РЕЖИССЁРСКАЯ ЭКСПЛИКАЦИЯ




СИНОПСИС

документального короткометражного фильма

«Разлив (дедушкин сарай)»

(26 минут)

Автор: Глеб Петров

«Разлив (дедушкин сарай)» - фильм-наблюдение, как и почему человек долгие годы живет рядом с легендой, к созданию которой его семья причастна кровно.

История «Ленин в Разливе» была известна всембез исключения советским людям: в июле 1917 года, в поселке Разлив под Петроградом, рабочий Николай Емельянов в своем сарае, а затем в шалаше, укрывал Ленина.Это и было знаменитое «последнее подполье Ильича».

- Зритель видит последовательно: цветную хронику советских демонстраций, тысячи радостных людей с красными флагами и советскими песнями; цветную хронику с Сараем Ленина, и торжественно-проникновенным рассказом о его спасителе Николае Емельянове.

Долгие годы данная история была важной частью идеологии страны.Сюда автобусами везли экскурсии от предприятий, везли принимать в пионеры школьников.Все важные делегации посещали эти «святые для каждого советского человека места».

А на кухнях (для своих)рассказывалианекдот, в котором Ленин говорил: «А сам на чердак, и работать, работать, работать!». И это тоже было про Разлив.

Реальные фактыистории многие годы обрастали вымышленными деталями и небылицами. Кое чтоиз этой истории упоминать было запрещено, и умалчивалось по идеологическим соображениям. История неоднократно «мутировала» в угоду политическим изменениям «там наверху».Таким образом, реальная история ленинского подполья сталалегендой, прославляемой в различных художественных произведениях.

- Главная героиня фильма, Нина Александровна, рассказывает, как скульптор лепил бюст её дедушки- Николая Емельянова, а художник рисовал портрет, который не приняла комиссия, а они постеснялись его выкупить у художника. Тут же, история о том, как режиссер Кулиджанов в 63-ем снимал фильм про Ленина в Разливе, а ее отец не только был его консультантом, но и подружился с ним.

С событий лета 1917-го прошло почти 100 лет.Ленинский сарай стоит на своем месте, рядом с ним - старый емельяновскийдом. В доме живет Нина Александровна, внучка рабочего Емельянова. Того самого, чтоукрыл, в своем сарае Ленина, и с ним, оказывается, еще ирасстрелянного затем в 30-ых годах Григория Зиновьева.

Спаситель Ленина, Николай Александрович Емельянов, был арестован в 1937-ом году, сидел в тюрьме, затем был выслан с женой в Омск. Из семи его сыновей только двое не подверглись аресту. Один из них, Георгий, погиб на фронте. Сын Кондратий после ареста работал в «шарашке», что-то успешно проектировал, затем ему добавили еще 10 лет, и расстреляли. Любимец Ленина, его кашевар в периоджизни в шалаше - Колька, с которым Ленин так любил «калякать», по сведениям НКВД был застрелен при попытке побега из заключения.

Самый старший из сыновей – Александр, отец героини нашего фильма, отсидел дважды: с 1934 по 1939 год, и с 1949 по 1953 год. Между Воркутой и Ташкентом он успел пройти три года фронта, был дважды ранен.

- Нина Александровна вспоминает, что рассказывал о лагере отец, как там умирала неприспособленная ленинградская интеллигенция. Вспоминает и рассказ о том, как отец после отбытия срока добирался из Воркуты в Омск к семье. Ехал, на чем придется, много просто шел пешком: «билетов на поезд, видно, не давали».

Да и сама Нина Александровна почти с самого рождения стала участницей исторических событий: в 34-ом она десятимесячной отправилась с матерью и братом в ссылку в Омск, и вернулась оттуда только после смерти Сталина.

- Нина Александровна вспоминаетрассказ о том, как дедушке разрешили вернуться из Омска в Разлив в 44-ом году, а бабушке нет. И как у возвращавшегося из ссылки домой«простофили» дедушки, мужик украл мешок с продуктами, и он не умер от голода только благодаря сестре, которая жила в Разливе.

За жизнь Нины Александровны прошла цепь переломных событий, и всё связанное с ленинской легендой рухнуло. Но она продолжает жить рядом с остатками этой легенды – с мемориальным Сараем.

- Зритель видит, как сын Нины Александровны, Константин, просматривает выброшенные из музея под снег ненужные никому фотостенды (это большого размера фотоколлажами на тему Ленина и революции, сделанные еще в 70-ые года).

Жизнь человека и легенда теперь напрямую не пересекаются. Но при этом они тесно связаны: многие годы, изо дня в день, она видит из окна тот самый дедушкин Сарай. А еще, видит дуб, который Ленин посадил вместе с детьми Николая Емельянова, он и сейчас растет у забора. А еще залив, с забавным названием Жучка, откуда когда-то ее отец и дедушка ночью вывели две лодки. Налодках к шалашу они переправляли Ленина и Зиновьева.

- Длинные планы музея-сарая, и того что его окружает: дом Емельяновых, на нем табличка «ул. Емельянова», перевернутые лодки в огороде Емельяновых, старый сарайчик в огороде. Нина Александровна поднимается по старой лестнице на 2-ой этаж дома, на балконе снимает с веревок белье, смотрит вдаль.

Что чувствует Нина Александровна, долгие годы живя бок о бок с этой легендой, к которой она причастна по крови? В чем магия места, где родилась эта легенда, куда уже четвертое с тех пор поколение Емельяновых возвращается, и откуда всё не уедет?Простое стечение обстоятельств, иликакое-то мистическое притяжениеэтого места?

- Зритель видит Нину Александровну с сыном Константином на кладбище в Сестрорецке у могил её дедушки, бабушки, папы.

Не знаю, найду ли я ответы на эти вопросы. Но мне важно, что эти вопросы задают ракурс, с которого мне интересно наблюдать всю эту историю.

Общая картина фильма складывается за счет создания атмосферы единого над всем происходящим времени: вот черно-белая хроника –это история из прошлого. А это сейчас - Нина Александровна стоит на крылечке, и задумалась. Птицы вокруг щебечут, и тишина такая заполоненная. И история эта жива, пока людиживы, и помнят. И время вокруг такое, что к нему можно прикоснуться.

- Зритель видит сынаНины Александровны, Константина, который спускает весной лодку на водузалива, у самого забора, как всегда весной делали его дед и прадед.

 

 

РЕЖИССЁРСКАЯ ЭКСПЛИКАЦИЯ

документального короткометражного фильма «Разлив (дедушкин сарай)» (26 минут)

Автор: Глеб Петров

Сюжетный ход: Развитие сюжета фильма идет параллельно со сценами реставрации памятника-сарая: от первого дня реставрационных работ до открытия сарая для посетителей (4 сцены работ).По ходу фильма мы предполагаем неоднократно «сталкивать» официальную, пафосную по стилю советскую хронику сарая и шалаша с неторопливой обыденностью быта главной героини фильма – Нины Александровны. Интервью героев (главной героини, краеведа, директора музея) дадут возможность зрителю узнать от экспертов факты о событиях лета 1917 года, о разных этапах жизни музея, о перипетиях жизни семьи Емельяновых.

Метод: Съемка привычной камерой: наблюдение за процессом реставрационных работ в сарае; наблюдение за жизнью героинифильма в разных бытовых ситуациях: на кухне, в огороде, в общении с сотрудниками музея. Включения эпизодов интервью героев (главной героини, краеведа, директора музея).

Закадровый комментарий: Авторский.Знакомит зрителя с главной героиней фильма, с краеведом и директором музейного комплекса «Разлив». Также, авторский комментарийпомогает героям полнее раскрыть их темы:ленинскую историю лета 1917 года, историю жизни музея в разные периоды, историю репрессий семьи Емельяновых.

Другой используемый в фильме вид закадрового комментария – дикторский, из советской хроники. Он отличается легко узнаваемой советской патетикой, поставленным дикторским голосом.

Места съемок:

Пос. Разлив, музей сарай Н.А. Емельянова.

Пос. Разлив, дом Нины Александровны.

Пос. Разлив, музей шалаш Ленина.

Время съемок: Осень 2014 г., зима 2014-2015 г.г., весна 2015 г.

Используемая хроника:

- выпуски Ленинградскаякинохроника с сюжетами о музее-шалаше 1965-81 г.г.

- кадры музея-сарая снаружи из док. фильма «По Ленинским местам», 1984 г.

- кадры сюжета о съемке фильма С. Юткевича «Рассказы о Ленине», 1957 г.

Используемые фрагменты художественных фильмов:

- кадры художественного фильма С. Юткевича «Рассказы о Ленине», 1957 г.

- кадры художественного фильма Л. Кулиджанова «Синяя тетрадь», 1963 г.

Используемые фото разных лет:

- Сарая, Шалаша, портреты Емельяновых; из семейного архива Емельяновых, из архива "Историко-культурного музейного комплекса в Разливе".

Музыка: Предполагается использование советских песен о Ленине, русских тем в классической музыке, классической и современной фортепианной музыки.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-12-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: