Тема 9 Способы графической обработки информации: таблицы, кластер, интеллект - карты, денотатный граф




Существует множество способов графической организации материала: графики, схемы, таблицы, карты. Среди них самыми распространенными являются таблицы. С одним видом таблицы «Толстые и тонкие вопросы» мы уже знакомы. Рассмотрим еще несколько табличных форм.

 

Таблица 8 «Что? Где? Когда?»

 

Российские Нобелевские лауреаты (кто?) Область знания (где?) Открытие (что?) Год открытия и год получения премии (когда?) Дополнительные сведения. (как применяется?)
         

 

Таблица 9 «Знаю – Хочу узнать – Узнал» (ЗХУ)

 

Знаю Хочу узнать Узнал (или осталось узнать)
     
     

Эта таблица нужна, если нужно собрать уже имеющийся по теме материал, расширить знания по изучаемому вопросу, систематизировать их. Таблица состоит из трех колонок. В первую колонку записывают все известные по данной теме понятия. Во вторую колонку вносятся непонятные или неизвестные факты, а так же спорные мысли и вопросы, возникшие в ходе обсуждения темы. Третья колонка заполняется по мере работы над темой.

Концептуальная таблица

  Категория сравнения Категория сравнения Категория сравнения Категория сравнения
Факты        

 

используется, когда необходимо провести сравнение нескольких объектов по нескольким вопросам. Этот метод учит рассматривать тему с разных сторон, анализировать и обобщать информацию, находить и анализировать отличительные признаки объектов.

 

Таблица 10 Пример концептуальной таблицы

 

Функция и ее свойства у=х у=х2 у=х3 у=1/х у=√х
Область определения          
Множество значения          
Четность, нечетность          
Монотонность          
Нули функции          

Сводная таблица - помогает систематизировать информацию, проводить параллели между явлениями, событиями или фактами. Они помогают не только 3увидеть отличительные признаки объектов, но и позволяют быстрее и прочнее.

запоминать информацию. Выглядит эта таблица просто: средняя колонка называется «линией сравнения». В ней перечислены те категории, по которым

предполагается сравнивать какие-то явления, события, факты. В колонки, расположенные по обе стороны от «линии сравнения», заносится информация, которую и предстоит сравнить.

Таблица 11 Пример сводной таблицы

извозчик конка омнибус Линия сравнения трамвай автобус такси
      маршруты      
      популярность      
      Внешний вид      

Таблица синтез - используется для развития рефлексивного восприятия информации. Она побуждает к диалогу с текстом, к критическому осмыслению его содержания. При первом восприятии текста заполняются две графы, а третья при осмыслении первых двух.

 

Таблица 12 Пример таблицы синтез

 

Ключевые моменты текста На чем остановилось внимание Почему именно на этом остановилось внимание?
     
     
     

«Инсерт» – один из приемов технологии развития критического мышления, его часто называют технологией эффективного чтения. Он используется при работе с текстом, с новой информацией.

Название приема представляет собой аббревиатуру:

· I –interactive (интерактивная).

· N –noting (познавательная).

· S –systemfor (система).

· E –effective (для эффективного).

· R –reading (чтения).

· T –thinking (и размышления).

Методика использования метода инсерта состоит в следующем:

1 Прочитать текст, маркируя его специальными значками:

V – я это знаю;

+ – это новая информация для меня;

- – я думал по-другому, это противоречит тому, что я знал;

? – это мне непонятно, нужны объяснения, уточнения.

Маркировки в тексте удобнее делать на полях карандашом. Или можно подложит полоску бумаги, чтобы не пачкать учебники.

 

 

2 Заполнение таблицы

V + ?
Здесь записываются термины и понятия, встречающиеся в тексте, которые уже были известны. Отмечается все новое, что стало известно из текста Отмечаются противоречия. То есть, то, что идет вразрез с уже полученными знаниями. Перечисляются непонятные моменты, те, что требуют уточнения или вопросы, возникшие по мере прочтения текста.

Пример заполнения таблицы Инсерт по теме "Реформы Петра I"

V + ?
Петр I — первый российский император. Издал "Табель о рангах" Петр I перенес празднование Нового Года на 1 января. Почему? Что еще нового появилось в России во время правления Петра I?

 

3.Повторное прочтение текста и работа с таблицей.

При этом таблица может пополниться, либо какие-то тезисы уже перейдут из одной колонки в другую. Идет анализ того, как накапливаются знания. Путь от старого к новому становится более наглядным и понятным.

Прием требует не пассивного чтения, а внимательного, заставляет вспомнить то, что уже известно, позволяет вычленить из текста новое, обратить внимание на трудные места, сконцентрироваться на каждой строке текста, предполагает самостоятельный анализ информации. Инсерт довольно эффективен, когда нужно проработать большой теоретический материал.

Графические схемы

Общепринятые в настоящий момент графические схемы – ментальные карты, диаграммы «Рыбьи кости», кластеры, денотатные графы, а также ряд других, реже используемых видов.

«Кластер» происходит от английского «cluster» – рой, гроздь, груда, скопление. С помощью кластеров можно в систематизированном виде представить большие объемы информации. Делая какие-то записи, зарисовки для памяти, мы, часто интуитивно, распределяем их особым образом, компонуем по категориям.

Грозди – графический прием, заключающийся в систематизации материала. Наши мысли уже не громоздятся, а «гроздятся», т. е. располагаются в определенном порядке. Система кластеров охватывает большее количество информации, чем можно было бы получить при обычной письменной работе. Она может быть способом мотивации к размышлению до изучения темы или формой систематизирования информации при подведении итогов. Этот прием развивает умение строить прогнозы и обосновывать их, учит искусству проводить аналогии, устанавливать связи, развивает навык одновременного рассмотрения нескольких вариантов, столь необходимый при решении жизненных проблем. Способствует развитию системного мышления. Основная задача этой формы не только систематизация материала, но и установление причинно-следственных связей между гроздьями.

Правила очень простые. В центре рисуем круг – это наша тема, вокруг нее круги поменьше – крупные смысловые единицы, соединяемые прямой линией с большим кругом, затем круги поменьше и т. д. Таким образом, заголовки смысловых блоков располагаются вокруг основной темы. Большой потенциал имеет этот прием и на стадии рефлексии: на этой стадии можно внести исправления неверных предположений в «предварительных кластерах», заполнить их на основе новой информации, установить причинно-следственные связи между отдельными смысловыми блоками.

 

Рис. 4 Примеры кластеров

 

Денотатный граф – [от лат. denoto — обозначаю и греч. — пишу] — способ вычленения из текста существенных признаков ключевого понятия. Данный приём перекликается с Синквейном, но в отличие от Синквэйна, приём Денотатный граф необходим, прежде всего, для осмысления учебного материала. Приём можно эффективно использовать при проведении анализа нового понятия, определения с разных позиций его содержания.

 

  Угол  
образован   измеряется   бывает
двумя лучами выходящими из одной точки   транспорти-ром   острым   прямым   тупым   развернутым
           
    в градусах, в радианах   меньше 90°   равен 90°   больше 90°   равен 180°
                       

 

Рис. 5 Пример денотатного графа

 

1 Суть данного приёма заключается в том, выделяет ключевое понятие (существительное).

2 Ниже он подбираются глаголы, описывающие наиболее важные процессы, происходящие с данным понятием.

3 Для денотатного графа характерно чередование существительных и глаголов. Поэтому на следующем уровне необходимо представить комментарии к глаголам существительными, иногда связанными с ними прилагательными.

4 На следующем уровне подбираются глаголы к предыдущим существительным.

5 Ключевое слово по мере построения графа дробится на слова-«веточки».

«Фишбоун» - дословно переводится с английского как «рыбная кость» или «скелет рыбы ». В мире данная диаграмма широко известна под именем Ишикавы (Исикавы) — японского профессора, который и изобрел метод структурного анализа причинно-следственных связей.

Суть данного приема — установление причинно-следственных взаимосвязей между объектом анализа и влияющими на него факторами, совершение обоснованного выбора. Дополнительно метод позволяет развивать навыки работы с информацией и умение ставить и решать проблемы, ранжировать факторы по степени их значимости.

В основе Фишбоуна — схематическая диаграмма в форме рыбьего скелета. Схема Фишбоун представляет собой графическое изображение, позволяющее наглядно продемонстрировать определенные в процессе анализа причины конкретных событий, явлений, проблем и соответствующие выводы или результаты обсуждения. С помощью схемы можно найти решение из любой рассматриваемой сложной ситуации, при этом возникают каждый раз новые идеи.

Рис. 6 Пример фишбоуна.

 

Схема включает в себя основные четыре блока, представленные в виде головы, хвоста, верхних и нижних косточек. Связующим звеном выступает основная кость или хребет рыбы.

· Голова — проблема, вопрос или тема, которые подлежат анализу.

· Верхние косточки (расположенные справа при вертикальной форме схемы или под углом 45 градусов сверху при горизонтальной) — на них фиксируются основные понятия темы, причины, которые привели к проблеме.

· Нижние косточки (изображаются напротив) — факты, подтверждающие наличие сформулированных причин, или суть понятий, указанных на схеме.

· Хвост — ответ на поставленный вопрос, выводы, обобщения.

Прием Фишбоун предполагает ранжирование понятий, поэтому наиболее важные из них для решения основной проблемы располагают ближе к голове. Все записи должны быть краткими.

Ментальные карты - это техника визуализации мышления. Применения ментальных карт очень разнообразны — например, их можно использовать для того, чтобы зафиксировать, понять и запомнить содержание текста, сгенерировать и записать идеи, разобраться в новой для себя теме, подготовиться к принятию решения. Главное отличие ментальных карт от других способов визуализации прежде всего в том, что ментальные карты активируют память. Списки, сплошной текст, деревья и схемы однообразны. Ментальные карты, наоборот, используют все возможные способы, чтобы активировать восприятие посредством разнообразия: разная толщина линий, разные цвета ветвей, точно выбранные ключевые слова, которые лично для вас являются значимыми, использование образов и символов. Техника ментальных карт помогает не только организовать и упорядочить информацию, но и лучше воспринять, понять, запомнить и проассоциировать ее.

Правила создания ментальных карт.

Ø Возьмите лист бумаги и напишите в центре одним словом главную тему, которой посвящена карта. Заключите ее в замкнутый контур.

Ø От центральной темы рисуйте ветви и располагайте на них ключевые слова, которые с ней связаны.

Ø Продолжайте расширять карту, добавляя к уже нарисованным ветвям под ветви с ключевыми словами, пока тема не будет исчерпана.

Техника кажется интуитивно понятной, однако приведенные ниже правила помогают существенно повысить ее эффективность.

· Пишите одно слово на одной ветви. Такой подход значительно экономит время и место и способствует лучшей читаемости карты. Это сначала кажется непривычным, – у вас может возникнуть опасение, что вы забудете остальные слова. На самом деле не забудете, если выберете в качестве ключевых слов наиболее характерные, яркие, запоминаемые слова.

· Располагайте лист горизонтально – так удобнее читать.

· Пишите ключевые слова печатными буквами, черным цветом, как можно яснее и четче.

· Ключевые слова размещайте прямо на линиях, отображающих их взаимосвязь. Не заключайте их в какие-либо рамки. Пишите на каждой линии только одно ключевое слово.

· Длина линии должна быть равна длине слова – не делайте линии длиннее слов. Не прерывайте линий.

· Используйте разные цвета для основных ветвей, чтобы они не сливались визуально.

· Варьируйте размер букв в надписях и толщину ветвей в зависимости от степени удаленности от главной темы.

· Располагайте ветви равномерно, не оставляйте пустого места и не размещать ветви слишком плотно.

· Используйте рисунки и символы (как минимум – для центральной темы, лучше – для всех основных ветвей).

· Если вы рисуете сложную карту, есть смысл вначале набросать мини-карту с основными ветвями, чтобы определить структуру будущей карты, поскольку выбор основных ветвей влияет на организацию и читаемость карты.

Ментальные карты наиболее творческий вид графической обработки информации.(см рис.7). Их можно использовать:

ü В самообучении. Изучение любого материала может идти быстрее, если фиксировать основные мысли в форме ментальной карты. Даже если вы просто читаете книгу, сделайте ментальную карту и вы увидите, насколько это удобный способ осмыслить прочитанное (не говоря уже о том, что эта карта может вам очень пригодиться, если вы впоследствии захотите быстро освежить в памяти содержание книги).

ü Для создания идей. Напишите задачу в центре и располагайте на ветках идеи или ассоциации, от них — следующие ассоциации, все время задавая себе вопрос, как это может решить вашу задачу.

ü Чтобы разобраться в новой области. Бывают ситуации, когда вы чувствуете, что тема ускользает от понимания. Напишите ее в середине и располагайте на исходящих из центра ветвях все, что к ней относится. Когда карта станет большой и хаотичной, перерисуйте ее, используя несколько основных ветвей в качестве структурных.

ü Чтобы представить большое количество информации в емкой форме. Вы можете делать это для большей наглядности, например в ходе презентаций, или для себя самого (например, чтобы не забыть что-то важное во время выступления).

 

Рис. 7 Пример ментальной карты по физике

Старайтесь получать удовольствие от самого процесса рисования ментальной карты. Сделайте свою карту красивой, ведь для этого ведь нужно совсем немного — аккуратный текст печатными буквами, ровные линии той же длины, что и ключевые слова, разные цвета для ветвей, чтобы они не путались между собой, самые простые рисунки-символы, обозначающие важные для вас моменты. После определенной практики его будет уходить совсем немного.

 

Контрольные вопросы

1 Какие виды графической организации материала вам известны?

2 Что представляют собой различные виды таблиц. По какому принципу они создаются?

3 Что представляет собой Инсерт-метод? Для чего он нужен? Опишите правила использования этого метода?

4 Расскажите, что представляют собой и как создаются графические схемы.

5 Какую из этих схем вы считаете для себя предпочтительной?

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-07-17 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: