В чем же сущность конфликта?




Дата занятия по расписанию: 14.04.20

Тема: Общая характеристика конфликта

Количество часов: 2 часа

Цели, задачи: совершенствование коммуникативных умений и навыков.

Обучающийся должен знать: -источники, причины, виды и способы разрешения конфликтов.

Способ коммуникации: Задание выкладывается через группу в Контакте https://vk.com/club128053010 (VK 441)

Выполненное задание присылается по электронной почте bocharkinaelena@gmail.com

Сроки выполнения: 14.04 – 19.04

 

Теоретический блок

ЗАДАНИЕ на 14.04 по теме «Общая характеристика конфликта»:

1) Прочитать текст

ПОНЯТИЯ КОНФЛИКТА И КОНФЛИКТНОЙ СИТУАЦИИ

1. Понятие конфликта и его сущность.

2.Предмет и объект конфликта.

3. Понятие конфликтной ситуации

1. Понятие конфликта и его сущность

Развитие общества представляет собой сложный процесс взаимодействия индивидуумов, групп людей и их интересов, которые могут совпадать, идти параллельно и могут вступать в противоречия.

Конфликт — взаимодействие людей. К наиболее значи­тельной из ряда нерешенных проблем можно отнести трудно­сти, связанные с определением понятия конфликта и его соот­несением с другими, близкими ему понятиями и явлениями психической жизни человека. Сегодня существует множество определений понятия «конфликт».

Конфликт (столкновение). Следуя эти­мологическому значению данного термина, английский социо­лог Э. Гидденс дает следующее определение конфликта: «Под конфликтом я имею в виду -реальную борьбу между действую­щими людьми или группами» независимо от того, каковы исто­ки этой борьбы и средства, мобилизуемые каждой из сторон».

Существуют различные определения конфликта, и все они подчеркивают наличие противоречия, которое принимает форму разногласий, если речь идет о взаимодействии людей. Кон­фликты могут быть скрытыми или явными, но в основе их лежит отсутствие согласия, которое обусловлено наличием раз­нообразных мнений, взглядов, идей, интересов, точек зрения и т. д. Однако оно не всегда выражается в форме явного стол­кновения, конфликта. Это происходит, когда существующие противоречия, разногласия нарушают нормальное взаимодей­ствие людей, препятствуют достижению поставленных целей.

Противоречие является необходимым, но не всегда доста­точным условием возникновения конфликта. Противоречия пре­вращаются в конфликт, когда их носители начинают взаимо­действовать. В этом случае люди бывают вынуждены каким-либо образом преодолеть разногласия и вступают в открытое конфликтное взаимодействие.

Таким образом, предварительно можно отметить, что кон­фликт — проявление объективных и субъективных противоре­чий, выражающееся в противоборстве сторон.

Конфликт — столкновение противоположных интересов, взглядов, стремлений; серьезное разногласие, острый спор, приводящий к борьбе.

Конфликтология рассматривает социальный конфликт, а именно конфликт, в котором все стороны представлены людь­ми или группами людей.

Существует ряд признаков, которые обязательно встреча­ются в различных трактовках конфликта:

— биполярность как противоречие двух начал;

— активность, направленная на преодоление противоречия;

— наличие субъекта или субъектов в качестве носителей конфликта.

Биполярность как наличие и противостояние двух начал обязательно присутствует в любом психологическом конфлик­те, будь то внутри-, межличностный или межгрупповой конф­ликт. Однако биполярность еще не означает столкновения сто­рон. В каждом из нас живет множество противоречий — стрем­ление к близости с другими людьми и автономности, обособлению своей индивидуальности, высокое и низкое, доб­рое и злое и т. д. Тем не менее, это не означает, что человек постоянно находится в конфликте с самим собой.

Активность, направленная на преодоление противоречия, характерна для любого конфликта. Она называется «столкно­вением», «несовместимостью», «противодействием» и т.д. и развивается как следствие осознания наличия противоречия и потребности в его преодолении. Если человек не воспринима­ет существующее противоречие (в собственных стремлениях,, отношениях с людьми и т. д.) как проблему, требующую ре­шения, то психологически конфликта не существует. Когда же ситуация начинает развиваться как конфликтная? Если че­ловек, воспринимая сложившуюся ситуацию как неприемле­мую, начинает что-то предпринимать для ее изменения, объяс­няет свою точку зрения партнеру, пытаясь переубедить его, демонстрирует свое недовольство и т. д. Все это рассчитано на ответную реакцию партнера и направлено на изменение си­туации.

Наличие субъекта или субъектов в качестве носителей кон­фликта — еще один признак конфликта. Простейшая интер­претация этого признака означает, что конфликт— «че­ловеческое» явление. Здесь актуально то, что субъекты конф­ликта наделены сознанием и волей и способны к активным и осознанным действиям.

Конфликт — форма и способ взаимодействия людей, харак­теризующиеся столкновением противоположно направленных целей и интересов, выражающих цели и интересы взглядов, позиций, мнений, точек зрения, существенным обострением противоречий между субъектами конфликтного взаимодей­ствия, личной значимостью (актуальностью) конфликта для его участников, эмоциональной формой его переживания.

В чем же сущность конфликта?

Сторонами конфликтного взаимодействия могут выступать индивиды, социальные группы, общности государства. В том случае, когда противоборство сторон осуществляется на уровне отдельного индивида, такими сторонами выступают различные мотивы личности, составляющие ее внутреннюю структуру.

В любом конфликте люди преследуют те или иные цели и борются за утверждение своих интересов, что сопровождается, как правило, негативными эмоциями.

Следует отметить, что основой всех конфликтов являются противоречия, возникающие между людьми или внутри струк­туры самой личности.

Противоречие — это положение, при котором нечто одно (высказывание, мысль, поступок) исключает другое, несовме­стимое с ним; высказывание или поступок, направленные против кого-либо или чего-либо; противоположность интересов. (Ожегов С.И. Словарь русского языка. — М., 1986. С. 542.)

Именно противоречия вызывают противоборство между сто­ронами конфликта. При этом объективные, не зависящие от сознания людей, противоречия, коренящиеся в существенных различиях социально-экономических условий их жизни, игра­ют ключевую роль в возникновении конфликтов в обществе. Социально-экономическое положение индивида в обществе во многом определяет не только линию его поведения и дей­ствия, но и сознание, интересы и цели.

Следует иметь в виду, что противоречия, вызывающие конфликт, не обязательно носят объективный характер. Они могут быть субъективными, обусловленными личностными факторами, и даже мнимыми. Однако если они имеют для человека существенное значение, то могут порождать конф­ликтную ситуацию.

Имея в виду важную для понимания конфликта роль про­тиворечия, часто сам конфликт определяют как предельное обострение противоречий между участниками взаимодействия, проявляющееся в их противоборстве. При этом речь идет имен­но о резком обострении противоречий, поскольку не всякое противоречие вызывает конфликт. На ранней стадии развития противоречия оно может разрешиться и бесконфликтным об­разом.

Между понятиями «противоречие» и «конфликт» существует тесное родство, но есть и различие: первое выражает статичес­кий аспект взаимодействия, а второе — динамический.

2. Предмет и объект конфликта

Предмет конфликта — противоречия, возникающие меж­ду взаимодействующими сторонами, которые они пытаются разрешить посредством противоборства; это объективно суще­ствующая или воображаемая проблема; служащая причиной раздора между сторонами.

К числу противоречий можно отнести, например, распре­деление какого-либо ресурса (льгот, наследства, квартир). К числу проблем можно отнести проблемы власти, взаимоот­ношений, первенства сотрудников, их совместимости.

Объект конфликта — часть реальности, которая вовлечена во взаимодействие между субъектами конфликта, ценность, по поводу которой возникает столкновение интересов противо­борствующих сторон. Это могут быть самые различные мате­риальные и духовные ценности: собственность, власть, ресур­сы, статус, идеи и т. д. Всякий конфликт возникает только при наличии его объекта. Таким образом, объектом любого конфликта выступают имущественные ценности (материаль­ные, финансовые), временные, человеческие ресурсы, духов­ные ценности (принципы и нормы морали, нравственности и права), идеологии, отношения (господства и подчинения и др.).

Объект конфликта не существует сам по себе, безотноси­тельно к его участникам. Для того чтобы какая-либо вещь, свойство или отношение сделались объектом конфликта, они должны быть вовлечены в процесс взаимодействия интересов и потребностей индивидов, социальных групп или общностей. Так, природа, ресурсы, машины и т. д. сами по себе еще не являются объектами конфликта. Таковыми они становятся, когда к ним начинают проявлять интерес, появляется желание их контролировать, использовать или присвоить.

Интерес является необходимым, но недостаточным усло­вием конфликта. Например, если тех или иных природных ресурсов имеется в избытке, то по их поводу конфликта не возникает. Он возникает, когда объект, вовлеченный в сферу интересов и потребностей социальных субъектов, имеется в ограниченном количестве или качестве и не способен удовлет­ворить в полной мере все взаимодействующие стороны.

Само отношение к предмету, выступающему в качестве объекта конфликта, обусловлено исторически. В СССР част­ное предпринимательство преследовалось в уголовном поряд­ке. Сейчас — это норма экономической жизни.

Некоторые авторы выделяют такую характеристику объекта конфликта, как его неделимость. Она может быть как фи­зическим свойством объекта, так и следствием желаний одного из оппонентов. Например, приз за первое место в соревнова­нии может быть только один, и победитель вправе претендо­вать на его единоличное обладание.

Следует также отметить релятивистский (относительный) характер объекта конфликта. В разных ситуациях у субъектов конфликта по отношению к одному и тому же объекту могут возникать различные оценки. Это расхождение в оценке зна­чимости объекта может вызвать конфликт среди участников взаимодействия. Так, создатель и руководитель проекта мо­жет считать свое детище гениальным и прикладывать все силы к его исполнению, но в то же время его подчиненным он может казаться ничтожным. И эта внутренне противоречивая ситуация может сохраняться достаточно долго.

При анализе конфликта порой непросто выявить его под­линный объект. В силу различных обстоятельств и мотивов люди порой склонны скрывать или камуфлировать истинный объект конфликта.

Рассмотрим различие между объектом и предметом конф­ликта.

Конфликты возникают по поводу какого-либо объекта, но их сущность выражается в предмете конфликта, поэтому и разрешение (или урегулирование) конфликта в первую оче­редь связано с устранением не объекта, а предмета. Так, на­пример, если премия, на которую претендовали служащие орга­низации и из-за которой возникло противоборство, уже рас­пределена или отменена, то вместе с этим в большинстве случаев исчезает и конфликт. Но может случиться так, что он будет продолжен, если конфликтные отношения между участ­никами спора остались на межличностном уровне.

Объект конфликта может быть как истинным, реальным, так и потенциальным, ложным, иллюзорным, но предмет кон­фликта всегда реален и актуален. Люди вступают в борьбу не только, за реальные материальные блага и ресурсы, но и ут­верждая и отстаивая призрачные идеалы и идеи. Борьба, яв­ляющаяся выражением противоречия между оппонентами, все­гда реальна и порой ведется не на жизнь, а на смерть, даже когда отстаиваются утопические идеи.

Объект конфликта может быть как явным, так и латент­ным (скрытым), но предмет конфликта (противоречие между оппонентами) всегда проявляется отчетливо. Родители, напри­мер. могут не понимать причины обиды ребенка, но они не могут не заметить самого факта этой обиды. И другой чело­век порой не представляет отчетливо, почему вдруг ему стало «неспокойно на душе», хотя факт беспокойства налицо.

3. Понятие конфликтной ситуации

Конфликт в целом может состоять из одной или несколь­ких конфликтных ситуаций. Можно дать следующее опреде­ление понятию «конфликтная ситуация».

Конфликтная ситуация— конфликтное взаимодействие субъектов в совокупности множества внешних и внутренних, объективных и субъективных условий и обстоятельств.

Конфликтная ситуация имеет систему содержательных ха­рактеристик (временные, пространственные и содержательные границы) и элементную структуру.

Элементами конфликтной ситуации являются:

1. Стороны (участники) конфликта. Типичными сторонами конфликта являются сами личности, социальные группы, организации. Актуальными в конфликтном взаимодействии выступают как статусные, социально-ролевые, так и пси­хологические характеристики участников конфликта.

2. Интересы и цели.

3. Принципы и позиции сторон. Как цели и интересы, так и принципы сторон должны быть противоречивыми и суще­ственно значимыми для них.

4. Существенные противоречия между интересами и целями участников конфликта. Противоречия могут быть как ре­альными, так и воображаемыми, надуманными, существу­ющими лишь в голове человека. Значимость интересов и целей может быть также субъективно преувеличенной.

5. Объект конфликта. Объектом конфликта становится то, на что претендует каждая из сторон. Это конкретное мате­риальное или духовное благо.

6. Повод и инцидент конфликта.

Повод конфликта — конк­ретное действие со стороны одного или нескольких насто­ящих или будущих участников конфликта, которое другая сторона воспринимает как агрессивную атаку на свои ин­тересы. Повод обычно лежит на поверхности, поскольку представляет собой явное или скрытое конкретное дей­ствие, выражающее притязания на нечто, принадлежащее другому, попытку несанкционированного присвоения чего-либо другого либо нанесение ущерба чести и достоинству личности. Поводом конфликта служит явление, способ­ствующее его возникновению, но не определяетпоявление конфликта с необходимостью. В отличие от причины по­вод возникает случайно и может создаваться искусствен­но, как говорят, «на пустом месте». Так, например, пово­дом к семейному конфликту может послужить недосолен­ное (пересоленное) блюдо, тогда как истинная причина может заключаться в отсутствии любви между супругами.

Инцидент конфликта — столкновение взаимодействующих сторон, означающее перевод повода конфликтной ситуа­ции в конфликт.

Конфликтная ситуация и инцидент вместе образуют конф­ликт, однако конфликтная ситуация возникает до инцидента. Она может создаваться как объективно (вне воли и желания людей), в силу складывающихся обстоятельств, так и субъек­тивно, из-за мотивов поведения, преднамеренных устремле­ний оппонирующих сторон. Конфликтная ситуация (чаще в скрытой форме) может сохраняться, не приводя к инциденту и не переходя в конфликт. Инцидент, таким образом, полнос­тью зависит от ситуации. Существенно и то, что конфликтная ситуация и инцидент могут быть либо спровоцированными, заранее спланированными, либо спонтанными, стихийно воз­никшими.

Объективно возникшие-конфликтная ситуация и инцидент могут прекратиться, получить дальнейшее развитие только в результате изменения объективных обстоятельств. Субъектив­но возникшие ситуация и инцидент могут закончиться как в силу объективных перемен, так и по инициативе оппонирующих сторон. К тому же случайный конфликт менее подвер­жен урегулированию, чем заранее предусмотренный.

Конфликтная ситуация нередко возникает, обостряется и переходит в фазу инцидента из-за того, что совместно работа­ющие люди не желают слушать и слышать друг друга, не всегда владеют навыками выражать свою мысль, отношение к тому или иному факту ясно и четко.

7. Причины возникновения конфликта. Это реальное проти­воречие между субъектами конфликта, претендующими на какое-либо материальное или духовное благо одновремен­но. Причину конфликта нередко путают с его поводом. Причина всегда находится глубже. Причина конфликта обычно одна, поводов же к конфликту она может порож­дать какое угодно количеств.0.

8. Условия протекания конфликта. Конфликт существенно зависит от внешних условий, в которых он возникает и развивается. Важной составной частью этих условий вы­ступает социально-психологическая среда, представленная обычно личными социальными группами с их специфи­ческой структурой", нормами, ценностями и т. д.

9. Образы конфликтной ситуации. У каждого участника кон­фликта имеются определенные представления о себе (мо­тивах, целях, ценностях, возможностях и т. п.), о проти­воположных сторонах и среде, в которой складываются конфликтные отношения. Именно эти образы, идеальные картины конфликтной ситуации, а не сама реальность, оп­ределяют конфликтное поведение участников. Отношения образов и реальности весьма сложны и допускают случаи серьезного расхождения. Исходя из этого, выделяют сле­дующие четыре случая:

— конфликтная ситуация объективно существует, но не осознается, не воспринимается участниками; конфлик­та как социально-психологического явления пока нет;

— объективная конфликтная ситуация существует, и сто­роны воспринимают ситуацию как конфликтную, одна­ко с теми или иными существенными отклонениями от действительности (случай неадекватно воспринимаемо­го конфликта);

— объективная конфликтная ситуация отсутствует, но тем не менее отношения сторон ошибочно воспринимаются ими как конфликтные (случай ложного конфликта);

— конфликтная ситуация объективно существует и по клю­чевым характеристикам адекватно воспринимается участ­никами (случай адекватно воспринимаемого конфликта).

Обычно конфликтная ситуация характеризуется значитель­ной степенью сложности и неопределенности. Именно «нео­пределенность» исхода является необходимым условием воз­никновения конфликта.

Весьма полезно иметь представление о возможных иска­жениях образа конфликтной ситуации. А.Я. Анцупов и А.И. Шипилов выделили основные типы искажений образа конфликтной ситуации ее участниками.

Искажение конфликтной ситуации в целом. В конфликте искажено восприятие не только отдельных элементов конф­ликта, но и ситуации в целом. Конфликтная ситуация упро­щается, сложные или неясные моменты отбрасываются, про­исходит схематизация ситуации. Уменьшается перспектива вос­приятия ситуации, предпочтение отдается принципу «здесь и теперь», последствия, как правило, не просчитываются. Вос­приятие ситуации происходит в категоричных, полярных оцен­ках по типу «черное-белое», «все или ничего».

Искажение восприятия мотивов поведения в конфликте.

А. Собственная мотивация. Как правило, себе приписыва­ют социально одобряемые мотивы (борьба за восстановление справедливости, защита чести и достоинства, демократии, кон­ституционного строя и т. д.). Собственные помыслы оценива­ются как благородные, цели — как возвышенные и достойные реализации, поэтому субъект уверен в своей правоте, а оппо­нент закономерно должен прийти к выводу, что первый прав.

Б. Мотивы оппонента оцениваются как подлые и низмен­ные (стремление к карьеризму, обогащению, лесть и т. д.). Если же воспринимающий вынужден ввиду несомненной оче­видности фиксировать и мотивы положительной направлен­ности, то возникают ошибки в оценке мотивов. Далее следует подробный анализ противоречащих общепринятым нормам стремлений его оппонента. »

Искажение восприятия действий, высказываний, поступков. А. Собственная позиция. Обычно фиксируется норматив­ная обоснованность позиции, ее целесообразность. Целевая со­ставляющая рассматривается в русле «я прав, поэтому я дол­жен победить». Операциональная составляющая может вос­приниматься в следующих вариантах:

— «я все делаю правильно» (самоподдержка; я — истина в последней инстанции);

— «я вынужден так делать» (возложение ответственности на обстоятельства);

— «по-другому в этой ситуации невозможно поступить» (это единственно верное решение);

— «он сам виноват, что мне приходится так действовать» (возложение ответственности на другого);

— «все так делают» (размывание ответственности). Б. Позиция оппонента рассматривается как ошибочная, без­доказательная, нормативно неподкрепленная. Поэтому цель противостоящей стороны сострит в том, чтобы заставить оп­понента уступить или проиграть. Операциональная составля­ющая воспринимается в следующих интерпретациях:

— «это подлые поступки, удары ниже пояса» (действиям приписывается аморальное, противоправное содержание);

— «он делает только то, что мне во вред» (нейтральные действия рассматриваются как агрессивные);

— «он намеренно так поступает» (непреднамеренные дей­ствия воспринимаются как умышленные).

Искажение восприятия личностных качеств.

А. Восприятие самого себя. Обычно выделяются положи­тельные и привлекательные черты, которые пропагандируют­ся среди окружающих, в том числе и в среде оппонента. Игно­рируются и не принимаются замечания, упоминания, указа­ния о любых сомнительных, нелепых и невыгодных качествах, свойствах своей личности. Акцентирование только положи--тельного в самом себе позволяет выдвигать постулат «хоро­шие люди совершают хорошие поступки».

Б. Личность оппонента. Происходят усиление и гиперболизация негативных черт и свойств личности оппонента. Сра­батывает эффект поиска «соринки в чужом глазу». Усиливается поиск всего негативного и непривлекательного. В оппонен­те игнорируется положительное, общечеловеческое, ценное. Оправдываются высмеивание недостатков (в том числе при­родного свойства), допущение оскорблений в его адрес. При­нимается и поддерживается точка зрения, что «плохие люди действуют плохими методами». В отношении оппонента фор­мируется «образ врага».

Выделяют ряд факторов, которые порождают и усиливают степень искажения восприятия конфликтной ситуации, в част­ности, состояние стресса, высокий уровень негативных эмо­ций, низкий уровень информированности участников друг о друге, неумение предвидеть последствия, доминирование в сознании оппонента «агрессивной концепции среды», негатив­ная установка на оппонента, фактор времени и др.

Иллюзия «выигрыша — проигрыша»: «Наши потребности абсолютно несовместимы, только один из нас может побе­дить». Иллюзия заключается в том, что результат, при кото­ром один выигрывает, а другой проигрывает, воспринимается как неизбежный, хотя на самом деле существует альтернатива взаимовыгодного решения.

Иллюзия «плохого человека»: Индивид рассуждает следу­ющим образом: «Мой конфликт — это прямой результат не­компетентности, грубости, глупости или других недостатков партнера; он может быть разрешен только в том случае, если тот их признает и исправит». Поскольку мы считаем конф­ликт прямым следствием личных недостатков другого, мы снимаем с себя ответственность за собственный вклад в созда­ние проблемы. Мы успокаиваем себя, считая, что виноват другой человек, а мы — лишь невинная и несчастная жертва.

Иллюзия «камня преткновения»: «Наши разногласия не­примиримы, соглашение невозможно».

Другими наиболее типичными случаями искажения явля­ются:

иллюзия «собственного благородства» (каждый оцени­вает свою способность к сотрудничеству выше, чем у оппонента);

«все ясно» (предельно, в результате чего упрощение ситуации утверждает истинность одной и ложность по­зиции противоположной стороны).

 

Практический блок

2) Составить инфокарту

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-06-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: