Дата занятия по расписанию: 14.04.20
Тема: Общая характеристика конфликта
Количество часов: 2 часа
Цели, задачи: совершенствование коммуникативных умений и навыков.
Обучающийся должен знать: -источники, причины, виды и способы разрешения конфликтов.
Способ коммуникации: Задание выкладывается через группу в Контакте https://vk.com/club128053010 (VK 441)
Выполненное задание присылается по электронной почте bocharkinaelena@gmail.com
Сроки выполнения: 14.04 – 19.04
Теоретический блок
ЗАДАНИЕ на 14.04 по теме «Общая характеристика конфликта»:
1) Прочитать текст
ПОНЯТИЯ КОНФЛИКТА И КОНФЛИКТНОЙ СИТУАЦИИ
1. Понятие конфликта и его сущность.
2.Предмет и объект конфликта.
3. Понятие конфликтной ситуации
1. Понятие конфликта и его сущность
Развитие общества представляет собой сложный процесс взаимодействия индивидуумов, групп людей и их интересов, которые могут совпадать, идти параллельно и могут вступать в противоречия.
Конфликт — взаимодействие людей. К наиболее значительной из ряда нерешенных проблем можно отнести трудности, связанные с определением понятия конфликта и его соотнесением с другими, близкими ему понятиями и явлениями психической жизни человека. Сегодня существует множество определений понятия «конфликт».
Конфликт (столкновение). Следуя этимологическому значению данного термина, английский социолог Э. Гидденс дает следующее определение конфликта: «Под конфликтом я имею в виду -реальную борьбу между действующими людьми или группами» независимо от того, каковы истоки этой борьбы и средства, мобилизуемые каждой из сторон».
Существуют различные определения конфликта, и все они подчеркивают наличие противоречия, которое принимает форму разногласий, если речь идет о взаимодействии людей. Конфликты могут быть скрытыми или явными, но в основе их лежит отсутствие согласия, которое обусловлено наличием разнообразных мнений, взглядов, идей, интересов, точек зрения и т. д. Однако оно не всегда выражается в форме явного столкновения, конфликта. Это происходит, когда существующие противоречия, разногласия нарушают нормальное взаимодействие людей, препятствуют достижению поставленных целей.
Противоречие является необходимым, но не всегда достаточным условием возникновения конфликта. Противоречия превращаются в конфликт, когда их носители начинают взаимодействовать. В этом случае люди бывают вынуждены каким-либо образом преодолеть разногласия и вступают в открытое конфликтное взаимодействие.
Таким образом, предварительно можно отметить, что конфликт — проявление объективных и субъективных противоречий, выражающееся в противоборстве сторон.
Конфликт — столкновение противоположных интересов, взглядов, стремлений; серьезное разногласие, острый спор, приводящий к борьбе.
Конфликтология рассматривает социальный конфликт, а именно конфликт, в котором все стороны представлены людьми или группами людей.
Существует ряд признаков, которые обязательно встречаются в различных трактовках конфликта:
— биполярность как противоречие двух начал;
— активность, направленная на преодоление противоречия;
— наличие субъекта или субъектов в качестве носителей конфликта.
Биполярность как наличие и противостояние двух начал обязательно присутствует в любом психологическом конфликте, будь то внутри-, межличностный или межгрупповой конфликт. Однако биполярность еще не означает столкновения сторон. В каждом из нас живет множество противоречий — стремление к близости с другими людьми и автономности, обособлению своей индивидуальности, высокое и низкое, доброе и злое и т. д. Тем не менее, это не означает, что человек постоянно находится в конфликте с самим собой.
Активность, направленная на преодоление противоречия, характерна для любого конфликта. Она называется «столкновением», «несовместимостью», «противодействием» и т.д. и развивается как следствие осознания наличия противоречия и потребности в его преодолении. Если человек не воспринимает существующее противоречие (в собственных стремлениях,, отношениях с людьми и т. д.) как проблему, требующую решения, то психологически конфликта не существует. Когда же ситуация начинает развиваться как конфликтная? Если человек, воспринимая сложившуюся ситуацию как неприемлемую, начинает что-то предпринимать для ее изменения, объясняет свою точку зрения партнеру, пытаясь переубедить его, демонстрирует свое недовольство и т. д. Все это рассчитано на ответную реакцию партнера и направлено на изменение ситуации.
Наличие субъекта или субъектов в качестве носителей конфликта — еще один признак конфликта. Простейшая интерпретация этого признака означает, что конфликт— «человеческое» явление. Здесь актуально то, что субъекты конфликта наделены сознанием и волей и способны к активным и осознанным действиям.
Конфликт — форма и способ взаимодействия людей, характеризующиеся столкновением противоположно направленных целей и интересов, выражающих цели и интересы взглядов, позиций, мнений, точек зрения, существенным обострением противоречий между субъектами конфликтного взаимодействия, личной значимостью (актуальностью) конфликта для его участников, эмоциональной формой его переживания.
В чем же сущность конфликта?
Сторонами конфликтного взаимодействия могут выступать индивиды, социальные группы, общности государства. В том случае, когда противоборство сторон осуществляется на уровне отдельного индивида, такими сторонами выступают различные мотивы личности, составляющие ее внутреннюю структуру.
В любом конфликте люди преследуют те или иные цели и борются за утверждение своих интересов, что сопровождается, как правило, негативными эмоциями.
Следует отметить, что основой всех конфликтов являются противоречия, возникающие между людьми или внутри структуры самой личности.
Противоречие — это положение, при котором нечто одно (высказывание, мысль, поступок) исключает другое, несовместимое с ним; высказывание или поступок, направленные против кого-либо или чего-либо; противоположность интересов. (Ожегов С.И. Словарь русского языка. — М., 1986. С. 542.)
Именно противоречия вызывают противоборство между сторонами конфликта. При этом объективные, не зависящие от сознания людей, противоречия, коренящиеся в существенных различиях социально-экономических условий их жизни, играют ключевую роль в возникновении конфликтов в обществе. Социально-экономическое положение индивида в обществе во многом определяет не только линию его поведения и действия, но и сознание, интересы и цели.
Следует иметь в виду, что противоречия, вызывающие конфликт, не обязательно носят объективный характер. Они могут быть субъективными, обусловленными личностными факторами, и даже мнимыми. Однако если они имеют для человека существенное значение, то могут порождать конфликтную ситуацию.
Имея в виду важную для понимания конфликта роль противоречия, часто сам конфликт определяют как предельное обострение противоречий между участниками взаимодействия, проявляющееся в их противоборстве. При этом речь идет именно о резком обострении противоречий, поскольку не всякое противоречие вызывает конфликт. На ранней стадии развития противоречия оно может разрешиться и бесконфликтным образом.
Между понятиями «противоречие» и «конфликт» существует тесное родство, но есть и различие: первое выражает статический аспект взаимодействия, а второе — динамический.
2. Предмет и объект конфликта
Предмет конфликта — противоречия, возникающие между взаимодействующими сторонами, которые они пытаются разрешить посредством противоборства; это объективно существующая или воображаемая проблема; служащая причиной раздора между сторонами.
К числу противоречий можно отнести, например, распределение какого-либо ресурса (льгот, наследства, квартир). К числу проблем можно отнести проблемы власти, взаимоотношений, первенства сотрудников, их совместимости.
Объект конфликта — часть реальности, которая вовлечена во взаимодействие между субъектами конфликта, ценность, по поводу которой возникает столкновение интересов противоборствующих сторон. Это могут быть самые различные материальные и духовные ценности: собственность, власть, ресурсы, статус, идеи и т. д. Всякий конфликт возникает только при наличии его объекта. Таким образом, объектом любого конфликта выступают имущественные ценности (материальные, финансовые), временные, человеческие ресурсы, духовные ценности (принципы и нормы морали, нравственности и права), идеологии, отношения (господства и подчинения и др.).
Объект конфликта не существует сам по себе, безотносительно к его участникам. Для того чтобы какая-либо вещь, свойство или отношение сделались объектом конфликта, они должны быть вовлечены в процесс взаимодействия интересов и потребностей индивидов, социальных групп или общностей. Так, природа, ресурсы, машины и т. д. сами по себе еще не являются объектами конфликта. Таковыми они становятся, когда к ним начинают проявлять интерес, появляется желание их контролировать, использовать или присвоить.
Интерес является необходимым, но недостаточным условием конфликта. Например, если тех или иных природных ресурсов имеется в избытке, то по их поводу конфликта не возникает. Он возникает, когда объект, вовлеченный в сферу интересов и потребностей социальных субъектов, имеется в ограниченном количестве или качестве и не способен удовлетворить в полной мере все взаимодействующие стороны.
Само отношение к предмету, выступающему в качестве объекта конфликта, обусловлено исторически. В СССР частное предпринимательство преследовалось в уголовном порядке. Сейчас — это норма экономической жизни.
Некоторые авторы выделяют такую характеристику объекта конфликта, как его неделимость. Она может быть как физическим свойством объекта, так и следствием желаний одного из оппонентов. Например, приз за первое место в соревновании может быть только один, и победитель вправе претендовать на его единоличное обладание.
Следует также отметить релятивистский (относительный) характер объекта конфликта. В разных ситуациях у субъектов конфликта по отношению к одному и тому же объекту могут возникать различные оценки. Это расхождение в оценке значимости объекта может вызвать конфликт среди участников взаимодействия. Так, создатель и руководитель проекта может считать свое детище гениальным и прикладывать все силы к его исполнению, но в то же время его подчиненным он может казаться ничтожным. И эта внутренне противоречивая ситуация может сохраняться достаточно долго.
При анализе конфликта порой непросто выявить его подлинный объект. В силу различных обстоятельств и мотивов люди порой склонны скрывать или камуфлировать истинный объект конфликта.
Рассмотрим различие между объектом и предметом конфликта.
Конфликты возникают по поводу какого-либо объекта, но их сущность выражается в предмете конфликта, поэтому и разрешение (или урегулирование) конфликта в первую очередь связано с устранением не объекта, а предмета. Так, например, если премия, на которую претендовали служащие организации и из-за которой возникло противоборство, уже распределена или отменена, то вместе с этим в большинстве случаев исчезает и конфликт. Но может случиться так, что он будет продолжен, если конфликтные отношения между участниками спора остались на межличностном уровне.
Объект конфликта может быть как истинным, реальным, так и потенциальным, ложным, иллюзорным, но предмет конфликта всегда реален и актуален. Люди вступают в борьбу не только, за реальные материальные блага и ресурсы, но и утверждая и отстаивая призрачные идеалы и идеи. Борьба, являющаяся выражением противоречия между оппонентами, всегда реальна и порой ведется не на жизнь, а на смерть, даже когда отстаиваются утопические идеи.
Объект конфликта может быть как явным, так и латентным (скрытым), но предмет конфликта (противоречие между оппонентами) всегда проявляется отчетливо. Родители, например. могут не понимать причины обиды ребенка, но они не могут не заметить самого факта этой обиды. И другой человек порой не представляет отчетливо, почему вдруг ему стало «неспокойно на душе», хотя факт беспокойства налицо.
3. Понятие конфликтной ситуации
Конфликт в целом может состоять из одной или нескольких конфликтных ситуаций. Можно дать следующее определение понятию «конфликтная ситуация».
Конфликтная ситуация— конфликтное взаимодействие субъектов в совокупности множества внешних и внутренних, объективных и субъективных условий и обстоятельств.
Конфликтная ситуация имеет систему содержательных характеристик (временные, пространственные и содержательные границы) и элементную структуру.
Элементами конфликтной ситуации являются:
1. Стороны (участники) конфликта. Типичными сторонами конфликта являются сами личности, социальные группы, организации. Актуальными в конфликтном взаимодействии выступают как статусные, социально-ролевые, так и психологические характеристики участников конфликта.
2. Интересы и цели.
3. Принципы и позиции сторон. Как цели и интересы, так и принципы сторон должны быть противоречивыми и существенно значимыми для них.
4. Существенные противоречия между интересами и целями участников конфликта. Противоречия могут быть как реальными, так и воображаемыми, надуманными, существующими лишь в голове человека. Значимость интересов и целей может быть также субъективно преувеличенной.
5. Объект конфликта. Объектом конфликта становится то, на что претендует каждая из сторон. Это конкретное материальное или духовное благо.
6. Повод и инцидент конфликта.
Повод конфликта — конкретное действие со стороны одного или нескольких настоящих или будущих участников конфликта, которое другая сторона воспринимает как агрессивную атаку на свои интересы. Повод обычно лежит на поверхности, поскольку представляет собой явное или скрытое конкретное действие, выражающее притязания на нечто, принадлежащее другому, попытку несанкционированного присвоения чего-либо другого либо нанесение ущерба чести и достоинству личности. Поводом конфликта служит явление, способствующее его возникновению, но не определяетпоявление конфликта с необходимостью. В отличие от причины повод возникает случайно и может создаваться искусственно, как говорят, «на пустом месте». Так, например, поводом к семейному конфликту может послужить недосоленное (пересоленное) блюдо, тогда как истинная причина может заключаться в отсутствии любви между супругами.
Инцидент конфликта — столкновение взаимодействующих сторон, означающее перевод повода конфликтной ситуации в конфликт.
Конфликтная ситуация и инцидент вместе образуют конфликт, однако конфликтная ситуация возникает до инцидента. Она может создаваться как объективно (вне воли и желания людей), в силу складывающихся обстоятельств, так и субъективно, из-за мотивов поведения, преднамеренных устремлений оппонирующих сторон. Конфликтная ситуация (чаще в скрытой форме) может сохраняться, не приводя к инциденту и не переходя в конфликт. Инцидент, таким образом, полностью зависит от ситуации. Существенно и то, что конфликтная ситуация и инцидент могут быть либо спровоцированными, заранее спланированными, либо спонтанными, стихийно возникшими.
Объективно возникшие-конфликтная ситуация и инцидент могут прекратиться, получить дальнейшее развитие только в результате изменения объективных обстоятельств. Субъективно возникшие ситуация и инцидент могут закончиться как в силу объективных перемен, так и по инициативе оппонирующих сторон. К тому же случайный конфликт менее подвержен урегулированию, чем заранее предусмотренный.
Конфликтная ситуация нередко возникает, обостряется и переходит в фазу инцидента из-за того, что совместно работающие люди не желают слушать и слышать друг друга, не всегда владеют навыками выражать свою мысль, отношение к тому или иному факту ясно и четко.
7. Причины возникновения конфликта. Это реальное противоречие между субъектами конфликта, претендующими на какое-либо материальное или духовное благо одновременно. Причину конфликта нередко путают с его поводом. Причина всегда находится глубже. Причина конфликта обычно одна, поводов же к конфликту она может порождать какое угодно количеств.0.
8. Условия протекания конфликта. Конфликт существенно зависит от внешних условий, в которых он возникает и развивается. Важной составной частью этих условий выступает социально-психологическая среда, представленная обычно личными социальными группами с их специфической структурой", нормами, ценностями и т. д.
9. Образы конфликтной ситуации. У каждого участника конфликта имеются определенные представления о себе (мотивах, целях, ценностях, возможностях и т. п.), о противоположных сторонах и среде, в которой складываются конфликтные отношения. Именно эти образы, идеальные картины конфликтной ситуации, а не сама реальность, определяют конфликтное поведение участников. Отношения образов и реальности весьма сложны и допускают случаи серьезного расхождения. Исходя из этого, выделяют следующие четыре случая:
— конфликтная ситуация объективно существует, но не осознается, не воспринимается участниками; конфликта как социально-психологического явления пока нет;
— объективная конфликтная ситуация существует, и стороны воспринимают ситуацию как конфликтную, однако с теми или иными существенными отклонениями от действительности (случай неадекватно воспринимаемого конфликта);
— объективная конфликтная ситуация отсутствует, но тем не менее отношения сторон ошибочно воспринимаются ими как конфликтные (случай ложного конфликта);
— конфликтная ситуация объективно существует и по ключевым характеристикам адекватно воспринимается участниками (случай адекватно воспринимаемого конфликта).
Обычно конфликтная ситуация характеризуется значительной степенью сложности и неопределенности. Именно «неопределенность» исхода является необходимым условием возникновения конфликта.
Весьма полезно иметь представление о возможных искажениях образа конфликтной ситуации. А.Я. Анцупов и А.И. Шипилов выделили основные типы искажений образа конфликтной ситуации ее участниками.
Искажение конфликтной ситуации в целом. В конфликте искажено восприятие не только отдельных элементов конфликта, но и ситуации в целом. Конфликтная ситуация упрощается, сложные или неясные моменты отбрасываются, происходит схематизация ситуации. Уменьшается перспектива восприятия ситуации, предпочтение отдается принципу «здесь и теперь», последствия, как правило, не просчитываются. Восприятие ситуации происходит в категоричных, полярных оценках по типу «черное-белое», «все или ничего».
Искажение восприятия мотивов поведения в конфликте.
А. Собственная мотивация. Как правило, себе приписывают социально одобряемые мотивы (борьба за восстановление справедливости, защита чести и достоинства, демократии, конституционного строя и т. д.). Собственные помыслы оцениваются как благородные, цели — как возвышенные и достойные реализации, поэтому субъект уверен в своей правоте, а оппонент закономерно должен прийти к выводу, что первый прав.
Б. Мотивы оппонента оцениваются как подлые и низменные (стремление к карьеризму, обогащению, лесть и т. д.). Если же воспринимающий вынужден ввиду несомненной очевидности фиксировать и мотивы положительной направленности, то возникают ошибки в оценке мотивов. Далее следует подробный анализ противоречащих общепринятым нормам стремлений его оппонента. »
Искажение восприятия действий, высказываний, поступков. А. Собственная позиция. Обычно фиксируется нормативная обоснованность позиции, ее целесообразность. Целевая составляющая рассматривается в русле «я прав, поэтому я должен победить». Операциональная составляющая может восприниматься в следующих вариантах:
— «я все делаю правильно» (самоподдержка; я — истина в последней инстанции);
— «я вынужден так делать» (возложение ответственности на обстоятельства);
— «по-другому в этой ситуации невозможно поступить» (это единственно верное решение);
— «он сам виноват, что мне приходится так действовать» (возложение ответственности на другого);
— «все так делают» (размывание ответственности). Б. Позиция оппонента рассматривается как ошибочная, бездоказательная, нормативно неподкрепленная. Поэтому цель противостоящей стороны сострит в том, чтобы заставить оппонента уступить или проиграть. Операциональная составляющая воспринимается в следующих интерпретациях:
— «это подлые поступки, удары ниже пояса» (действиям приписывается аморальное, противоправное содержание);
— «он делает только то, что мне во вред» (нейтральные действия рассматриваются как агрессивные);
— «он намеренно так поступает» (непреднамеренные действия воспринимаются как умышленные).
Искажение восприятия личностных качеств.
А. Восприятие самого себя. Обычно выделяются положительные и привлекательные черты, которые пропагандируются среди окружающих, в том числе и в среде оппонента. Игнорируются и не принимаются замечания, упоминания, указания о любых сомнительных, нелепых и невыгодных качествах, свойствах своей личности. Акцентирование только положи--тельного в самом себе позволяет выдвигать постулат «хорошие люди совершают хорошие поступки».
Б. Личность оппонента. Происходят усиление и гиперболизация негативных черт и свойств личности оппонента. Срабатывает эффект поиска «соринки в чужом глазу». Усиливается поиск всего негативного и непривлекательного. В оппоненте игнорируется положительное, общечеловеческое, ценное. Оправдываются высмеивание недостатков (в том числе природного свойства), допущение оскорблений в его адрес. Принимается и поддерживается точка зрения, что «плохие люди действуют плохими методами». В отношении оппонента формируется «образ врага».
Выделяют ряд факторов, которые порождают и усиливают степень искажения восприятия конфликтной ситуации, в частности, состояние стресса, высокий уровень негативных эмоций, низкий уровень информированности участников друг о друге, неумение предвидеть последствия, доминирование в сознании оппонента «агрессивной концепции среды», негативная установка на оппонента, фактор времени и др.
Иллюзия «выигрыша — проигрыша»: «Наши потребности абсолютно несовместимы, только один из нас может победить». Иллюзия заключается в том, что результат, при котором один выигрывает, а другой проигрывает, воспринимается как неизбежный, хотя на самом деле существует альтернатива взаимовыгодного решения.
Иллюзия «плохого человека»: Индивид рассуждает следующим образом: «Мой конфликт — это прямой результат некомпетентности, грубости, глупости или других недостатков партнера; он может быть разрешен только в том случае, если тот их признает и исправит». Поскольку мы считаем конфликт прямым следствием личных недостатков другого, мы снимаем с себя ответственность за собственный вклад в создание проблемы. Мы успокаиваем себя, считая, что виноват другой человек, а мы — лишь невинная и несчастная жертва.
Иллюзия «камня преткновения»: «Наши разногласия непримиримы, соглашение невозможно».
Другими наиболее типичными случаями искажения являются:
— иллюзия «собственного благородства» (каждый оценивает свою способность к сотрудничеству выше, чем у оппонента);
— «все ясно» (предельно, в результате чего упрощение ситуации утверждает истинность одной и ложность позиции противоположной стороны).
Практический блок
2) Составить инфокарту