель Филипп, митрополит Московский, вызвал святого Варсонофия в Москву и возвел его в сан епископа Тверского. Сделавшись епископом, Варсонофий ещё более начал трудиться над усовершенствованием себя во всех отношениях, пребывая во всенощном стоянии, принося Богу молитву. Чтобы не быть праздным никогда, он продолжал списывать полезные книги и делать монашеские клобуки, и посылал их в Казань братии своей обители, прося молитв о себе. Во всех делах управления паствой святитель Варсонофий являл примерную назидательность, ибо всякое слово его было полно духовной мудрости.

Время его епископства было тяжёлым временем для всей России. Благоверный царь Иоанн IV Васильевич, сделавшись Грозным, учредил опричнину. Тверь не входила в опричину. Святой Митрополит Филипп, поставивший во епископа Варсонофия, пытался было остановить Царя, но он был сослан в Тверской Отроч монастырь. Тоже было и с назначавшимся в преемники ему архиепископом Казанским Германом, вместе с Варсонофием прибывшим в Казань и служившим здесь во всё время жизни святителя Гурия. С ужасом и негодованием видел святитель Варсонофий, как его друг Герман, архиепископ Казанский, некогда пользовавшийся уважением царя, был вызван из Казани в Москву для возведения в сан митрополита. Однако после того, как напомнил царю тихими и кроткими словами, что тот даст ответ на суде Божием за свои жестокости, был изгнан и умер в заточении.

Нежданная смерть столь близких и дорогих сердцу Варсонофия святых лиц глубоко действовала на него, удручая и без того отягченную его жизнь. К сему еще присоединилось страшное бедствие от голода, а также и от моровой язвы, от которой умирало скоропостижно бесчисленное множество людей; особенно свирепствовала эта болезнь в Москве. Тверская же паства сохранилась от этой заразы молитвами её святителя. Когда Варсонофию было около 80 лет, он почувствовал, что уже не может управлять своей паствой, так как телесные силы заметно ослабели и сердце истомилось от духовных скорбей и стремления к полному совершенству подвижнического жития.

Снова в Казани.

Получив увольнение от управления паствой, святитель Варсонофий прибыл в созданную им Спасо-Преображенскую обитель в Казани и облёкся в великий ангельский образ, схиму, «угождая Богу постом, молитвою, милостынею и всенощным стоянием». Когда по болезни он не мог уже стоять за богослужением, то просил своих учеников возить себя к богослужению в тележке, чтобы не лишаться наслаждения общим славословием Господу. Наконец старость истощила последние его силы. 11 апреля 1576 года, он предвидя свою кончину, причастился Святых Христовых Тайн, и взглянув с любовью на предстоящих учеников, мирно почил о Господе. Святое тело Варсонофия с честию погребено было архиепископом Тихоном и положено недалеко от алтаря соборной монастырской церкви, близ гроба святителя Гурия, с которым он так близок был при жизни.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-10-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: